Цвет лица во время болезни: бледный

Запах во время болезни: дыма и рыбы

форма терапии для укрепления стихии: дыхательная гимна­стика

Сущность стихии Металла заключается в кон­центрации и конденсации. Энергия стихии на­правлена внутрь. Цвет стихии — белый. Время года стихии Металла — осень. Увядание расте­ний, которое мы наблюдаем осенью, прямо про­тивоположно расцветающей энергии весны. Ме­талл — это противоположность Дерева.

Металл направлен на запад, ему соответствуют сухой климат, вечер. В западной традиции, где приняты четыре стихии: земля, воздух, огонь и вода, Металлу соответствует воздух. Хотя значе­ние Металла глубже, его сущность — это структу­ра, пространство, расстояние, глубина и измере­ние.

Металл символизирует сконцентрированную энергию, объединяющую Вселенную. Очаги про­явления сил природы и сеть силовых линий, по­крывающая поверхность Земли, обусловлены стихией Металла.

Минералы Земли тоже принадлежат стихии Металла, без них невозможен рост, а главное, плодородие земли. Земля — это мать, Металл — отец. Он отвечает за устройство, поддержание и концентрацию всего сущего.

Когда Земля и Металл объединяются, появля­ется возможность для рождения и роста, реали­зуемого стихией Дерева.

Органом Инь, принадлежащим стихии Метал­ла, являются Легкие, а органом Ян — Толстая Кишка.

В китайской традиции Легкие сравниваются с первым министром или высшим жрецом, который поддерживает должный порядок в обществе. легкие получают жизненную энергию Ци, а Толстая Кишка очищает организм и отдает излишки. Здесь сформулированы две главные функции стихии Металла: получение и отдача — основные ритмы движения энергии на земле.

В индийской традиции основа дыхания носит азвание «энергии жизни», или Праны, это по-ятие схоже с китайским понятием Ци. Большинство духовных практик используют концентрацию и контроль дыхания в технике ме­дитации. Эти традиции рассматривают дыхание как связь человека со Вселенной, а сознательное использование его как средство гармоничного со­существования с небом и землей. Такое толкование дыхания возникло потому, что оно занимает среднее положение между соз­нательным и бессознательным. Физиологиче­ский процесс дыхания контролируется автоном­ной нервной системой, но на него также может влиять и сознание человека. Поэтому для многих людей управление дыха­нием становится первым шагом к сознательному восприятию других подсознательных процессов организма.

Легкие выполняют важнейшую функцию вы­деления двуокиси углерода, образовавшейся в ре­зультате дыхания.

Выдох приводит к освобождению от токсиче­ских веществ и создает пространство для новой энергетической продукции, для вдоха. Рассмат­ривая соотношение вдоха и выдоха, можно выде­лить два типа дыхания.

Первый тип: человек вдыхает слишком много, а выдыхает слишком мало воздуха. Он ходит, вы­пятив вперед грудь, наполненную воздухом, цеп­ко держится за все, что имеет, и не способен «вы­бросить из головы» все лишнее и расслабиться. Второй тип: человек выдыхает больше воздуха, чем вдыхает. У него впалая грудь, он страдает от постоянной нехватки энергии, у него всегда уста­лый вид. А между тем ему просто не хватает ки­слорода, который находится прямо перед его но­сом.

Дуализм функции дыхания — насыщение энергией и ее отдача — это принцип, по которому существует весь космос. Этот же принцип лежит в основе пульсации, расширения и сжатия. Действие этого принципа обнаружено в жизни галактик и в жизни одно­клеточных организмов. Способность Металла к концентрации не противоречит принципу пульсации или дыхания, потому что концентрация возможна только благодаря ритмичной смене на­пряжения и расслабления.

Ритм вообще является основной категорией стихии Металла. Ритмичное и полное дыхание поддерживает пульс жизни и дает нам силы для хранения связи с внешней средой. Кожа также соответствует стихии Металла. а является важным органом дыхания и выделения. Через кожу мы непрерывно взаимодействуем с окружающей средой.

Кожа может ответить на внешние раздражители. и задержку отходов различными заболевания­ми и аллергией. Более того, мы выражаем наше отношение к другим, позволяя им прикасаться к себе или избегая контактов. Мы взаимодействуем с природой, радуясь прохладе воды или ветра, теплу солнца, мягкости и шероховатости земли, нежности листвы растений. Сенсорным органом Металла является нос. Плохое обоняние указывает на отсутствие долж­ного баланса в стихии Металла. Свойства обоня­ния тесно связаны с духом этой стихии, именуе­мым По.

Китайцы связывают с По животный инстинкт, позволяющий ощутить «запах опасности» и пред­видеть угрозу. Именно благодаря обонянию мы делим продукты питания на хорошие и плохие, различаем многообразные запахи цветов. Отно­шение к людям тоже связано с обонянием, мы инстинктивно отвергаем людей с неприятными запахами и стремимся к тем, чей аромат завора­живает.

Стихия Металла характеризуется стремлени­ем к интеллектуальным качествам, но при дефи­ците в стихии Огня эти черты часто превращают­ся в суровость представлений, пуританизм или религиозный фанатизм. Такому типу духовности не хватает энтузиазма, теплоты и непосредствен­ности. Кстати, это является типичной чертой многих религий. Стихия Металла представляет наши отношения со Вселенной, нашу «связь с небесами». При этом «небеса» являются синони­мом интеллектуального и духовного мира.

Душевное здоровье дает особые способности для восприятия этой связи. Если эти способности человеческого организма развиты слабо, орга­низм страдает от дефицита энергии, его связь с внешним миром прервана.

Если у человека не развита способность к очи­щению, его организм окажется в состоянии за­стоя, или стагнации. Вот почему для нашей «свя­зи с небесами» Толстая Кишка не менее важна, чем Легкие.

Только в том случае, если мы умеем регулярно освобождаться от отживших мыслей и старых моделей мышления, мы можем воспринимать свежие идеи и рождать новые мысли.

Поэтому функционирование Толстой Кишки на психологическом уровне обеспечивает организм энергией, необходимой для ясности ума и предвидения.

Признаком отсутствия баланса в стихии Ме­талла у человека является недостаточная связь с окружающей средой. Люди с такими нарушениями обычно одиноки и замкнуты. Они кажутся тяжелыми, холодными и закрытыми. Они почти никогда не обнаружива­ют своих чувств, хотя бывают честолюбивыми, от­стаивают высокие идеалы и мечтают о несбыточ­ном.

Если это верующие люди, то их вера неизменна и догматична. В них чрезвычайно сильно жела­ние попасть на небеса.

Они знают много методов очищения и пытают­ся привлечь других в свою веру, вернуть к «чис­той жизни». Тем не менее, они не способны стать свободными настолько, чтобы воспринимать ду­ховные начала стихии Металла.

Их поведение легко понять, если вспомнить, что легкие и толстая кишка выделяют отходы и что при недостаточном их выведении значительно возрастает необходимость очищения организма. Фанатики чистоты и гигиены, ярые сторонники диет и религиозных догматов таким образом пы­таются компенсировать нарушения в стихии Ме­талла. Нарушения в стихии Металла обнаруживаются в волнении о будущем. Человек с дисбалансом Металла пессимистично относится к жизни. Если стихия Металла здорова, то преоб­ладают доверие к жизни, оптимизм и положи­тельная оценка будущего. Печаль — это чувство, соответствующее осени. Печаль наполняет нас, когда мы покидаем что-то дорогое и близкое на­шему сердцу. Это чувство может быть преувели­ченным у тех, кто не способен расстаться с про­шлым.

Печаль также может быть результатом слабой связи с окружающим миром иди недостатком жизненной энергии Ци. Иногда люди огорчаются по поводу того, чего не произошло, когда понима­ют, что не воспользовались имевшейся у них воз­можностью.

Жить по законам стихии Металла трудно. С од­ной стороны, суть стихии — концентрация, осво­бождение, печаль, жизнь в определенных рамках и уход из мира. С другой стороны, это соединение с окружающей средой, наша жизнеспособность, связь с небесами. Нам часто приходится огляды­ваться назад, отступать, чтобы постичь глубокую связь вещей и событий, незаметную в обыденной жизни.

Круг замыкается только тогда, когда мы осво­бождаемся от прошлого. Если мы освобождаем­ся, создается пространство, где умирает старое и рождается новое. Важно еще, чтобы изменилась и форма. Тогда проявит себя сущность. Нужно ос­вобождаться, не сдаваясь и не теряя веры. Тогда пристанище во внешнем мире станет пристани­щем в мире внутреннем.

Тест «Здоровый Металл»

Найдите время, по крайней мере полчаса, чтобы спокойно и вдумчиво ответить на предложенные вопросы. Устройтесь поудобнее. Прочитайте вопросы, закройте глаза, и пусть вопрос проникнет в вас.

Часто наше бодрствующее сознание готово дать быстрый ответ, правдивый только наполови­ну. Обратите внимание на первый пришедший вам в голову ответ и на парадоксальные ответы, которые, как иногда кажется, вовсе не соответст­вуют заданному вопросу.

Отвечая на вопросы, ставьте напротив карандашом баллы:

• «да» +2;

• «скорее да, чем нет» +1

• «не знаю» 0

• «скорее нет, чем да» -1

• «нет» -2

Затем сложите баллы и оцените полученный результат. Если результат отрицательный, в вашей |стихии Металла определенно есть отклонения. Чем больше положительный результат (макси­мальный результат — 40 баллов), тем больше ре­зерв здоровья и равновесия Металла. Если же ре­зультат близок к нулю, постарайтесь сами ощутить, насколько сбалансирована ваша стихия Ме­талла.

Если стихия Металла слишком сильная или слишком слабая, проделайте упражнения 17-20, которые описаны ниже, и вы восстановите поте­рянное равновесие.

Упражнения нужно делать ежедневно в тече­ние трех недель. Через три недели оцените воздей­ствие этих упражнений на ваш организм, психическое и эмоциональное состояние. После этого решите, стоит ли выполнять эти упражнения еще в течение трех месяцев.

1. Я прекрасно чувствую себя осенью.

2. Я хорошо различаю запахи, у меня чуткий нос.

3. Я очень редко болею простудными заболева­ниями.

4. Я не страдаю бронхитом.

5. У меня никогда не было пневмонии.

6. После небольшой физической нагрузки у ме­ня не бывает одышки.

7. Я умею расставаться с людьми или вещами, ставшими для меня дорогими, не цепляясь за прошлое.

8. Я умею освобождаться от того, что ушло на­веки, не обольщая себя ложной надеждой.

9. Я умею при необходимости отступать и кон­центрироваться на себе самом.

10. Я комфортно чувствую себя в одиночестве.

11. Я нечасто испытываю чувство глубокой пе­чали.

12. Я не стыжусь слез, просто редко испытываю потребность поплакать.

13. Я всегда ощущаю, что является действи­тельно важным в моей жизни.

14. Я осознаю, что является важным в моих су­ждениях о других людях.

15. Я никогда не отворачиваюсь от людей и не отвергаю их.

16. Меня считают справедливым человеком.

17. Я умею правильно излагать свои мысли.

18. Я соблюдаю правила вежливости в отноше­ниях, но терпимо отношусь к тем, кто по не­знанию их нарушает.

19. При необходимости я выполняю требуемые формальности, но чаще не придерживаюсь особых церемоний.

20. Я умею чувствовать опасность, которая ви­тает в воздухе.

СИЛА ВОДЫ

Дух стихии: Чжен (воля к жизни, стремления)

Сторона света: север

Цвет: черный

Вкус: соленый

Время года: зима

Время суток: ночь

Погода: холодная

Жизненный цикл: завершение

Движение: вертикально вниз

Темперамент;- меланхолический

Эмоции: страх, мнительность

Реакция на стресс: дрожь

Орган Чжан: Почки

Орган Фу: Мочевой Пузырь

Ткани: кости и костный мозг

Органы чувств: уши

Телесная жидкость: моча

Цвет лица во время болезни: грязно-серый или темно-ко­ричневый

Запах тела во время болезни: гнилостный

Форма терапии для укрепления стихии: гипноз, йога, медитация

Сила Воды возрастает зимой, в сезон коротких дней и длинных ночей. Земля покрыта снегом, солнце не греет.

В это время жизнь идет под землей. Энергия жизни накапливается в зернах. Зима — промежу­точный период между смертью и возрождением.

Чувство Воды — это страх за жизнь, желание выжить. Ее направление — север, цвет — чер­ный, время суток — ночь.

Энергия Воды — это вертикальный поток, уст­ремленный в центр земли, характер Воды — по­гружение. Энергия Огня направлена вверх к небу, Вода влечет нас в глубины. Она действует как сила притяжения и ведет жизнь к истокам, в глубину сознания, к центру бытия. Река увлекает ручей, несет его воду в море.

Вкус, закрепленный за Водой, — соленый. Соль регулирует количество воды, которое удер­живается в организме.

Соленые воды моря стали местом зарождения жизни на планете, а человеческий организм до сих пор сохранил морскую среду, правда, в не­сколько измененном виде.

Физиологическая смесь различных солей в кро­ви и тканевой жидкости миллионы лет имеет со­став, подобный морской воде. Но излишек солей в организме ведет к накоплению жидкости в тканях и, следовательно, к отекам и увеличению массы тела.

Природа стихии Воды выражена в образе зер­на, в котором заключен мощный потенциал буду­щего развития.

Сжатое в маленьком пространстве, лежит то, что в будущем превратится в могучее дерево. В зерне заключена сущность дерева.

В китайской традиции эта сущность определется как Энергия Предков. Почки — ее хранители. энергия Предков — различные виды энергии, ко­торые человек получает в наследство от своих ро­дителей и других предков, этот термин схож с понятием генетического кода.

Органом Инь Воды являются Почки. Органом Ян — Мочевой Пузырь. Стихии Воды принадле­жит также костная ткань.

Почки в китайской медицине рассматривают не только как место для хранения Энергии Предков, но и как резервуар для тех видов энергии, ко­торые попадают в наш организм после приема и переваривания пищи и сразу не используются.

В Нэй Цзин сказано: «Почки получают сущ­ность Чжан и Фу и хранят ее».

Традиционное китайское представление о том, что Почки отражают генетическую конститу­цию, не противоречит тому факту, что каждая клетка организма содержит ДНК и РНК. Почки, как и любой другой орган, можно рассматривать как силовое поле, распространяющее свое влия­ние на весь организм.

Энергия Воды в организме представлена в раз­нообразных формах. Вода — это текучий строи­тельный материал тела. Она составляет не менее 65 % от веса тела и действует как смазка и раство­ритель.

Непрерывное очищение организма с помощью воды осуществляется благодаря Почкам, что яв­ляется одной из их наиболее важных функций. Движение воды в организме не имеет ничего об­щего с питанием. Питание — это работа Желудка и Поджелудочной Железы. Вода также не обеспе­чивает организм жизненной энергией, это дела­ют Легкие.

Поток воды не имеет цвета и формы. Вода соби­рает отходы, предупреждает застой и обеспечива­ет в теле движение, свежесть и «текучесть». Не существует ни одной функции и ни одного про­цесса, которые могли бы обойтись без воды. Внут­ренняя секреция требует воды.

Вода необходима в процессе пищеварения, ко­гда пища перерабатывается в кашицу. Вода нуж­на для увлажнения глаз, рта, носа, ушей, поло­вых органов и заднего прохода. Вода необходима для поддержания нормальной температуры тела, правильного потоотделения, обеспечения смазки суставов. Вода необходима костям и костному мозгу.

Почки ответственны за сохранение постоянст­ва ионного состава крови. Это важно для построе­ния костной ткани и многих других биохимиче­ских процессов.

Без необходимого количества солей не могут функционировать нервы, двигаться мышцы, биться сердце. Вот почему китайцы считают Поч­ки таким же важным органом, как сердце. Почки гарантируют постоянство внутренней среды человеческого организма, основы его жизни.

Проводимость нервных волокон особенно зависима от определенной концентрации ионов. Существует тесная связь между функцией почек и нервной системы, так как почки отвечают за поддержание баланса ионов в крови, а значит, и во всем организме.

Может быть, именно поэтому китайская тра­диция закрепила головной и спинной мозг за сти­хией Воды. В древних китайских текстах мозг именуется «Морем Сущности».

В связи с нервной системой можно заметить несколько моментов во взаимоотношениях меж­ду стихиями Воды и Огня.

Жизнь зародилась в море, стихия Воды являет­ся основой жизни, нашего непреодолимого желания выжить, нашей жизнеспособности и сексу­альной энергии. Стихии Воды соответствуют про­стейшие формы жизни. Взаимодействие же сти­хий Огня, Металла и Земли порождают организ­мы более высокого порядка. Вот почему материю нервной системы относят к Воде, а сложные реакции на раздражители и координация этих реакций в нервной системе являются свойствами стихии Огня. Вода — фундамент, Огонь — вершина. В китайской традиции все гормоны и железы, торые их вырабатывают, тоже связаны со стихией Воды. При этом древние китайские тексты различают Инь-Почку (Вода-Почка) и Ян-Почку (Огонь-Почка).

Вода-Почка очищает кровь и вырабатывает мочу. Этот орган соответствует трактовке почки и ее функций западной медициной. Огонь-Почка принадлежит эндокринной системе. В ее состав включены также надпочечники, половые желе­зы, островки Лангерганса поджелудочной желе­зы, щитовидная железа, вилочковая железа и ги­пофиз.

Понятия Воды-Почки и Огня-Почки указыва­ют также на природу духа стихии Воды Чжэнь. Чжэнь — это наша сила воли, стремление вы­жить, сексуальная энергия.

Чжэнь представляет ту жизнестойкость, кото­рая помогает человеку преодолевать трудности на его жизненном пути. Чжэнь раскрывается то­гда, когда организм чист и свободен внутри и ко­гда гормоны хорошо регулируют процессы обме­на веществ.

В свою очередь, это делает возможным усиле­ние жизнестойкости и энергии. Эта энергия во­площается в гибкости тела, подвижности суста­вов, сексуальной потенции, крепких костях и здоровых зубах, в блеске волос, хорошем слухе, стремлении к действию и активному приспособ­лению к жизненным обстоятельствам.

Баланс в стихии Воды зависит от взаимодейст­вия между Инь-Почкой и Ян-Почкой. Когда сла­ба Ян-Почка или когда в противовес ей в Инь-Почке имеется излишек энергии, воля к жизни у человека, его жизнестойкость и сексуальная по­тенция понижаются.

Как результат такого несоответствия могут возникнуть общая слабость, импотенция, фри­гидность и психические расстройства. Когда у человека преобладает энергия Ян-Поч­ки, он всегда куда-то торопится, непреклонен в своих решениях. Суровость и холодность приводят к отсутствию гибкости, скованности в спине и пояснично-кре-стцовой области, снижению эластичности мышц задней поверхности бедер и голеней по ходу мери­диана Мочевого Пузыря.

Другими проявлениями холодности и скован­ности могут быть пояснично-крестцовый радику­лит и инфекции мочевого пузыря. Нарушения равновесия в стихии Воды приводят к мочекамен­ной болезни, инфекции мочевыводящих путей, заболеваниям костей, выпадению волос, некото­рым типам поноса, нарушениям менструального цикла и бессоннице. У таких людей постоянно хо­лодные ноги и руки.

Почки управляют слухом. Качество нашего слуха определяется балансом жидкости в ухе. Чувство равновесия зависит от распределения жидкости в ушном лабиринте и также относится к стихии Воды. Причины большинства болезней уха: воспаления среднего уха, звона в ушах, сни­жения слуха или полной глухоты, а также голо­вокружения связаны с нарушениями в стихии Воды.

Поведение и эмоции, связанные с Водой, объ­ясняются действием гормонов надпочечников. Во-первых, в организме существуют андрогены, стимулирующие половую функцию, во-вторых — адреналин, норадреналин, кортизол и альдостерон, регулирующие артериальное давление и вод­ный баланс. Реальная или воображаемая опасность, вызы­вающая страх, становится самым сильным стиму­лом для выброса этих гормонов в систему кровооб­ращения. В Китае страх ассоциируется с могучей силой Воды.

Со стихией Воды ассоциируются некоторые чувства, проявляющиеся в случаях нарушений ее баланса. Когда у человека нет нарушений в сфере стихий, то вполне естественно, что он испытывает страх в опасных ситуациях.

При равновесии в стихиях мы боимся чего-то действительного и конкретного, мы вовремя уз­наем опасность и стремимся избежать встречи с ней. Страх обеспечивает биологическое выжива­ние. Благодаря страху мы учимся уважать жизнь и ее потрясающую силу.

По сравнению со страхом тревога и ужас — чувства более напряженные и сильные. Это эмо­циональные состояния, при которых человек не способен распознать действительную угрозу.

Зачастую угроза возникает в его воображении. В состоянии тревоги невозможно правильно оце­нить опасность, определить ее степень и продол­жительность. Важно понимать, что состояние тре­воги возникает тогда, когда мы сами изолируем себя и теряем гармонию с тем, что нас окружает.

Способность отзываться на любые изменения в окружающем мире является чертой стихии Воды: мягкость, уступчивость, отказ от сопро­тивления. Серьезные нарушения в стихии Воды приводят к приступам паники, бреда, мании пре­следования, боязни темноты, «замкнутого пространства» и состояниям, когда страх сковывает и парализует человека.

Стихия Воды хранит глубинные секреты жиз­ни. Когда мы воспринимаем энергию Воды, к нам приходит внутреннее спокойствие. В этой внут­ренней тишине медленно раскрываются бессоз­нательное царство сна и мир мечтаний. Вода — это стихия углубления в себя, стихия медитации. Если человек чувствует себя на глубине как дома, он спокойно встречает бури, бушующие на по­верхности. Именно в стихии Воды мы знакомим­ся с тем, что не имеет имени — с Дао.

Тест «Здоровая Вода»

Найдите время, по крайней мере полчаса, чтобы спокойно и вдумчиво ответить на предложенные вопросы. Устройтесь поудобнее. Прочитайте во­просы, закройте глаза, и пусть вопрос проникнет в вас. Часто наше бодрствующее сознание готово дать быстрый ответ, правдивый только наполови­ну. Обратите внимание на первый пришедший вам в голову ответ и на парадоксальные ответы, которые, как иногда кажется, вовсе не соответст­вуют заданному вопросу.

Отвечая на вопросы, ставьте напротив карандашом баллы:

• «да» +2;

• «скорее да, чем нет» +1

• «не знаю» 0

• «скорее нет, чем да» -1

• «нет» -2

Затем сложите баллы и оцените полученный ре­зультат.

Если результат отрицательный, в вашей сти­хии Воды определенно есть отклонения. Чем боль­ше положительный результат (максимальный ре­зультат — 40 баллов), тем больше резерв здоровья и равновесия Воды. Если же ваш результат близок к нулю, то постарайтесь сами ощутить, насколько сбалансирована ваша стихия Воды.

Если Вода слишком сильная или слишком сла­бая, то проделайте упражнения 21-25, которые описаны ниже, и вы сможете восстановить поте­рянное равновесие.

Упражнения нужно делать ежедневно в тече­ние трех недель. Через три недели оцените воздей­ствие этих упражнений на ваш организм, психи­ческое и эмоциональное состояние. После этого решите, стоит ли выполнять эти упражнения еще в течение трех месяцев.

1. Я хорошо чувствую себя зимой, в холодную погоду.

2. У меня сильная сексуальная потенция.

3. Я не испытываю боли или какого-то диском­форта в пояснице.

4. У меня нет склонности к инфекциям моче­вого пузыря.

5. У меня здоровые почки.

6. У меня здоровые волосы.

7. У меня крепкие зубы.

8. У меня хороший слух.

9. У меня нет склонности к воспалению сред­него уха.

10. Меня не преследует звон в ушах.

11. Я спокойно отношусь к соленой пище: без особого пристрастия и без отвращения.

12. Я не боюсь темноты.

13. У меня нет выраженных фобий, я испыты­ваю страх, только встречаясь с реальной опасностью.

14. У меня сильная воля.

15. Я умею преодолевать трудности.

16. Я достаточно честолюбив, но вместе с тем не слишком амбициозен.

17. Иногда я настолько увлекаюсь чем-то, что все остальное на какое-то время теряет для меня смысл.

18. У меня богатое воображение, сильно разви­та способность фантазировать.

19. У меня есть секреты, и я умею хранить дове­ренные мне тайны.

20. Я не испытываю страх смерти, я вообще ред­ко задумываюсь об этом.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТИХИЙ

Китайцы всегда придавали большое значение гармонии и балансу сил и энергий. В процессах, происходящих в природе и космосе, индивидуаль­ные свойства стихий играют гораздо меньшую роль, чем взаимодействие между ними. В любом жизненном процессе стихии создают, уравнове­шивают и сдерживают друг друга. Китайская традиция говорит о существовании двух основ­ных циклов взаимодействия стихий: Созидания и Разрушения.

Эти циклы показывают, как стихии связаны друг с другом и как они распространяют свое влияние. Они описывают фазы роста, развития и физиологического взаимодействия различных органов, а также путь развития и распростране­ния болезней от стихии к стихии, от органа к ор­гану. Все циклы вместе составляют сложные комбинации, позволяющие понять картину забо­левания у каждого отдельного человека.

Если их применять на эмоциональном и психо­логическом уровнях, то открывается процесс ди­намического взаимодействия между чувствами и психологическими установками.

Цикл Созидания

Этот цикл описывает переход от одной стихии к другой, от фазы к фазе. Дерево преобразуется в Огонь, Огонь в Землю, Земля в Металл, Металл в Воду, а Вода в Дерево.

В китайских текстах эти переходы показаны следующим образом. Дерево используют, чтобы разжечь огонь. Затем огонь превращается в пе­пел. Пепел становится землей. В глубинах земли рождаются металлы. Небеса — царство Метал­ла — исторгают Воду в виде дождя. А Вода питает растения, Дерево. Дальше цикл начинается сна­чала. Суть этого цикла в том, что проявление энер­гии каждой стихии зависит от питания, которое она получает от предшествующей в цикле сти­хии. Поэтому этот цикл называют также Циклом Питания. Питание и построение являются свой­ствами Инь, поэтому Цикл Питания особенно эф­фективен в органах Инь. Печень (Дерево, Инь) питает Сердце. Сердце (Огонь, Инь) питает Селе­зенку. Селезенка (Земля, Инь) — Легкие. Легкие (Металл, Инь) питают Почки, а Почки (Вода, Инь) — Печень. И мы снова возвращаемся к нача­лу цикла.

Конечно, нелегко передать и осознать изло­женные здесь принципы в терминах, которые ис­пользуют западная физиология и медицина.

Цикл Созидания описывает преобразование динамических сил и энергий, находящих свое от­ражение на органическом и психологическом уровнях. Измерить эти энергии нельзя, а наблю­дать их влияние на что-либо можно.

Например, в практике китайской медицины Почки укрепляются через энергию Легких. Имен­но эта комбинация зачастую обнаруживается в ис­ториях болезни.

Если в детстве первые заболевания связаны со стихией Металла и проявляются в хронических простудных болезнях, кашле, пневмонии или по­носе, тогда, скорее всего, в следующем периоде развития у ребенка возникнет дисбаланс стихии Воды, который проявится в воспалении среднего уха, звоне в ушах и разрушении зубов. В этом случае стихия Воды, ее органы и ткани годами не получали достаточного питания из-за слабости стихии Металла.

Цикл Созидания представляет собой замкну­тый круг. Если круг разорван в какой-либо точке, предыдущая стихия не в состоянии питать после­дующую, а результатом является общий дисба­ланс энергий стихий.

В китайской традиции цикл Созидания назы­вают еще Законом Матери и Ребенка. Каждая стихия является «ребенком» для питающей ее стихии, «матери». «Ребенок» одной стихии явля­ется «матерью» последующей и так далее, пока цикл не завершится.

Сила стихии зависит от правильного питания, получаемого от матери. Такие отношения матери и ребенка можно наблюдать в любой сфере: био­логической, эмоциональной и психической.

Для диагностики важно определение недоста­точности питания или, наоборот, излишнего пи­тания, так как и оно становится причиной мно­гих болезней.

Если расходуется слишком много энергии «ма-тери»-стихии, она слабеет и болеет. Так цикл Со­зидания превращается в цикл Истощения, кото­рый в китайской традиции описан как закон «Ребенок разрушает мать», или «Жадный ребе­нок высасывает все материнское молоко». Цикл Истощения выглядит так: Дерево впитывает всю Воду, Вода приводит к коррозии Металла, Ме­талл разрушает поверхность Земли, Земля засы­пает Огонь, а Огонь сжигает Дерево.

На эмоциональном уровне переход от чувств, характерных для одной стихии, к чувствам, свойственным последующей, становится понятен, если обратиться к смене времен года. Ведь каж­дое время года ассоциируется с определенными чувствами и переживаниями.

Весна — время новых планов, начала новых проектов. Весной люди более открыты, они при­обретают новые знакомства, влюбляются. Весь эмоциональный спектр Дерева весной становит­ся более интенсивным.

Некоторые люди ощущают нарастающие не­терпение и раздражительность, когда стихия Де­рева сильна. Если стихия Дерева слаба, они впа­дают в глубокую депрессию.

Цветение лета вырастает из начинаний вес­ны — радость от успехов и праздников. После внезапного выхода гнева приходят примирение и освобождение.

Опыт показывает, что те, кого никогда не охва­тывал гнев, редко испытывают действительную радость, заставляющую биться сердце. Переход Дерева в Огонь легко увидеть у детей. Вот они не­обузданны, обижают друг друга, спорят или де­рутся, а в следующую минуту — лучшие друзья и вновь играют, как будто ничего и не случилось.

После испытанной радости мы часто задержива­емся в ее объятиях и жаждем ее возвращения. Мы становимся спокойными, задумчивыми и даже не­много меланхоличными. Мы постоянно возвра­щаемся к романтике и чувствам прошлого. Все это настроения стихии Земли, характерные для осе­ни. Радость, прочувствованная во всей своей пол­ноте, рождает сопереживание — глубокое понимание и связь с тем, кого вы любите и с кем разделили счастье.

Благодаря сочувствию, возникшему из разде­ленного с кем-то сильного чувства, становится возможной конструктивная критика — другая черта стихии Земли.

Меланхолия может перейти в грусть, сочувст­вие может привести к интуитивному пониманию, что наступит момент, когда придется расстаться с человеком.Так осень переходит в зиму. Тот, кто может по­чувствовать потребности другого, поймет, когда придет время уйти. Такой человек знает, когда нужно остаться одному, не цепляясь за другого. Тот, в ком стихия Земли плавно переходит в сти­хию Металла, способен освободиться от прошло­го, разорвать старые связи и не держаться за от­жившие чувства. Через печаль и освобождение разовьется зрелость.

Если переход от Металла к Воде не завершен, человек будет бояться одиночества и жаждать со­единиться с другими. Почти всегда за боязнью одиночества стоит страх оказаться наедине с са­мим собой.

Но именно в одиночестве, ощутив собственную силу, мы осознаем, кем же являемся в действи­тельности. Принадлежащая Металлу способность освобождаться самому и отпускать кого-либо или что-либо необходима, чтобы успокоить Воду и по­грузиться в тишину.

Из тишины вырастает новое начинание. Это и есть переход от Воды к Дереву. На эмоциональ­ном уровне мы ощущаем этот переход как внезапное преобразование страха в решимость, агрес­сивность.

Напуганный, загнанный в угол человек может либо онеметь в неподвижности, либо начать дей­ствовать — убегать или нападать. Вторая модель показывает здоровый переход от стихии Воды к стихии Дерева. Особенно четко она видна у жи­вотных и у детей.

Однако у людей, которых воспитывали так, чтобы они всегда сдерживались и правильно вели себя, доминирует парализующая форма страха. Такой человек не в состоянии найти выход из соз­давшегося положения. У него утрачено равнове­сие перехода от стихии Воды к стихии Дерева.

Цикл Разрушения

Точно так же как у каждой стихии есть «мать», которая ее кормит, у каждой стихии есть и «бабушка», которая руководит воспитанием и кон­тролирует развитие и правильный рост «внука». Поэтому другое название цикла Разрушения в китайской традиции — цикл Контроля, или За­кон Бабушки и Внука.

Выглядит этот цикл так: Вода гасит Огонь, Огонь плавит Металл, Металл рубит Дерево, Де­рево истощает Землю, Земля преграждает путь Воде.

Если бабушки и дедушки излишне строги и ав­торитарны, у внуков не развивается независи­мость действий, мыслей и чувств. Если же они по­зволяют внукам слишком много и не наказывают их, когда следует, внуки становятся своевольными, избалованными и неуправляемыми. Такая же ситуация складывается и в цикле Контроля Пяти стихий.

Если Воды слишком много, она гасит Огонь полностью, то есть разрушает его. Такую связь между стихией Воды и стихией Огня можно на­блюдать у тех, кто всего боится, ведь страх — это противоположность любви и решимости. Такая же ситуация характерна для людей честолюби­вых, целеустремленных, с сильной волей, но ли­шенных душевной теплоты и радости.

Если энергия Воды слаба или, в противополож­ность ей, Огонь слишком силен, он может высу­шить жизнь и душу человека. Пламя поднимает­ся слишком высоко, а не горит тихим, дарящим тепло огнем. На эмоциональном уровне это выра­жается в чрезмерном энтузиазме, маниях, исте­рии, запоях, которые переходят в депрессию, ко­гда огонь угасает. Другим знаком дисбаланса стихий является бессонница и частая смена на­строения.

Огонь, плавящий Металл, необходим, чтобы придать Металлу форму и очистить его, добавить к душевным качествам Металла — стремлению к чистоте и духовности — огненные энтузиазм, без­мятежность, бодрость и радость, определяющие истинно верующего и религиозного человека.

Недостаток Огня ведет к фанатизму и догматиз­му. Но если Огня слишком много, развиваются ре­лигиозная истерия и восторженность, рассеян­ность, помрачение рассудка, теряется понимание смысла жизни.

Металл, рубящий Дерево, в зависимости от ба­ланса этих двух стихий, может либо придать ему новую форму, либо разрушить. Люди со слишком сильной стихией Металла кажутся замкнутыми, изолированными от своего окружения, погру­женными в печальные размышления. Они пред­расположены к сутулости.

Пессимизм и боязнь всего на свете не позволя­ют этим людям приступить к новым начинаниям, лишают смелости действовать. Им трудно посвя­тить себя новым проектам и даже познакомиться с новыми людьми. Они избегают необходимого риска и не позволяют себе быть агрессивными.

Наоборот, слабая стихия Металла позволяет Дереву буйно разрастись. Такие люди живут, стремясь охватить все, ввязываются во все новые и новые авантюры. В них живет дух предпринимательства и изо­бретательства, но иногда они теряются среди мас­сы дел, временами у них пропадает даже понима­ние того, что действительно важно.

Дерево, проникающее в глубину Земли, тоже может нести как благо, так и зло, в зависимости от равновесия стихий.

Если лес покрывает почти всю территорию страны, трудно найти место для плодородных по­лей. Но если леса нет вообще, почва не способна удерживать влагу, и земля превращается в пус­тыню или сухую степь.

Люди, в которых слишком сильна стихия Де­рева, чрезмерно активны, они разрабатывают множество планов, берут на себя слишком много и принимают массу решений, но большинство их начинаний так и не воплощается в жизнь.

Слишком сильное Дерево несет в себе агрессив­ность, а агрессивность не оставляет места для со­чувствия и уничтожает готовность заботиться о других.

Кроме того, таким людям нелегко обрести по­кой. Подобный стиль жизни приводит к раздра­жительности и незащищенности. Ведь ощуще­ние безопасности дарит стихия Земли, которая слабеет с усилением Дерева.

Но если Дерево слабое и не может контролиро­вать Зем

Наши рекомендации