Отличие моторной (экспрессивной) алалии от афонии.
При алалии имеются невербальные вокализации: мелодика, звукоподражания. При афонии обязательно фониатрическое обследование и лечение.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от нарушения развития речи, обусловленного умственной отсталостью.Алалия — это форма патологии речевой деятельности, которая возникает в результате избирательного, парциального расстройства психической деятельности, а именно результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при полной или относительной сохранности у детей неязыковых психических процессов. Нарушения развития речи, обусловленные умственной отсталостью, являются результатом патологии познавательной деятельности.
При алалии лучше понимание речи, особенно при восприятии сложных синтаксических конструкций, выражающих сложные отношения между фактами действительности. При алалии имеется попытка выражать в речи причинно-следственные связи доступными детям языковыми средствами. Такие попытки имеются даже у детей с самой тяжелой степенью расстройства языковой системы, если принимать во внимание ситуацию, контекст высказывания и невербальные языковые средства (интонацию, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическую речь). Умственно отсталые либо вовсе не выражают в речи причинно-следственные связи, либо выражают только самые элементарные из них.
При алалии имеются формально-языковые нарушения речи, которые проявляются в аграмматизме (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний на морфологическом уровне), а также в трудностях поиска слов, выбора фонем и установления порядка их следования. У умственно отсталых речь логически бедная или даже алогичная может быть правильной в формально-языковом, в частности, в грамматическом отношении.
Дети с алалией обладают довольно большим запасом так называемых «предметных знаний», но часто не могут актуализировать их в речи. У детей с умственной отсталостью запас этих знаний предельно ограничен, а нарушений их актуализации в речи может и не быть.
У детей с моторной алалией в большинстве случаев сохранно невербальное мышление (классификация, исключение4-го лишнего, сравнение); степень обучаемости при моторной алалии выше, чем при наличии умственной отсталости.
У детей с моторной алалией имеется критичное отношение к своей речи.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от детского аутизма (синдром Каннера).У детей с моторной алалией имеется сохранность постоянных реакций на обращенную речь, дети с аутизмом не реагируют на обращенную речь. У детей с алалией отсутствуют типичные для детей с аутизмом психопатологические симптомы.
Дети с алалией обладают экспрессивной речью, и они в большинстве ситуаций активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), а также хорошо развитую у них мимико-жестикуляторную речь. У детей с моторной алалией отсутствуют непосредственные и отставленные во времени эхолалии.
У детей с аутизмом имеется одновременное употребление «лепетных» и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний; своеобразное нарушение просодии (чрезмерное замедление темпа, скандированное и рифмованное произношение).
При моторной алалии имеется стремление к контактам, за исключением случаев речевого негативизма; у детей с моторной алалией наблюдается интерес к новому; адекватность эмоций.
У детей с алалией отсутствуют стереотипии в движениях и действиях.
Тема 4 Моторная алалия
Моторная алалия. Причины, механизмы, симптоматика.
1. Речевые и неречевые проявления в структуре дефекта.
2. Нарушения разных звеньев порождения речевого высказывания при алалии.
3. Алалия как общее недоразвитие речи.
Одной из самых актуальных проблем современной логопедии остается тяжелая форма детской речевой патологии — моторная алалия, представляющая собой сложнейший комплекс языковых и неязыковых нарушений различной степени,который оказывает резко отрицательное воздействие не только на речевую коммуникацию развивающегося ребенка, но и на процесс его школьного обучения и адаптацию в социуме [4].
Некоторые исследователи предпочитают применять термин экспрессивная алалия, который, по сути, является синонимом моторной алалии, однако наиболее точно отражает, на наш взгляд, специфику данного расстройства, так как акцентирует внимание не только на нарушении моторного компонента устной речи, а в первую очередь на недостаточности овладения языком как особой знаковой системой.
По современным представлениям экспрессивной алалии свойственно,
во-первых, недоразвитие всех компонентов устной речи, среди которых феноменологию речевого расстройства характеризуют:
— выраженная диссоциация между экспрессивной и импрессивной речью, изолированным произнесением звуков и их произнесением в речевом потоке;
— наличие множественных нерегулярных, нестабильных, контекстно зависимых звуковых замен;
— нарушение усвоения языковых знаков и способов оперирования ими в процессе порождения речи
Во-вторых, это наличие ряда неязыковых симптомов, обусловливающих данное нарушение. К ним мы относим несформированность зрительно-пространственных и временных представлений.
Языковые же нарушения могут быть обусловлены не двигательной патологией, а совсем иными патогенетическими факторами. Во всяком случае нарушениями двигательной сферы не объяснить типические для алалии и основные в ее синдроме грамматические, лексические и фонематические нарушения, т.е. группу языковых нарушений. В-третьих, сторонники таких корреляций не учитывают того факта, что речь не сводима к моторному ее компоненту, она является полимодальной системой, которая включает сложные объединения различных аппаратов мозга, а речевой процесс не исчерпывается моторными операциями, в его состав наряду с моторными входят также взаимодействующие семантические, синтаксические, морфологические и фонематические операции. В-четвертых, не у всех детей с экспрессивной алалией обнаруживается патология моторики
При алалии чаще наблюдаются не локальные, а диффузные поражения, а нередко какие-либо видимые поражения отсутствуют. Отсюда же следует вывод о том, что нельзя сложноорганизованный и полимодальный по своему строению языковой процесс всецело сводить к моторному компоненту и сосредоточивать поиск локализации поражения речевого аппарата только в так называемых «речедвигательных» областях мозга. Следует также учитывать, что наличие у детей каких-либо диффузных или локальных поражений не обязательно свидетельствует именно об их влиянии на расстройство языкового механизма.
Механизм алалии еще плохо изучен. Представители разных направлений в изучении алалии сходятся в том, что в основе расстройства языкового механизма лежит органическая недостаточность мозга. При этом одни исследователи расстройство функционирования языкового механизма связывают с патологией моторики, другие — с патологией некоторых сторон психической деятельности, третьи — с избирательной недостаточностью в _овладенли языком как своеобразной знаковой системой. Последняя точка зрения наиболее аргументированна.
1. Речевые и неречевые проявления в структуре дефекта.