Церковные агентства социальной помощи.

Отношение религии и ее институтов к быту и здоровью важно для понимания социальной работы в США. Сегодня во многих социальных структурах церковь, по-разному и в разной мере, воздействует на цели, статьи дохода, программы и характеристики социальной работы.

Историческое развитие.

Долг милосердия — фундаментальный принцип всех иудео-христианских религий. Его истоки можно обнаружить в Ветхом Завете. Бог призывал к справедливости в отношении бедных — им следует воздать то, чего они лишены, и к состраданию к ним—сочувствие должно дать им облегчение. В последующих учениях Христа и его учеников проявление милосердия стало выражением бескорыстия, которое рассматривалось в качестве характерной черты человеческого братства перед Богом. Добродетели милосердия в то время были связаны с необходимостью выживания. Первые иудеи и христиане были членами слабых, гонимых, доведенных до нищеты сект. Взаимопомощь была существенным компонентом в их борьбе за существование. Хотя иудео-христианское понятие милосердия носит универсальный и трансцендентный характер, распространяется на человеческие отношения в целом как свидетельство преданности Богу, акты милосердия со стороны иудео-христианских сект в историческом плане часто выражались в помощи верующим. Независимо от того, ограничивалась ли благотворительная деятельность рамками определенных сект или распространялась на весь мир в целом, добродетель милосердия стала краеугольным камнем в иудейской и христианской религии.

Эти ценности давали западному человеку возможность обосновать и организовать свои человеческие импульсы и даже порождали благие порывы. Конечно, один из корней социальной работы в США следует искать именно здесь. На чем бы ни базировалась социальная работа — на религиозных убеждениях или на принципах гуманизма, основная ее цель — оказание помощи тем, кто в ней нуждается, — уходит своими корнями в иудео-христианские заповеди. Если говорить более конкретно, большинство современных форм социальной работы имеет в основном религиозное начало: в церковной программе, во вдохновленном церковью социальном движении или в индивидуальных проявлениях христианского и иудейского духовенства и мирян, которые следуют зову своей совести.

Одним из первых и результативных деятелей в области социальной работы для бедных был священник униат Джозеф Таккерман. Его попытки улучшить условия жизни бедняков Бостона были предприняты в начале ХIX в. по его же собственным проектам и в конечном итоге путем организации некоего Общества милосердия более чем на полвека определили направление американской социальной работы. Ее будущее развитие в форме движения Общества благотворительных организаций было инициировано другим священнослужителем — Стивеном Хамфрисом Гертином. Это движение, в свою очередь, способствовало появлению Общественного совета социальной защиты и агентства по проблемам семьи.

В XIX в. еще один священник — Чарлз Лоринг Брейс — создал первую широкомасштабную программу по определению детей на воспитание, в рамках которой беспризорных детей из городов, расположенных в восточной части страны, отдавали на воспитание в семьи, живущие на Западе. Христианский союз молодых людей —движение, отвечающее социальным и духовным потребностям молодых иммигрантов в больших городах, — был выражением евангелического протестантизма XIX в. Сходными движениями были создание миссионерских организаций в горо­дах с независимыми протестантскими группа­ми, такими, как Армия спасения, и организа­ция программ помощи со стороны протестантских церквей.

Среди первых приютов для несовершен­нолетних детей и престарелых были заведе­ния, основанные римско-католическими орденами. Начало таким формам помощи было положено открытием приюта для сирот в I727 г. в Новом Орлеане по инициативе сестер—урсулинок. Эти первые католические учреждения перенесли на американскую по­чву созданные в Европе институциональные структуры, существовавшие за счет католических сестринских общин. Европейские сестринские общины и дальше продолжали служить источником развития специализированных институтов стационарного типа в США, включая новые структуры, обеспечивающие защиту девочек.

Если принять во внимание эти исторические факты и учесть при этом, что значитель­ный объем мероприятий по линии государственных и внеконфессиональных структур социального обеспечения за последнее столе­тие проводился людьми, действующими по религиозным мотивам, необходимо согла­ситься с выводом Ф. Эрнста Джонсона (1941) о том, что христианская церковь является "матерью социальной работы". В значитель­ной степени последующее развитие добровольческого сектора в системе социального обеспечения США можно проследить по двум основным направлениям: 1) сохранение или (в некоторых областях) развитие религиоз­ных форм организации и 2) освобождение от церковного влияния (секуляризация) орга­низации и программ, созданных под покрови­тельством священнослужителей или стиму­лированных религиозными мотивами.



Наши рекомендации