Смешанную патологию развития

Л. Г. Садовникова

Среди «неговорящих» детей в возрасте до 5 лет выделяет­ся группа, имеющая смешанную патологию развития в форме нарушения речи, слуха и интеллекта.

У этих детей по оценкам специалистов могут быть определе­ны разнообразные диагнозы: «сенсорная алалия», «моторная алалия», «сенсомоторная алалия», «тугоухость Ш-IV степе­ни», «олигофрения в степени дебильности», «задержка психоре­чевого развития» и т.д. Многие дети посещали специализиро­ванные детские сады (сур до логические, речевые или для детей с задержкой психического развития), но с программой обучения, как правило, не справлялись. Отсутствие положительной дина­мики в обучении являлось основанием для перевода их в другие специализированные детские учреждения, где они по-прежнему не получали адекватной помощи.

В связи с вышеперечисленными обстоятельствами возникла необходимость проведения дифференциальной медико-психоло­го-логопедической диагностики с целью разработки адекватных рекомендаций и подбора коррекционных программ для детей со смешанной патологией развития.

В условиях ГМГТ МПК имелась возможность всесторонне­го обследования указанной группы детей по следующей схеме: оториноларинголог — сурдопедагог —■ невропатолог — психо­лог — психиатр —■ логопед.

Для уточнения степени слуховых потерь проводилось ком­плексное аудиологическое обследование, включающее игровую аудиометрию, аудиометрию по слуховым потенциалам мозга, которое осуществлялось на базе НИИ по болезням уха, горла, носа и речи и на базе Лаборатории речи и слуха I Медицин­ского института. У всей группы таких детей было выявлено снижение слуха 1-П степени.

Известно, что при тугоухости I-II степени речь развивает­ся дефектно, но она достаточно внятная, понятна для окружа­ющих' у детей формируется обиходный словарь, достаточный лля речевого общения. Звуконаполнение и слоговая структура страдают обычно при употреблении многосложных или мало­знакомых слов. Дети владеют словообразованием на элемен­тарном речевом материале, владеют словоизменением, что по­зволяет им строить синтаксически правильные простые предло­жения.

Импрессивная речь слабослышащих детей при I—II степени снижения слуха развивается в основном равномерно.

У детей со смешанной патологией развития при наличии I-II степени снижения слуха речевое развитие не укладывается в описанную выше характеристику. Оно больше соответствует речевому дефекту ребенка с тугоухостью III—IV степени, кото­рый усваивает лишь небольшое количество отдельных фонети­чески искаженных слов.

Наличие грубого речевого дефекта у детей со смешанной па­тологией, резко не соответствующего состоянию слуха, было основанием для проведения психоневрологического обследова­ния.

В заключениях врачей-невропатологов у таких детей отме­чалась, как правило, рассеянная микроочаговая симптомати­ка, различные изменения ЭЭГ (дизритмия, ареактивность На дистантные раздражители, пароксизмальная активность, межполушарная асимметрия). Грубые очаговые нарушения не вы­являлись.

В психическом статусе психиатры отмечают, что первона­чальный контакт у таких детей затруднен, речевые инструк­ции недоступны, объяснения заданий приходится проводить на конкретном материале с использованием жесто-мимических средств. В работе при установившемся контакте дети актив­ны, старательны, эмоционально реагируют на поощрение или порицание; их действия целенаправленны, осмысленны. Пред­ложенные задания выполняют в основном методом зрительного сопоставления, активно пользуются операцией переноса, вла­деют сенсорными эталонами, выполняют предметную класси­фикацию, исключают «4-Й лишний» по картинкам. Они хоро­шо ориентируются в быту, инициативны, проявляют практиче­скую смекалку, изобретательны в играх. У них сформирова­ны навыки самообслуживания, рисунком владеют в пределах возрастной нормы. Однако повышенная истощаемость психи­ческих процессов значительно затрудняет и снижает качество умственной деятельности.

Таким образом, у этих детей прослеживается диспропорция между достаточно развитой интеллектуальной деятельностью и грубым речевым недоразвитием. Эта особенность отличает названную выше группу от детей с тотальным недоразвитием речи на фоне снижения интеллектуальной деятельности. При недоразвитии речи на фоне олигофрении в степени дебильности отмечается незрелость личности в целом, выражен неустойчи­вый поверхностный познавательный интерес, таких детей труд­но организовать, побудить к деятельности как на речевом, так и на неречевом материале. Обучающая помощь мало эффектив­на, при выполнении аналогичных заданий затруднены операции переноса; отмечается незрелость коммуникативной и игровой деятельности.

Лети со смешанной патологией развития отличаются и от детей с моторной алалией. В доречевом периоде гуление и ле­пет у детей с моторной алалией появляется чаще в пределах нижней границы возрастной нормы. Уже в этот период внима­тельные родители отмечают, что лепету ребенка редкий, корот­кий, голос достаточно звонкий, но нет «активного пения». На­ряду с редким лепетом дословесные средства коммуникации — различные вокализации, жесты, взгляды, мимическая эмоцио­нальная экспрессия — развиваются в пределах нормы. Пер­вые элементы импрессивной речи формируются без затрудне­ний: дети откликаются на свое имя, реагируют на вопрос «где мама?», успешно овладевают действиями по слову («ладушки», «сорока — воровка», «ку-ку» и т.д.), узнают название люби­мых игрушек и т.д. Появление же первых слов в экспрессив­ной речи, дальнейшее наращивание активного словаря проис­ходит затрудненно. После трех лет разница между активным и пассивным словарем свидетельствует о синдроме моторной алалии. Дети с моторной алалией активно используют в бы­ту жестово-мимические средства, которые у них развиваются как количественно, так и качественно. Обращает на себя вни­мание коммуникативная направленность жестов (заменителей слов). Так, ребенок, желая общаться, сердится, когда его не понимают, придумывает новые жесты для объяснения. Родите­ли отмечают, что дети в конкретных бытовых ситуациях, в игре говорят активнее. Если же ребенка попросить повторить слово,

назвать предмет, то у него возникают серьезные трудности.

В данном случае мы ограничимся лишь перечислением основ­ных особенностей речи детей с моторной алалией:

-_разница между активным и пассивным словарем;

-грубо нарушенное звуконаполнение и слоговая структура слов;

— замедленное развертывание фразы;

— сниженная речевая активность в целом;

— вторичный характер импрессивного аграмматизма;

--адекватное восприятие речевых инструкций на занятиях,

Переходя к характеристике детей со смешанной патологией развития, следует сказать, что за четыре года работы их встре­тилось и было обследовано семеро (в возрасте от 4 до 5 лет). Наряду с индивидуальными особенностями были определены характерные признаки, присущие всей группе детей. Так, до I года моторное развитие протекало у всех без особенностей: дети своевременно начинали сидеть, ползать, ходить. Вовремя появлялся комплекс оживления, что свидетельствовало о свое­временном начале ситуативно-личностного общения. В доре­чевом развитии родители отмечали выразительный интониро­ванный лепет из цепочки слогов, а также своевременное овла­дение детьми предметными действиями (от стереотипных мани­пуляций до разнообразных действий). На рубеже первого года некоторые родители замечают, что на свое имя ребенок то от­кликается, то — нет; на вопрос: «Где мама?» — то имеется реакция, то нет; понимание названий любимых игрушек, частей тела, лица — также неустойчиво (то понимает, то не понима­ет). У нормально развивающегося ребенка также имеется этап неустойчивого понимания слов, по этот период в норме очень короткий. У детей со смешанной патологией развития узна­вание слова формируется длительно, своеобразно. Например, утром жестом показал любимую игрушку, вечером — не пока­зывает. Определить, в каких условиях ребенок начинает пони­мать слово, затруднительно. Вопрос о состоянии слуха обычно не возникает, поскольку дети дифференцируют бытовые шумы, реагируя на них адекватно. Некоторые проявляют даже повы­шенную реакцию на тихие звуки, у части детей наблюдалось отсутствие слухового вниманя на новые, редко звучащие быто­вые шумы.

Почти у всех детей к трем годам отсутствовали первые слова, У некоторых после появления первого слова не появлялось последующего. Родители рассказывают, что в общении с близки­ми ребенок внимательно следит за взглядом, мимикой, жестов родителей, но мало обращает внимание на губы, артикуляцию У всех детей отмечается достаточная речевая активность: во время игры «говорят» выразительно, звонким голосом, произ­носят длинные цепочки слогов. В этой лепетной цепочке слогов можно уловить интонационное начало и конец фразы, вопроси­тельную или побудительную интонацию, слоги произносятся с различной длительностью, с разной силой голоса. (Ребенок кар будто говорит на иностранном языке.)

Выше уже говорилось, что некоторые дети самостоятельно овладевали первым словом; слова эти — в основном традици­онные, имеющие простую слоговую структуру типа мама, па­па и т.п. Однако встретилась девочка (5 лет), которая назы­вала известные слова по-своему, например, ежик — «мита», птичка — «тиста». Звуконаполнение согласными, особенно на первых порах формирования слова, трудно систематизировать, можно лишь отметить тенденцию замены на звуки раннего онто­генеза: калитка — «манита», собака — «табака», вода — «ба-да», но почти всегда сохраняется контур из гласных. Удиви­тельно, что некоторые дети наряду с резко нарушенной слого­вой структурой простых слов, часто безошибочно произносили сложные по звуко-слоговой структуре слова типа трамвай, ка­рандаш. Часто наблюдалось непостоянство произношения (то дефектно, то правильно). До трех — трех с половиной лет у детей данной группы фразовая речь отсутствует. В возрасте четырех — пяти лет возникают варианты аморфных фраз, ко­торые дети пытаются составлять, владея 20-30 словами. Слова в таких примитивных фразах грамматически не связаны, офор­млены по типу телеграфного стиля.

Особенности экспрессивной речи этих детей связаны с осо­бенностями их импрессивнои речи и носят вторичный харак­тер. Отличительными особенностями восприятия речи детьми этой группы являются: неустойчивость слухового внимания, быстрая утомляемость при слуховых нагрузках, избиратель­ность и неустойчивость слуховой памяти. На фоне неустойчиво­го слухового внимания с трудом развиваются фонематический слух и те системы, которые позволяют выделить и запомнить в потоке звуков окружающего мира определенные смыслоразличительные звукокомплексы.

Наряду с трудностями выработки звуковых и словесных диференцировок, у детей практически отсутствовало звуковое чу­тье на понимание грамматических категорий: пятилетние, имея сформированное понятие «один — много», не различали единст­венное-множественное число имен существительных, не разли­чали родовые окончания имен прилагательных, глаголы с раз­ными приставками, не дифференцировали предлоги, падежные окончания и т. д.

С учетом перечисленных особенностей ребенку назначалась индивидуальная программа, включающая медикоментозное ле­чение и логопедические занятия. На первом этапе коррекци-онных занятий развивали слуховое внимание, слуховую память для расширения пассивного и активного словаря, для формиро­вания грамматических категорий в импрессивнои и экспрессив­ной речи.

Эффективным оказалось использование методики полуглобального чтения с последующим переходом к сочетанию гра­фического и слухового образа слова. Для достижения поло­жительного результата в коррекционный процесс вовлекались родители.

Тема 4 Моторная алалия

Моторная алалия. Причины, механизмы, симптоматика.

Структура дефекта при моторной алалии. Речевые и неречевые проявления в структуре дефекта. Нарушения разных звеньев порождения речевого высказывания при алалии. Алалия как общее недоразвитие речи. Нарушение языковых операций (речемыслительной деятельности) при алалии. Специфика коммуникативной функции речи при моторной алалии. Динамика развития функций и средств речи при алалии. Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка.

Экспрессивная алалия

В.А. Ковшиков

Экспрессивная1 алалия (по другой терминологии — мо­торная алалия, афазия развития, врожденная афазия и проч.) — одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятель­ности. Многие дети с алалиейне овладевают языком и оста­ются неговорящими или почти неговорящими даже ко време­ни поступления в школу.

Свойственный им сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности, некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.

Эти факты говорят о том, что студенту-дефектологу не­обходимы разносторонние и глубокие знания об этой форме патологии речевой деятельности, чтобы в будущей практиче­ской работе уметь анализировать характер патологии и нахо­дить оптимальные пути ее преодоления.

Пособие адресовано студентам логопедического отделе­ния; при соответствующей подготовке оно может быть ис­пользовано и студентами других отделений дефектологиче­ского факультета.

Материал излагается согласно программе спецкурса и с учетом того, что ко времени изучения темы «Алалия» студен­ты уже овладели необходимыми сведениями по ряду учебных дисциплин, которые позволяют усвоить эту тему.

Сделана попытка представить в основном современное состояние предмета обсуждения. Во многих разделах пособия описываются разные точки зрения на экспрессивную алалию, дается их оценка. Автор настоящей работы-либо присоединя­ется к определенной точке зрения, либо предлагает свою, основанную на результатах его экспериментальных исследова­ний и клинических наблюдений.Перевод термина: алалия [гр. а (приставка, обозначающая отсут­ствие) + lalia -— речь] — отсутствие речи; экспрессивная [лат. expres-sio — выражение] — относящаяся к выражению, говорению. Дословно, экспрессивная алшшя — отсутствие экспрессивной речи. Разумеется, дословный перевод не характеризует существа этого расстройства, ха­рактеристика его будет дана в последующем изложении

Значительное внимание уделено лингвистическому ас­пекту изучения алалии — одному из наиболее распространен­ных в настоящее время и перспективных.

Объектами описания намеренно были выбраны дети до­школьного возраста; лишь в некоторых разделах говорится о детях-школьниках. Это объясняется тем, что алалия, как пра­вило, наиболее ярко проявляется у дошкольников и начать знакомство с ней лучше всего именно у детей этого возраста.

Экспрессивная алалия часто существует в структуре раз­личных неврологических и психопатологических расстройств, которые могут оказывать своеобразное влияние на языковые расстройства, скрывая их истинное лицо. Это повлияло на некоторую избирательность в представлении материала: при­нимая во внимание, что главная задача спецкурса — ознако­мить студентов с основными сведениями об экспрессивной алалии, которые должны помочь им ориентироваться в чтении литературы и в будущей практической работе, акцент сделан на описании случаев алалии, при которых не наблюдается сильно выраженных неврологических, психопатологических и других неязыковых расстройств.

.

Наши рекомендации