Выявление детей, нуждающихся В ПОМОЩИ.

Ученики как детского, так и юношеского возрастов могут быть подвержены стрессам на разных стадиях учебного цикла, иначе говоря, на одном или нескольких этапах своего прохождения через систему обучения. Дети, которые не способны без непомерного напряжения выполнять требования школьного курса, обычно испытывают конфликт между своими потребностями и возможностями, с одной стороны, и требованиями школы, семьи или общественности—с другой. Этим детям может понадобиться помощь социального работника. Как уже отмечалось (Л. Костин, 1981), некоторым детям недостает адекватной способности эффективно действовать в соответствии с задачами и требованиями, вытекающими из жизни ученика и его окружения. Может быть, они поступили в школу, не обладая достаточным умением вести себя в коллективе и адаптироваться к его условиям — недостаток, ycyгубившийся под влиянием школьной среды. У некоторых детей в школе возникают чрезмерные стрессы по поводу какого-то конкретного события или сочетания таких факторов, как потеря в результате смерти или развода одного из родителей, на поддержку которого в продолжение учебы ребенок рассчитывал, или случай насилия, возбудивший у некоторых учеников страх перед школой. Некоторые дети и подростки испытывают воздействие трудноуловимых, но мощных общественных сил, подавляющих их способность самостоятельно действовать и предъявляющих к ним завышенные требования. Наиболее типичные примеры мы находим в проявлениях необъективности в судах по делам несовершеннолетних, в воспитательных учреждениях, где ребенок бывает брошен на произвол судьбы, в неэффективном медицинском обслуживании, в пристрастном отношении к ребенку в зависимости от совершенных ранее правонарушений, умственных недостатков, расы и пола.

Некоторые дети при поступлении в школу находятся в невыгодном положении, не обладая тем предварительным опытом, который расширил бы их развивающийся интеллект и подготовил его к учебе. Что касается детей из бедных районов, то их имущественное положение часто самым негативным об­разом сказывается на посещаемости и успева­емости. Дети с теми или иными недостатками даже при наличии соответст­вующего федерального законодательства не могут быть полностью уверены, что для них будет разработан и выполнен индивидуаль­ный учебный план. Некоторые дети лишены доступа к необходимым им ресурсам. Не хватает специальных учебных планов для ода­ренных детей, и этим наносится ущерб развитию их интеллектуального потенциала, который понадобится нации в будущем. Дети сезонных сельскохозяйственных рабочих и выходцы из неанглоязычных общин подвергаются особенному риску дискриминации в смысле возможностей получения образования. В защите и внимании школы все больше нуждаются дети, испытывающие плохое обращение и уход дома. Беременные школьни­цы и школьники-родители, дети, склонные к совершению правонарушений и несовершеннолетние правонарушители, малолетние алкоголики и наркоманы — все они рискуют утратить возможность получить образование и подготовить себя к взрослой жизни. Дети, манкирующие занятиями, — наиболее вероятные кандидаты в неуспевающие. Социаль­ные работники должны интересоваться судь­бой детей из всех социальных групп, которые по той или иной причине не реализуют полностью в школе свои возможности. Главная задача состоит в том, чтобы понять взаимозависимость между конкретными особенностя­ми этих детей и требованиями и условиями, существующими в их среде.

Расширение услуг учащимся.

По­мощь может оказываться в виде работы с индивидуальным учеником или группой детей. В основу могут быть положены эмоциональная поддержка, убеждение, доверие, дружба. Иногда детям надо разъяснять сущность политики школы и ее руководства. Иногда же они нуждаются в том, чтобы им помогли разобраться в отношениях с другими людьми, играющими определенную роль в их жизни, или научили соответствующим образом вы­ражать или контролировать свои чувства, чтбы ослабить мешающие учебе стрессы. Порой детям нужны другие виды помощи, чтобы смягчить их неадекватное поведение.

Школьные социальные работники при­званы прийти на помощь ученикам, не имею­щим прочных связей со школой и общиной, не уверенным в себе и в достижимости своих устремлений. Им следует предложить доверие и дружбу, проявить чуткость по отноше­нию к их проблемам, помочь в поисках кон­структивного подхода к ситуациям повсед­невной жизни и к будущему.

Наши рекомендации