Ситуационные задачи для контроля на усвоении материала.

Задача№1

При исследовании токсичности бензола в эксперименте на белых крысах установлено, что50 бензола составляло 45000мг\м3, Limac=1100мг\м3, Lim ch=20мг\м3. Задание:1) определите зону острого и хронического действия.

2) определите класс опасности вещества по Limac и Zac.

3) укажите основные симптомы при остром и хроническом отравлении бензолом

Задача№2

В лабораторию поступило вновь синтезированное вещество, которое будет использоваться в сельском хозяйстве в качестве пестицида. При исследовании токсичности этого вещества установлено, что средняя смертельная доза (ДL50) при внутрижелудочном введении равна 500мг\кг. Данное вещество поступает в организм в виде аэрозоля через легкие. Задание:

1) рассчитайте ПДК для этого пестицида по формуле: ПДК=0.0008 на ДL50

2) определите класс опасности вещества

3) укажите комплекс оздоровительных мероприятий при работе с данными пестицидом.

Задача№3

При исследовании сравнительной токсичности аммиака и двуокиси азота были получены следующие результаты:

Вещество CL50 Limac Limir Limch Zac Zir Zch ПДК

Аммиак 4500 430 210 60 20

Двуокись 210 60 20 5 2

азота

Задание:

1) определите Zac, Zir, Zch и дайте сравнительную характеристику токсичности аммиака и двуокиси азота

2) укажите какой яд более опасен при острых и хронических отравлениях

3)назовите характерные симптомы при остром отравлении данными веществами.

Задача№4

Для вновь синтезированного вещества N установлен Limch 70 мг\м3. Задание:а) определите ПДК для данного вещества при коэффициенте запаса Кз = 5.

Задача№5. В сборочных цехах Шымкентского шинного завода концентрация бензина – растворителя ( ВР-1, ВР-2) составляла в среднем 430мг/м3, в цехе вулканизации концентрация вулканизационных газов в среднем была 15мг\м3 ( ПДК по сумме аминов-0.5мг\м3) Задание:а) дайте оценку условий труда в цехах

Б) определите класс вредности условий труда в цехах

Кредит № 4

1.Тема № 1. Основы и современные проблемы физиологии и психофизиологии труда. Гигиено-физиологическая оценка условий труда.

2. Цель занятия: Формирование знаний и умений об исследовании физиологических сдвигов в организме работающего человека, оценивать полученные результаты и на основании последних разрабатывать мероприятия по научной организации трудового процесса, обеспечивающие высокую работоспособность, сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни.

Задачи обучения.

1. Физиология труда, определить задачи;

2. Научиться различать виды трудовой деятельности;

3. Общие методологические подходы и научиться выбирать адекватные методы проведения физиологических исследований на производстве;

4. Основные формы труда;

5. Разрабатывать рекомендации по рациональной организации трудового процесса.

4.Основные вопросы темы.

1. Физиология труда – определение, цели, задачи.

2. Классификация основных форм трудовой деятельности. Формы труда. Их физиологические особенности.

3. Общие закономерности регуляции рабочей деятельности человека. Формирование доминантных центров, динамического стереотипа. Теория функциональных систем П.К. Анохина.

4. Статическая и динамическая работа.

5. Умственный труд, его разновидности.

6. Психология труда, цели и задачи. Психологические подходы к изучению прогрессии.

7. Дайте определение понятию «статическая работа», ее разновидности.

8. Дайте определение понятию «динамическая работа», разновидности динамической работы.

9. Дайте определение понятию «умственный труд», назовите его разновидности.

10. Дайте определение понятию «психология труда»

11. Дайте определение понятию «эргономика».

Методы обучения и преподавания.

- Презентация на тему: Основы и современные проблемы физиологии и психофизиологии труда.

- Дискуссия на тему: Гигиено-физиологическая оценка условий труда.

- Работа в малых группах по основным вопросам темы

- Решение тестовых заданий по теме занятия

- Решение кроссворда по теме занятия

- Кейс стади

- Деловые игры

Литература.

Основная

1. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. М-Медицина-2008 – с.

2. Алексеев С.В., Усенко В.Р.Гигиена труда. Учебник. М-Медицина-1988-576 стр.

3. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда. Под ред. В.Ф.Кириллова М-Медицина-2008 -399 стр.

Дополнительная

4. Санитарные нормы и правила по гигиене труда в промышленности (МЗ РК, 1994, в 3-х томах). – Омск, 1995.

5. Руководство по гигиене труда (под ред. Н.Ф. Измерова), в 2-х томах, -М., Медицина, 1987г..

6. Руководство по физиологии труда (под ред. З.М. Золиной, Н.Ф. Измерова), М., Медицина, 1974г.

7. Гигиенические критерий оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса ( № 1. 02. 091- 98, МЗ РК от 30. 06. 98.).

8. Лекционный курс кафедры.

Контроль.

Вопросы тестового контроля.

1. Физиология труда – определение, цели, задачи.

2. Классификация основных форм трудовой деятельности. Формы труда. Их физиологические особенности.

3. Общие закономерности регуляции рабочей деятельности человека. Формирование доминантных центров, динамического стереотипа. Теория функциональных систем П.К. Анохина.

4. Статическая и динамическая работа.

5. Умственный труд, его разновидности.

6. Психология труда, цели и задачи. Психологические подходы к изучению прогрессии.

7. Дайте определение понятию «статическая работа», ее разновидности.

8. Дайте определение понятию «динамическая работа», разновидности динамической работы.

9. Дайте определение понятию «умственный труд», назовите его разновидности.

10. Дайте определение понятию «психология труда»

11. Дайте определение понятию «эргономика».

Вопросы тестового контроля.

1.Особенность формы труда, требующая значительной мышечной активности

а) повышенные энергетические затраты.

б) социальная неэффективность.

в) потребность в длительном отдыхе.

г) монотония.

д) творческое напряжение

2.Особенности групповой формы труда (на конвейере)

а) дробление процесса на операции

б) заданный ритм

в) монотония

г) строгая последовательность выполнения операций

в) высокое интеллектуальное напряжение.

3.Особенности механизированных форм труда:

а) усложнение программы действий

б) уменьшение объема мышечной деятельности

в) однообразие простых и локальных действий

г) монотонность труда

д) все ответы верны

4.Особенности форм труда, связанных с частично автоматизированным

производством:

а) выключение человека из процесса непосредственной обработки предмета труда

б) монотонность

в) повышенный темп и ритм работы

д) все ответы верны

5. Особенности интеллектуального (умственного) труда

а) необходимость переработки большого объема информации

б) частые стрессовые ситуации

в) незначительные мышечные нагрузки

г) наличие гипокинезии

д) состояние «оперативного покоя»

6.При статической работе наблюдается-

а) затруднение кровообращения в работающих мышцах

б) феномен Лингарда

в) уменьшение поступления кислорода

г) накопление в мышцах молочной кислоты

д) все ответы верны

7.Динамическая работа подразделяется:

а) на общую мышечную работу

б) на региональную мышечную работу

в) на локальную мышечную работу

г) тяжелую мышечную работу

д) все ответы верны

8. Формы умственного труда

а) операторский труд

б) управленческий труд

в) творческий труд

г) труд преподавателей и медицинских работников

д) все ответы верны

9.Классификация условий труда подразделяется:

а) на классы условий труда по степени вредности и опасности

б) на классы условий труда по показателям тяжести трудового процесса

в) классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса

г) классы условий труда по производительности в смену

д) классы условий труда по степени утомляемости

10.Опускание груза относится к

а) динамическому положительному

б) динамическому отрицательному

в) статическому

г) динамическому

д) эргонометрическому

виду мышечной работы,

11.Перемещение груза по горизонтали относится к

а) динамическому положительному

б) динамическому отрицательному

в) статическому

г) динамическому

д) эргонометрическому

виду мышечной работы

12. Теорию функциональных систем разработал физиолог

а) А.А. Ухтомский

б) И.П. Павлов

в) Ф.К. Анохин

г) Н.Е. Введенский

д) Н.Д. Беклемишев

Ситуационные задачи

ЗАДАЧА №1. На полиграфическом комбинате при изучении трудовой деятельности приемщиков готовой продукции выявлено, что в течение часа осуществляется 6 операций по размещению и снятию сброшюрованных тетрадей .Величина максимального прилагаемого усилия – 4 кг. Работа осуществляется в позе стоя. Продолжительность рабочей смены – 8 часов. Уровень загрузки рабочего дня 98%. Энергозатраты составляет 158 ккал/час. Физиологическими исследованиями получены динамика показателей функционального состояния ряда систем организма (исходный уровень 100%).

время исследования Показатели: 7.00 8.30 10.40 обед 13.00 15.30  
Мышечная сила правой кисти Выносливость правой кисти Объем стопы и нижней части голени 100 115 88 108 85 100 120 72 98 70 100 110 115 100 120

Задание: А) дайте краткую характеристику трудовой деятельности

Б) укажите какие системы организма, работающих наиболее загружены

В) определите работоспособность по данным изменениям физиологических

показателей

Г) предложите мероприятия по повышению работоспособности и оптимизаций позы.

ЗАДАЧА № 2. При проведении физиолого-гигиенических исследовании в цехе холодной обработки материалов выявлено, что максимально прилагаемое штамповщицей усилие составляет 0.5 кг. В течение часа им выполняется 130-140 операции по перемещению заготовок. Трудовая деятельность осуществляется в позе сидя. Рабочее место имеет табурет с полужестким сидением, которое не изменяется по высоте, равной 650 мм. Пространство для ног работающих у пресса не предусмотрено. Глубина рабочей зоны составляет 600 мм, высота 100мм, ширина 300 мм, рост штамповщицы 163 см. Продолжительность рабочей смены – 8 часов. Энерготраты составляет 624 кДж.час.( 149 ккал/час)

В таблице представлены результаты физиологических исследований ряда систем организма работающих (исходный уровень 100%).

Время исследования Показатели: 7.00 8.30 10.40 обед 11.10 13.00 15.30  
Мышечная сила правой кисти Треморометрия, число касаний в секунду Скрытое время слухомоторной реакции 100 98 80 100 102 81 100 110 130 105 105 120 100 108 120 110 112 140

Задание: а) дайте краткую характеристику трудовой деятельности; б) укажите, какие системы организма работающих наиболее загружены; в) оцените работоспособность по данным изменений физиологических показателей; г) предложите мероприятия по повышению работоспособности и оптимизаций позы и ее организационно-техническому оснащению.

1. Тема № 2. Основные принципы организации и проведения физиологических исследований. Хронометраж рабочего дня. Работоспособность.

2.Цель занятия:Формирование знаний и умений по исследованию физиологических сдвигов в организме работающего человека, оценивать полученные результаты и на основании последних, разрабатывать мероприятия по научной организации трудового процесса, обеспечивающие высокую работоспособность, сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни.

Задачи обучения.

1.Формировать знания по определению «Физиология труда».

2. Формировать знания по основным формам трудовой деятельности. Формы труда Их физиологические особенности.

3. Формировать знания по методам исследования функционального состояния организма работающих.

4.Формировать знания по методам проведения физиологических исследований на производстве.

5. Формировать навык по исследованию характера выполняемой работы, режим труда и отдыха, физиологических особенностей деятельных профессий, рабочего места, позы работающего, его движений.

4.Основные вопросы темы.

1.Физиология труда – определение, цели, задачи.

2.Укажите задачи физиологии труда.

3.Что такое теория функциональных систем П.К.Анохина.

4.Статическая и динамическая работа.

5.Умственный труд, его разновидности.

6.Классификация тяжести и напряженности труда. Принципы гигиенического нормирования.

7.Назовите формы труда и дайте каждому понятие.

8.Основные пути борьбы с утомлением. Режим труда и отдыха. Научная организация труда.

Наши рекомендации