Правоутвердительные социальные действия.

Акция поддержки, или правоутвердильное социальное действие, является, по существу, умеренной формой социального перераспредсления, нацеленного на исправлениерезультатов дискриминации. Между тем главным аргументом против акции поддержки является то, что в Соединенных Штатах все, кто хорошо учится и много работает, могут участвовать в получении социально-экономического вознаграждения. Порабощение и вытекающая из него кастовая система для негров, эксплуатация китайцев, иммиг­рационные законы, принимающие во внима­ние расу, порабощение американцев мекси­канского происхождения и столетия войн с индейцами рассматриваются как историче­ские отклонения от справедливой системы.

В течение последних лет предпринима­лись многочисленные попытки свести на нет результаты акции поддержки. Для полного понимания сложности некоторых связанных с этим судебных дел необходимо изучить су­ществующие законные решения. Вероятно, наиболее широко известным является дело "Регенты Калифорнийского университета против Bakke" (1978). Хотя Верховный суд США подтвердил конституционную закон­ность общественных программ, принимаю­щих во внимание расу, это решение явилось моральным ударом для представителей цвет­ных, которые рассчитывали, что суд будет способствовать уменьшению дискриминации и несправедливости. В более позднем реше­нии по делу "Университет Боба Джоунса про­тив Соединенных Штатов" (1983) Верховный суд восемью голосами против одного высту­пил против положения, установленного ад­министрацией Р. Рейгана. Согласно этому положению университет Боба Джоунса прак­тиковал расовую дискриминацию на основе религиозной доктрины и в то же время был освобожден от налогов. Этот вопрос стал про­блемой государственной политики и привлек пристальное внимание цветного населения. В 1970 г. окружной суд округа Колумбия из­дал постановление, запрещающее Налогово­му управлению освобождать от налогов част­ные школы в Миссисипи, в которых проводилась политика дискриминации по расовому признаку при зачислении на учебу. Налоговое управление пришло к выводу, что оно не может больше считать законным пре­доставление статуса, освобождающего от налогов, частным школам, которые практикуют расовую дискриминацию. Налоговое управ­ление также объявило о том, что не может не облагать подоходным налогом пожертвова­ния таким школам.

Действия суда, поддержавшие позицию Налогового управления, были юридическим поражением администрации Р. Рейгана. Верховный суд подчеркнул, что Налоговое управление не превысило свою власть и что его интерпретация "полностью соответство­вала тому, о чем ранее заявили конгресс, пре­зидент и Верховный суд".

В начале мая 1981 г., столкнувшись с про­блемой бюджетного дефицита, власти Мем­фиса объявили об увольнении из органов городского управления всех, без кого можно обойтись, по принципу "последним принят на работу, первым уволен". После нескольких судебных процессов основной принцип ак­ции поддержки, на котором основывалось ре­шение суда в соответствии с заключенным сторонами соглашением, был поддержан на уровне окружного и Аппеляционного судов. Это означало, что скорее будут уволены белые рабочие, чем некоторые рабочие-негры, имеющие меньший стаж. Дело рассматривалось в Верховном суде, и шестью го­лосами против трех было принято решение, которое аннулировало постановление ни­зших судебных инстанций и запретило игно­рировать принцип трудового стажа, даже в целях защиты от увольнений тех работников, которые были наняты по плану акции поддер­жки.

Знаменательно, что на процессе по делу "Национальная ассоциация за прогресс цвет­ного населения против Ассоциации полицей­ских Детройта и Комиссии по проблемам за­нятости штата Мичиган" (1984) судья окружного суда издал постановление, пред­писавшее городу восстановить на работе 630 полицейских-негров, уволенных в 1979 и 1980 гг. по сокращению штатов.

Можно предположить, что в дальнейшем высшие чиновники, назначенные админист­рацией, предпримут более согласованные шаги, чтобы воспрепятствовать акции под­держки, а подсобная роль, которая отводится Министерству юстиции и другим органам, по традиции ответственным за соблюдение зако­нов и правил, обеспечивающих равные возможности, также усилит разочарованность среди цветного населения и женщин. Негры защитили бы свои рабочие места, если бы смогли доказать, что подверглись дискрими­нации. Это точка зрения известна как особое мнение потерпевшего. Однако в 1986 г. Вер­ховный суд отверг главный принцип админи­страции в отношении прав человека, поддер­жав осуществление найма на работу с учетом расы и узаконив принцип преимущественно­го приема представителей меньшинств в рам­ках определенных квот для исправления по­следствий дискриминации в сфере занятости. Этот шаг — одно из самых четких заявлений по этому вопросу в истории Верховного су­да — продемонстрировал отказ признать по­зицию Министерства юстиции, считающего, что федеральные законы и Конституция не позволяют осуществлять наем на работу и продвижение по службе с позиции расовой терпимости.

Политическая власть.

Комплексное негативное воздействие на отдельные личности и семьи заставило цветное население вновь рассмотреть необходимость политической акции. В течение многих лет распределение цветного населения на территории определенных штатов и центральных городов представляло собой потенциал для усиления политической власти. Например, негры составляют более 30% населения пяти южных штатов. Испаноязычные — 6% всего населения страны, но 36% населения Нью-Мексико, 21% — Техаса и более 15% — Калифорнии и Колорадо. Меньшинства составляют почти половину населения города Нью-Йорка. В 25 городах с населением в 100 тыс. и более цветное население составляет половину всех жителей; в 73 городах с населением в 100 тыс. и более—одну треть и в 98 городах с таким же населением — 25% и более.

Хотя эти группы еще должны осознавать в полной мере те потенциальные возможности, которые таит в себе их численность, и трансформировать свою скрытую силу в эффективные действия, некоторые обнадеживающие признаки грядущих перемен появились. В 1982 г. цветное население—главным образом негры — помогло полностью изменить существовавшую в течение 20 лет тенденцию уменьшения количества избирателей, участвующих в промежуточных выборах. Они сыграли решающую роль в поражении нескольких консерваторов на Юге, а также помогли избранию нескольких умеренных кандидатов на посты губернаторов в ряде штатов, включая Maccaчусетс, Нью-Йорк и Техас. Представительство цветного населения увеличилось в законодательных органах штатов и в палате прставителей. Были также и крупные поражения включая неудачу мэра Лос-Анджелеса Томаса Брадли, который с небольшим разрывом проиграл борьбу за пост губернатора Калифорнии. Тем не менее новые избиратели завоевали уважение.

Политическая сила и решимость цветного населения привели к тому, что в 1984 г, на пост президента баллотировался негр — преподобный Джесси Джексон. Джексон — первый серьезный кандидат от цветных меньшинств. Кандидатура Джексона всколыхнула надежды негров и других угнетенных людей. Результатом является осознание того, что Демократическая партия не может воспринимать цветные меньшинства и особенности негров как равных, хотя те и считают Республиканскую партию непривлекательной альтернативой. Несмотря на то что в состав высших органов власти, таких, как сенат и конгресс, обычно не включают представителей цветного населения, за исключением тех случаев, когда они образуют большую группу избирателей, тысячи цветных уже были избраны на местном уровне в качестве мэров и глав законодательных органов штатов. Эта тенденция должна развиваться, хотя ответом наинтенсивную регистрацию цветных избирателей была успешная регистрация белых избирателей, поддерживающих консерваторов, в особенности на Юге.

Роль социальных работников.

Социальные работники реагируют на особые проблемы цветного населения и уважают его стремление к социальной справедливости. Цели этой группы населения, являющейся численным меньшинством в Соединенных Штатах, но частью всемирного большинства, совпадают с целями социальной работы. Совместные усилия социальных работников на протяжении тяжелых в экономическом и политическом отношении периодов помогли ясно определить, какие проблемы стоят перед традиционными цветными меньшинствами страны. Социальные работники оказали поддержку многим политическим силам и кандидатам, выступавшим за политические перемены. Они также выступали против сокращения социальных программ. Будущее цветного населения и социальных работников переплетено в структуре амнриканского общества.

Восприимчивость к нуждам всех обездоленных,бесправных, дискриминированных групп всегда была свойственна социальной работе. Социальные работники должны знать о различиях, существующих при тех или иных видах и уровнях дискриминации, и потребностях, вытекающих из этих различий. Для подобной осведомленности необходимы непрерывный всесторонний анализ жизни меньшинств и пристальное внимание к уникальной ситуации, в которой находится цветное население.

Джун Гэри Хоппс.

См. также: Американские индейцы и аборигены Аляски; Американцы азиатского происхождения; Американцы испаноязычные; Гражданские права; Негритянское население США; Расовая дискриминация и неравенство; Этнические группы и социальная работа; Этнические группы: проблемы взаимо­отношений.

•Edsall Т. В. (1984). The New Politics of Inequality. N. Y.: W. W. Norton & Co. • McGuireD. С (1980). A New American Justice. Garden City, N. Y.: Doubleday & Co.

ЦЕННОСТИ И ЭТИКА.

В практике социальной работы на протя­жении ее истории происходили значитель­ные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценностей, в котором хоть и про­изошли некоторые конструктивные измене­ния, но ключевые элементы сохранились. Для современной социальной работы, так же как и раньше, характерно стремление к бла­гополучию человека, социальной справедли­вости и достоинству индивида.

Тем не менее было бы ошибкой считать, что повседневные этические проблемы соци­альных работников остаются неизменными. Напротив, многое подверглось существенным изменениям за прошедшие годы в результате социального, политического и экономиче­ского развития. В последнее время, напри­мер, социальные работники в учреждениях здравоохранения столкнулись с комплексом этических проблем, которые не могли быть известны предшествующим поколениям практиков. Появление новых медицинских технологий связано с решением этических вопросов о праве жить, праве умереть и т. п. Таким же образом в результате всеобщей компьютеризации многие социальные работ­ники столкнулись с этическими проблемами относительно сохранения тайны и конфиден­циальности, которые ранее существовали в значительно более примитивной форме.

Понятия ценностей и этики в социальной работе являются весьма широкими. В общем они касаются трех различных, хотя и взаимо­связанных аспектов. Первый относится к за­висимости ценностной базы профессии от ее всеохватывающей миссии, целей и приори­тетов, в частности, как это отражено в Этиче­ском кодексе Национальной ассоциации соци­альных работников (НАСР). Второй имеет отношение к внедрению этических стандар­тов профессии, а третий затрагивает этиче­ские дилеммы, с которыми встречаются со­циальные работники при выполнении профессиональных обязанностей.

Наши рекомендации