Разрешение межгрупповых конфликтов.
Предложения, касающиеся разрешения конфликтов, редко встречаются в исследованиях, посвященных расовым отношениям. Большинство их направлено на выявление причин расовой враждебности, а не факторов, способствующих ее снижению. Существует значительно больше исследований межгрупповых разногласий и раздоров, чем способов межгруппового сотрудничества и гармонии. Изучение проблемы снятия расовой враждебности может быть четырех типов: 1) исследования программ, рассчитатанные наснижение индивидуальной предубежденности; 2) исследования программ, ориентированных на снижение групповой предубежденности; 3) исследования стратегий уменьшения ситуационной дискриминации и 4) исследование стратегий борьбы с институциональной дискриминацией.
Подавляющее большинство исследований о разрешении конфликтов касается программ, рассчитанных на снижение индивидуальнойпредубежденности.Этипрограммпризваны изменить дискриминационно установки посредством информирования убеждения, увещевания, социализации и индивидуальной терапии. В то же время программы борьбы с групповой предвзятостью в значительной мере опираются на масштабные пропагандистские кампании в средствах массовой информации и создание условий для межрасовых контактов в школах, церквах, общественных местах.
Образовательные программы болееэффективны для снижения индивидуальной предубежденности: в них делается акцент на общих характеристиках групп, а не на их различиях. Они рассчитаны на лиц с промежуточными, а не экстремальными установками. Эти программы убеждают обучающихся, а не подвергают критике их личное мнение. Информация в них подается в контексте выполнения группой своей обычной социальной функции, и обучающиеся имеют возможность получать объективную информацию.
Межгрупповые контакты, вероятно, наиболее эффективное средство снижения индивидуальной и групповой предубежденности при соблюдении следующих условий: 1) статусное равенство при непосредственном контакте; 2) установление взаимозависимых отношений; 3) необходимость обеспечить возможности, благоприятствующие межгрупповому объединению и формированию установок на равенство; 4) создание предпосылок, способствующих установлению доверительных отношений. Программы, расчитанные на снижение ситуационной дискриминации,наиболее эффективны в условиях, предполагающих взаимное сотрудничество для достижения групповых целей или выполнения групповых задач, особенно в школе, на работе, в экстремальных ситуациях.
Законодательство, правительственные декреты, административные регулирующие меры, лоббирование и другие подобные способы — основная стратегия правительства, рассчитанная на снижение дискриминации в американском обществе. В исследованиях выявилось, что эти меры эффективны, когда власть сильна, обеспечивает повиновение законам, мощную мотивацию для лояльности, применяет санкции при неуступчивости, требует отчетности. А требования меньшинств наиболее эффективны, когда цели или стремления точно определены; когда меньшинства способны привести свои угрозы в исполнение; когда власти считают, что невыполнение требований принесет больший политический вред, чем выбор иного способа действий.
Роль социальной работы.
Трудно переоценить роль социальной работы в межгрупповых отношениях. Социальные работники всегда были в авангарде сил, стремящихся улучшить отношения между расовыми, этническими и религиозными группами в Америке. Борясь с антисемитизмом и религиозным фанатизмом, социальные работники учредили такие организации, как Американский еврейский комитет и Общенациональное совещание христиан и евреев, которые в качестве стратегии борьбы с расизмом и религиозным фанатизмом использовали главным образом просвещение, исследование и посредничество.
Однако с увеличением числа социальных работников все больший упор делался на такие проблемы, как расовое и этническое неравенство. Основное допущение практики социальной работы состояло в том, что большинство проблем, касающихся расовых отношений, может быть решено посредством формирования у бедняков и представителей меньшинств ценностей "среднего класса". Но вскоре стало очевидно, что эти группы уже обладают значительными достижениями и трудовой этикой и что расизм может быть устранен только посредством изменения установок, норм и действий преследуемых индивидов, групп и институтов. Таким образом, выработка программ общинного действия в рамках "Войны с бедностью" была не случайной.
За последние десятилетия многие социальные службы и благотворительные организации, особенно Национальная ассоциация социальных работников, сделали важные шаги для повышения профессиональной ответственности при решении проблем расовых меньшинств. Растет и численность студентов — представителей меньшинств, изучающих социальную работу, а подготовка социальных работников все более соответствует современным требованиям. Делается все, чтобы школы социальной работы не стали невольными союзниками институционального расизма. Социальным работникам следует делом постоянно подтверждать свою приверженность идее справедливого общества для всех групп американцев.
Роберт Б. Хилл.
См. также: Американские индейцы и аборигены Аляски; Американцы азиатского происхождения; Американцы испаноя-зычные; Белые этнические группы; Иммигранты; Негритянское население США; Расовая дискриминация и неравенство; Цветные меньшинства.
•Austin B.W. (1976). White Attitudes Toward Black Discrimination.— Urban League Review, 2(1), 37—42. • BarronM.L. (1957). American Minorities. N. Y.: Alfred A. Knopf. • BLaLock H.M. (1967). Toward a Theory of Minority Group Relations. N. Y.: Capricorn Books. • BlaunerR. (1972). Racial Oppression inAmerica.N. Y.: Harper & Row. • Carmochael S., Hamilton С (1967). Black Power. N. Y.: Vintage Books. • Dunbar L W. (Ed.) (1984). Minority Reports: What Has Happened to Blacks, Hispanics, American Indians and Other Minorities in the Eighties. N. Y.: Pantheon Books. • Farley R. (1984). Blacks and Whites: Narrowing the Gap? Cambridge, Mass.: Harvard University Press. • Feagin /., Feagin С. В. (1978). Discrimination American Style: Institutional Racism and Sexism. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Friedman R. (1975). Institutional Racism: How To Discriminate Without Really Trying. In: T. F. Pettigrew (Eds.). Racial Discrimination in the United States (p. 384—407). N. Y.: Harper &Row. • Goodman J. A. (1973). Dynamics of Racism in Social Work Practice. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • GordonM. M. (1964). Assimilation in American Life. N. Y.: Oxford University Press. • Graubard S. (Ed.) (1981). American Indians, Blacks, Chicanos and Puerto Ricans [Special issue].— Daedalus, 3(2). • Harris, Louis, and Associates (1978). A Study of Attitudes Toward Racial and Religious Minorities and Toward Women. Report prepared for National Conference of Christians and Jews, New York. • Herskovits M. (1941). The Myth of the Negro PastN. Y.: Harper & Bros. • Hill Я В. (1975). Who Are More Prejudiced: WASPs or White Ethnics?—Urban LeagueReview, 1(1), 26—29.•Hill ЯВ. (1984). The Polls and Ethnic Minorities.— Annals, 472,155—166. • Jones I. M. (1972). Prejudice and Racism. Reading, Mass.: Addison-Wesley Publishing Co. • Kinder D.R., Sears D.C. (1981). Prejudice and Politics: Symbolic Racism Versus Racial Threats to the Good Life.— Journal of Personality and Social Psychology, 40(3), p. 414—431. • Lurie W.A. (1972). Intergroup Relations. In: Encyclopedia of Social Work (16th ed., p. 668— 676). N. Y.: National Association of Social Workers. • Marrett С. В., Leggon С. (Eds.) (1979). Research in Race and Ethnic Relations. Greenwich, Conn.: JAI Press. • McConahay J. В., Hough J. C, Jr.(1976). Symbolic Racism.— Journal of Social Issues, 32(2), 23— 45. • McConahay J. В., HardeeB. В., Batts V. (1981). Has Racism Declined in America?— Journal of Conflict Resolution, 25(4), 563—579.• Merton Я К (1976). Discrimination and the American Creed. In: R. K. Merton (Ed.). Sociological Ambivalence and Other Essays (p. 189—216). N. Y.: Free Press. A Division of Macmillan Publishing Co., Inc. • National Urban League, Research Department (1980). Initial Black Pulse Findings.— Black Pulse Bulletin, 1. • Newman D.K, et al. (1978). Protest, Politics and Prosperity: Black Americans and White Institutions 1940—75. N. Y.: Pantheon Books. • Perlmutter N., Perlmutter Я A. (1982). The Real Anti-Semitism in America. N. Y.: Arbor House. • Pettigrew T. F. (Ed.) (1975). Racial Discrimination in the United State. N. Y.: Harper & Row. • Pink A. (1984). The Myth of Black Progress. N Cambridge University Press. • Piven i Cloward Я А (1971). Regulating the !'• N. Y.: Pantheon Books. • Schermerhum (1970). Comparative Ethnic Relations. N Random House. • Simpson G. E., Yinger J (1965). Racial and Cultural Minoritle» Analysis of Prejudice and Discrimination • Sti ed.). N. Y.: Harper & Row. • Smith /',, Sheatsley P. B. (1984). American Atioml* Toward Race Relations.— Public Opinion, 1 (,1|. 15—53. • StemberC. H. (1961).Education «M Attitude Change. N. Y.: Institute of Ilimitf Relations Press. • U. S. Commission on < 1*1 Rights (1983). Intimidation and Violence K.i. Щ and Religious Bigotry in America. Wash., 1) С U. S. Government Printing Office. • Von i/Mt Berghe P. (1967). Race and Racism A Comparative Perspective. N. Y.: John Wiii-v I Sons. • Wicker A. W. (1969). Attitudes Vn Actions: The Relationship of Verbal and <> Behavioral Responses to Attitude Object «* Journal of Social Issues, 25(4), 41— 7 к • Williams Я М., Jr. (1947). The Reduction» ё Intergroup Tensions (Bulletin 57). N. Y.: S.« щ Science Research Council. • Williams Я М . It, (1977). Mutual Accommodations: ГпщЦ Conflict and Cooperation. Minneai»>iHf University of Minnesota Press. • Wilson w /, (1973). Power, Racism and Privilege: Rut* Relations in Theoretical and Sociohisloiktl Perspectives. N. Y.: Free Press. • Wirth I. (1945). The Problem of Minority Groups !»■ R. Linton (Ed.). The Science of Man in theW. .r l| Crisis (p. 347—372). N. Y.: Colin»lrf* University Press.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. См. Практика социальной работы: обзор основных направлений; Практика социальной работы: тенденции и проблемы; Практика социальной работы: эффективность.
«Ю»
ЮРИДИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ.
Для сохранения порядка в обществе отношения людей должны подчиняться социальному контролю, который обеспечивается законом. Закон определяет также наказания в случае нарушения социальных норм.
Социальным работникам закон часто представляется terra incognita. Юридическая терминология не всегда понятна, а законоведы и суды отличаются методами работы от социальных служащих и агентств. Принято считать, что юристы скорее заинтересованы в выигрыше дела, нежели в умиротворении сторон или разрешении проблем. За исключением дел, касающихся несовершеннолетних, адвокаты проводят разборы на открытых судебных заседаниях, не требующих сохранения конфиденциальности. Принципиальное положение, из которого исходят адвокаты, следующее: "Невиновен, пока не доказана вина" (презумпция невиновности). Более того, суды часто самостоятельно принимают решения, которые обычно входят в компетенцию социальных работников, так как убеждены, что лучше знают, что нужно делать. Юридические советы со стороны социальных работников в подобных случаях ими, как правило, игнорируются.
Многие полагают, что закон не отражает социальных изменений. Один из примеров — традиционное отношение закона к необходимости брака, тогда как некоторые пары просто хотят жить вместе. В других случаях, однако, произошли быстрые сдвиги. Так, развод без предъявления обвинения вины стал впервые возможен в Калифорнии в 1972 г., а к 1985 г. он получил распространение в 49 из 50 штатов.
Определения.
Законы, действующие в обществе, основаны на церковных постулатах, обычаях и правилах. Естественный закон включает непреложное право человека на жизнь, свободу и счастье и применим ко всем лицам, невзирая на пол, расу, религиозные убеждения и любое состояние здоровья.
Преступление рассматривается как действие, направленное против государства или личности. Будучи доказанными, такого рода действия могут привести к лишению свободы. В случае ущерба пострадавшая сторона может предъявить иск по его денежному возмещению или потребовать пресечь деятельность, приносящую вред.
Контракты {договоры) — это правовые соглашения об определенном действии. Контракты, обусловливающие денежные расчеты, связаны, например, с арендой, договором по найму, счетами на продажу или покупку. Для заключения контракта любое лицо должно достичь определенного возраста (который различается в разных штатах) и быть дееспособным. Нарушение контракта может привести к тяжбе по возмещению причиненного ущерба.
Правовая система основана на законах, решениях суда и инструкциях. Статуты или указы вводятся правовыми органами, начиная от конгресса США и государственных законодательных учреждений и кончая властными структурами на местах. Для облегчения использования статуты объединяются в кодексы по темам; кодексы представляют соответствующий закон.
Постановление суда выносится по судебной тяжбе. Судьи, как правило, обосновывают свои решения, исходя из ранее имевших место при сходных обстоятельствах случаях (прецедентов). Хотя прецедент весьма важен, тем не менее судебное решение по аналогичному случаю может быть и пересмотрено ввиду различных причин, включая и социальные изменения в обществе. Один из таких примеров — школьная десегрегация. Случай "Плесси против Ферпоссона" (1896) предоставил власям право исходить из раздельных, но равных возможностей. Но случай "Браун против Совета по образованию Топеки" (1954) заставил пересмотреть решение по делу Плесси и разрешить школам проводить десегрегацию по возможности быстро. К середине 80-х годов решение по делу Брауна привело к аналогичным решениям по ряду подобных случаев.
Инструкции разрабатываются правительственными службами для претворения в жизнь правовых норм и уставов. Часто они значительно более подробны, чем положения устава. Например, в законе, определяющем права дневных попечительских центров, указывается, что центр намеревается работать, "соблюдая правила гигиены и санитарии". В инструкциях, разработанных в связи с этим положением, определяются понятия здоровья и санитарии: предписывается открытие, как минимум, одного туалета на 10 детей, определяется, что температура воды для мытья посуды должна быть не менее 110° по Фаренгейту, и т. п.
Судебная система.
Суд призван вершить правосудие, устанавливая меру ответственности за правонарушения против государства, нации, личности или разрешая противоречия между индивидами. Минимальный состав суда включает судью, секретаря и судебного исполнителя, обеспечивающего порядок. Под юрисдикцию федеральных судов попадают случаи, находящиеся в ведении федерального правительства: относящиеся к Конституции США, федеральному закону и спорам между штатами. Федеральные суды обладают также разнообразной юрисдикцией по заслушиванию дел, базирующихся на законах штатов, в случаях, если противостоящие стороны находятся в разных штатах, или при предъявлении иска, превышающего 10 тыс. долл. Суды штата имеют дело с правонарушениями против штата и выносят свои решения, исходя из своих законов.
Местные суды являются судами первой инстанции. Они называются также судами регистрации, так как заслушивают и записывают первоначальные показания. Районные суды размещены в 91 округе.
Местные суды принимают к рассмотрению случаи, подпадающие под юрисдикцию штатов, включая контракты, завещания, имущество, остающееся после удовлетворения претензий кредиторов, разводы, а также многие уголовные случаи и правонарушения. Они могут называться мировыми, полицейскими или муниципальными (в зависимости от штата, в котором они располагаются). Такое разнообразие названий зачастую является источником недоразумений. На более высоком уровне находятся апелляционные суды, которые обладают правом пересмотра решений нижестоящих судов. Когда дело идет о федеральных вопросах, дело может быть отправлено в Верховный суд США. Например, обвиняемый, признанный виновным в совершении убийства высшим судом штата, может подать апелляцию в Верховный суд США на основании того, что устав штата, по которому выдвигалось обвинение, нарушает определенное положение Конституции Соединенных Штатов. Апелляционный суд не проводит новое судебное разбирательство, а просто решает, была ли допущена ошибка нижестоящим судом. Апелляционный суд может оказать снисхождение, просьба о котором содержится в апелляции, произвести отсылку (отправить назад) дела для доследования или подтвердить решение местного суда.
Высшим апелляционным органом как для местных судов, так и для судов штатов является Верховный суд США. Ежегодно туда поступает от 2 до 5 тыс. дел.
Система правосудия США представлена на приведенной ниже схеме.