Одиннадцать приемов активизации работы полушарий головного мозга

Если воспринимаемая вами информация остается непонятой, то это часто оборачивается недоразумениями, ошибками, разбазариванием времени. Как правило, нечетко преподносимая информация является следствием того, что ее автор использовал только левую половину своего мозга.

Если вы хотите написать текст, понятный каждому, и при этом задействовать обе половины головного .мозга, то этот текст обязательно следует обогатить сравнениями и аналогиями. Только в этом случае можно надеяться, что читатель составит себе именно такое представление о предмете или явлении, которое вы вложили в свое описание.

Если вы слушаете, используя оба полушария головного мозга, то сможете туш же отреагировать на полученную от собеседника информацию, даже если она выражается с дефектами. Это покажет собеседнику, что вы стараетесь его понять и предотвратить возможные недоразумения.

Если во время беседы или публичного выступления вы будете приводить примеры и делать сравнения, ваш язык будет яснее и образнее. Чей яснее картина, которую желает воспроизвести говорящий, тем менее расплывчато он будет выражаться.

При письменном изложении текст по возможности должен содержать иллюстративные материалы.

Если вы получаете информацию и ваш собеседник забывает сообщить важные детали, вежливо задайте ему тотчас же встречные вопросы.

При ознакомлении с большим произведением сначала составьте о нем общее представление (для правого полушария), прочитав оглавление и бегло просмотрев предлагаемые материалы. Если имеются рисунки и другие изображения, то ознакомьтесь с ними до подробного чтения произведения: это напоминает полет на вертолете над "местностью", по которой потам предстоит пройти пешкам.

Если вам предстоит прочитать доклад на новую тему, которую вы должны проработать, старайтесь составить собственное предоставление о предмете вашего доклада и ищите примеры или аналогии из собственного практики.

Запомните, что изолированное заучивание отдельных слов при изучении иностранного языка — это "яд ". Левое полушарие получает при этом двойную информацию, в то время как правое полушарие "сидит сложа руки ". Постоянно прорабатывайте целые (смысловые) тексты или куски текстов и. если возможно, записывайте их на магнитофонную кассету и представляйте себе в виде картин, тогда вам потребуется примерно треть того времени, что при обычной методике, чтобы успешно изучить иностранный язык.

Сильное воздействие, учитывающее специфику обоих полушарий головного мозга, способны оказывать пиктограммы — небольшие упрощенные изображения предмета, которые содержат в себе только самые существенные его элементы.

Представьте себе гонщика-велосипедиста, который едет, используя только первую и вторую передачи, и при эта» удивляется. почему не выигрывает гонку. Что касается нашего мозга, то в использовании его возможностей большинство людей напоминает велогонщика: они даже не осознают, что у их мозга есть третья и четвертая скорости. Конечно, имеется определенный контингент людей, которые используют свой мозг лучше среднего уровня. И мы в таком случае, как правило, предполагаем, что их мозг лучше нашего, считая их особо одаренными.

Действительно, существуют чрезвычайно одаренные люди, однако большая часть тех, кто представляется нам одаренными, просто-напросто более оптимально используют механизмы работы своего мозга. По этому поводу нужно твердо уяснить для себя следующее: до тех пор, пока мы рассматриваем людей, рационально использующих свой мозг, как суперлюдей, то есть как исключение, мы лишаем себя шансов встать вровень с ними.

ВРЕМЯ И МОЗГ

Интересна динамика ощущения времени каждым из полушарий головного мозга. Функции прошлого времени связаны с правым полушарием, будущего — с левым. Будущее как бы ориентирует на себя цели движений, поступков, мыслей, планов, составляющих в целом наиболее активную часть человеческой деятельности. В ее обеспечении у "правшей" главную роль играет левое полушарие. В результате, пока время является будущим, оно связано с левой половиной мозга. Однако переходя в настоящее, этот отрезок времени обусловливает парную работу полушарий, формирование образов внешнего мира и самого себя. Превращаясь в прошлое, тот же отрезок времени становится ответственным за хранение накопленного чувственного опыта. Прошлое несет в себе чувственные "знания" о мире и о самом себе, полученные в разные временные отрезки существования человека. Вместе с тем это время как бы перемещается в правую половину мозга. Непрерывное перемещение будущего в настоящее, настоящего в прошлое предстает, таким образом, как движение времени человека слева направо, в том смысле, что оно "начинается" в левой и "кончается" в правой половине индивидуального пространства. Пространство и время являются поэтому непременным условием для формирования сознания и самосознания: человек осознает себя и окружающий мир только в конкретном пространстве и времени. Организация процессов чувственного познания в конкретном времени и пространстве обеспечивается специальными механизмами правого полушария головного мозга. В то же время процессы абстрактного познания и мышления свободны от рамок конкретного пространства и времени и, как правило, связаны с речью. Механизмы, предназначенные для этой цели, находятся в левом полушарии.

Таким образом, рождаясь с определенной генетической программой, человек начинает свою жизнь с обращенностью в будущее, еще не имея собственного прошлого, не имея опыта восприятия самого себя и окружающего мира. В течение жизни правое полушарие накапливает чувственный опыт, причем обремененность этой половины мозга прошлым временем все нарастает и достигает максимума к концу жизни.

ФЕНОМЕН "ЛЕВШИ"

Известно, что каждое полушарие коры головного мозга управляет движениями и воспринимает ощущения противоположной стороны тела. Так, при поражении левой стороны головного мозга парализуется правая сторона тела.

Человек является уникальным в своем роде существом на земном шаре в том отношении, что одна из его передних конечностей развита лучше другой, причем последнее каким-то образом связано с речевыми навыками. Установлено, что при поражении речевого центра возникает афазия — нарушение способности понимать смысл слов и правильно употреблять их. Почти у всех людей с преимущественным развитием правой руки речевой центр расположен в левом полушарии.

В настоящее время около пяти процентов людей являются левшами, однако такая пропорция существовала не всегда. По археологическим данным, в каменном веке половина людей были левшами, а в бронзовом веке — уже только четвертая часть. Специалисты по психоанализу предполагают, что преимущественное развитие одной руки протекает под влиянием повседневной тренировки в ранние годы жизни. В некоторых случаях это обусловлено эмоциональным негативизмом ребенка, когда он подсознательно отвергает предлагаемые вещи, например предложение родителей выполнять какую-то работу правой рукой.

У левшей принцип противоположности размещения речевого центра нарушается: у большинства из них этот центр располагается в левом полушарии, а не в правом, как можно было бы предположить. Причина такого феномена не установлена, хотя существует мнение, что у каждого левши речевой центр в момент рождения расположен в правом полушарии, однако под влиянием окружающей среды и повседневных тренировок такой же центр образуется и развивается и в левом полушарии, причем речевой центр правого полушария может или исчезнуть, или сохраниться. Наличие двух речевых центров вовсе не означает, что левша обязательно обладает более развитым интеллектом. Тем не менее известно, что после паралича он быстрее восстанавливает способность понимать смысл слов и правильно употреблять их.

Число левшей среди юношей и девушек примерно одинаково, однако лица мужского пола быстрее избавляются от этого "недостатка". Конечно, такие знаменитые левши, как художник Пикассо или теннисист Макипрой. не более неуклюжи, чем те, кто привык работать правой рукой, но тем не менее статистика показывает, что "левши" имеют намного больше шансов пострадать от несчастных случаев из-за того, что окружающий мир более приспособлен для "правшей". Среди двадцатилетних людей "левши" составляют 13% населения, в 50 лет они составляют только 5%, а в 80 лет — лишь 1%.

ДЫХАНИЕ И ГОЛОВНОЙ МОЗГ

Работоспособность головного мозга, его здоровье и долголетие во многом определяются культурой дыхания. Всем известно, что без движения невозможна сама жизнь. Головной мозг является самым чувствительным к недостатку кислорода органом нашего тела. Даже при небольшой гипоксии мысль становится менее ясной, решения принимаются с большим запозданием, увеличивается число ошибочных действий, слабеет память, снижается критическая оценка действительности, хотя субъективное состояние и самочувствие кажутся хорошими. При отсутствии подачи кислорода к головному мозгу уже в течение пяти минут в нем происходят необратимые изменения.

Только правильное дыхание обеспечивает человеку физическое и психическое здоровье. Тип дыхания, частота и глубина вдохов и выдохов влияют на все функции организма, включая и мыслительную деятельность. По этой причине говорят, что ум — властелин чувств, а дыхание — властелин ума.

Согласно учению йогов, жизненная энергия Космоса — прана — содержит в себе -психофизическую составляющую, так называемую энергию "Кундалини", которая, попадая в организм и головной мозг во время акта дыхания, активизирует их. С помощью специальных дыхательных упражнений эффективность живительной силы энергии "Кундалини" может быть значительно усилена. Как известно, процесс естественного дыхания осуществляется через две ноздри, однако в деятельности каждой из них имеют место свои закономерности. Полагают, что вдыхаемый воздух не составляет единую струю, а как бы разделен на два потока, каждый из которых питает соответствующую половину головного мозга.

Дыхание через левую ноздрю (при выдыхании через правую ноздрю) называют лунным, дыхание же через правую ноздрю (при выдыхании через левую ноздрю) называют солнечным.

При естественном дыхании имеет место периодическая преимущественная работа левой или правой ноздри. Чередование дыхания той или иной ноздри с дыханием обеими ноздрями происходит само по себе. Однако оно зависит от фаз Луны, смены дня и ночи. Так, в первые три дня после Новолуния преобладает лунное дыхание, а в последующие три дня, наоборот, — солнечное дыхание. Далее трехдневный цикл смены типа дыхания повторяется. При восходе солнца и в полдень наблюдается усиление лунного дыхания, в то время как при заходе солнца и в полночь — усиление солнечного дыхания. В пределах одних суток чередование типов дыхания происходит приблизительно каждый час. Дыхание не надлежащей для данного момента ноздри может служить сигналом начала какого-то заболевания.

При развитии специальных дыхательных упражнений следует иметь в виду, что в ночные часы более полезным является солнечное дыхание, а в дневные часы — лунное. В целом же лунное дыхание как более созидательное предпочтительнее солнечного, особенно для легковозбудимых, нервных людей. Оно полезно (особенно днем) для усиления питания, заживления ран и ушибов, успокоения, при отравлениях, воспалениях, лихорадке, раздражении и гневе, в начальной фазе какого-либо дела. Солнечное дыхание в целом вредно: оно возбуждает и чрезвычайно усиливает обменные процессы в организме. Оно полезно (особенно ночью) для вялых субъектов при ожирении, при холоде, при лени, апатии, когда нужно напряжение сил, быстрое и скоропреходящее действие, разрушение, при окончании дела. В течение первых полутора часов после еды более полезно солнечное, а в течение последующих полутора часов — лунное дыхание. При заболевании нужно прежде всего перевести дыхание на левую сторону.

Поскольку левое полушарие головного мозга ведает логическими, дискретно-числовыми, словесными, последовательными процессами, а правое — образными, интуитивными, пространственными, непрерывными, бессловесными, а наша повседневная жизнь больше связана с языком, речью, анализом, то левое полушарие получает гораздо больше стимулов для своего развития, нежели правое. В результате у большинства людей, которые не занимаются серьезной интеллектуальной деятельностью, правое полушарие оказывается значительно менее развитым, чем левое. Нарушается внутренняя гармония: человек развивается односторонне. Поскольку дыхание через левую ноздрю способствует охлаждению мозга, а через правую — его разогреванию, то с помощью регуляции дыхания через определенную ноздрю повышаются потенциальные возможности в гармонизации деятельности этого органа.

Рассмотрим вопрос практической организации одностороннего дыхания. Если вы, к примеру, лежите на кровати на правом боку, то правая ноздря полностью или частично перекрыта за счет сжатия ее подушкой. Из-за прижатия правой половины тела к матрацу правое легкое не имеет возможности полноценно дышать вследствие ограничений в расширении правой половины грудной клетки. Таким образом, в положении лежа на правом боку естественно реализуется левостороннее дыхание. Аналогичным образом, при положении лежа на левом боку реализуется правостороннее дыхание.

В положении сидя или стоя организовать одностороннее дыхание несколько сложнее. Можно заткнуть ватой ноздрю, которая не должна дышать, а под неработающую половину тела подложить подушку или иную вещь, прижав ее соответствующей рукой. По этой же руке нетрудно судить об отсутствии чувства дыхательного напряжения в неработающем боку.

Если хотя бы в течение десяти суток вам удастся поддерживать одностороннее дыхание, причем ночью — правой ноздрей, а днем — левой, то ваш организм приобретет железную крепость и здоровье.

Одним из наиболее сильных оздоровительных дыхательных упражнений, в частности гармонизирующих деятельность обеих частей головного мозга, считается попеременное дыхание одной ноздрей. Сядьте прямо, не напрягая мускулов. Выдохнув воздух и перекрыв большим пальцем правой руки правую ноздрю, медленно вдыхают воздух левой ноздрей. При этом стараются, чтобы правое легкое не работало. Перекрыв мизинцем (или иным пальцем) правой руки левую ноздрю, не открывая правой ноздри, удерживают воздух в легких. После этого открывают правую ноздрю, оставляя перекрытой левую, и медленно выпускают воздух через правую ноздрю, подтягивая диафрагму максимально вверх. Теперь повторяют все упражнение в обратной последовательности, то есть вдыхая правой ноздрей и выдыхая левой. Это упражнение можно выполнять и с задержкой дыхания при пустых легких.

При вдыхании левой ноздрей чувство дыхательного напряжения и внимание должны опускаться из левого легкого вдоль левой стороны позвоночного столба к его концу. Соответствующим образом поступают и при дыхании правой ноздрей. Упражнение выполняют утром в течение 20-30 минут или дважды в день по 10-15 минут.

При высоком ритме выполнения этого упражнения (до 10 раз в минуту) человек возбуждается, при низком, наоборот, отдыхает и расслабляется. При частоте ритма дыхания до восьми раз в минуту более эффективно начинает работать гипофиз. При дыхании же до четырех раз в минуту начинает полноценнее функционировать эпифиз (шишковидная железа). Ввиду того, что эпифиз управляет в организме сменой дня и ночи, он синхронизирует циркулирование энергии "Кундали-1ш" по каналам акупунктурной системы. А это чрезвычайно важно с точки зрения нормального функционирования всех внутренних органов человека.

Наши рекомендации