Обследование детей с алалией

Б.М. Гриншпун,С. Н. Шаховская.

При обследовании принимается во внимание ряд факто­ров, которые помогают разграничить детей с алалией от детей, страдающих другими речевыми нарушениями. При сборе анамнестических сведений обращает на себя внимание отсут­ствие или резкое ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Отсутствие возможности общения ро­дители в ряде случаев ошибочно расценивают как проявле­ние упрямства и лени.

Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, кото­рыми дети пользуются избирательно в эмоционально окра­шенных ситуациях общения.

Первые слова появляются поздно, фразовая речь в боль­шинстве случаев начинает формироваться только после 5—6 лет. Родители подчеркивают, что, кроме отставания в речи, дети в остальном развиваются нормально.

Обследование обычно не заканчивается разовой встречей с ребенком, особенно, если он мал и негативистичен, а продол­жается параллельно с начатой логопедической работой. Уста­навливается, как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, в чем они проявляются и как преодолеваются. Обращается внимание на отношение ребенка к ходу и материалу занятий, его реак­ции на изменения ситуации. Отмечается наличие или отсут­ствие критичности к своему состоянию, возможности внеречевогр и речевого общения, наличие у ребенка стремления к общению и желания исправить свою речь.

Выявляются интересы к игрушкам, играм, книгам, у школь­ника — учебные интересы; учитывается активность и рабо­тоспособность ребенка при обследовании; уточняется харак­тер игровой и учебной деятельности (может ли развернуть игру, включиться в подражание игровым действиям, продол­жить их, способен ли выполнить задание, в какой степени обу­чаем и т. д.). Устанавливается запас сведений, представлений о величине, форме, месте расположения предметов и т. д.

Для изучения состояния словаря, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи используется обще­принятая в логопедии схема обследования и специально под­готовленные пособия, применяются речевые упражнения, за­дания на словообразование и словоизменение. Ведется длительное динамическое наблюдение за детьми в процессе выполнения ими разных видов деятельности.

Уточняется состояние слуха и понимания, это важно для отграничения детей с сенсорной алалией от слабослышащих и глухих, а также от детей с преимущественным нарушени­ем восприятия, а не собственной речи. Уточняются особенно­сти гнозиса, праксиса. Обращается внимание на четкость латералиты (латерализация — преобладание левого или правого в парных органах), состояние мелкой моторики и общедвига­тельной сферы. Выявляется степень владения практически­ми навыками: самообслуживание, бытовые действия, предмет­но-практическая деятельность.

Специальными упражнениями в игровой форме исследует­ся артикуляционная моторика — возможность выполнения определенных движений, удержания артикуляционных поз, выполнения последовательных действий с переключением, спо­собность ребенка подражать артикуляционным движениям и возможность отраженного проговаривания слов и сочетаний.

Крайне затруднено обследование неговорящих детей, вы­вод о состоянии речи может быть сделан только в ходе дина­мического наблюдения за ними. Дифференциальная диагно­стика позволяет разграничить алалию с временной задержкой речевого развития, дизартрическими нарушениями, с наруше­ниями слуха и умственной отсталостью.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка__________________________

Дата рождения (число, месяц, год)_________________

Дата обследования (число, месяц, год)_____________

Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах

и месяцах, например, 4 года 5 мес.)____________________

Домашний адрес, телефон__________________________

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, рай­он) или из семьи__________ "" '-________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от

какого числа)_______________________________________

Диагноз районной медико-психолого-педагогической ко­миссии ____________________________________________

Сведения о родителях

Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, ра­ботает, нет_________________________________________

Отец: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, ра­ботает, нет_________________________________________

Другие члены семьи, живущие в данной семье _____

Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и ре­чевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребен­ка в логопедической группе___________________________

Речь родителей: отметить грамотность, правильность по­строения фразы, связность и логичность сообщения об их ре­бенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыс­лей, нарушение связности и логичности повествования ___

Наследственные заболевания_______________________

Общий анамнез

От какой беременности ребенок, возраст матери родов_

в период

Характер беременности: падения, травмы, психозы, хрониче­ские и инфекционные заболевания матери_____________

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезво­женные ____________________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростиму­ляция

Крик: был, нет__________________________

Асфиксия: белая, синяя___________________

Резус-фактор: отрицательный, совместимость Вес и рост ребенка при рождении

Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью

Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утом­лялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до

Выписка из родильного дома на______день

Дополнительное пребывание в роддоме, причины

Особенности раннего развития: держит голову с___мес.

(в норме с 2 мес. жизни), сидит с______мес. (в норме к

7 мес), стоит с ______ мес. (в норме 9—10 мес.), ходит

с______мес. (в норме в промежуток между 12 и 15 мес).

Первые зубы с______мес, к 1 году зубов______

Перенесенные заболевания: до 1 года

после 1 года_ до 3 лет

Особое внимание обратить на заболевания нервной сис­темы.

Органические заболевания нервной системы: отметить ин­фекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо ви­русами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся кнейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менинго-энце-фалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной систе­мы: черепномозговые травмы, переносимые во внутриутроб­ном периоде, во время родов и в постнатальном периоде.

Уточнить, были (есть) после черепномозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликворо-динамические нарушения (гидроцефалия различной степени)

Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др.________________________________

Соматические болезни: простудные заболевания, пневмо­ния, воспалительные процессы уха и др._______________

Судороги при высокой температуре__________________

Гуление с

Данные о развитии речи

____ мес, характер гуления (длительность

звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки).

Лепет с______мес, характер лепета: звуковой, слого­вой.

Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т.п., звукоподражания, количество слов_

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая ак­тивность, понимание речи окружающих ________________

Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его жела­ние, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, от­ветов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм)___________________________

Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не зани­мался

Логопедическое обследование

Наши рекомендации