Потеря устной формы передачи опыта

Ещё не так давно, наличие представителей старшего поколения в доме или в одном и том же селении позволяло в устной форме передавать из поколения в поколение культурное наследие отдельной семьи. Пространственное разделение большой семьи нарушает существовавшую когда-то связь поколений на уровне передачи культурного наследия, теперь оно осуществляется посредством школы и средств массовой информации. При этом изменилась и роль книги. Телевидение сделало печатное слово менее привлекательным, требующим к тому же больших усилий. Остаётся надеяться на возрастающую роль в общении Интернета, который предполагает в качестве основы общения печатное слово.

Пример старшего поколения

Детям, как и прежде, необходим опыт старших поколений, опыт бабушек и дедушек. Они помогают внукам приобщиться к истории семьи, к семье как таковой, к её традициям, которые очень понадобятся им при достижении взрослого возраста. Дети с ними чувствуют себя не столь обязанными, не столь зависимыми, и это вызывает у них другую форму общения. То особое отношение, что связывает внуков и их дедушек и бабушек, способствует их большей открытости с ними. Большая открытость облегчает отношения без ущерба для любви к родителям.

Опыт дедушек и бабушек.

Опыт дедушек и бабушек позволяет им относиться ко всему более спокойно, и это помогает им устанавливать тёплые отношения с внуками. При этом у детей появляется возможность в случае размолвки с родителями или в тяжёлой ситуации прибегнуть к помощи всё же члена семьи.

Неродные родители

Всё чаще и чаще дети сталкиваются с необходимостью жить с родителями, которые не являются их родными. Как вести себя пришедшему в семью взрослому по отношению к большому ребёнку? Как сохранить своё место в жизни ребёнка родителю, которому позволено видеться с ним лишь по выходным, а то и только в отпуске, тогда как другой видится с ним ежедневно? Как разделить с вновь пришедшим одну и ту же роль по отношению к ребёнку? Родитель должен отделить чувство любви у ребёнка от того чувства, которое тот испытывает к разделившему их человеку. Известно, что это вызывает у неродного родителя чувство озлобленности. Для установления отношений с неродным ребёнком требуется время. Важно чтобы неродной родитель брал на себя воспитательные функции по отношению к ребёнку, не занимая при этом место его настоящего родителя. Подобные отношения, иногда очень тяжело устанавливаемые, могут стать источником духовного обогащения ребёнка. Он, тяжело переживающий развод родителей, может приобрести новых братьев или сестёр, а в лице новых взрослых другое душевное окружение. Роль нового супруга вносит тогда позитивный аспект, если к тому с его приходом уйдут в прошлое имевшие ранее место конфликты.

Семьи с одним родителем

Ребёнок развивается гармонично лишь в том случае, если у него есть возможность сравнивать себя с представителями обоих полов. Без отца или матери ребёнку очень тяжело, также как тяжело и родителю с ребёнком без второго родителя, а постоянные мысли о недостающем родителе противоположного пола взрослого аналогичны мыслям ребёнка. Ребёнок воспитанный одним родителем, растет с психическими отклонениями.

Глава 2

Малыш в возрасте до года

Грудничок до 6 месяцев

Научиться давать грудь и бутылочку, мыть его, соблюдать его режим, следить за его самочувствием и здоровьем, всё это относится к прямым родительским обязанностям первых нескольких месяцев. При этом малыш знакомится с окружающим его миром и привыкает к нему…

Малыш в 10 дней

Кормление

Врождённые рефлексы сосания и глотания позволяют новорожденному успешно питаться с самого рождения. Кормление приглушает у него чувство голода, обеспечивает его хорошее самочувствие. К 10 дням жизни младенец ест от пяти до восьми раз за сутки.

Движения

Во время сна новорожденный сгибает ручки и ножки, голову держит повёрнутой в сторону. Ладошки держит сжатыми, большой палец находится поверх остальных пальчиков. Усаженный, он не держит головку, но может её приподнимать, когда его поддерживают под мышки. Он крепко хватает палец взрослого, которым дотрагиваются до его ладошки (хватательный рефлекс). Поставленный на ножки, он делает несколько шажков, опираясь на подошвы ножек (самопроизвольное шагание). Если его опрокинуть назад, он раскидывает ручки и растопыривает пальчики (рефлекс Моро).

Сон

Режим жизни новорожденного сводится к периодическим кормлениям и продолжительным фазам сна. Спит он много, в среднем шестнадцать часов в сутки, по 3–4 часа за раз. Разницы между дневным и ночным периодом не понимает. При пробуждении может проявлять беспокойство, слегка похныкать — значит ему что-то нужно (голоден, больно, мокро). В противном случае он спокоен, глазки живые и блестящие, очень внимателен.

Его чувства

Когда новорожденный бодрствует и спокоен, он смотрит. Его привлекают очертания лиц и их мимика. Он хорошо видит предметы на расстоянии 30 см от своих глаз. Хорошо слышит. У него развито обоняние и вкус. Он чувствителен к ласке. Узнаёт своих маму и папу по их запаху, голосу, ласкам.

Рост:

М — 50 см (47–54)

Д — 49,4 см (46–54)

Вес:

М — 3,4 кг (2,5–4,5)

Д — 3,3 кг (2,5–4,4)

Наши рекомендации