Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание)

Контакт-дыхание - это техника, при которой рука физиотерапевта ведет и стимулирует дыхательные движения.

Методика:
Ладонь инструктора плоско лежит на той части грудной клетки, которую лечат в данный момент, и сопровождает дыхательные движения. Рука все время находится в контакте с кожей. Ребенок начинает дыхание бессознательно, а затем сознательно углубляет дыхание в зоне, где лежит рука. Тем не менее, физиотерапевт может увеличить дыхательные движения посредством контакта ладонью.

Эта техника требует от физиотерапевта высокой чувствительности к к дыхательным движениям, их частоте и ритму, например, к смене вдоха и выдоха. Эта техника сконцентрирована на одной части грудной клетки на более длительное время и обычно комбинируется с техникой изменения положения. Она доставляет приятные ощущения ребенку.

Внимание: каждое движение грудной клетки вызывает соответствующую реакцию в легких.

  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-16 Рука физиотерапевта:
  • плотно прилежит к коже ребенка
  • следует и поддерживает дыхательные движения
  • концентрируется на одной зоне грудной клетки на долгое время
  • доставляет приятные ощущения ребенку
  • дает эффект релаксации

Цель контакт-дыхания:

  1. Увеличение амплитуды дыхательного движения за счет
    • понижение учащенного дыхания до нормальной частоты
    • высвобождение и транспортировка секрета, достигнутое изменениями бронхиального калибра и ускоренным потоком воздуха
    • улучшение газовой сатурации (насыщения кислородом) посредством лучшей вентиляции
  2. Снижение дыхательных усилийпассивной поддержкой выдоха
  3. Изменение формы дыханиямануальными усилиями во время вдоха
  4. Улучшение эластичностигрудной клетки
  5. Релаксацияребенка (теплая рука), соответственно, расслабление мышц и улучшение эластичности грудной клетки


Преимущества контакт-дыхания:

  1. может применяться у пациентов любого возраста и в любом состоянии, в том числе и у тяжело больных
  2. может быть освоено родителями и сиделками
  3. преследует множество лечебных целей одновременно
  4. помогает детям задуматься более осознано о своих дыхательных движениях
  5. является хорошей предварительной практикой перед другими формами терапии
  6. достижение точки, где ладонь инструктора чувствует секрецию, уменьшение или улучшение эластичности в различных участках грудной клетки (например, треск под рукой, запаздывание движения определенной секции)
Пояснения к иллюстрациям: Стрелки показывают направление движения грудной клетки и, соответственно, руки физиотерапевта. Направления движений всегда описываются по отношению к телу ребенка. Так, движения
вверх означает по направлению к голове ребенка
вниз означает по направлению к ногам ребенка
кзади означает по направлению к спине ребенка
кпереди означает по направлению к груди ребенка
к середине означает по направлению к средней линии ребенка
вбок (латерально) означает по направлению к боку ребенка

Позиции головка кверху
а) на спине. Голова приподнята



  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-17   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-18   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-19
Ладонь физиотерапевта плоско лежит на коже вдоль ребер ребенка непосредственно под его ключицей. При выдохе рука движется:
  • книзу
  • кзади
  • к середине
  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-20   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-21
       

б) на животе. Голова приподнята

  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-22   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-23
Ладонь физиотерапевта лежит на спинке ребенка между плечом и шеей поверх лопатки. Мизинец или подушечка мизинца размещена между лопаткой и позвоночником. При выдохе рука движется:
  • книзу
  • кпереди
  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-24   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-25

Горизонтальные позиции

а) на спине, горизонтально

  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-26   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-27
Ладонь физиотерапевта лежит на груди. При выдохе рука движется:
  • кзади
  • к середине
  • книзу
  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-28   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-29

б) на животе, горизонтально

  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-30   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-31
Кончики пальцев или подушка ладони физиотерапевта лежат на спине ребенка между между лопаткой и позвоночником. При выдохе рука движется:
  • кпереди
  • вбок (латерально)
  • книзу
  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-32   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-33

Позиции с головой книзу

а) на спине. Голова книзу

  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-34   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-35
Ладонь физиотерапевта лежит на нижней части грудной клетки вдоль нижнего края реберной дуги. При выдохе рука движется:
  • кзади
  • к середине
  • книзу
  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-36   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-37



б) на боку. Голова книзу

  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-38   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-39
Рука лежит на боковой поверхности нижней области грудной клетки. При выдохе рука движется:
  • книзу
  • к середине
  • кпереди
  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-40   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-41

б) на животе. Голова книзу

  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-42   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-43
Рука лежит на нижней части грудной клетки сзади, вдоль нижнего края реберной дуги. При выдохе рука движется:
  • книзу
  • вбок (латерально)
  • кпереди
  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-44   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-45

к содержанию

Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Мануальная вибрация на выдохе


Вибрация создается потряхиванием грудной клетки рукой физиотерапевта для поддержки экспираторного движения (выдоха) и помощи высвобождению мокроты. Вибрация усиливает высвобождение секреции и делает ясно слышимым как мокрота двигается ко рту.

Методика:Ладонь физиотерапевта как и при контакт-дыхании плоско лежит на той части грудной клетки, которую лечат в данный момент. Процедура начинается с сопровождения дыхания (контакт-дыхание), затем происходит переход к вибрации.

Вибрация - это движения вверх-вниз, глубоко достигающие ткани грудной клетки с интенсивностью от деликатной до энергичной. Только одна область груди прорабатывается в один продолжительный момент времени, до тех пор пока не будет заметен эффект - можно увидеть и почувствовать увеличение дыхательных движений.

Физиотерапевт должен обладать умением слышать и чувствовать, как высвобождается слизь.

Вибрация часто комбинируется с позиционированием и изменением положения. Область груди, на которую проводится процедура, всегда располагается в наиболее верхнем положении для стимуляции больших движений. Вибрация может быть слышимой если ребенок издает устойчивый "звук" на выдохе (см. активную технику для новорожденных и детей)

Мануальная вибрация:

  • выполняется движениями руки вверх и вниз
  • от деликатных до энергичных
  • используется только на выдохе
  • осуществляется в одной области в течение длительного времени
  • всегда адаптируется к дыханию ребенка
  • применяется в комбинации с другими видами техники (позиционированием, контакт-дыханием)

Цели вибрации:

  1. Увеличение амплитуды дыхательного движения (см. контакт-дыхание)
  2. Облегчение дыхания пассивной поддержкой движения выдоха
  3. Изменение формы дыхания мануальными усилиями
  4. Улучшение эластичности грудной клетки
  5. Релаксация ребенка (теплая рука), соответственно, расслабление мышц и улучшение эластичности грудной клетки
  6. Облегчение секреции за счет осцилляций в воздушном потоке. Осциллирующее ускорение воздушного потока облегчает транспорт мокроты во время выдоха

Преимущества вибрации:

  1. может применяться у пациентов любого возраста и в любом состоянии, в том числе и у тяжело больных
  2. может быть освоено родителями и сиделками
  3. преследует множество лечебных целей одновременно
  4. помогает детям задуматься более осознано о своих собственных дыхательных движениях
  5. достигает точки, где ладонь инструктора чувствует местоположение мобилизованной мокроты, уменьшение или улучшение эластичности в различных участках грудной клетки (например, треск под рукой, запаздывание движения определенной секции)

Позиции головка кверху

а) на спине. Голова приподнята

  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-47   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-48
Рука (руки) физиотерапевта плоско лежит на коже вдоль ребер ребенка непосредственно под его ключицей. В момент выдоха рука вибрирует:
  • книзу
  • кзади
  • к середине
  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-49   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-50

б) на животе. Голова приподнята

  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-51   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-52
Ладонь (ладони) физиотерапевта лежит на спинке ребенка между плечом и шеей поверх лопатки. Мизинец или подушечка мизинца размещена между лопаткой и позвоночником. При выдохе рука вибрирует грудную клетку:
  • книзу
  • кпереди
  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-53   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-54

Горизонтальные позиции

а) на спине, горизонтально

  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-55   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-56
Ладонь/ладони физиотерапевта лежат на груди и на выдохе вибрируют грудную клетку:
  • кзади
  • к середине
  • книзу
  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-57   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-58

б) на животе, горизонтально

  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-59   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-60
Кончики пальцев или подушка ладони физиотерапевта лежат на спине ребенка между между лопаткой и позвоночником. При выдохе рука вибрирует грудную клетку:
  • кпереди
  • вбок (латерально)
  • книзу
  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-61   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-62

Позиции с головой книзу

а) на спине. Голова книзу

  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-63   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-64
Ладонь/ладони физиотерапевта лежат на нижней части грудной клетки вдоль нижнего края реберной дуги. При выдохе руки вибрирует грудную клетку:
  • кзади
  • к середине
  • книзу
  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-65   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-66

б) на боку. Голова книзу

  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-67   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-68
Рука/руки лежат на боковой поверхности нижней области грудной клетки. При выдохе руки вибрирует грудную клетку:
  • книзу
  • к середине
  • кпереди
  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-69   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-70

б) на животе. Голова книзу

  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-71   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-72
Рука/руки лежат на нижней части грудной клетки сзади, вдоль нижнего края реберной дуги. При выдохе рука вибрирует:
  • книзу
  • вбок (латерально)
  • кпереди
  Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-73   Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание) - student2.ru Рис. 4-74

Потряхивание

Потряхивание - ритмические движения, выполняемые инструктором одномоментно в одной из частей тела для возникновения реакции в грудной клетке.

Цели потряхивания:

  1. Поддержка транспорта слизи
  2. Улучшение подвижности грудной клетки
  3. Релаксация ребенка


Методика:

  • Потряхивание используется, главным образом, у новорожденных и маленьких детей и может быть выполнено у физиотерапевта на коленях, в кровати, на терапевтическом мате, на гимнастическом мяче, на мягком мяче.
  • Потряхивание ритмично начинается с рук или ног, таза или туловища, концентрируясь на одной части тела на определенный период времени.
  • Осцилляции от потряхивания передаются от рук или ног к грудной клетке и эффективны только в комбинации с легким потягиванием.
  • Потряхивание осуществляется попеременно, потом продольно
  • Более глубокое дыхание происходит лишь когда ребенок расслабляется
  • Кожа и мышцы вытянуты в наибольшем положении
  • Различные начальные положения для потряхивания требуют частого изменения положения (см. раздел Позиционирование/изменение положения)
  • Потряхивание может легко комбинироваться с другими видами техники, например, чтобы дать ребенку привыкнуть к новому положению, успокоить ребенка, который становится беспокойным во время контакт-дыхания или вибрации.

Наши рекомендации