Наследственность, долголетие, болезни и талант
Как и жизненный опыт, интуиция приходит к человеку с годами. А насколько это качество передается по наследству? Ответ на этот вопрос нетривиален и многим людям практически не известен.
Когда родился Конфуций, человек большого ума и интуиции, его отцу было 70 лет, а матери 16. Этот факт часто служит поводом для вариаций на тему о том, что любви все возрасты покорны. Однако здесь одновременно заложено и частное проявление одного из фундаментальных законов природы: возраст отца оказывает решающее влияние на уровень способностей ребенка. Чем старше отец, тем больше у ребенка данных проявить талант или даже стать гением. Статистические исследования биографических материалов людей, вошедших в историю своими гениальными способностями, и их сравнение с демографическими данными ООН показали: если средний возраст отца в мире составляет 27 лет, то гении рождаются у людей, достигших 30-40 лет (в 41% случаев) и даже 40-50 лет (в 27% случаев).
Поскольку талант — это способность воспринимать и оптимально выбирать информацию, а эти способности у человека достигают своего апогея к 40-50 годам, то понятно, что имеющий такой возраст отец способен передать ребенку при рождении накопленный опыт и интуицию наилучшим образом. Мать способна аккумулировать опыт и знания, приобретенные ее предками по мужской линии, потому ее личное влияние на способности ребенка невелико.
Хотя индекс (возраст) отца — фактор определяющий, но он не является единственным. Среди других факторов важны также индекс отца матери и развитие ребенка в первые двенадцать лет жизни, когда происходит формирование головного мозга, шлифовка механизма восприятия и обработки информации.
Бывает, что талантливый ребенок родился от довольно молодых родителей, однако при этом оказывается, что у матери был весьма высокий индекс отца. К примеру, отцу А. Пушкина было 32 года, но отцу его матери — 41 год.
Существует еще одна причина, согласно которой наиболее пытливые умы, перевернувшие представления человечества об окружающем мире, принадлежат к числу более поздно родившихся детей. "Вся история Великобритании сделана младшими сыновьями", — гласит английская мудрость. Чисто английское объяснение этого феномена (помимо индекса отца) состоит в том, что, согласно английским законам, старшему сыну в семье традиционно передавалось все наследство и привилегии, в то время как младшие сыновья обязаны были заботиться о себе сами. Многие из них при этом совершали открытия. Примерно такая же картина имеет место в отношении первооткрывателей и в других странах, где подобные законы о наследстве не действуют. Помимо более низкого индекса отца, причиной творческого консерватизма старших сыновей служат их взаимоотношения с родителями. Последние часто смотрят на них как па хранителей семейных традиций. Младшие же с детства вынуждены больше бунтовать, если хотят чего-то добиться в жизни.
Из сказанного напрашивается вывод: в семье не должен воспитываться только один ребенок. Оптимальное их число равно трем.
В некоторых государствах, например в ЮАР вышеназванные законы положены в основу демографической политики. Используют их также немцы и американцы: они просто-напросто рекомендуют споим гражданам не торопиться заводить детей и воспитывать в семье до трех детей. В бывшем СССР положение дел совсем иное, предрасполагающее к деградации общества: уже в семидесятые годы индекс отца был па четыре года ниже мирового уровня, причем более половины семей имели по одному ребенку
Обществу, не желающему своей умственной деградации. нужна здравая демографическая политика, направленная, во-первых, на повышение индекса отца у новорожденных. а во-вторых, — на увеличение количества детей в семье в среднем до трех человек. Такое общество может рассчитывать стать обществом умных, талантливых и порядочных людей
С вопросом наследственности связан еще один феномен творческих личностей. Речь идет о наследовании тех способностей, которые ребенок получает, будучи еще в утробе матери.
Известно, что уже через четыре месяца после зачатия будущий ребенок хорошо слышит, реагирует на звук, узнает мелодию. Следовательно, пять месяцев до рождения ребенка можно использовать для формирования его интеллекта, творческих и музыкальных способностей После рождения дети, которые в утробе матери слушали музыку, реагируют на определенные музыкальные звуки так. словно это их родная стихия. Возможно, что именно с этого и формировался музыкальный талант многих известных музыкантов и композиторов.
Самым удивительным является тот факт, что у ребенка еще до рождения есть любимая и нелюбимая музыка, один из любимых композиторов еще не родившихся детей — Вивальди, другой — Моцарт. А музыка Брамса, Бетховена и все виды рок-музыки,. наоборот, приводят их в волнение. Включите музыку Вивальди, и даже самый беспокойный ребенок расслабится и успокоится. Включите музыку Бетховена, и даже самый наиспокойнейший начнет ворочаться и толкать ножками. Начиная с двадцать пятой недели, ребенок буквально подпрыгивает в такт ударам оркестрового барабана.
Известные музыканты Артур Рубинштейн, Иегудин Ме-нухип утверждали, что их интерес к музыке проявился еще до рождения.
Самое простое, что способна сделать каждая беременная женщина — на некоторое время в течение дня включать спокойную музыку. Та или иная мелодия может соответствовать конкретной ситуации во времени: пробуждению после сна, прогулке, купанию и т. п. Постепенно ребенок привыкает к музыке и начинает протестовать настойчивыми стуками в живот, если положенная по ритуалу музыка вдруг не звучит.
Вполне вероятно, что если давать постоянно слушать хорошую музыку еще не родившемуся ребенку, то у него на всю жизнь возникнет к пей глубокий интерес. И если даже он не станет известным музыкантом или композитором, звуки классической музыки все равно окажут свое благотворное воздействие на формирование его интеллектуальных и творческих способностей.
Долгожительство — еще одна тема, имеющая непосредственное отношение к творчеству. Примеры долголетия людей, в труде которых значительную роль играют элементы творчества, настолько многочисленны, что трудно не задуматься над вопросом, существует ли на самом деле закономерность между творчеством и феноменом долгожительства.
Теоретически такие представления не противоречат фундаментальным биологическим законам. Чем глубже геронтологи изучают процессы старения, тем явственней становится взаимосвязь между деятельностью нервной системы и продолжительностью жизни. Одна из особенностей старения — снижение адаптационных способностей организма, обусловленное ослаблением нервной системы, которое снижает сопротивляемость болезням и другим неблагоприятным условиям.
Большинство долгожителей имеют сильную нервную систему, в старости они сохраняют особенности биоэлектрической деятельности головного мозга, свойственной молодости. А поскольку наша нервная система в высшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая и даже совершенствующаяся, то можно сказать, что с ослаблением своей нервной системы может бороться каждый. Самая же перспективная и общедоступная форма борьбы с ослаблением нервной системы — поддержание ее высшего отдела — головного мозга в постоянно деятельном, то есть в конечном итоге в творческом состоянии.
Сказанное было статистически подтверждено на основании анализа биографических данных почти тридцати тысяч ученых, изобретателей, артистов, режиссеров, композиторов, певцов, музыкантов, художников, скульпторов, писателей, ювелиров, взятых из специализированных энциклопедических справочников. Данные эти касались весьма широкого отрезка времени — от античности до современности. Сравнению подвергалась продолжительность жизни творческих личностей со средней продолжительностью жизни их современников. Статистика дала убедительный ответ на интересующий вопрос: во все эпохи длительность жизни людей безусловно творческих профессий была значительно выше средней. В античную эпоху — на 38.6 года, в средние века — на 40. в XVI столетии — на 36.5. в XVII — па 34.7. в XVIII— на 36. в XIX— на 24.6. в XX — па 8 лет. Выборка показывает, что вплоть до XX века разрыв в продолжительности жизни оставался примерно одинаковым. Значительное сокращение его в нашем столетии объясняется рядом причин. Во-первых, век еще не закончился и биографии многих известных людей не отмечены в энциклопедиях. Во-вторых, две мировые войны, фашизм и сталинизм преждевременно унесли жизни многих творческих личностей.
Может возникнуть вопрос о влиянии на долгожительство творческих личностей фактора материальной обеспеченности. Однако переоценивать его не следует, и вот по какой причине. В средние века князья и короли Западной Европы жили в среднем 49,5 года, в то время как артисты, ведущие жизнь полунищих бродяг, — 61 год. В XVI столетии короли и князья жили 51.3 года, а художники и скульпторы — 60. Члены династии Романовых жили в XVII—XIX веках в среднем 49,4 года, а русские писатели в тот же период — 55,4 года.
Подмечено, что многие гениальные люди отличаются предрасположенностью к такому заболеванию, как подагра. Среди них Ньютон. Дарвин, Колумб, Галилей, Роттердамский, Мор, Лейбниц, Бойль, Дизель, Бисмарк и многие другие прославленные естествоиспытатели, математики, физики, химики, астрономы и политики.
Этому факту дается неожиданное объяснение. Дело в том, что подагра, как правило, вызывает повышенный уровень мочевой кислоты в крови (гиперурикемию). Она-то, вероятно, и стимулирует работу мозга. Формула мочевой кислоты, как ни странно, сходна с формулой кофеина и теоброма — общеизвестных тонизирующих веществ, содержащихся в кофе и чае. Вполне возможно, что перенасыщенная мочевой кислотой кровь подстегивает и художественные таланты. Ведь Микеланджело, Рембрандт, Бетховен тоже были подагриками.
Интересны статистические данные, касающиеся связи между талантами, чьи имена упоминаются в американской энциклопедии, и алкогольными напитками. 22 процента из них в какой-то период жизни были алкоголиками, для 38 процентов спиртное являлось привычкой, 3,5 процента воздерживались от алкоголя из-за медицинских противопоказаний и лишь около одного процента были трезвенниками.
Четырнадцать рекомендаций, повышающих уровень интеллектуальных способностей
При групповом методе решения проблем по возможности исключить критику, дать возможность высказывать любую мысль без боязни, что она получит осуждение. Давать возможность как угодно видоизменять, комбинировать идеи, выдвинутые другими членами группы.
Использовать прямые аналогии или искать сходные процессы в других областях знаний.
Использовать приемы отождествления самого себя с каким-либо элементом или процессом проблемной ситуации, например, с подвижной частью механизма, деталью машины, летящим электроном и т. п.
Применять фантастические аналогии, при которых проблема может мысленно решаться как в "волшебной сказке", путем игнорирования фундаментальных законов природы. Например, допустимо выключать земное притяжение, изменять скорость света и т. д.
Следует ожидать существенной корреляции между чувством юмора и творческим потенциалом. Жизненные наблюдения убеждают, что зависимость здесь несомненно имеется, хотя доказать ее строго экспериментальным путем непросто из-за сложностей разработки надежных тестов на чувство юмора.
Практиковать общение с высокоинтеллектуальными людьми не только близких вам профессий, но и весьма далеких. Если обмен мыслями с ними по-настоящему интересен, не тривиален и требует умственного напряжения, то он нередко стимулирует интеллектуальную активность и благодаря аналогиям оказывается полезным для решения чисто профессиональных проблем, содержание которых не имеет прямого касательства к тематике бесед. В частности, руководители некоторых американских фирм охотно приглашают в свой штат историков и философов: специфические особенности их «гуманитарного» мышления помогают решению сугубо технических и управленческих задач.
Написание отчетов, статей и книг нередко способствует решению сложных проблем, поскольку процесс изложения помогает систематизации накопленного материала и уяснению проблемы для самого себя.
Нередко нужная аналогия приходит далее не из смежной, а из очень далекой области, казалось бы не имеющей точек соприкосновения с решаемой проблемой. Поэтому для интеллектуальной деятельности необходим широкий кругозор, знакомство со многими областями знаний и культуры.
Творческое долголетие сохраняют те люди, кто по разным причинам избежал слишком ранней специализации и в молодости занимался проблемами, относящимися к разным, достаточно далеким областям знаний.
Тот же, кто рано погрузился в узкую научную область, лишил себя источника аналогий. Ограниченное время он способен продержаться на старом запасе, но потом наступает творческое бесплодие.
Важным стимулом интеллектуального мышления является "рытье в книгах". Речь идет не о плановом чтении, не о систематическом просмотре литературы по специальности, а о привычке перелистывать книги и журналы, которые почему-то привлекли внимание, целиком доверяясь своему "чутью". Если это занятие регулярно, польза от него огромна. Оно помогает уловить будущие проблемы, знакомит с новыми подходами, помогает понять, что волнует других авторов, сталкивает с неизвестными ранее темами и целыми сферами деятельности.
Важный фактор, стимулирующий мысль, — привычная рабочая обстановка и испытанные рабочие инструменты: лист ватмана и фломастер для архитектора, письменные принадлежности для писателя, иногда даже особым образом очинённый карандаш, особый сорт бумаги. Композитору нужен свой, видавший виды музыкальный инструмент. Физиологу или психологу важно не только размышлять над данными опытов, проделанных учениками и сотрудниками, но и самому, непременно своими руками проводить испытания — без этого плохо рождаются идеи.
Умение поставить себе правильные вопросы, ответы на которые помогут разрешению проблемы. Например: может ли объект быть больше, меньше, шире, можно ли его сжать, добавить что-либо к нему, отнять, заменишь, переместишь, совместишь, расположишь выше или ниже? Вопросы могут быть и другого типа: каким образом это получается; а что, если забраться внутрь; для чего это еще годится; из каких частей это состоит и на что похоже; для чего используется; какие проблемы решает и какие проблемы создает; в чем принцип; кому это нужно?
Если задача не поддается решению, ее надо отложить и заняться чем-то другим. Спустя некоторое время, вернувшись к проблеме, человек нередко сразу же видит ее решение. Полезно возвращаться к трудной задаче каждый раз в новых или измененных условиях: на прогулке, в саду, в шумном месте, в полной тишине. Ведь человек не знает заранее, в каких условиях подсознание даст ему правильную подсказку и когда мозг работает наиболее продуктивно.
Очень важно всегда и везде иметь при себе. Средство для записи мелькнувшей мысли. Целесообразно фиксировать каждую идею, как только она пришла в голову. К концу недели все подобные записи рекомендуется переносить в тетрадь. И когда тетрадь будет заполнена, интуиция подскажет, что делать с идеями, обилие которых оказывается поразительным.
В общении с учениками нужно придерживаться простоты, демократичности и принципиальности. Поддерживать их, если они правы, уметь убедить их научными аргументами — если не правы.
Если хочешь, чтобы ученик занялся разработкой какой-либо твоей новой идеи или нового направления, сделай это незаметно, чтобы он как бы сам проникся этой идеей, приняв ее за свою собственную, пришедшую ему самому в голову под влиянием бесед с тобой.
Не следует чрезмерно увлекаться опекой своих учеников. Полезнее давать им возможность максимально проявлять свою инициативу, самостоятельно справляться с трудностями. Только таким путем можно вырастить не лаборанта, а настоящего ученого. Целесообразно предоставлять ученикам право выбирать свой собственный путь в науке.