Способность мозга к опознанию образов

Единственный установленный опытом канал, по которому к человеку идут сведения об окружающем мире, — это органы чувств. А единственный способ передачи этих сведений из органов чувств в мозг — нервные импульсы. Частотная модуляция импульсов — вот способ передачи всего многообразия сведений о мире в наш мозг. Последняя основана на возможности изменять характер электрических колебаний высокой (несущей) частоты в соответствии с передаваемыми колебаниями более низкой (модулирующей) частоты. В результате таких преобразований возникает возможность передавать сигналы, речь, музыку, цветные изображения посредством колебаний высокой частоты.

Электрические импульсы идут по многочисленным проводящим путям — и от разных органов чувств, и от данного органа чувств по разным волокнам в разные участки мозга. Пространственная и временная суммация импульсов, связанная с ней мозаика возбуждения и торможения в коре головного мозга — это физиологическая основа человеческого мышления.

Одно из фундаментальных свойств мозга — способность опознавать образы. Общебиологическое значение этого свойства вполне понятно: чтобы выжить в борьбе за существование, животное должно одинаково реагировать на все объекты данного класса, независимо от их индивидуальных различий. Так, заяц обязан одинаково уметь распознавать любых волков: крупных и мелких, серых и темных. Животное реагирует не на все индивидуальные признаки объекта, а на образ, являющийся обобщенной совокупностью этих признаков.

Человек распознает конкретное слово независимо от того, написано оно или напечатано, независимо от размеров шрифта, его цвета. На слух слова распознаются независимо от громкости, высоты и тембра произносящего голоса. Физические характеристики сигналов могут варьироваться в широких пределах, нейрофизиологические процессы при этом тоже неодинаковы. Но в коре головного мозга есть механизм, который выделяет образ, лежащий за всеми этими зрительными, слуховыми и иными раздражителями. Реализуемая таким способом обработка поступающей информации есть содержательная сторона мышления.

Одни и те же физиологические процессы в головном мозгу способны передавать совершенно различное содержание. Например, в античном мире грозу объясняли гневом бога Зевса; мы же считаем ее проявлением атмосферного электричества. Между тем нет оснований считать, что физиологические процессы мозга у эллинов и у наших современников хоть чем-то отличаются. Основа этих процессов — возбуждение и торможение. Однако с помощью этих одинаковых физиологических процессов реализуются различные информационно-содержательные феномены. .

ВНИМАНИЕ — ПРООБРАЗ ЗНАНИЯ

Внимание—наиболее важная умственная привычка. Развивая силу сосредоточенного внимания, каждым человек имеет возможность достичь известной степени гениальности.

Умение человека концентрировать свое внимание оказывает большее влияние на его интеллект, чем даже способность к отвлеченным рассуждениям.

По этой причине внимание составляет едва ли не лучшую половину нашего интеллекта.

Бывает недостаточно, чтобы объект произвел впечатление на наш мозг только при помощи чувств. Для запоминания чего-либо необходимы внимание и сознательность в момент первичного впечатления.

Большая часть видимого, слышимого, чувствуемого нами скоро забывается, потому что мы относимся к этому с очень незначительной степенью внимания. Слабая память — это, по сути дела, слабое внимание.

Разум может заниматься одновременно лишь одним делом, но способен переходить от одного дела к другому с поразительной быстротой, которая заставляет предполагать, что внимание разделяется человеком между двумя и более делами.

Когда разум сосредоточен на одном деле, то он становится невосприимчивым к звукам и предметам, которые привлекли бы в другое время тотчас же наше внимание.

Так, человек, погруженный в какое-либо определенное занятие, не заметит вошедших в комнату лиц и не услышит боя находящихся рядом часов. Про Сократа говорят, что однажды, отправившись в поход с волонтерами, он остановился па дороге, погруженный в свои философские размышления. Простояв так часа четыре и разрешив интересовавший его вопрос, он обнаружил себя одиноко стоявшим посреди равнины, оставленным ушедшим вперед войском.

Если вы желаете посвятить все свое внимание какому-либо вопросу, то по возможности выбирайте время и место так, чтобы ваш ум был свободен от всех посторонних впечатлений. Если вы хотите заинтересовать своего собеседника важным делом, то выберите момент, когда он будет свободен от своих дел. В этом случае можно быть уверенным, что будете иметь внимательного слушателя.

Помните: только те люди, кто умеет сосредоточивать свое внимание, способны бросить одно занятие и тотчас же посвятить всего себя другому делу.

Запоминаются лучше те веши, впечатления от которых получены, когда ум находится в покое и не занят ничем посторонним.

Неделимое внимание дает изумительные результаты, укрепляет способности и дает им силу, которой бы они не достигли в обычных условиях. Если сосредоточить свое внимание на больной части тела, то боль усиливается. Можно усилить кровообращение в любой части тела, если сосредоточить на пей внимание.

Люди большого интеллекта отличаются развитой способностью внимания на интересующих предметах, в то время как глупые и умственно неполноценные люди лишены такого качества.

Необходимым условием знания о предмете служит умение в нужный момент вспомнить о нем. А поскольку память зависима от внимания, то можно сказать, что внимание является первичным фактором любого знания.

Каждому человеку нужно научиться делать одновременно лишь одно дело, но делать его наилучшим образом. Сосредоточивая внимание и интерес только на одном деле, мы будем работать с успехом и удовольствием. Наикратчайший путь уметь исполнять много дел — это выполнять одновременно лишь одно дело.

Человек получает наилучшие результаты, изучая какой-либо предмет, если направит свое внимание на различные подробности, не отдавая всего внимания предмету в целом.

Благодаря анализу и абстракции мы получаем наиболее полное впечатление. Изучая подробности предмета, мы лучше познаем его как целое, точно так же. как для научения делать сложный ход человек должен прежде научиться выполнять каждую составную часть этого хода.

Для тех, кто не научился сосредоточивать свое внимание на одном предмете, приобретение новых привычек и способностей покажется трудным и утомительным. Если вы будете нуждаться в сосредоточенном внимании, оно непременно появится у вас. 'Го же самое относится и к привычкам мышления. 11ри-обретите только умственную привычку, и ей будет следовать ваш разум.

Психологи различают произвольноеи непроизвольное внимание.Первое достигается безо всякого усилия воли. Оно свойственно в полном объеме всем людям и животным. Многие в своей жизни редко выходят дальше порога непроизвольного внимания.

Произвольное внимание достигается исключительно усилием воли. Неразвитые люди обладают лишь незначительным запасом волевого внимания. Степень произвольного внимания часто указывает и на уровень развития, достигнутого человеком. Развитый человек усилием воли способен направить свое внимание на предмет, вовсе для него не интересный, и держать его на нем, пока не закрепит в своей памяти нужные сведения. И точно так же он может переносить свое внимание с более интересного предмета на менее интересный одним лишь усилием воли. Интеллектуально развитый человек почти всегда находит в каждом предмете что-то интересное, что и облегчает возможность сосредоточить на нем свое внимание. Неразвитый человек, едва обладающий волевым вниманием, почти всегда бывает во власти посторонних впечатлений и подобен ребенку, смотрящему представление в цирке и забывающему своих родителей и все окружающее.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Впечатления формируются при посредстве органов чувств. От органов осязания, обоняния и вкуса впечатления непосредственно передаются в головной мозг. Через зрение и слух впечатления достигают мозга посредством световых и звуковых волн, то есть опосредованно.

Впечатления, передаваемые с помощью осязания, обоняния и вкуса, очень трудно воспроизводить в памяти. Например, в данный момент вы не можете вспомнить настоящий вкус, запах или впечатление от прикосновения, но зато легко припомните время и место вкусового, осязательного или обонятельного впечатления, благодаря чему вы и узнаете предмет, издающий запах или обладающий вкусом, встретив его повторно.

Между тем впечатления зрительные или слуховые легко припоминаются, и при помощи разумных упражнений эта легкость может быть доведена до высокой степени совершенства.

Приобретение впечатлений часто идет двумя или несколькими путями параллельно. Например, при чтении напечатанного глаза воспринимают впечатление от слов, изречений, страниц, в то время как другие части нашего разума воспринимают впечатление от мыслей и мнений автора. Если текст читается вслух, то возникают дополнительные слуховые впечатления. Окончательное впечатление формируется при сопоставлении полученной информации со сведениями и суждениями об аналогичных вещах, уже имеющихся в пашей памяти.

Некоторые получаемые нами впечатления очень ясны и сильны, другие — несколько слабее, а третьи — совсем неясны и поверхностны. Сила впечатления зависит от интереса, с которым к нему относится наш разум в момент восприятия, и от количества волевого внимания, сосредоточенного на предмете. Предмет интересный, к которому отнеслись со вниманием, оставляет более резкое впечатление. И впечатление это воспроизводится при надобности гораздо скорее.

Наши рекомендации