Отличие моторной (экспрессивной) алалии от афонии.

При алалии имеются невербальные вокализации: мелодика, звукоподражания. При афонии обязательно фониатрическое обследование и лечение.

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от нарушения развития речи, обусловленного умственной отсталостью.Алалия — это форма патологии речевой деятельности, которая возникает в результате избирательного, парциального рас­стройства психической деятельности, а именно результат не­усвоения в онтогенезе структурно-функциональных законо­мерностей языка при полной или относительной сохраннос­ти у детей неязыковых психических процессов. Нарушения развития речи, обусловленные умственной отсталостью, яв­ляются результатом патологии познавательной деятельности.

При алалии лучше понимание речи, особенно при вос­приятии сложных синтаксических конструкций, выражаю­щих сложные отношения между фактами действительности. При алалии имеется попытка выражать в речи причинно-следственные связи доступными детям языковыми средст­вами. Такие попытки имеются даже у детей с самой тяжелой степенью расстройства языковой системы, если принимать во внимание ситуацию, контекст высказывания и невер­бальные языковые средства (интонацию, псевдослова, зву­коподражания, «звуковые жесты», кинетическую речь). Ум­ственно отсталые либо вовсе не выражают в речи причин­но-следственные связи, либо выражают только самые элементарные из них.

При алалии имеются формально-языковые нарушения ре­чи, которые проявляются в аграмматизме (на уровне синтак­сиса связного текста и отдельных высказываний на морфоло­гическом уровне), а также в трудностях поиска слов, выбора фонем и установления порядка их следования. У умственно отсталых речь логически бедная или даже алогичная может быть правильной в формально-языковом, в частности, в грам­матическом отношении.

Дети с алалией обладают довольно большим запасом так называемых «предметных знаний», но часто не могут акту­ализировать их в речи. У детей с умственной отсталостью запас этих знаний предельно ограничен, а нарушений их актуализации в речи может и не быть.

У детей с моторной алалией в большинстве случаев со­хранно невербальное мышление (классификация, исключение4-го лишнего, сравнение); степень обучаемости при моторной алалии выше, чем при наличии умственной от­сталости.

У детей с моторной алалией имеется критичное отноше­ние к своей речи.

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от детского аутизма (синдром Каннера).У детей с моторной алалией имеется сохранность постоянных реакций на обращенную речь, дети с аутизмом не реагируют на обращенную речь. У детей с алалией отсутствуют типичные для детей с аутиз­мом психопатологические симптомы.

Дети с алалией обладают экспрессивной речью, и они в большинстве ситуаций активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), а также хорошо развитую у них мимико-жестикуляторную речь. У детей с моторной алалией отсутствуют непосредственные и отставленные во времени эхолалии.

У детей с аутизмом имеется одновременное употребле­ние «лепетных» и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний; своеобразное наруше­ние просодии (чрезмерное замедление темпа, скандирован­ное и рифмованное произношение).

При моторной алалии имеется стремление к контактам, за исключением случаев речевого негативизма; у детей с моторной алалией наблюдается интерес к новому; адекват­ность эмоций.

У детей с алалией отсутствуют стереотипии в движениях и действиях.

Тема 4 Моторная алалия

Моторная алалия. Причины, механизмы, симптоматика.

1. Речевые и неречевые проявления в структуре дефекта.

2. Нарушения разных звеньев порождения речевого высказывания при алалии.

3. Алалия как общее недоразвитие речи.

Одной из самых актуальных про­блем современной логопедии оста­ется тяжелая форма детской рече­вой патологии — моторная алалия, представляющая собой сложней­ший комплекс языковых и не­языковых нарушений различной степени,который оказывает резко отрицательное воздействие не толь­ко на речевую коммуникацию раз­вивающегося ребенка, но и на про­цесс его школьного обучения и адаптацию в социуме [4].

Некото­рые исследователи предпочитают применять термин экспрессивная алалия, который, по сути, являет­ся синонимом моторной алалии, однако наиболее точно отражает, на наш взгляд, специфику данно­го расстройства, так как акценти­рует внимание не только на нару­шении моторного компонента уст­ной речи, а в первую очередь на недостаточности овладения языком как особой знаковой системой.

По современным представле­ниям экспрессивной алалии свойственно,

во-первых, недоразвитие всех компонентов устной речи, среди которых фе­номенологию речевого расстрой­ства характеризуют:

— выраженная диссоциация между экспрессивной и импрессивной речью, изолированным произнесением звуков и их про­изнесением в речевом потоке;

— наличие множественных не­регулярных, нестабильных, кон­текстно зависимых звуковых за­мен;

— нарушение усвоения языко­вых знаков и способов опериро­вания ими в процессе порожде­ния речи

Во-вторых, это наличие ряда неязыковых симптомов, обусловли­вающих данное нарушение. К ним мы относим несформированность зрительно-пространственных и временных представлений.

Языковые же нарушения могут быть обусловлены не двигательной патологией, а совсем иными патогенетическими факторами. Во всяком случае нарушениями двигательной сфе­ры не объяснить типические для алалии и основные в ее син­дроме грамматические, лексические и фонематические нару­шения, т.е. группу языковых нарушений. В-третьих, сторонни­ки таких корреляций не учитывают того факта, что речь не сводима к моторному ее компоненту, она является полимо­дальной системой, которая включает сложные объединения различных аппаратов мозга, а речевой процесс не исчерпывает­ся моторными операциями, в его состав наряду с моторными входят также взаимодействующие семантические, синтаксиче­ские, морфологические и фонематические операции. В-чет­вертых, не у всех детей с экспрессивной алалией обнаружива­ется патология моторики

При алалии чаще наблюдаются не локальные, а диф­фузные поражения, а нередко какие-либо видимые поражения отсутствуют. Отсюда же следует вывод о том, что нельзя сложноорганизованный и полимодальный по своему строению язы­ковой процесс всецело сводить к моторному компоненту и со­средоточивать поиск локализации поражения речевого аппара­та только в так называемых «речедвигательных» областях мозга. Следует также учитывать, что наличие у детей каких-либо диффузных или локальных поражений не обязательно свидетельствует именно об их влиянии на расстройство языко­вого механизма.

Механизм алалии еще плохо изучен. Представители разных направлений в изучении алалии сходятся в том, что в основе рас­стройства языкового механизма лежит органическая недоста­точность мозга. При этом одни исследователи расстройство функционирования языкового механизма связывают с патоло­гией моторики, другие — с патологией некоторых сторон пси­хической деятельности, третьи — с избирательной недостаточ­ностью в _овладенли языком как своеобразной знаковой систе­мой. Последняя точка зрения наиболее аргументированна.

1. Речевые и неречевые проявления в структуре дефекта.

Наши рекомендации