VI. 1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Целенаправленное систематическое дошкольное воспитание и обучение имеет важнейшее значение для развития психики ребенка и последующего успешного обучения в школе. Полно­ценное усвоение детьми школьной программы во многом обу­словлено уровнем их интеллектуального развития.

Не случайно поэтому самое пристальное внимание психоло­гов, педагогов, дефектологов, врачей направлено на углубленное изучение детей, которые заметно отстают от своих сверстников в интеллектуальном развитии как в дошкольном возрасте, так и на последующем этапе - школьного обучения.

Дифференцированное углубленное изучение детей с различ­ными отклонениями в развитии позволило выделить категорию детей, особенности психического развития которых не позволяют им без специально созданных условий усваивать образователь­ные программы детского сада и массовой школы, но в то же вре­мя существенно отличают их от умственно отсталых детей. К этой категории относятся дети с задержкой психического разви­тия (ЗПР).

В отечественной дефектологии ЗПР рассматривается как отс­тавание в развитии психической деятельности ребенка, вызван­ное минимальным органическим повреждением мозга (или нарушением деятельности ЦНС другого генеза). Под термином «задержка психического развития» подразумеваются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), за-медленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Задержка темпа развития при ЗПР (в отличие от нарушений интеллекта) имеет обратимый характер. В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, психические соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера.

Дети с ЗПР традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, снижением уровня работоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы. Причины таких состояний разнообразны: органическая недостаточность ЦНС, конституцио- нальные особенности, неблагоприятные социальные факторы (М.С. Певзнер, Т.А. Власова,, В.И. Лубовский, К.С. Лебединская М. Н. Фишман).

Существующая в настоящее время классификация типов задержки психического развития, разработанная в ИКП РАО, основана на дальнейшей дифференциации двух основных групп предложенных в классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой. Используя в качест­ве исходного критерия преимущественное недоразвитие эмоцио­нально-волевой сферы или познавательной деятельности, Т. А. Власова, и К. С. Лебединская выделили четыре основных клиниче­ских типа задержки психического развития:

— ЗПР конституционального происхождения;

— ЗПР соматогенного происхождения;

— ЗПР психогенного генеза;

— ЗПР церебрально-органического генеза.

Продолжительность задержки психического развития в зна­чительной мере определяется! временем начала и адекватностью специального обучения. В условиях массовой школы дети с ЗПР испытывают большие трудности в обучении, которые без специ­ального лечебно-педагогического воздействия не преодолевают­ся и приводят к стойкой неуспеваемости ребенка. Дети с ЗПР составляют основной контингент неуспевающих учащихся мас­совой школы (Т.А.Власова, 19>83 и др.).

Проведенное в свое время специальное массовое обследова­ние детей подготовительных к школе групп детских садов пока­зало, что дети с временными задержками психофизического развития составляют до 10% обследованного контингента детей (У.В. Ульенкова, 1998).

Ошибочное отнесение таких детей к умственно отсталым и направление в специальную (вспомогательную) школу не может способствовать их дальнейшему оптимальному развитию, так как учебный материал программы вспомогательных школ значительно ниже познавательных возможностей детей с ЗПР. Выделение детей с ЗПР в особую категорию детей с ограниченными возможностями имело большое практическое значение.Глубокое изучение особенностей их психики и - на этой основе определение соответствующих условий обучения и воспитания позволяет наиболее эффективно корригировать процесс их познавательного развития и становления личности.

Среди причин, вызывающих ЗПР выделяют заболевания ма­тери во время беременности (инфекции, сердечно-сосудистая патология, тяжелые токсикозы), недоношенность, родовые трав­мы и асфиксию новорожденного; черепно-мозговые травмы, тя­желые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте и др.).

К факторам, способствующим отставанию ребенка в психи­ческом развитии, некоторые авторы относят: дефицит общения с окружающими, что вызывает задержу в присвоении ребенком общественного опыта, а также дефицит соответствующей возрас­ту ребенка деятельности, что препятствует своевременному фор­мированию психических функций, необходимых умственных операций и действий. Временная задержка психического разви­тия может быть вызвана и взаимодействием различных неблаго­приятных факторов.

Нозологическая группа детей с ЗПР неоднородна по своему составу. К основным клиническим формам ЗПР, выделяемым в дефектологической литературе относятся ЗПР конституциональ­ного генеза (психический и психофизический инфантилизм), це-ребрастенические состояния и ЗПР соматического генеза. Оста­новимся на их характеристике.

Психофизический инфантилизм (от лат. infantile - детский) характеризуется тем, что ребенок, достигший определенного возраста, находится по уровню психического и физического развития на более ранних возрастных ступенях. Как правило, такие начинают позже ходить, говорить. По основным антропометрическим показателям физического развития (длина, масса тела, окружность грудной клетки и др.) они отстают от средних норм для соответствующего возраста. Нередко у этих детей наблюдается не только отставание в росте и весе, но сохраняются пропорции тела, особенности мимики, жестикуляции и психомоторики, свойственные более раннему возрастному периоду.

При психическом инфантилизме (в отличие от психофизиче­ского) нарушение темпа развития касается в основном психиче-ской сферы.

ЗПР конституционального генеза представляет собой вари­ант гармонического инфантилизма (замедленного развития), при котором асинхронии («неравномерного», непропорционального) развития различных психических и физических функций не на­блюдается. Средние показатели («параметры») психического и физического развития соответствуют возрастной норме, но толь­ко для более раннего возраста. При этом временные рамки отста­вания в психофизическом развитии, как правило, достаточно ве­лики и составляют 2-3 года.

Своеобразие психического развития инфантильных детей проявляется в следующем. У детей слабо выражена способность к интеллектуальному напряжению и концентрации внимания; возникает быстрая утомляемость при выполнении заданий, тре­бующих волевого усилия; характерны неустойчивость интересов, недостаточная самостоятельность, медленно формируются навы­ки самообслуживания.

При поступлении в школу такие дети не достигают необхо­димого уровня готовности к школьному обучению. Они плохо включаются в учебную деятельность, не способны сосредото­читься на учебном задании, не могут организовать себя в соот­ветствии с требованиями школьной дисциплины. У детей отсут­ствуют школьные интересы и понимание школьных обязанно­стей, они с трудом овладевают навыками чтения и письма, так как у них имеется недоразвитие способности к осознанному ана­лизу звуковой стороны речи.

По данным М.С.Певзнер и И.А. Юрковой и др., у одних детей гармоническим инфантилизмом задержка психического развития выражена в более легкой степени и касается прежде всего недО' развития эмоционально-волевой сферы (неумение сосредото­читься на задании, ослабление способности к волевое усилию, явное предпочтение игре по сравнению с другими видами деЯ' тельности), такие дети не слушают объяснений учителя, во вреМя занятия могут встать и ходить по классу, затеять игру или начи­нают плакать, проситься домой и т.д.

Отклонения в развитии эмоциональной сферы у детей проявляются в таких явлениях психической неустойчивости, как эмоциональная лабильность, легкая пресыщаемость, поверхностность переживаний, повышенная непосредственность, свойственная детям более младшего возраста, преобладание игровых мотивов над другими, частая смена настроения, преобладание одного из фонов настроения. Отмечаются либо импульсивность, аффективная возбу­димость, либо повышенная чувствительность к замечаниям, склон­ность к робости. В некоторых случаях, при преобладании психоор­ганических признаков нарушений в развитии у детей с ЗПР, на­блюдаются аффективные расстройства по возбудимому, дисфориче-скому типу: выраженные и длительные аффективные реакции, моно­тонность, ригидность переживаний, расторможенность влечений, упорство в их удовлетворении, негативизм, агрессивность.

Проблемы в поведении детей с ЗПР, возникающие из-за своеоб­разия развития их эмоциональной сферы, появляются чаще всего в ситуации обучения, в период адаптации к детскому саду или школе.

У других детей более отчетливо выступают задержка в раз­витии познавательной деятельности, недоразвитие мыслительных операций, нарушения памяти и внимания, быстрая истощаемость нервных процессов. У этих детей, по сравнению с нормально развивающимися детьми, затруднено запоминание учебного ма­териала, осмысливание получаемой информации, овладение ана­лизом, сравнением, обобщением. В учебных заданиях дети до­пускают большое количество ошибок, не замечают и не исправ­ляют их, так как для этих детей характерны: нарушение целена­правленной деятельности, несформированность самоконтроля, неспособность удерживать в памяти инструкцию к заданию.

Задержка психического развития органического генеза отно­сится к числу наиболее сложных вариантов ЗПР.

Основной клинической формой при задержках психического Развития органического генеза является церебральная астения.

Термин астения (от греч. а - отриц.частица; 51епок - сила) -означает слабость, бессилие.

При цереброастении (от лат. сегеЬгит - мозг) нервно-психическая слабость обусловлена заболеваниями головного мозга, травмами, инфекциями). Обычно это - относительно легкие поражения головного мозга, которые не приводят к стойкому нарушению интеллектуальной деятельности, характерному для умственной отсталости.

При церебрастенических состояниях на первый план выступают такие проявления, как повышенная истощаемость нервно-психических процессов, быстрая утомляемость при учебных нагрузках, головные боли, нарушение работоспособности, ослаб- ление памяти и внимания. В результате этого дети не могут со­средоточиться на выполняемом задании и быстро отвлекаются. При нарастании утомления (особенно при отсутствии спокойной обстановки) резко падает продуктивность познавательной (учеб­ной) деятельности; изменяются поведенческие реакции: дети становятся беспокойными, раздражительными или, напротив вялыми, медлительными, заторможенными.

Для детей с ЗПР органического генеза характерно снижение познавательной активности, что ведет к сужению круга знаний и представлений об окружающем мире, бедности словарного запа­са, недоразвитию интеллектуальных процессов мышления. Это создает значительные трудности в процессе обучения, в частно­сти в овладении чтением, письмом, счетом. Так, для овладения родным языком необходимо, чтобы у ребенка еще до поступления в школу были сформированы эле­ментарные фонематические представления, умения производить простой звуковой анализ, практически пользоваться способами словообразования. В то же время, как показывают исследования, речь детей с ЗПР отличается бедностью словаря, примитивно­стью грамматических конструкций; обнаруживается слабая ори­ентировка в звуковом и слоговом составе слова (Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина и др.).

Значительные трудности отмечаются и при овладении письмом. Автоматизация процессов письма происходит с боль­шим опозданием. При письме дети допускают многочисленные ошибки: недописывают элементы букв и слова; смешивают близкие по начертанию буквы, пропускают или переставляют буквы в слове, удваивают гласные, соединяют несколько слов в одно и др. Это объясняется не только задержкой в формировании звуко-буквенного анализа, но и особенностями внимания детей с ЗПР (нарушение распределения внимания, быстрая отвлекае-мость).

Установлено, что у детей с ЗПР с большим трудом формиру- ются представления о предметно-количественных отношений (И.В. Ипполитова, Д.Н. Чучалина). При обучении математике в школе они часто не овладевают понятием числа, приемами уст- ного счета, испытывают трудности в составлении и решении прос-тейших устных задач) в том числе по картинкам). При выполнении письменных работ отмечаются нарушения последовательно­сти действий, пропуски составных компонентов задания. Это может быть связано с неспособностью детей к концентрации внимания и с ослаблением самоконтроля за выполнением зада­ния.

Задержка психического развития соматического генеза свя­зана с нарушением «общего» здоровья, приводящих к наруше­нию функций центральной нервной системы и состоянию мини­мальной мозговой дисфункции. Соматогенная ЗПР может быть обусловлена хроническими заболеваниями основных функцио­нальных систем организма, нарушениями конституционального соматического развития (рахит, дистрофия, нарушения обмена веществ в организме), осложнениями после соматических забо­леваний и др. Эта форма ЗПР, не связанная с органическими по­ражениями ЦНС, имеет, как правило, легкую или среднюю сте­пень выраженности и преодолевается в относительно короткие сроки. Проявляется этот вариант ЗПР в основном в недоразвитии познавательной деятельности, несформированности личностной, эмоционально-волевой сферы. Недоразвитие психической интел­лектуальной деятельности также имеет место, но чаще всего не имеет выраженного характера.

Таким образом, для всей группы детей с ЗПР характерна не-доста- точная готовность к обучению в обычных условиях, что определяется задержкой развития познавательной деятельности. У детей с ЗПР отмечается снижение познавательной активности, задержка в формировании мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения), незрелость словесной регуляции, снижение Функций памяти и внимания. Объем знаний и представлений об окружающем мире у них ограничен, что отрицательно отражает­ся и на речевом развитии.

Дети часто не знают видовых названий распространенных в своей местности деревьев, цветов, птиц и др.; не могут назвать Детенышей животных. Многие из этих детей не могут рассказать 0 свойствах многократно встречавшихся им предметов и явлений, почти не употребляют слов с обобщающим значением. Состав­ляемые ими рассказы (по вопросам, по образцу) примитивны по форме и по содержанию, нарушена последовательность изложе­ния

Заметно ограничен у детей с ЗПР запас видовых понятий. Час. то они обозначают одним и тем же словом целый ряд предметов одной родовой группы (например, называют «розой» такие цветы как астра, тюльпан и др.). В ряде случаев за словом-наименова­нием нет отчетливого конкретного представления (ребенок назы­вает цветы - «тюльпан», «астра», «георгин» и др., но не узнает названные цветы по предъявлению). Часто дети с ЗПР не умеют рассказать о признаках предмета, на которые они фактически опираются при его узнавании (например, правильно назвав цве­ток - «ромашка», ребенок не может назвать признаки, по кото­рым

он узнал его, следовательно эти признаки не осознаны ребенком). Указанные особенности учитываются в процессе коррекционного обучения детей с ЗПР.

Снижение памяти рассматривается как одна из важнейших причин трудностей в обучении детей с ЗПР (Т.А.Власова, М.С.Певзнер, 1973; Е.М. Мастюкова, 2001 и др.).

Выявлено, что многие дети с ЗПР плохо запоминают тексты, стихи, не удерживают в памяти цель и условие задачи. Как для долговременной, так и для кратковременной памяти детей с ЗПР характерны более низкие показатели по сравнению с нормально развивающимися детьми. У детей с ЗПР отмечается снижение объем кратковременной памяти, медленное нарастание продук­тивности запоминания при повторных предъявлениях (В.Л. По-добед, 1981), причем объем запоминаемого материала у детей с ЗПР существенно уменьшается к концу учебной недели (В.И. Печерская и др.).

Дети с ЗПР нередко с самого начала школьного обучения ока­зываются в числе неуспевающих учеников и нередко ошибочно направляются во специальную школу. При решении вопроса о специальном обучении детей с ЗПР необходимо отграничение их от детей с умственной отсталостью. Приводим дифференциаль­но-диагностические критерии разграничения ЗПР и нарушений интеллекта (умственной отсталости).


Наши рекомендации