Разрешение межгрупповых конфликтов.

Предложения, касающиеся разрешения конфликтов, редко встречаются в исследованиях, посвященных расовым отношениям. Большинство их направлено на выявление причин расовой враждебности, а не факторов, способствующих ее снижению. Существует значительно больше исследований межгрупповых разногласий и раздоров, чем способов межгруппового сотрудничества и гармонии. Изучение проблемы снятия расовой враждебности может быть четырех типов: 1) исследования программ, рассчитатанные наснижение индивидуальной предубежденности; 2) исследования программ, ориентированных на снижение групповой предубежденности; 3) исследования стратегий уменьшения ситуационной дискриминации и 4) исследование стратегий борьбы с институциональной дискриминацией.

Подавляющее большинство исследований о разрешении конфликтов касается программ, рассчитанных на снижение индивидуальнойпредубежденности.Этипрограммпризваны изменить дискриминационно установки посредством информирования убеждения, увещевания, социализации и индивидуальной терапии. В то же время программы борьбы с групповой предвзятостью в значительной мере опираются на масштабные пропагандистские кампании в средствах массовой информации и создание условий для межрасовых контактов в школах, церквах, общественных местах.

Образовательные программы болееэффективны для снижения индивидуальной предубежденности: в них делается акцент на общих характеристиках групп, а не на их различиях. Они рассчитаны на лиц с промежуточными, а не экстремальными установками. Эти программы убеждают обучающихся, а не подвергают критике их личное мнение. Информация в них подается в контексте выполнения группой своей обычной социальной функции, и обучающиеся имеют возможность получать объективную информацию.

Межгрупповые контакты, вероятно, наиболее эффективное средство снижения индивидуальной и групповой предубежденности при соблюдении следующих условий: 1) статусное равенство при непосредственном контакте; 2) установление взаимозависимых отношений; 3) необходимость обеспечить возможности, благоприятствующие межгрупповому объединению и формирова­нию установок на равенство; 4) создание предпосылок, способствующих установлению доверительных отношений. Программы, расчитанные на снижение ситуационной ди­скриминации,наиболее эффективны в усло­виях, предполагающих взаимное сотрудни­чество для достижения групповых целей или выполнения групповых задач, особенно в школе, на работе, в экстремальных ситуациях.

Законодательство, правительственные декреты, административные регулирующие меры, лоббирование и другие подобные способы — основная стратегия правительства, рассчитанная на снижение дискриминации в американском обществе. В исследованиях выявилось, что эти меры эффективны, когда власть сильна, обеспечивает повиновение за­конам, мощную мотивацию для лояльности, применяет санкции при неуступчивости, требует отчетности. А требования меньшинств наиболее эффективны, когда цели или стремления точно определены; когда меньшинства способны привести свои угрозы в исполнение; когда власти считают, что невыполнение требований принесет больший политический вред, чем выбор иного способа действий.

Роль социальной работы.

Трудно переоценить роль социальной работы в межгрупповых отношениях. Социальные работники всегда были в авангарде сил, стремящихся улучшить отношения меж­ду расовыми, этническими и религиозными группами в Америке. Борясь с антисемитиз­мом и религиозным фанатизмом, социальные работники учредили такие организации, как Американский еврейский комитет и Общена­циональное совещание христиан и евреев, которые в качестве стратегии борьбы с расиз­мом и религиозным фанатизмом использовали главным образом просвещение, исследова­ние и посредничество.

Однако с увеличением числа социальных работников все больший упор делался на такие проблемы, как расовое и этническое неравенство. Основное допущение практики социальной работы состояло в том, что боль­шинство проблем, касающихся расовых отно­шений, может быть решено посредством фор­мирования у бедняков и представителей меньшинств ценностей "среднего класса". Но вскоре стало очевидно, что эти группы уже обладают значительными достижениями и трудовой этикой и что расизм может быть устранен только посредством изменения ус­тановок, норм и действий преследуемых ин­дивидов, групп и институтов. Таким образом, выработка программ общинного действия в рамках "Войны с бедностью" была не случай­ной.

За последние десятилетия многие соци­альные службы и благотворительные органи­зации, особенно Национальная ассоциация социальных работников, сделали важные шаги для повышения профессиональной от­ветственности при решении проблем расовых меньшинств. Растет и численность студен­тов — представителей меньшинств, изучаю­щих социальную работу, а подготовка соци­альных работников все более соответствует современным требованиям. Делается все, чтобы школы социальной работы не стали не­вольными союзниками институционального расизма. Социальным работникам следует делом постоянно подтверждать свою привер­женность идее справедливого общества для всех групп американцев.

Роберт Б. Хилл.

См. также: Американские индейцы и абориге­ны Аляски; Американцы азиатского происхождения; Американцы испаноя-зычные; Белые этнические группы; Им­мигранты; Негритянское население США; Расовая дискриминация и нера­венство; Цветные меньшинства.

•Austin B.W. (1976). White Attitudes Toward Black Discrimination.— Urban League Review, 2(1), 37—42. • BarronM.L. (1957). American Minorities. N. Y.: Alfred A. Knopf. • BLaLock H.M. (1967). Toward a Theory of Minority Group Relations. N. Y.: Capricorn Books. • BlaunerR. (1972). Racial Oppression inAmerica.N. Y.: Harper & Row. • Carmochael S., Hamilton С (1967). Black Power. N. Y.: Vintage Books. • Dunbar L W. (Ed.) (1984). Minority Reports: What Has Happened to Blacks, Hispanics, American Indians and Other Minorities in the Eighties. N. Y.: Pantheon Books. • Farley R. (1984). Blacks and Whites: Narrowing the Gap? Cambridge, Mass.: Harvard University Press. • Feagin /., Feagin С. В. (1978). Discrimination American Style: Institutional Racism and Sexism. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Friedman R. (1975). Institutional Racism: How To Discriminate Without Really Trying. In: T. F. Pettigrew (Eds.). Racial Discrimination in the United States (p. 384—407). N. Y.: Harper &Row. • Goodman J. A. (1973). Dynamics of Racism in Social Work Practice. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • GordonM. M. (1964). Assimilation in American Life. N. Y.: Oxford University Press. • Graubard S. (Ed.) (1981). American Indians, Blacks, Chicanos and Puerto Ricans [Special issue].— Daedalus, 3(2). • Harris, Louis, and Associates (1978). A Study of Attitudes Toward Racial and Religious Minorities and Toward Women. Report prepared for National Conference of Christians and Jews, New York. • Herskovits M. (1941). The Myth of the Negro PastN. Y.: Harper & Bros. • Hill Я В. (1975). Who Are More Prejudiced: WASPs or White Ethnics?—Urban LeagueReview, 1(1), 26—29.•Hill ЯВ. (1984). The Polls and Ethnic Minorities.— Annals, 472,155—166. • Jones I. M. (1972). Prejudice and Racism. Reading, Mass.: Addison-Wesley Publishing Co. • Kinder D.R., Sears D.C. (1981). Prejudice and Politics: Symbolic Racism Versus Racial Threats to the Good Life.— Journal of Personality and Social Psychology, 40(3), p. 414—431. • Lurie W.A. (1972). Intergroup Relations. In: Encyclopedia of Social Work (16th ed., p. 668— 676). N. Y.: National Association of Social Workers. • Marrett С. В., Leggon С. (Eds.) (1979). Research in Race and Ethnic Relations. Greenwich, Conn.: JAI Press. • McConahay J. В., Hough J. C, Jr.(1976). Symbolic Racism.— Journal of Social Issues, 32(2), 23— 45. • McConahay J. В., HardeeB. В., Batts V. (1981). Has Racism Declined in America?— Journal of Conflict Resolution, 25(4), 563—579.• Merton Я К (1976). Discrimination and the American Creed. In: R. K. Merton (Ed.). Sociological Ambivalence and Other Essays (p. 189—216). N. Y.: Free Press. A Division of Macmillan Publishing Co., Inc. • National Urban League, Research Department (1980). Initial Black Pulse Findings.— Black Pulse Bulletin, 1. • Newman D.K, et al. (1978). Protest, Politics and Prosperity: Black Americans and White Institutions 1940—75. N. Y.: Pantheon Books. • Perlmutter N., Perlmutter Я A. (1982). The Real Anti-Semitism in America. N. Y.: Arbor House. • Pettigrew T. F. (Ed.) (1975). Racial Discrimination in the United State. N. Y.: Harper & Row. • Pink A. (1984). The Myth of Black Progress. N Cambridge University Press. • Piven i Cloward Я А (1971). Regulating the !'• N. Y.: Pantheon Books. • Schermerhum (1970). Comparative Ethnic Relations. N Random House. • Simpson G. E., Yinger J (1965). Racial and Cultural Minoritle» Analysis of Prejudice and Discrimination • Sti ed.). N. Y.: Harper & Row. • Smith /',, Sheatsley P. B. (1984). American Atioml* Toward Race Relations.— Public Opinion, 1 (,1|. 15—53. • StemberC. H. (1961).Education «M Attitude Change. N. Y.: Institute of Ilimitf Relations Press. • U. S. Commission on < 1*1 Rights (1983). Intimidation and Violence K.i. Щ and Religious Bigotry in America. Wash., 1) С U. S. Government Printing Office. • Von i/Mt Berghe P. (1967). Race and Racism A Comparative Perspective. N. Y.: John Wiii-v I Sons. • Wicker A. W. (1969). Attitudes Vn Actions: The Relationship of Verbal and <> Behavioral Responses to Attitude Object «* Journal of Social Issues, 25(4), 41— 7 к • Williams Я М., Jr. (1947). The Reduction» ё Intergroup Tensions (Bulletin 57). N. Y.: S.« щ Science Research Council. • Williams Я М . It, (1977). Mutual Accommodations: ГпщЦ Conflict and Cooperation. Minneai»>iHf University of Minnesota Press. • Wilson w /, (1973). Power, Racism and Privilege: Rut* Relations in Theoretical and Sociohisloiktl Perspectives. N. Y.: Free Press. • Wirth I. (1945). The Problem of Minority Groups !»■ R. Linton (Ed.). The Science of Man in theW. .r l| Crisis (p. 347—372). N. Y.: Colin»lrf* University Press.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. См. Практика социальной работы: обзор основных направлений; Практика социальной работы: тенденции и проблемы; Практика социальной работы: эффективность.

«Ю»

ЮРИДИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ.

Для сохранения порядка в обществе отно­шения людей должны подчиняться социаль­ному контролю, который обеспечивается за­коном. Закон определяет также наказания в случае нарушения социальных норм.

Социальным работникам закон часто представляется terra incognita. Юридическая терминология не всегда понятна, а законове­ды и суды отличаются методами работы от социальных служащих и агентств. Принято считать, что юристы скорее заинтересованы в выигрыше дела, нежели в умиротворении сторон или разрешении проблем. За исклю­чением дел, касающихся несовершеннолет­них, адвокаты проводят разборы на открытых судебных заседаниях, не требующих сохра­нения конфиденциальности. Принципиаль­ное положение, из которого исходят адвока­ты, следующее: "Невиновен, пока не доказана вина" (презумпция невиновности). Более того, суды часто самостоятельно при­нимают решения, которые обычно входят в компетенцию социальных работников, так как убеждены, что лучше знают, что нужно делать. Юридические советы со стороны со­циальных работников в подобных случаях ими, как правило, игнорируются.

Многие полагают, что закон не отражает социальных изменений. Один из приме­ров — традиционное отношение закона к не­обходимости брака, тогда как некоторые па­ры просто хотят жить вместе. В других случаях, однако, произошли быстрые сдвиги. Так, развод без предъявления обвинения ви­ны стал впервые возможен в Калифорнии в 1972 г., а к 1985 г. он получил распростране­ние в 49 из 50 штатов.

Определения.

Законы, действующие в обществе, основаны на церковных постулатах, обычаях и правилах. Естественный закон включает не­преложное право человека на жизнь, свободу и счастье и применим ко всем лицам, невзи­рая на пол, расу, религиозные убеждения и любое состояние здоровья.

Преступление рассматривается как дей­ствие, направленное против государства или личности. Будучи доказанными, такого рода действия могут привести к лишению свободы. В случае ущерба пострадавшая сторона мо­жет предъявить иск по его денежному возме­щению или потребовать пресечь деятель­ность, приносящую вред.

Контракты {договоры) — это правовые соглашения об определенном действии. Кон­тракты, обусловливающие денежные расче­ты, связаны, например, с арендой, договором по найму, счетами на продажу или покупку. Для заключения контракта любое лицо дол­жно достичь определенного возраста (кото­рый различается в разных штатах) и быть дееспособным. Нарушение контракта может привести к тяжбе по возмещению причинен­ного ущерба.

Правовая система основана на законах, решениях суда и инструкциях. Статуты или указы вводятся правовыми органами, начи­ная от конгресса США и государственных за­конодательных учреждений и кончая власт­ными структурами на местах. Для облегчения использования статуты объединяются в ко­дексы по темам; кодексы представляют соот­ветствующий закон.

Постановление суда выносится по судеб­ной тяжбе. Судьи, как правило, обосновыва­ют свои решения, исходя из ранее имевших место при сходных обстоятельствах случаях (прецедентов). Хотя прецедент весьма ва­жен, тем не менее судебное решение по ана­логичному случаю может быть и пересмотре­но ввиду различных причин, включая и социальные изменения в обществе. Один из таких примеров — школьная десегрегация. Случай "Плесси против Ферпоссона" (1896) предоставил власям право исходить из раз­дельных, но равных возможностей. Но слу­чай "Браун против Совета по образованию Топеки" (1954) заставил пересмотреть реше­ние по делу Плесси и разрешить школам про­водить десегрегацию по возможности быстро. К середине 80-х годов решение по делу Брау­на привело к аналогичным решениям по ряду подобных случаев.

Инструкции разрабатываются прави­тельственными службами для претворения в жизнь правовых норм и уставов. Часто они значительно более подробны, чем положения устава. Например, в законе, определяющем права дневных попечительских центров, ука­зывается, что центр намеревается работать, "соблюдая правила гигиены и санитарии". В инструкциях, разработанных в связи с этим положением, определяются понятия здоровья и санитарии: предписывается открытие, как минимум, одного туалета на 10 детей, опре­деляется, что температура воды для мытья посуды должна быть не менее 110° по Фарен­гейту, и т. п.

Судебная система.

Суд призван вершить правосудие, уста­навливая меру ответственности за правонару­шения против государства, нации, личности или разрешая противоречия между индиви­дами. Минимальный состав суда включает судью, секретаря и судебного исполнителя, обеспечивающего порядок. Под юрисдикцию федеральных судов попадают случаи, нахо­дящиеся в ведении федерального правитель­ства: относящиеся к Конституции США, фе­деральному закону и спорам между штатами. Федеральные суды обладают также разнооб­разной юрисдикцией по заслушиванию дел, базирующихся на законах штатов, в случаях, если противостоящие стороны находятся в разных штатах, или при предъявлении иска, превышающего 10 тыс. долл. Суды штата имеют дело с правонарушениями против шта­та и выносят свои решения, исходя из своих законов.

Местные суды являются судами первой инстанции. Они называются также судами регистрации, так как заслушивают и записы­вают первоначальные показания. Районные суды размещены в 91 округе.

Местные суды принимают к рассмотре­нию случаи, подпадающие под юрисдикцию штатов, включая контракты, завещания, имущество, остающееся после удовлетворе­ния претензий кредиторов, разводы, а также многие уголовные случаи и правонарушения. Они могут называться мировыми, полицей­скими или муниципальными (в зависимости от штата, в котором они располагаются). Та­кое разнообразие названий зачастую является источником недоразумений. На более высоком уровне находятся апелляционные суды, которые обладают правом пересмотра решений нижестоящих судов. Когда дело идет о федеральных вопросах, дело может быть отправлено в Верховный суд США. Например, обвиняемый, признанный виновным в совершении убийства высшим судом штата, может подать апелляцию в Верховный суд США на основании того, что устав штата, по которому выдвигалось обвинение, нарушает определенное положение Конституции Соединенных Штатов. Апелляционный суд не проводит новое судебное разбирательство, а просто решает, была ли допущена ошибка нижестоящим судом. Апелляционный суд может оказать снисхождение, просьба о котором содержится в апелляции, произвести отсылку (отправить назад) дела для доследования или подтвердить решение местного суда.

Высшим апелляционным органом как для местных судов, так и для судов штатов явля­ется Верховный суд США. Ежегодно туда по­ступает от 2 до 5 тыс. дел.

Система правосудия США представлена на приведенной ниже схеме.

Наши рекомендации