Устранение дискриминации по признаку пола.

По поправкам 1939 г. только вдовы имели право на получение суп­ружеских пенсий по утрате кормильца. Зако­нодательство 1950 г., засвидетельствовавшее признание законоведами того факта, что мужчины и женщины должны в равной мере пользоваться преимуществами социального обеспечения, впервые предоставило вдовцам право на получение пенсий, но лишь в том случае, если они смогут доказать, что находи­лись на иждивении своих жен. Дальнейшим подтверждением равного отношения к муж­чинам и женщинам являлись решения Вер­ховного суда по предоставлению пенсий от­цам, воспитывающим по утрате кормильца детей, а также по отмене требования об иж­дивенческой зависимости вдовцов. Управле­ние социального обеспечения применило позже последнее положение для предостав­ления пенсий вдовцам.

Отмена различий, основанных на поло­вой принадлежности, происходила и в дру­гом направлении. Мужчинам предоставля­лось право ухода на пенсию в 62 года законодательством 1961 г., женщины же мог­ли пользоваться этим правом с 1956 г. Зако­нодательство 1972 г. обеспечивало одинако­вый исчисляемый период для мужчин и женщин; до этого для женщин он был короче.

По поправкам 1983 г. пожилые мужья, находящиеся в разводе, и пожилые или нет­рудоспособные мужья, утратившие кормиль­ца, могут претендовать на пенсии на основа­нии документов о заработной плате своих бывших жен. Сейчас пенсии предоставляют­ся вдовцам так же, как они предоставлялись вдовам, которые повторно выходили замуж до 60 лет, но были незамужними в момент обращения за пенсией. Как было определено поправками ранее, повторный брак после 60 лет не сокращает пенсий ни вдовам, ни вдов­цам. Внебрачные дети могут сейчас претендо­вать на пенсии, начисленные из заработков их отцов и матерей.

Равное обращение с мужчинами и жен­щинами в рамках социального обеспечения обычно приводит к дополнительным расхо­дам. Но зная об этом, федеральные законода­тели все же поддерживают принцип равного обращения.

Будущая повестка дня и проблемы.

По мере продвижения системы социаль­ного страхования к следующему столетию на программу начинают оказывать мощное эко­номическое влияние демографические сдви­ги. Для того чтобы будущим поколениям на­логоплательщиков не пришлось нести на своих плечах лишний финансовый груз, за­конодателям уже сейчас необходимо присту­пить к разрешению нарастающих проблем. Кроме того, роль женщины в обществе меня­ется, и политические деятели должны будут разрабатывать положения о пенсиях с учетом этого факта. Еще одной проблемой будет вли­яние, оказываемое расширением видов част­ных и правительственных пенсий на доходы пенсионеров.

Соразмерные пенсии.

Установлен­ные уровни налогов уже достаточно высоки. Как смогут политические деятели удовлетво­рять законные потребности некоторых групп населения без дальнейшего поднятия нало­гов? Для разрешения этой проблемы они мо­гут прибегнуть к внутреннему перераспреде­лению пенсий. Например, они могут рассматривать в качестве источника средств для перераспределения пособия, получаемые супружеской парой, так как эти пособия мо­гут оказаться слишком велики с экономиче­ской точки зрения.

Принцип "плати в зависимости от доходов".

Этот принцип финансирова­ния социального страхования может стать еще одной проблемой. До тех пор, пока соот­ношение работников и получателей пенсий и пособий стабильно, принцип "плати в зависи­мости от доходов" срабатывает хорошо. Но так будет не всегда. В течение двух с полови­ной десятилетий, начиная с 90-х годов, про­грамме будет присуще относительно спокой­ное развитие, которое придется на период ухода на пенсию людей, родившихся во время "великой депрессии". Затем последует слож­ный период, связанный с уходом на пенсию людей, родившихся во времена промышленного подъема. Таким образом, к началу сле­дующего столетия строгая приверженность этому принципу, вероятно, завершится ростом налогов, которые лягут тяжелым бреме­нем на плечи будущих поколений. Увеличи­вается вероятность того, что политики предпримут попытку использовать накоплен­ные фонды либо для поднятия пенсий, либо для программы больничного страхования, ко­торую в ближайшем будущем ожидают финансовые трудности. Нахождение баланса между следованием принципу "плати в зави­симости от доходов" и накоплением больших фондов потребует продуманного политиче­ского решения.

Наши рекомендации