Социальная работа и гуманитарные услуги.

Термин "гуманитарные услуги" стал в по­следние годы популярен. Он обозначает такие социальные услуги, как образование, здраво­охранение, психотерапия, жилищное строительство, благотворительность, консульта­ции, услуги для престарелых, уход за умственно отсталыми, отдых, исправитель­ные заведения и органы правосудия, услуги семьям, уход за детьми, услуги для людей с физическими и умственными недостатками, профессиональная реабилитация и т. п. Ус­луги, предназначенные для защиты или вос­становления благополучия граждан, обычно дополняют помощь семье и рыночные меха­низмы их получения. Как универсальные ус­луги, так и услуги для отдельных групп с раз­личными потребностями попадают в число гуманитарных услуг (А. Кан, 1973).

Обычно термины "гуманитарные услу­ги", "социальные услуги" и "гуманитарные ресурсы" используются как взаимозаменяе­мые. Профессионалы, занятые в любой из этих сфер, называются, таким образом, про­фессиональными работниками в сфере гума­нитарных услуг. Однако те из них, кто находится внизу иерархической профессио­нальной лестницы, возможно с целью упро­чить свое социальное положение, чаще используют это определение, чем професси­оналы, уже имеющие высокий социальный статус, например судьи и врачи.

По сравнению с индустриальными госу­дарствами Европы Соединенные Штаты можно считать страной с негибкой системой обеспечения. Тем не менее они регулярно ин­вестировали суммы в программы по гумани­тарным услугам. За период с 1913 г., когда затраты на социальное обеспечение состави­ли лишь 0,45% валового национального про­дукта (ВНП), до 1975 г. расходы на социаль­ные услуги при поддержке общественности возросли до 20% ВНП (Й. Хазенфельд, 1985). Даже с учетом резкого снижения рас­ходов на гуманитарные услуги в последние годы в 1982 г. федеральное правительство за­тратило общую сумму в 592,6 млрд долл. на социальное страхование, общественную по­мощь, здравоохранение и медицинские программы, программы для ветеранов, обра­зование, обеспечение жильем, профессио­нальную реабилитацию, первичный уход, детское питание, детское обеспечение и т. д. Эта сумма составляла 19,3% ВНП, или 55,5% всех расходов правительства за тот год (Бюро переписей, 1985).

Гуманитарные услуги сегодня являются важной сферой в жизни Америки, в которую вкладываются миллиарды долларов, вовле­чены миллионы потребителей и поставщи­ков, а также более 2000 профессий (К. Эриксен, 1977; С. Саубер, 1983). По приблизительным оценкам, около 12% всех работающих по найму в Соединенных Шта­тах заняты в системе социальных услуг (Й. Хазенфельд, 1983). Несмотря на недав­ние бюджетные сокращения, в большинстве областей этой системы запланирован рост.

Парапрофессионалы.

Значительная доля работников в сфере социальных услуг состоит из парапрофессионалов, причем за последние 25 лет их число резко возросло.Подсчитано, что приблизительно одна треть всех работников общественных учреждений, связанных с психотерапией, примерно поло­вина тех, кто оказывает услуги непосред­ственно в области психотерапии, являются парапрофессионалами (Б. Манделл и Б. Шрам, 1985).

Появлению парапрофессионалов способ­ствовали программы против бедности, а так­же движения 60-х и 70-х годов за обществен­ное здоровье и гражданские права. За этот период было сформировано большое количе­ство рабочих мест в сфере социальных услуг. Считалось, что введение статуса парапрофес­сионалов позволит занять эти места бедным и безработным. Предполагалось, что парапрофессионалам знакомы образ жизни и специ­фические проблемы бедняков, а значит, они способны оказывать последним более эффек­тивную помощь. Была надежда на то, что су­ществование парапрофессионалов освободит профессионалов для более сложных ролей и тем самым смягчит ситуацию с недостатком подготовленных кадров.

Хотя есть доказательства того, что парапрофессионалы могут эффективно выпол­нять ряд работ в терапии, неясно, как их можно использовать с большей результатив­ностью для обслуживания специфической клиентуры. Парапрофессионалы, получив­шие подготовку и находящиеся под постоянным контролем, чаще обеспечивают более эффективное обслуживание, чем те, кто такой подготовки не прошел (Л. Видека-Шерман, 1985).

Не все ожидания в отношении парапрофессионального движения оправдались. Хо­тя парапрофессионалы служат как бы мостом между обществом и организациями социаль­ного обслуживания, неясно, внесли ли они какие-нибудь значительные изменения в рас­пределительную систему гуманитарных ус­луг. Возможно, они освободили профессио­налов от разнообразных функций, но, как замечает Ф. Рисман (1984), сами часто были вынуждены приспосабливаться к традицион­ным методам практики и перенимать тради­ционный опыт.

Жизнь породила и новые проблемы. Воз­никновение многих категорий служащих, считающихся работниками сферы гумани­тарных услуг, попытки ослабить позиции со­циальной работы, предпринятые в некоторых штатах, частичное совпадение услуг, оказы­ваемых профессиональными социальными работниками и парапрофессионалами,—все это создало ощущение нестабильности. Многие парапрофессионалы сетуют на преобладание или гегемонию профессиональных социальных работников в области социальных услуг в целом, а среди профессиональных социальных работников распространено мнение, что на "их территорию" вторглись те, кто не имеет соответствующей подготовки для ролей, на которые претендуют.

Парапрофессионалы, оказывающие социальные услуги, явили собой парадокс: появившиеся частично в результате протеста против чрезмерной заорганизованности старых профессий, парапрофессионалы сейчас начинают сами говорить о необходимости собственных сертификации, стандартизации и аккредитации.

Наши рекомендации