Учить способам оценки (сравнению) взаимоположения предметов (2-4).

№ задания Вид деятельности Инструкция Оборудование
        Ориентировка на листе, зрительная локализация объекта   Выкладывание дорожки из мелких камушков   Оценка взаимоположения объектов (2-4)   Выделение пространственного положения объектов в большом пространстве Узнай и назови, кто на твоей картинке сверху. Выбери среди зверей на фланелеграфе друга: кошке – другую кошку, …     Проложи дорожку из камушков между друзьями снизу вверх.   Посмотрите на фланелеграф. Где на нём расположены звери? Сравните со своими карточками: кто из животных? Расположите картинки так же, как у меня.   Помогите хозяйке собрать своих домашних животных, а для этого расскажите, где они находятся (сверху, снизу, высоко, низко)   Большой (демонстрационный) фланелеграф и маленькие по кол-ву детей; цветные изображения животных и их силуэты   Мелкие камушки, фланелеграфы с предыдущим заданием   Цветные силуэты животных: демонстрационный и раздаточный материал, демонстрационный фланелеграф, фоновые карточки.   Игрушки животных, расположенные в групповом пространстве

Тема: ОВОЩИ–ФРУКТЫ.

Вид занятия:Социально-бытовая ориентировка.

Цель: Формирование представлений о яблоке.

Задачи:

1. Учить выполнять мануальные действия при обследовании предмета.

2. Развивать способность зрительно узнавать знакомый объект в условиях изменения пространственного положения в группе предметов.

3. Развивать мыслительную деятельность.

№ задания Вид деятельности Инструкция Оборудование
          Поэтапное обследование натурального объекта   Прохождение лабиринта – развитие зрительно – моторной координации   Локализация предмета из множества других     Расширение представлений о яблоке на полисенсорной основе (осязание, обоняние и т.д.)   Что это? Потрогайте яблоко: оно гладкое, круглое. Понюхайте, какое оно ароматное. Где оно росло? Найдите маленькую веточку, с помощью которой оно крепилось к дереву.   Угости ежа яблоком – прокати яблоко по дорожке до ёжика.   Развесим яблоки на яблоньку: найдите яблоки и повесьте их на дерево (ребёнок берёт 1 яблоко, вешает на яблоню, затем повторить).     Разрежем яблоко на части. Что у него внутри? Можно семечки есть? Куда их надо выбрасывать? Я почищу вам яблоко. Угощайтесь. Какое оно сочное, сладкое, хрустящее. Какие фрукты вы ещё знаете? Яблоки     Зигзагообразная дорожка на столе, игрушечный ёж, яблоки   На фланелеграфе - большая яблоня (цветное изображение) с крючками, к ней набор фруктов с петельками   Яблоко, блюдце, нож, доска, салфетки

Тема: ДЕТСКИЙ САД. ИГРУШКИ.

Тип занятия: Развитие зрительного восприятия.

Цель: Формирование представлений о величине.

Задачи:

1. Учить соотносить предметы по величине.

2. Упражнять в понимании словесного обозначения величины.

3. Развивать зрительное внимание и память.

№ задания Вид деятельности Инструкция Оборудование
            Локализация объектов заданной величины     Соотнесение по величине (способом наложения)   Выкладывание по образцу     Закрашивание Назови игрушки, которые ты знаешь. Покажи большие игрушки, покажи маленькие.   Разложи игрушки в свои коробки. Какой величины зеленые коробки (большие)? В них положим большие игрушки. Какой величины желтые коробки (маленькие)? В них положим маленькие игрушки.   Наведи на полках порядок: расставь игрушки так же, как у меня.   Какие игрушки у тебя нарисованы? Большую закрась красным цветом, а маленькую – синим. Игрушки, знакомые детям (большие и маленькие)     «Коробки» 2х величин зеленого и желтого цветов (прямоугольники, вырезанные их бархатной бумаги), цветные силуэты игрушек соответствующей величины     Для образца: игрушки (каждая 2х величин); наборное полотно на каждого ребенка, наборы цветных силуэтов игрушек по образцу   Карточки-задания с контуром 2х игрушек (большая и маленькая), цветные карандаши  

Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Тип занятия: Развитие осязания и мелкой моторики.

Цель: Формирование представлений о свойствах и качествах предметов (мягкий, твердый, пушистый, колючий; меховой).

Задачи:

1. Обучать приемам восприятия осязательных признаков предметов.

2. Упражнять в различении мягких, пушистых, колючих предметов в реальной обстановке.

3. Упражнять в использовании осязания при рассматривании бисенсорных (зрение, осязание) изображений.

№ задания Вид деятельности Инструкция Оборудование
            Массаж рук, пальчиковые игры     Выбор тождественного предмета по качеству структуры поверхности из двух предложенных     Различение мягких, пушистых, колючих предметов в реальной обстановке.   Восприятие и анализ иллюстраций тактильных книг, пособий   К нам в гости пришли еж и заяц. Они хотят с нами поиграть. «Ежик»:Наши кулачки – это маленькие ежата. Они свернулись в клубок (кулаки сжаты), растопырили иголки (разжать ладонь, развести напряженные пальцы и удерживать их). Выполнять упражнение одной, другой рукой, обеими руками одновременно. Аналогично выполнять упражнения «Прятки с ежиком», «Зайчик», «Прятки с зайчиком».   Вот зайчик. Погладь его: он мягкий, пушистый. (выполнять вместе с ребенком следующие приемы: прикосновение ладонью, легкое движение по поверхности предмета, надавливание) / То же с ежом /.     Найдите и принесите все мягкие игрушки, твердые, колючие, пушистые.   Найдите на картинке лису. Погладьте ее по лапкам, хвостику и т.п. ( предлагать детям находить и показывать части тела, подбирать недостающую часть, подходящую на ощупь, из двух предложенных, и дополнять ею изображение). Картинки с изображением зайца, ежа; показ пальцев поз педагогом     Игрушки зайца, ежа, максимально приближенные к реальным предметам   Разнообразные игрушки животных, расположенные в групповом пространстве   Тактильные книги с изображением животных, специальные тактильные пособия («Чего не хватает», «Найди пару»).  

Планы-конспекты коррекционных занятий с детьми 2-го года обучения

Тема: ТРАНСПОРТ.

Вид занятия: Развитие зрительного восприятия

Цель: Обучение использованию эталонов формы при анализе сложной формы.

Задачи: 1. Учить выделять основные части в предметах сложной конфигурации. 2. Упражнять в поэтапном воспроизведении образца. 3. Развивать самоконтроль.
Раздел прогр. Вид деятельности Инструкция Оборудование
1 Группировка по назначению: выкладывание карточек. Разложи на фланелеграфе грузовой транспорт – снизу, пассажирский – сверху (выкладываем слева направо). -Картинки (игрушки): грузовик, самосвал, прицеп, автобус, троллейбус; фланелеграфы.
Соотнесение цветного изображения с образцом из геометрических форм. Что выложено у меня на фланелеграфе? Найди этот транспорт среди своих картинок и отметь его треугольной фишкой. -Большой фланелеграф, образцы из геометрических фигур: автобус, грузовик, самосвал
Анализ сложной формы: образец из геометрических форм. Детали какой формы понадобятся для выкладывания автобуса? Сколько их и как они -Образец автобуса (2 круга, 6 квадратов, 2 треугольника).
Поэтапное выкладывание образца из геометрических форм. расположены: в нижнем ряду, в среднем, в верхнем? Выложи автобус из геометрических фигур. -Наборы геометрических фигур соответственно образцу.
Локализация заданной формы из множества других. Отметь фишкой синего цвета те фигуры, которые не понадобились при выкладывании автобуса. -Пособие «Геометрические формы»: овалы, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники двух размеров; фишки.

Тема: ОДЕЖДА.

Вид занятия: Социально-бытовая ориентировка

Цель: Формирование способов обследования предметов.

Задачи: 1. Учить выделять, узнавать и называть детали одежды. 2. Учить устанавливать взаимосвязь между назначением одежды и материалом, из которого она сшита. 3. Развивать навыки обследования предмета с подключением мануальных обследовательских действий.
Раздел прогр. Вид деятельности Инструкция Оборудование
1 Выделение предметов и деталей одежды. Подойдите к окну (к двери, доске и др.) все, у кого есть юбка и др., у кого есть воротник и др. -Сигнальные карточки: картинки предметов и деталей одежды.
Обследование предметов на ощупь. Какая из ваших вещей самая теплая? Почему вы так считаете (ткань толстая, теплая, мягкая, шероховатая)? Сравните ее с другими вещами. -Одежда на детях.
  Соотнесение образца ткани и одежды.   Рассмотрите и потрогайте ткани. Подберите такие, из которых можно сшить теплую одежду, легкую одежду -Образцы тканей.
Обкалывание. Обколи сначала платье (или др.), затем воротник на нем, карманы, пуговицы.   -Карточки-задания для обкалывания: предмет одежды с деталями.
Группировка. Помоги кукле собраться: на лыжную прогулку, в театр, на прогулку летом и т.п. Расскажи, что надел на куклу, как (куда) и почему? -Иллюстрации: зима, лето, театр; силуэты: куклы, набор одежды.

Тема: БЫТОВАЯ ТЕХНИКА.

Вид занятия: Ориентировка в пространстве.

Цель: Формирование пространственных представлений.

Задачи: 1. Учить выделять и называть пространственное положение предмета относительно другого. 2. Упражнять в выделении направления: слева направо, справа налево. 3. Развивать зрительное внимание.
Раздел прогр. Вид деятельности Инструкция Оборудование
1 Группировка.   Раздели картинки на 2 группы (электроприборы, инструменты): разложи их в два ряда – один сверху, другой снизу. Почему ты так разделил? -Карточки с силуэтным изображением электроприборов и инструментов, фланелеграфы.
Обозначение пространственного положения с помощью предлогов и наречий. Найди электроприборы на картинке. Где они расположены (на, около, между, рядом, в, за)? -Картинка с изображением комнаты, в которой расположены электроприборы (на столе, около кровати и т.п.).
Игра на внимание. Чего не стало? Что появилось лишнее? -Подобная картинка с незначительными несоответствиями.
Выкладывание дорожки семенами. Выложи семенами (горохом, рисом и п.т.) шнур слева направо. -Фланелеграфы, семена калины или др.
Лабиринт. Проведи гномика слева направо по лабиринту так, чтобы он ни разу не задел электроприбор. Вспомни и назови, мимо каких электроприборов проходил гномик? А теперь проведи его справа налево другим путем. Мимо чего проходил гномик? -«Лабиринт», выложенный на фланелеграфе игрушками-моделями бытовой техники.

Планы-конспекты коррекционных занятий с детьми 3-го года обучения

Тема: ЦВЕТЫ ОСЕНЬЮ.

Вид занятия: Ориентировка в пространстве.

Цель: Формирование нестереоскопических способов восприятия пространства.

Задачи:

1. Обучать восприятию заслоненных предметов.

2. Учить переносить знания об удаленности предметов в практическую деятельность.

3. Развивать зрительную память.

Раздел прогр. Вид деятельности Инструкция Оборудование
          Выкладывание предметов по образцу.     Раскладывание по удаленности.     Восприятие 2-х объектов, расположенных друг за другом.     Закрашивание (перекрытие).   Выкладывание образца по памяти. Моделирование мелкими игрушками. Разложите цветы друг за другом, как у меня. Назовите их. Какие цветы самые высокие, низкие? Какой цветок выше … , ниже ...? Почему одна астра крупная, другая мелкая? Расположите остальные астры вдоль дорожки так, чтобы они удалялись. Что вы видите? Какой предмет видно полностью? Какие части видны у другого предмета? Мы видим ведро полностью, потому что оно ближе к нам; оно закрывает лейку, поэтому ее видно не всю. (Затем предметы поменять местами: а сейчас что ближе, что дальше? Как догадались?) Помоги фотографу – закрась так, чтобы получилась верная фотография (что будем закрашивать сначала, почему?).   Вспомните, как были расположены цветы (в начале занятия) и выложите так же. Помогите бабушке посадить цветы перед домом так, чтобы все цветы было видно. -Карточки с цветным изображением цветов.     -Фланелеграф, дорога, уходящая вдаль, набор астр разной величины (6-7). -Игрушки: ведро, лейка.     -Карточки-задания с контурным изображением ведра и лейки (наложение), карандаши. -См. задание №1.     -Подставка для моделирования, игрушки-модели на штырьках (дом, деревья, цветы).

Тема: Я – МОЯ СЕМЬЯ.

Вид занятия: Социально-бытовая ориентировка

Наши рекомендации