Какие движения / функции мы проверяем ?

Грудная клетка и позвоночный столб представляют собой функциональное единство. Уменьшение подвижности грудной клетки всегда сокращает подвижность позвоночника, что ведёт к функциональным ограничениям. Проверяются все направления движения позвоночника и грудной клетки до момента прекращения движения. Мускулатура туловища и конечностей проверяется на способность сокращения и растяжения, а также на силу и утомляемость.

Наблюдения во время и после нагрузки:

Во время и после нагрузки частота дыхания может повыситься неадекватно и вызвать неэффективный рефлекторный кашель. При этом могут произойти подозрительные изменения, например, цианотичная окраска губ или кончиков пальцев и побледнение треугольника "рот-нос". Поэтому важно составлять медицинское заключение и в фазе нагрузки.

Иногда при нагрузке может наблюдаться и улучшение общего самочувствия.

Внимательное наблюдение родителей за ребенком может оказать большую помощь врачу и медицинскому персоналу по лечебной физкультуре.

При существенных изменениях следует обращаться к врачу или медицинскому персоналу по лечебной физкультуре

Терапия грудных детей и детей раннего возраста

Физиотерапевтическое лечение грудных детей и детей раннего возраста включает как пассивные, так и активные варианты техники. Пассивная техника доминирует у новорожденных и по нарастающей дополняется и замещается активной техникой по мере роста ребенка.

Пассивная техника

  • Принятие и изменение положения
  • Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание)
  • Ручная вибрация на выдохе пациента
  • Потряхивание
  • Терапевтические положения тела
  • Межреберное лечение: кожная и мышечная виды техник
  • Расположение тела для облегчения дыхания

Активная техника

  • Техника влияния на дыхание
  • Упражнения для мобилизации грудной клетки и создания баланса мышечной силы
  • Упражнения для развития ловкости, выносливости и наслаждения мышечной активностью

А. Пассивная техника

Позиционирование/изменение положения

Под позиционированием понимается принятие телом ребенка определенного положения на короткое время и затем изменение этого положения, чтобы вызвать определенную специфическую реакцию в легких и бронхах.

К таким реакциям относятся:

  • Изменения в вентиляции и кровотока в легких: увеличение вентиляции и кровотока в затронутых зонах
  • Предупреждение легочной инфекции (пневмония)
  • Высвобождение и транспорт секрета
  • Активация диаграфмы

Следующие восемь позиций наиболее часто используются:



верхний отдел грудной клетки головка кверху на спине
на животе
средний отдел грудной клетки горизонтально на спине
на животе
нижний и боковой отделы грудной клетки головка книзу на спине
на животе
на правом боку
на левом боку

Позиции головка кверху

а) на спине. Голова приподнята

Какие движения / функции мы проверяем ? - student2.ru Рис. 4-1 Ребенок на спинке лежит продольно на коленях физиотерапевта, его ножки свободно направлены в сторону живота физиотерапевта или по бокам его тела. Ноги физиотерапевта приподняты, стоят на подставке, табуретке. Головка ребенка лежит на 45-60° выше его таза.
  Какие движения / функции мы проверяем ? - student2.ru Рис. 4-2 Ребенок сидит выпрямившись на коленях физиотерапевта к нему спиной.
  Какие движения / функции мы проверяем ? - student2.ru Рис. 4-3 Для детишек чуть более старшего возраста: позиция с приподнятой головой на мягкой вспененной клиновидной подставке.

б) на животе. Голова приподнята Какие движения / функции мы проверяем ? - student2.ru Рис. 4-4 Ребенок на животике лежит продольно на коленях физиотерапевта, его ножки свободно расправлены справа и слева по бокам его тела. Ноги физиотерапевта вновь приподняты на небольшой подставке.     Какие движения / функции мы проверяем ? - student2.ru Рис. 4-5   Детишки постарше лежат на подставке с приподнятой головой и животом.

Горизонтальные позиции
а) на спине, горизонтально

  Какие движения / функции мы проверяем ? - student2.ru Рис. 4-6 Ребенок на спинке лежит продольно на горизонтально расположенных коленях физиотерапевта, его ножки вновь свободно расправлены справа и слева по бокам его тела.     Какие движения / функции мы проверяем ? - student2.ru Рис. 4-7   Дети более старшего возраста лежат на мате, пеленка или свернутое одеяло подложено под колени.

б) на животе, горизонтально

  Какие движения / функции мы проверяем ? - student2.ru Рис. 4-8 Инструктор сидит на стуле. Ребенок на животике лежит по диагонали на его коленях, в горизонтальном положении.     Какие движения / функции мы проверяем ? - student2.ru Рис. 4-9   Дети постарше лежат на мате, пеленка или свернутое одеяло может быть подложено под щиколотки.

Позиции с головой книзу
а) на спине. Голова книзу



  Какие движения / функции мы проверяем ? - student2.ru Рис. 4-10 Ребенок на спинке лежит продольно на коленях физиотерапевта, его ножки вновь свободно расправлены справа и слева по бокам его/ее тела. Ребенок надежно придерживается запястьями. Физиотерапевт сидит на краю стула, ноги вытянуты так, чтобы образовать "горку" под углом 40-45° по отношению к полу.   Какие движения / функции мы проверяем ? - student2.ru Рис. 4-11   Старшие детки лежат на клиновидной форме головой книзу.

б) на боку. Голова книзу

  Какие движения / функции мы проверяем ? - student2.ru Рис. 4-12 Инструктор придерживает ребенка за талию, за таз. Ребенок на боку лежит на его коленях.   Какие движения / функции мы проверяем ? - student2.ru Рис. 4-13   Дети лежат на боку на клиновидной подставке, головой книзу

в) на животе. Голова книзу

  Какие движения / функции мы проверяем ? - student2.ru Рис. 4-14 Физиотерапевт сидит в положении а). Ребенок на коленях инструктора лежит головкой книзу, надежно удерживаемый за талию, за таз.     Какие движения / функции мы проверяем ? - student2.ru Рис. 4-15   Дети постарше лежат на животе на клиновидной подставке, головой книзу.

Наши рекомендации