Непосредственное обеспечение услугами.

Агентства, основной целью ко­торых является предоставление социальных услуг, таких, как помощь в решении конкрет­ных проблем, консультации и помощь в веде­нии домашнего хозяйства и др., зависят от внешних ресурсов и санкций. Хотя работа по социальному планированию и организации общин является вторичной функцией таких агентств, она становится все более необходи­мой в наше время, когда высоко ценятся отчетность агентств и участие общественно­сти.

Социальное действие.

Организа­ции, которые пытаются вызвать социальные изменения, обычно не занимаются социаль­ным и культурным развитием какой-то опре­деленной категории своих членов (хотя могут пополнять свои ряды за счет определенных групп населения), не согласуют деятельность отдельных агентств, не обеспечивают прямых услуг. Они считают, что важно изменение как таковое. Например, Национальная организа­ция за права женщин, "Общий путь" имеют весьма неконкретные цели. Деятельность ор­ганизации направлена на улучшение соци­ального и экономического положения женщин, а "Общего пути" — на повышение ответственности правительства перед избира­телями. Исторически организации социаль­ного действия складывались как социальные движения, когда большое число лиц собира­ется вместе, чтобы действовать на основе глу­боко прочувствованного убеждения в соци­альной несправедливости окружающей действительности (К. Кинг, 1956).

Социальное действие может включать политическую деятельность, например лоббирование, демонстрации, обращения к об­щественному мнению и подрывную деятель­ность. Оно может касаться небольшого числа людей, например жителей одного района, ко­торые просят полицию о более эффективной защите, или носить широкомасштабный ха­рактер (лоббирование за принятие законодательства, защищающего права потребителей). Хотя лишь самые драматические, общенародные виды деятельности становятся известны как социальные движения, отличи­тельные особенности всех видов социального действия одинаковы безотносительно к сфере действия организации.

Об истории общин.

Работа по социальному планированию и организации общин началась с программ практической деятельности, разработанных двумя важными социальными движениями XIX в.: обществами по организации благотво­рительной помощи и благотворительными учреждениями для бедняков (под ред. Р. Крэмера и Г. Спехта, 1983).

В конце XIX — начале ХХв. частная фи­лантропия играла большую роль в социаль­ном обеспечении общины, помощи бедным и зависимым в США. Движение обществ по ор­ганизации благотворительной деятельности, начавшееся в 80-х годах XX в., развивалось по образцам Лондонского общества благотво­рительной помощи и искоренения нищеты. Это была первая попытка добиться какого-то порядка в социальном обеспечении, и ее ор­ганизаторы считали, что они могут помочь в решении проблем несправедливого распреде­ления благотворительных фондов, мошенни­чества и других теневых спутников благотворительности.

Реформаторы, связанные с благотворительным движением за улучшение условий жизни, строили многие свои программы в расчете на социальное действие, нацеленное на принятие социального законодательства для облегчения жизни трудящихся. Движе­ние обществ по организации благотворитель­ной деятельности стремилось помочь людям приспособиться к разным социальным ситуациям, используя "научные" способы оказания помощи.

Распределение фондов и их эф­фективное использование.

Впервые Советы общин по благотворительной деятельности и Советы социальных агентств были образованы в 1908 г. Продолжая усилия начатые движением обществ по организации благотворительной деятельности, они доби­вались эффективности, централизации и специализации в области добровольческого социального обеспечения; эффективного ру­ководства при совместном планировании и стандартных условиях обслуживания. Эти цели сохранились у современного продолжателя Советов общин — движения "Общий путь". Термин "организация общины", впер­вые использованный организацией амери­канских социологов и преподавателей для взрослых перед первой мировой войной, был принят на вооружение практическими работ­никами соответствующих агентств. Во время первой мировой войны расширились услуги по удовлетворению запросов военнослужащих и перемещенных семей. В области соци­ального обеспечения этот рост услуг сопро­вождался созданием организаций "военной казны", которые были централизованными агентствами по освоению фондов. Они были созданы для эффективного использования фондов и координации услуг. Эти организа­ции стали провозвестниками появления Объединенных благотворительных фондов и Советов социальных агентств — движения, которое явилось первой широкомасштабной попыткой всеохватывающего общинного планирования и контроля благотворительных фондов. В первые десятилетия XX в. основная задача практической работы по социальному планированию и организации общин состояла в распределении фондов между агентства­ми социального обеспечения. Эта задача бы­ла подобна тем, которые встали перед промышленностью в условиях роста крупных корпораций и поиска методов рационализации управления производством. Филантропы и бизнесмены поддерживали развитие более рационального контроля, бюджетного планирования, создание системы филантро­пической помощи. Добровольческие органи­зации, поддерживаемые отдельными лицами, были тогда основными субъектами социального действия.

Практика социального планирования и организации общин была направлена на достижение большего контроля и порядка в сферах благотворительности и социальных изменений. В значительной степени эта практика была связана с филантропическими агентствами, находилась под их влиянием и имела своей целью главным образом повыше­ние эффективности их деятельности (Р. Лубоув, 1965).

Наши рекомендации