Биологический возраст, его критерии.
Биологический возраст - это достигнутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур и связанных с ним функциональных явлений жизнедеятельности организма, определяемый средним хронологическим возрастом той группы, которой он соответствует по уровню своего развития.
Возраст биологический -- возраст развития. Основными критериями биологического возраста считаются: · зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков); · скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета); · зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов); · показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов; морфологическая и психологическая зрелость. Морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата - мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений.
Возрастная периодизация.
В качестве критерия периодизации выдвигался и такой признак, как степень развития центральной нервной системы (в частности, коры головного мозга)
Существует и возрастная периодизация, основанная на выделении периодов новорожденного, ясельного, дошкольного и школьного возраста у детей, которая отражает скорее существующую систему детских учреждений, чем возрастные особенности.
период внутриутробного развития;
период новорожденного (2–3 недели);
период грудного возраста (до 1 года);
преддошкольный (с 1 года до 3 лет);
дошкольный возраст (с 3 до 7 лет, период молочных зубов);
младший школьный возраст (с 7 до 12 лет);
средний, или подростковый, возраст (с 12 до 15 лет);
старший школьный, или юношеский, возраст (с 14 до 18 лет у девочек, с 15–16 лет до 19–20 лет у мальчиков).
Возрастная и педагогическая психология чаще использует периодизацию, основанную на педагогических критериях, когда периоды дошкольного возраста подразделяются соответственно группам детского сада, а в школьном возрасте выделяют три этапа: младший (I–IV классы), средний (IV–IX классы), старший (X–XI классы).
В современной науке нет единой общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ, но предлагается такая схема:
1) новорожденный (1-10 дней);
2) грудной возраст (10 дней – 1 год);
3) раннее детство (1–3 года);
4) первое детство (4–7 лет);
5) второе детство (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек);
6) подростковый возраст (13–16 лет для мальчиков, 12–15 лет для девочек);
7) юношеский возраст (17–21 год для юношей, 16–20 лет для девушек);
8) зрелый возраст:
I период (22–35 лет для мужчин, 22–35 лет для женщин);
II период (36–60 лет для мужчин, 36–55 лет для женщин);
9) пожилой возраст (61–74 года для мужчин, 56–74 года для женщин);
10) старческий возраст (75–90 лет);
11) долгожители (90 лет и выше).
Данная периодизация включает в себя комплекс признаков: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. Схема учитывает особенности мальчиков и девочек. Для каждого возрастного периода характерны специфические особенности. Переход от одного возрастного периода к другому называют переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом. Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени изменчива. Хронологические рамки возраста и его характеристики определяются в первую очередь социальными факторами.
11. Анатомо-физиологические и функциональные системы. Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития. Здоровье – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия, это отражено в материалах Всемирной организации здравоохранения. Основной отличительной особенностью ребенка является то, что он растет и развивается по определенным законам и не является копией взрослого человека. Условно развитие ребенка разделяют на несколько периодов: 1) этап внутриутробного развития эмбриона – первые 12 недель беременности; 2) этап развития плода; 3) неонатальный период – от 0 до 28 дней; 4) грудной возраст – с 3-4-й недели жизни до 12 месяцев; 5) преддошкольный возраст – от 1 года до 3 лет; 6) дошкольный возраст – с 3 до 7 лет; 7) период младшего школьного возраста – с 7 до 12 лет; 8) период старшего школьного возраста – с 12 до 16 лет.
12. Опорно-двигательный аппарат, возрастные особенности. Предупреждение нарушений осанки. Функцию движений у человека выполняет опорно-двигательный аппарат,объединяющий кости, их соединения и скелетные мышцы. Опорно-двигательный аппарат разделяют на пассивную и активную части. К пассивной частиотносят кости и их соединения, от которых зависит характер движений частей тела, но сами они выполнять движения не могут. Активную частьсоставляют скелетные мышцы, которые обладают способностью к сокращению и приводят в движение кости скелета (костные рычаги).
Специфика аппарата опоры и движений человека связана с вертикальным положением его тела, прямохождением и трудовой деятельностью. Приспособления к вертикальному положению тела имеются в строении всех отделов скелета: позвоночника, черепа и конечностей. Чем ближе к крестцу, тем массивнее позвонки (поясничные), что вызвано большой нагрузкой на них. В том месте, где позвоночник, принимающий на себя тяжесть головы, всего туловища и верхних конечностей, опирается на тазовые кости, позвонки (крестцовые) срослись в одну массивную кость — крестец. Изгибы создают наиболее благоприятные условия для поддержания вертикального положения тела, а также для выполнения рессорных, пружинящих функций при ходьбе и беге. Особое значение мышечная деятельность имеет для развивающегося организма ребенка. Ограничение подвижности или мышечные перегрузки нарушают гармоничность развития и являются важным патогенетическим фактором в развитии многих заболеваний. Вот почему обучение и воспитание предполагают не только развитие умственных способностей школьников, но и их физическое совершенствование. Вполне естественно, что эта задача ложится не только на плечи преподавателей физического воспитания и труда, но и является первостепенной задачей для каждого учителя и воспитателя.
13. Система крови, функции крови. Гемостаз, его механизм.Кровь – это жидкая ткань организма, состоящая из твердой части (форменные элементы) и жидкой части (плазма). К форменным элементам относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. В 1939 году клиницистом Г.Ф. Лангом введено понятиесистема крови, в которую входят: 1) периферическая кровь, циркулирующая по сосудам; 2) органы кроветворения – красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка; 3) органы кроверазрушения – селезенка, печень, красный костный мозг; 4) регулирующий нейрогуморальный аппарат. Деятельность всех компонентов этой системы обеспечивает выполнение основных функций крови.
Функции крови: I.Транспортная: 1)дыхательная, 2)трофическая, 3)выделительная; II.Защитная: 1)фагоцитоз, 2)иммунитет, 3)Гемостаз -свертываемость крови. Эта функция защищает организм от кровопотери. В этой функции участвуют все составные части крови, а также сосудистый эндотелий и сосудистый субэндотелий.
14. Понятие о гипоксии, гипоксемии. Виды гипоксии.ГИПОКСЕМИЯ - понижение содержания кислорода в крови в результате нарушения кровообращения, повышенной потребности тканей в кислороде (чрезмерная мышечная нагрузка и др.), уменьшения газообмена в лёгких при их заболеваниях, уменьшения содержания гемоглобина в крови (напр. , при анемиях), уменьшения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе (высотная болезнь) и др. Следствием ГИПОКСЕМИИ является гипоксия.
ГИПОКСИЯ - кислородное голодание, кислородная недостаточность, понижение содержания кислорода в тканях.
Виды гипоксий: 1.Гипоксическая гипоксиявозникает вследствие снижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе или затруднения проникновения кислорода в кровь через дыхательные пути. 2.Гемическая гипоксия является следствием снижения количества эритроцитов в периферической крови или резкого понижения содержания гемоглобина в эритроцитах. 3.Циркуляторная гипоксияобусловлена нарушением функций сердечно-сосудистой системы (ослаблением работы сердца, спазмом сосудов) и ухудшением вследствие этого поступления кислорода к тканям. 4.Тканевая гипоксия возникает в связи с ухудшением утилизации кислорода при нарушениях процессов биол. окисления и связана с повреждением окислит, ферментных систем, мембранных структур клетки и др.
15. Форменные элементы крови, их значение.
К форменным элементам крови относят эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Эритроцитами называются безъядерные красные кровяные клетки крови. Они имеют двояковогнутую форму, которая увеличивает их поверхность примерно в 1,5 раза. Количество эритроцитов в 1 куб. мм крови равно: у мужчин – 5–5,5 млн; у женщин – 4–5,5 млн. У новорожденных в первый день жизни их количество доходит до 6 млн, затем происходит снижение до нормы взрослого человека. В 7–9 лет число эритроцитов равно 5–6 млн. Наибольшие колебания количества эритроцитов наблюдаются в период полового созревания.
Эритроциты — высокоспециализированные клетки, функцией которых является перенос кислорода из лёгких к тканям тела и транспорт диоксида углерода (CO2) в обратном направлении. У позвоночных, кроме млекопитающих, эритроциты имеют ядро, у эритроцитов млекопитающих ядро отсутствует.
Наиболее специализированы эритроциты млекопитающих, лишённые в зрелом состоянии ядра и органелл и имеющие форму двояковогнутого диска, обусловливающую высокое отношение площади к объёму, что облегчает газообмен. Особенности цитоскелета и клеточной мембраны позволяют эритроцитам претерпевать значительные деформации и восстанавливать форму (эритроциты человека диаметром 8 мкм проходят через капилляры диаметром 2—3 мкм).
ГемолизВ растворах, где содержание поваренной соли меньше или больше, чем в плазме крови, а также под влиянием других факторов эритроциты разрушаются. Разрушение эритроцитов называется гемолизом.
Способность эритроцитов противостоять гемолизу называется резистентностью. . Гемолиз происходит в селезенке и печени. Одновременно с гемолизом образуются новые эритроциты, поэтому количество эритроцитов поддерживается на относительно постоянном уровне.
Группы крови.В зависимости от содержания в эритроцитах двух видов склеиваемых веществ (агглютиногенов А и B), а в плазме – двух видов агглютининов (альфа и бета) – выделяют четыре группы крови. При переливании крови необходимо избегать совпадения А с альфой и В с бетой, потому что происходит агглютинация, ведущая к закупорке кровеносных сосудов и предшествующая гемолизу у реципиента, а следовательно, ведущая к его смерти.
Эритроциты первой группы (0) не склеиваются плазмой других групп, что позволяет вводить их всем людям. Люди, имеющие первую группу крови, называются универсальными донорами. Плазма четвертой группы (АВ) не склеивает эритроциты других групп, поэтому люди, имеющие эту группу крови, являются универсальными реципиентами. Кровь второй группы (А) можно переливать только группам А и АВ,
Лейкоциты.Это бесцветные ядерные клетки крови. У взрослого человека в 1 куб. мм крови содержится 6–8 тыс. лейкоцитов. По форме клетки и ядра лейкоциты делятся на: нейтрофилы; базофилы; эозинофилы; лимфоциты; моноциты.
Итак, значение лейкоцитов – это обеспечение безопасности нашего организма, его защиты от болезнетворных и патогенных влияний окружающей среды.
В отличие от эритроцитов содержание лейкоцитов сильно колеблется. Различают увеличение общего количества лейкоцитов (лейкоцитоз) и их уменьшение (лейкопению).
Тромбоциты. Это мельчайшие безъядерные пластинки протоплазмы. У взрослых в 1 куб. мм крови содержится 200–100 тыс. тромбоцитов, у детей до 1 года – 160–330 тыс.; от 3 до 4 лет – 350–370 тыс. Тромбоциты живут 4–5 и не более 8–9 дней. В составе сухого остатка тромбоцитов содержатся 16–19 % липидов (в основном фосфатидов), протеолитические ферменты, серотонин, факторы свертывания крови и ретрактин. Увеличение количества тромбоцитов называется тромбоцитозом, уменьшение – тромбопенией.
Строение и работа сердца.
Сердце представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Левая и правая части сердца разделены сплошной перегородкой. Кровь из предсердия в желудочки поступает через отверстия в перегородке между предсердиями и желудочками. Отверстия снабжены клапанами, которые открываются только в сторону желудочков. Клапаны образованы смыкающимися створками и потому называются створчатыми. В левой части сердца клапан двустворчатый, в правой – трехстворчатый.
У места выхода аорты из левого желудочка и легочной артерии из правого желудочка располагаются полулунные клапаны. Полулунные клапаны пропускают кровь из желудочков в аорту и легочную артерию и препятствуют обратному движению крови из сосудов в желудочки.
Клапаны сердца обеспечивают движение крови только в одном направлении: из предсердий – в желудочки и из желудочков – в артерии.
Масса сердца человека составляет от 250 до 360 г.
Расширенную верхнюю часть сердца называют основанием, суженную нижнюю – верхушкой. Сердце лежит косо за грудиной. Его основание направлено назад, вверх и вправо, а верхушка – вниз, вперед и влево. Верхушка сердца прилежит к передней грудной стенке в области у левого межреберья; здесь в момент сокращения желудочков ощущается сердечный толчок.
Основную массу стенки сердца составляет мощная мышца – миокард, состоящий из особого рода поперечно-полосатой мышечной ткани. Толщина миокарда разная в различных отделах сердца. Наиболее тонок он в предсердиях (2–3 мм). Левый желудочек имеет самую мощную мышечную стенку: она в 2,5 раза толще, чем в правом желудочке.
17. Периферическое звено системы кровообращения. Виды, особенности строения и функции сосудов.Кровообращение — непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов, обеспечивающее все жизненно важные функции организма. Периферическое звено функциональной системы, поддерживающее постоянство кровяного давления.
Виды: артерии, капилляры, вены.
Артерии - кровеносные сосуды, несущие обогащенную кислородом кровь от сердца к органам и тканям (лишь легочная артерия несет венозную кровь). Артерии несут кровь от сердца, при этом ошибочно предполагать, что в артериях кровь насыщенна кислородом. Стенка артерии представлена тремя слоями: наружной соединительнотканной оболочкой; средней, состоящей из эластических волокон и гладких мышц; внутренней, образованной эндотелием и соединительной тканью. У человека диаметр артерий колеблется от 0,4 до 2,5 см. Общий объем крови в артериальной системе составляет в среднем 950 мл. Артерии постепенно древовидно ветвятся на все более мелкие сосуды - артериолы, которые переходят в капилляры.
Капилляры - мельчайшие сосуды (средний диаметр не превышает 0,005 мм, или 5 мкм), пронизывающие органы и ткани животных и человека, имеющих замкнутую кровеносную систему. Они соединяют мелкие артерии - артериолы с мелкими венами - венулами. Через стенки капилляров, состоящие из клеток эндотелия, происходит обмен газов и других веществ между кровью и различными тканями.
Вены - кровеносные сосуды, несущие насыщенную углекислым газом, продуктами обмена веществ, гормонами и другими веществами кровь от тканей и органов к сердцу (исключение легочные вены, несущие артериальную кровь). Стенка вены значительно тоньше и эластичнее стенки артерии. Мелкие и средние вены снабжены клапанами, препятствующими обратному току крови в этих сосудах. У человека объем крови в венозной системе составляет в среднем 3200 мл.
18. Круги кровообращения.Кровообращение - это непрерывное движение крови по замкнутой сердечно-сосудистой системе, обеспечивающее обмен газов в легких и тканях тела. Система органов кровообращения состоит из сердца и кровеносных сосудов, пронизывающих все органы и ткани тела. Кровообращение начинается в тканях, где совершается обмен веществ через стенки капилляров. Кровь, отдавшая кислород органам и тканям, поступает в правую половину сердца и направляется им в малый (легочной) круг кровообращения, где кровь насыщается кислородом, возвращается к сердцу, поступая в левую его половину, и вновь разносится по всему организму (большому кругу кровообращения).
Малый круг кровообращения - легочной круг - служит для обогащения крови кислородом в легких. Он начинается от правого желудочка и заканчивается левым предсердием.
Большой круг кровообращения - телесный - собирает венозную кровь от верхней и нижней половины туловища и аналогично распределяет артериальную; начинается от левого желудочка и заканчивается правым предсердием.
19. Методы определения показателей сердечно-сосудистой системы (артериальное давление, пульс). Место определения пульса — лучевая артерия у основания большого пальца. Исследующий кладет на лучевую артерию 2-й, 3-й и 4 -и пальцы правой руки и прижимает с умеренной силой к лучевой кости, большой палец располагается на наружной поверхности кисти исследуемого. Подсчет ударов пульса проводится в течение 30 с—1 мин (норма у детей до 1 года — 125, 3 лет — 110, более 12 лет — 75 ударов в минуту). При ритмичном пульсе пульсовые толчки одинаковы по силе и по промежуткам времени между ними. При аритмичном пульсе промежутки времени между отдельными толчками увеличиваются или сокращаются, изменяется также сила толчка. Аритмичный пульс характерен для больных с заболеваниями сердца.
Прибор для измерения АД— тонометр. Он может быть механическим или электронным, но принцип измерения у них один и тот же – реакция на пульсацию крови в кровеносном сосуде. При измерении давления больной может лежать или сидеть, но аппарат должен находиться на одном уровне с рукой, на которой измеряют давление.
Место измерения — плечо, на 2—3 см выше локтевого сустава. На обнаженное плечо накладывают и фиксируют резиновую манжетку, соединенную с измерительным прибором резиновой трубочкой. В манжетку нагнетают воздух резиновым баллоном, также соединенным с прибором. Прибор измеряет давление воздуха в манжетке. Человек, измеряющий давление прикладывает фонендоскоп (трубку для выслушивания) к локтевому сгибу, где хорошо выслушивается пульс на локтевой артерии. Раздуваемой манжеткой сдавливают плечевую артерию до тех пор, пока не исчезнут звуки пульсации на локтевой артерии. Затем постепенно выпускают воздух из системы аппарата. Максимальное артериальное давление определяют по положению стрелки на приборе в тот момент, когда появился первый звук – тон пульсации. Тоны будут выслушиваться до тех пор, пока полностью не прекратится давление на артерию манжеткой, из которой медленно выпускается воздух.