Фразы из слов, начинающихся с согласных звуков
На предыдущих занятиях вы научились хорошо говорить слова и фразы, начинающиеся с гласных звуков. Но речь можно будет считать совершенно правильной, если без всякого напряжения и нажима вы будете произносить в словах и фразах согласные звуки.
Когда вы произносите согласные звуки, то сильно напрягаете мышцы речевого аппарата, что мешает свободному и плавному звучанию речи. Согласные произносятся вместе с гласными, не отрываясь от них.
Вы уже потренировались произносить звуки [П], [Б], [М], [Ф] во всех позициях в словах и фразах. Теперь постарайтесь правильно произносить согласные звуки в начале фразы.
Помните! Ни в коем случае нельзя напрягать и плотно смыкать органы речи при произнесении согласных, это затруднит речь. Начинаем говорить «ленивыми губами», слегка разомкнув губы.
Изменить предложения по данному образцу.
Образец:
Меня успокаивает речевая работа.
Тебя успокаивает речевая работа.
Его успокаивает речевая работа.
Ее успокаивает речевая работа.
Нас успокаивает речевая работа.
Вас успокаивает речевая работа.
Их успокаивает речевая работа.
Предложения:
Меня окрыляют успехи в речи.
Меня заинтересовала речевая работа.
Меня хвалили за удачное выступление.
Меня попросили выступить на конференции.
Меня не пугают трудности.
Меня увлекает работа над дикцией.
Меня интересует художественная литература.
Меня пригласили на молодежный вечер.
Меня радуют успехи друзей.
Меня представили к награде.
Меня попросили сыграть на фортепиано.
Изменить предложения по образцу.
Образец:
Моя речь заметно улучшается.
Твоя речь заметно улучшается.
Его речь заметно улучшается.
Ее речь заметно улучшается.
Наша речь заметно улучшается.
Ваша речь заметно улучшается.
Их речь заметно улучшается.
Предложения:
Мое речевое дыхание упорядочилось.
Мой успех замечают окружающие.
Мой голос заметно окреп.
Моя артикуляция стала четкой.
Моя скованность постепенно исчезает.
Мое настроение всегда бодрое.
Моя речевая тренировка целенаправлена.
Мой голос звучит уверенно.
Моя речь стала выразительной.
Мое упорство помогает в работе.
Мое поведение стало спокойнее.
Мое настроение в моих руках.
Моя уверенность заметно растет.
Мой контроль над речью не ослабевает.
Моя речь стала неторопливой.
Мой кругозор значительно расширился.
Моя воля закаляется в труде.
Моя робость сменилась уверенностью.
Мой друг требователен ко мне.
Моя целенаправленность способствует успеху.
Мой товарищ прекрасно рисует.
Моя мечта становится явью.
Мой словарный запас обогащается.
Моя практика прошла успешно.
Моя сестра работает педагогом.
Моя подруга уехала на юг.
Мой брат занимается плаванием.
Мой отец помогает мне в работе.
Моя мать — учитель истории.
Мой подарок понравился маме.
Устранение звукофобии
Звук[Т]
ата | эта | ота | ыта | ута | ита |
атэ | эта | отэ | ытэ | утэ | итэ |
ато | это | ото | ыто | уто | ито |
аты | эты | оты | ыты | уту | уту |
ату | эту | оту | ыту | уты | иты |
ати | эти | оти | ыти | ути | имти |
ате | эте | оте | ыте | уте | ите |
Звук [Т] в начале слова
та — тэ | тэ — та | то — та | ты — та |
та — то | тэ — то | то — тэ | ты — тэ |
та — ты | тэ — ты | то — ты | ты — ту |
та — ту | тэ — ту | то — ту | ты — ти |
та — ти | тэ — ти | то — ти | ты — те |
та — те | тэ — те | то — те | ты — тя |
та — ят | тэ — тя | то — тя | ты — тю |
та — тю | тэ — тю | то — тю | ты — те |
та — те | тэ — те | то — те | ты — ты |
Звут [Т] в начале и конце слова
тат — тэт | тэт — тот | тот — тат |
тат — тот | тэт — тут | тот — тэт |
тат — тыт | тэт — тыт | тот — тыт |
тат — тут | тэт — тит | тыт — тет |
тат — тит | тэт — тет | тыт — тат |
тат — тет | тэт — тат | тыт — тут |
Дифференциация звука [Т] и звуков [П], [Б], [Ф]
та — па | та — фа | та — па — ба — фа |
тэ — пэ | тэ — фэ | тэ — фэ— бэ — пэ |
тэ — по | тэ — фо | ти — фи — би — пи |
ты — пы | ты — фы | фа — та — ба — па |
ту — пу | ту — фу | ту — фу — бу — пу |
ти — пи | ти — фи | те — фе — бе — пе |
Звук [Т]в стечении согласных
пта | пти | фта | фти | вта |
птэ | пте | фто | фте | вти |
пто | птя | фтэ | фтя | втя |
пты | птю | фты | фтю | вте |
пту | пте | фту | фте | втю |
Дифференциация мука [Т] с другими согласными звуками
[К] — [Т]
качка — тачка
копить — топить
колонны —талоны
скачка — стачка
ветка — вектор
сетка — сектор
[Т] — [П]
такой — покой тыльный — пыльный
тачка — пачка латы — лапы
таранить — поранить тень — пень
катать — копать течь — печь
точка — почка тир — пир
торт — порт стена — спина
тол — пол катить — копить
шторы — шпоры труд — пруд
толк — полк трения — прения
В словах со звуками [Т] и [П]
Типография — попытка — пятница.
Спектакль — петух — ступеньки.
Степь — птица — топтать.
Опуститься — аптека — трепетать.
Коптить — кипяток — шепот.
[Т] — [Ш]
мешать — лишать тушить — шутить
летать — мешать топать — штопать
нота — ноша март — марш
топот — шепот рот — рожь
пытка — пышка брод — брошь
толк — шелк суд — сушь
лодка — ложка тыл — шил
Слева:
Штаб — штопать — штанга.
Штиль — шторы — шторм.
Штраф — каштаны — шутка.
В словосочетаниях
поставить штамп тяжелая ноша
тушить пожар золотая брошь
натуральный шелк штучный товар
платить штраф платяной шкаф
плитка шоколада парашютный спорт
[Т] — [Ц]
затопить — зацепить степь — цепь
братья — браться стена — цена
оттенки — оценки жилет — жилец
тело — целый молодеть — молодец
протест — процесс
Слова:
Центр — цвет — цветы.
Отец — Турция — торговец.
Танец — тигрица — танцор.
Китаец — цыплята — птицы.
Цемент — циферблат — царапать.
Царство — цистерна — трапеция.
Невербальная коммуникация
Может ли человек разговаривать, оставаясь неподвижным, совсем не жестикулируя и не меняя выражения лица? Одна и та же фраза, произнесенная с различной интонацией и сопровождаемая различными жестами, может принимать значения прямо противоположные.
Потренируйтесь в употреблении следующих жестов и движений глаз. Часто ли вы пользуетесь ими? Упражнения делайте перед зеркалом. Те упражнения, которые вам понравятся, постарайтесь применить при разговоре с родными и друзьями. Фразы и выражения разыграйте по ролям. Побывайте в роли всех персонажей диалогов.
Брови
1. Играть, водить бровями.
2. Двигать, шевелить бровями.
3. Поднимать одну или обе брови вверх и опускать вниз, сводить брови к переносице.
4. Взмахнуть бровями (удивление).
5. Брови ползут, поднимаются вверх. (Глаза широко открыты, брови приподняты, при этом образуются горизонтальные складки на лбу. Голова может быть немного откинута назад.) Выражение удивления, недоумения. Может сопровождаться выражениями: «Не может быть!», «Неужели!», «Как же так!», «Как же это случилось?».
6. Мимика, сопровождающая или означающая вопрос. Мам, я сегодня к обеду не приду.
(Мать вопросительно поднимает брови).
Мы с Петькой договорились после школы идти к нему домой.
А сейчас к нам придет..., — начал Шурик громко.
Кто? Кто? — Глаза у мамы раскрылись и брови взметнулись вверх.
7. Хмурить брови (лоб), насупиться.
8. Грозное лицо (грозная, недовольная мина). Выражение недовольства, неодобрение.
И когда однажды директорша намекнула ему, что хорошо бы пристроить его сестру за такого солидного, всеми уважаемого человека, как Беликов, то он нахмурился и проворчал: «Не мое это дело. Пусть она выходит хоть за гадюку, а я не люблю в чужие дела мешаться».
А. П. Чехов
«Человек в футляре»
Проиграйте эту роль, сопровождая ее мимическими движениями.