Итоги семейного функционирования.
Какое же влияние оказывают многочисленные изменения на формы семейной жизни и семейную структуру? Вот что увидел Д. Клэнтон (1984), пишущий как бы из 2020 г.:"Семейная жизнь разнообразна, и многие люди терпимы по отношению к тем, чьи интересы и поведение отличаются от их. Секс, любовь, свадьба, семья рассматриваются как личная жизнь, и почти все американцы согласны с этим. После неудачной попытки официально запретить аборт многие люди с традиционной системой взглядов согласились, что сексуальные и семейные дела должны рассматриваться как личная жизнь. Феминистки прекратили свою атаку на брак и семью, все более склоняясь к тому, чтобы объявить это личным делом каждого — лучшая политика в таких вопросах, хотя их попытка юридического утверждения своих прав провалилась.
Представители обществ лесбиянок и других сексуальных меньшинств согласны с этой политикой, так как подчас невозможно гарантировать гомосексуальные права. Большинство американцев устали обсуждать такие темы, как аборт, сексуальные предпочтения, подсчет оргазмов; они почти исключены из случайных разговоров. Сегодня этот вопрос обсуждают в кругу семьи или близких знакомых. От обсуждения вопросов секса не уклоняются, не прячутся, не подвергаются за это гонениям, как было в эпоху королевы Виктории, но и не выносят на суд общественности (например, как это делали свингеры, ведущие беспутную половую жизнь в 60-е годы), а просто считают это личным делом каждого. В результате полемика относительно абортов и гомосексуальности в последние 30 лет значительно ослабла".
Если вспомнить о волне нападок, обрушившейся на клиники для абортов в 1985 г., и об увеличении гонений на гомосексуальные меньшинства в том же году, осуществляемых так называемым моральным большинством, может показаться, что Д. Клэнтон в своей оценке будущего американского общества чересчур оптимистичен.
Для семейной жизни Америки в 80-е годы было характерно большое разнообразие функциональных и адаптационных моделей. Семьи, где работают муж и жена, общественные семьи, "опустошенные семьи", повторные браки, сводные семьи стали вполне обычным явлением, и многие из этих адаптационных моделей создали новые национальные организации, например Ассоциацию сводных семей в Америке.
Семьи, где работают муж и жена (двухкарьерные).
Возрастающая популярность таких семей — одна из основных тенденций в Америке 80-х годов. Подсчитано, что в 1984 г. в 25 млн американских семей работали и муж и жена, а примерно в 5 млн семей жены серьезно относились к своей карьере.
"Общественные" семьи (коммутируемые) .
Н. Гэрстел и Г. Гросс (1983) описали относительно новый феномен "общественного" брака, в котором один или два партнера разрываются между преданностью собственной карьере, с одной стороны, и семейными обязанностями — с другой. Что же держит таких партнеров вместе? Н. Гэрстел и Г. Гросс (1983) называют три фактора, отличающие такие семьи: увлеченность обоих партнеров своей профессией; род деятельности, заставляющий жить далеко от дома; большая привязанность и предпочтение жить вместе.
"Опустошенные" семьи.
Ранний уход из семьи, сопровождающийся так называемым синдромом "опустевшего гнезда", продолжался в 80-е годы, однако наблюдалась новая тенденция — возвращение повзрослевших детей к своим родителям, что случается преимущественно из-за разводов и скандалов между молодыми, отсутствия жилья и безработицы. К. Свенсон настаивает на том, чтобы родители сокращали время пребывания взрослых сына или дочери с ними, а также на том, чтобы вернувшийся член семьи был свободен экономически и социально и помогал своим родителям. Другие эксперты считают необходимым расширить пространство и открытость общения в таких семьях, для того чтобы сделать эту семейную структуру более прочной.
Повторные браки.
А. Гейтинг (1985) указывает шесть причин таких браков: 1) эмоциональная, когда разведенный по истечении длительного срока восстанавливает привязанность, преданность и доверие к своему партнеру; 2) психическая, когда у человека происходит изменение предпочтений; 3) общинная, когда супружеская чета создает родственные связи с людьми, находящимися вне их семьи; 4) родительская, когда идет принятие детей от другого отца и объединение с ними; 5) экономическая, когда супружеская пара приходит к соглашению относительно совместного зарабатывания денег, а также расходов; 6) легальный повторный брак, в котором присутствуют финансовая и другие обязанности по отношению к детям и бывшему мужу.
Сводные семьи.
Одним из последствий высокого рейтинга повторных браков стала эволюция сводных семей. Более 30 млн взрослых американцев входят в сводные семьи, и около 20% всех американских детей в них живут. Э. Энштейн из Ассоциации семей в повторных браках считает, что для приспособления к новому образу жизни таким семьям требуется от четырех до семи лет. Она называет пять мифов, которые нужно преодолеть для успешной адаптации. Вот они: 1) создать сводную семью легко и просто; 2) сводные семьи функционируют так же, как нуклеарные семьи; 3) члены таких семей быстро привыкают друг к другу; 4) жить в сводной семье легче время от времени, чем постоянно, 5) такая форма лучше после смерти родителей ребенка, чем после развода. В газете "Семейные отношения" (июль 1984 г.) П. Пепернау обобщил семь стадий развитии сводной семьи: 1) в голову одному из взрослых членов семьи приходит мысль усыновить "лишнего" ребенка или забрать у бывшего супруга (супруги); 2) эту идею разделяют другие члены семьи; 3) обсуждается возможная реализация проекта; 4) концентрация сил для решения этой общей проблемы; 5) действия по решению проблемы, во время которых пары начинают работать вместе . 6) тесная связь между ними; 7) решение, последняя стадия, на которой сводная семья чувствует себя сплоченной и прочной.
Насилие в семье.
Некоторые аспекты современной жизни отражаются на все возрастающей общественной осведомленности о семейной жестокости Всеобщее внимание, привлеченное в начале 1985 г. к высокопоставленному государственному официальному лицу, в течение 18 лет совместной жизни оскорблявшему и бившему свою жену, драматизировало картину семейных жестокостей среди высших слоев белого общества в Америке. Средства массовой информации указывают на распространенность этого явления. Б. Леви (1984) выпустил книгу, где внимание молодых людей, даже еще не состоящих в браке, привлечено к тому, что семейная жестокость — явление распространенное, серьезное и имеющее место среди представителей всех слоев общества. Американские семьи быстро стали чуть ли не центрами жестокости. С 70-х годов общественность выделяет три типа внутрисемейной жестокости: со стороны родителей по отношению к детям, со стороны одного супруга по отношению к другому, со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам. М. Страус, Р. Геллес и С. Штейнметц (1980) обнародовали ужасную статистику, собранную во время исследовательской работы в Нью-Гэмпширском университете по вопросам семейной жестокости. В результате семейных драм ежегодная смертность среди детей в возрасте до пяти лет выше, чем от туберкулеза, полиомиелита, коклюша, миозита, диабета, ревматизма и аппендицита, вместе взятых. Они указали также на то, что по крайней мере 2 млн состоящих в браке людей третировали своих супругов с помощью оружия, что более трети всех детей жестоко оскорбляли их братья или сестры. Причины этой жестокости еще скрыты, но это происходит во всех классах, рассовых и этнических группах.
Будущее американской семьи.
В середине 80-х годов произошли драматические и крупные изменения в структуре и функциях американской семьи в результате технологических, экономических и демографических перемен в обществе. Тем не менее американцы продолжают испытывать стремление к постоянству, к семье вне зависимости от ее формы. Более того, счастье семейной жизни не исчезло под влиянием перемен. Н. Стиннетт (1981) из университета в Небраске сформулировал пять отличительных черт счастливой семьи: 1) желание проводить свободное от работы время вместе; 2) контакты всех членов семьи друг с другом; 3) одобрение поступков каждого; 4) позитивное переживание кризисов; 5) поддержание интеллектуальной, эмоциональной, коммуникационной атмосферы в семейной жизни.
В своей статье "Миф об упадке семейной жизни" Т. Кэплоу (1985) отмечает: "Обычная городская семья находится сейчас в исключительно хорошем состоянии. Анализируя изменения, происшедшие с 20-х до 70-х годов, мы увидим все возрастающую семейную солидарность, уменьшающийся возрастной промежуток между поколениями, более близкие супружеские отношения, больше религии и меньше переселений. Что же касается основных характеристик семьи, то тенденции последних двух поколений противоложны общепринятому мнению. Существует вероятность того, что эти тенденции есть и у целой страны. Эти выводы, наверное, идут вразрез с общепринятым мнением, что происходил длительный упадок семьи, что современное поколение испытывает противоречия из-за пережитков прошлого и что необходима большая работа общественности, чтобы спасти семью". В то же время статья С. Алана (1984) под названием "2020 г. и дальше" содержит следующие наблюдения: "Ьольшинство уже обходится без так называемых бракосочетаний. Люди свободно меняют разные типы родственных взаимоотношений. Многие проводят небольшую часть жизни в групповых взаимоотношениях, а остальное время — с одним, основным партнером. Наиболее привлекательным оказался стабильный интимный родственный круг; кажется, нет замены верности и удовлетворению от общения с одним конкретным человеком. Даже при возможности и необходимости смены семейных форм в обществе будущего с высоким развитием техники самой распространенной из интимных родственных связей является единобрачие. Мы думаем, эта тенденция сохранится и после 2020 г.".
Семейная политика.
Одна из последних тенденций в американском обществе — все возрастающее внимание правительства к семейной жизни. Однако, к сожалению, это внимание непостоянно, поэтому необходимо возрождение национальной семейной политики. В этих целях потребуется более тесное сотрудничество профессиональных социологов, работающих в области семьи, располагающих соответствующей информацией и разработками, а также должностных лиц, которые смогут узаконить их выводы и рекомендации для эффективного развития семейной политики.
Эндрю Биллингсли.
См. также: Дети; Обучение семейной жизни; Пожилые и престарелые; Семьи в повторных браках; Семья многопоколенная; Семья нуклеарная; Семья с одним родителем.
• Alan S.E. (1984). 2020 and Beyond. In: L. A. Kirkendal, A. E. Gravatt (Eds.). Marriage and the Family in the Year 2020. Buffalo, N. Y.: Prometheus Books. • Caplow T. (1985). The Myth of the Declining Family. In: L. Cargan (Ed.). Marriage and Family: Coping with Change. Belmont, Calif.: Wadsworth Publishing Co. • Clanton G. (1984). Social Forces and the Changing Family. In: L. A. Kirkendal, A. E. Gravatt (Eds.). Marriage and the Family in the Year 2020. Buffalo, N. Y.: Prometheus Books. • Gerstel N.. Gross H. (1983). Commuter Marriage: Couples Who Live Apart. In: E. Macklin, R. H. Rubin (Eds.). Contemporary Families and Alternate Lifestyles. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • GoettingA. (1985). The Six Stations of Remarriage: Developmental Tasks of Remarriage and Divorce. In: L. Cargan (Ed.). Marriage and Family: Coping with Change. Belmont, Calif.: Wadsworth Publishing Co.» LevyB. (1984).WhenFamilyAngerTurns to Violence. In: O. Pocs, R. Walsh (Eds.). Marriage and Family 1984/85 (p. 171 — 174). Guilford, Conn.: Dushkin Publishing Group. • Masnick G., Bane M. J. (1980). The Nation's Families: 1960—1990. Cambridge: Joint Center for Urban Studies of Massachusetts Institute of Technology and Harvard University. • NaisbittJ. (1984). Megatrends. N. Y.: Warner Books. • PepernowP. (1984). The Seven Stages of Step-Family Development. Family Relations. • Stinnett N.. et al. (1981). Family Strengths Three: Roots of Well-Being. Lincoln: University of Nebraska Press. • Straus M. A., GellesR. /., Steinmetz S. (1980). Behind Closed Doors: Violence in the American Family. N. Y.: Doubleday & Co. • Sussman M.B. (1977). Family. In: Encyclopedia of Social Work (17th ed., p. 357—368). Wash., D. C: National Associations of Social Workers. • Toffler A. (1980). The Third Wave. N. Y.: Bantam Books.
СЕМЬЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ.
Термин "обслуживание семьи" включает широкий спектр социальных служб. Обычно услуги семьям оказываются социальными агентствами, которые считают заботу о семье своей первоочередной задачей. Эти агентства часто называют "агентствами по обслуживанию семьи (или семейного обслуживания) ".
Программы Службы семьи Америки могут иметь коррегирующий (например, консультативные службы) или образовательный характер (т.е. сосредоточивать свое внимание на проблемах личности или семьи в целом, обеспечивая их рост и развитие). Большинство программ семейных служб предназначены для работы с индивидом, семьей или с небольшими группами. Некоторые "семейные" агентства претворяют в жизнь программы по изменению социальных условий с целью улучшения положения больших групп населения.
Трудно сказать, сколько существует в настоящее время агентств по обслуживанию семьи, так как до сих пор нет четкого и универсального определения того, что является агентством социального обслуживания семьи. В 1984 г. Служба семьи Америки (ССА), называвшаяся до 1983 г. Ассоциацией служб семьи, имела в своих рядах 268 агентств, 16 кандидатов в члены и 110 агентств входили в Ассоциацию еврейских семейных и детских агентств. Кроме того, имеются отделения Службы семьи в Армии спасения и Американском Красном Кресте;какое-то количество программ по обслуживанию семей проводится в жизнь сотнями социальных агентств, связанных с церковью. В 1977 г. насчитывалось около тысячи добровольческих агентств Службы семьи Америки. Эти подсчеты, видимо, вполне отвечают действительности, но, может быть, однако, что цифры преуменьшены, поскольку не было принято в расчет быстрое распространение мелких агентств по обслуживанию семьи, появившихся в последнее время в администpативных округах.
В любом случае количество агентств определенного профиля зависит от того, что условились считать таковыми. Наиболее четко ориентированные агентства входят в ССА;| они имеют определенные критерии для возглавляющих и управляющих органов, разботки программ, оказания услуг и финансирования. Все агентства—члены ССА должны иметь программы консультаций для семей, обучения их основам семейной жизни и защиты семьи, а также ряд других программ.
Несмотря на разнообразие программ, члены ССА представляют собой единое целое, так как имеют общую цель деятельности, сходные по типу организационную структуру, персонал и программы.
Они входят в национальную организацию, поэтому их данные — наиболее надежный источник информации; агентства поставляют эти данные для ежегодного отчета Службы семьи Америки.
История.
Общества благотворительности, созданные в конце прошлого века, часто рассматриваются как предшественники современных агентств по обслуживанию семьи. В действительности корни многих социальных служб семьи уходят в общества по предоставлению пособий и помощи начала XIX в.
Общества по предоставлению пособий и помощи были созданы в различных общинам богатыми добровольцами, которые раздавали помощь обычно в натуральном виде, посещая нуждавшихся на дому. Активность этих обществ была спорадической, помощь бедным оказывалась время от времени, особенно в периоды экономических кризисов и роста безработицы. Потребности в такой помощи были огромными, а правительство обладало ограниченными возможностями, и частный сектор не имел систематических программ. Общество благотворительности появилось в Лондоне (Великобритания) в 1869 г. Это была попытка скоординировать деятельность различных организаций по оказанию помощи бедным.
Буффало и Нью-Йорк были первыми городами США, организовавшими такое общество. Целью его было соединить все имевшиеся благотворительные агентства по оказанию помощи в единое рабочее целое, способное более эффективно использовать персонал и усилия различных организаций.
Общества благотворительности, несмотря на свое название, считали, что оказание помощи в больших масштабах приносит больше вреда, чем пользы. Поэтому они пытались найти средства для устранения причин бедности. Они были убеждены, что научными методами можно излечить "болезнь" бедности. Придавая большое значение знанию фактов и теоретическим методам, эти общества отличались сильным желанием добиться справедливости; они были уверены, что жизнь не должна быть такой мрачной и тяжелой для рабочих и бедняков. Более того, они признавали их право на человеческое существование и достоинство, право на отдых и социальное обеспечение в старости.
Первоначальными намерениями обществ благотворительности были координация и упорядочение оказания помощи отдельным людям и семьям, вместе с тем они были ориентированы на социальные реформы. Они выступали за улучшение условий труда, справедливое распределение доходов, жилья, улучшение здравоохранения. Они организовали координационный обмен, который впоследствии перерос в биржу социальных служб, где все проблемы общин были зарегистрированы централизованно, с тем чтобы можно было скоординировать деятельность служб, избежать ее дублирования и собирать данные для поддержки социальных реформ.
"Дружественные визитеры", действующие на добровольных началах, были первоначальным персоналом агентств социальной работы. Оплачиваемые профессионалы появились как секретари агентств на рубеже веков. "Визитеры" докладывали о своих акциях комитетам, которые их рассматривали и определяли пути и объем необходимой помощи. Комитеты, рассматривавшие эти дела, стали важным компонентом обучения "визитеров". На своих собраниях они обменивались опытом по сбору информации и анализировали сущность дел, эти собрания имели большое значение для объединения добровольческих и профессиональных усилий. Обучение в некоторых агентствах постепенно принимало форму институциализированных курсов, стали появляться преподаватели. Накопление информации и обмен ею позволили перейти к написанию статей и книг, что стало основой профессиональной литературы по социальной работе. Книга "Дружеское посещение бедных. Справочник для осуществляющих благотворительность" (М. Ричмонд, 1899) стала основным пособием для добровольцев и профессионалов. По мере накопления знаний и опыта программы обучения в агентствах получили дальнейшее развитие; эти программы в действительности способствовали созданию академических школ обучения социальной работе как профессии.
После создания обществ благотворительности во многих городах они начали вести обмен информацией и идеями в Комитете по организации благотворительности Национальной конференции социальной работы. В 1890-е годы широко обсуждалась необходимость формирования национальной организации обществ благотворительности. Это обсуждение вызывало широкий политический резонанс.
Роль правительства.
История становления агентств по обслуживанию семьи будет неполной, если не упоминуть о роли правительства. С самого начала городские местные правящие круги и правительства штатов предпринимали отдельные шаги для облегчения участи бедных. Роль правительства стала более очевидной после принятия Закона о социальном обеспечении (1935), который определил разделение обязанностей между федеральной администрацией и правительствами штатов в сфере общественной помощи.
Поправки 1974 г., касающиеся социальных служб, отразили значительные изменения в Законе о социальном обеспечении. Согласно этим поправкам, финансирование социальных служб должно было осуществляться из федеральных источников. Раньше финансирование осуществлялось совместными усилиями местных правящих кругов и агентствами по обслуживанию семьи. Расширение федеральной финансовой поддержки путем предоставления субсидий и льгот продолжалось до 1980 г., после этого федеральная политика претерпела изменение и федеральное финансирование социальных программ было уменьшено или заморожено.
Резкое изменение в политике произошло после 20 лет все возраставшей финансовой поддержки агентств по обслуживанию семьи из федерального бюджета. Например, с 1961 по 1981 г. доля средств агентств по обслуживанию семьи, поступавшая из федерального бюджета и бюджетов штатов, возросла с 17 до 79% и доля из местных бюджетов уменьшилась с 83 до 21 %. В 1981 г. общее число "семейных" агентств было самым низким за 15 лет — результат их высокой стоимости вследствие инфляции и снижения финансовых поступлений для поддержания программ из правительственных фондов. Многие федеральные программы, приносившие средства для работы агентств, такие, как Закон о системе образования и подготовки, программы по психическому здоровью, были значительно сокращены.
Общие направления.
Программы.
Программы добровольческих агентств по обслуживанию семьи были разработаны в соответствии с потребностями общин и имевшимися средствами для их удовлетворения. После "Великой депрессии" правительство увеличило финансовую поддержку бедным, и оказание консультаций стало основным направлением программ агентств соответствующего профиля. По мере улучшения качества консультаций программы, направленные лишь на частичное облегчение положения семей, были признаны недостаточными. Стали создаваться превентивные службы, такие как службы страхования здоровья, а также службы оказания текущих услуг.
В конце 60-х годов стало ясно, что ряд программ не способны удовлетворить многие потребности клиентов, поэтому программы социальной помощи в агентствах по обслуживанию семьи были пересмотрены. Национальная организация, названная в конце 60-х годов Ассоциацией служб семьи Америки, призвала своих членов сконцентрировать усилия на претворении в жизнь концепции защиты семьи в качестве основной стратегической задачи.
В 70-е годы сложилось окончательное видение трех основных направлений в деятельности агентств семейной службы: консультации семьям, обучение правилам семейной жизни и защита семьи. Инфляция конца 70-х годов затронула в основном бедные слои; правительственные финансовые поступления были ограниченны, и лишь особые программы получили дальнейшее финансирование.
В начале 80-х годов произошло обострение социальных проблем в результате галопирующей инфляции, значительного роста безработицы, ограничения ресурсов, выделяемых на социальные программы. Впервые после принятия Закона о социальном обеспечении федеральная администрация объявила о сокращении своих обязательств в социальной сфере. Агентства по обслуживанию семьи, принимая во внимание изменившиеся социальные условия и появление новых потребностей семей в социальных услугах, стали постепенно переходить к поискам источников финансирования, существовавших в первые годы возникновения этих агентств.
Источники финансовых поступлений.
Как правительственное, так и частное финансирование социальных служб в 80-е годы было резко сокращено. В 1981 г, агентства—члены ССА получили меньше средств от федеральных и частных спонсоров, чем в 1980 г. Многим агентствам семейной службы пришлось искать новые источники доходов.
Некоторые агентства увеличили плату другие прибегали к новым возможностям возмещения стоимости консультаций через страховые компании. Некоторые агенства выражали сильную озабоченность растущей платой за услуги, так как это приводило к уменьшению возможностей обслуживать бедных клиентов. Ряд агентств разработали программы для увеличения финансирований путем привлечения персональных пожертвований для восполнения потерь. Но уменьшение поступлений все же сыграло свою негативную роль. После многих лет постоянного роста агентствам—членам ССА в 1982—1983 гг. пришлось ограничить количество своих профессиональных работников.
Агентства Службы семьи нашли новый источник доходов, обратившись к деловым и промышленным кругам, разработав программу, известную как программа помощи служащим.
Доля агентств ССА, оказывавших услуг по этой программе, увеличилась с 10% 1975 г. до 60% в 1982 г. Важнейшим стимулом для распространения этой программы послужил контракт между ССА и корпорации "Ксерокс" по оказанию помощи работающим в корпорации по всей стране при помощи сети агентств—членов ССА. В 1984 г. ССА подписала контракт стоимостью в несколько миллионов долларов с компанией "Дженерал моторе", по которому ССА должна была обеспечить различные формы помощи алкоголикам и наркоманам среди работающих в компании, их иждивенцам и пенсионерам.
Возможности для клиентов.
Возвращаясь к своим истокам, агентства по обслуживанию семьи в 80-е годы стали вновь обращать внимание на важность доведения до клиентов информации о возможных услугах, помогающих им строить семейные отношения. Начало этой тенденции было положено М. Перлманом и М. Эдвардсом (1982) в конце 60-х годов.
Научить людей помогать самим себе — такова была главная задача агентств, на выполнение которой были направлены многие средства. Достижение этой цели также считалось неотъемлемой частью движения за распространение служб семьи. Основное внимание сосредоточивалось на ознакомлении клиентов с возможными изменениями в системе и институтах, имеющих значение для их повседневной жизни. Поддерживались усилия отдельных личностей и семей в поиске ими возможностей влиять на свою судьбу и образовывать группы и объединения, выступавшие за пересмотр политики и процедур, негативно воздействующих на их существование. Такие усилия позволяли людям создавать позитивный образ самих себя и отрешаться от чувства изоляции и депрессии, поскольку они начинали осознавать свою компетентность и силу, что позволяло им более активно устраивать свою жизнь, не ожидая, пока это сделает кто-то другой.
Роль социального работника.
Роль социального работника в агентствах по обслуживанию семьи в 80-е годы частично зависела от того, как отдельно взятое агентство определяет свои цели и программы. Общими тре6ованиями к деятельности социального работника в любом агентстве является понимание особенностей поведения человека, а также необходимые для практической работы профессиональные знания. Эти знания могут иметь общий административный, клинический или образовательный характер и способствовать научным исследованиям или делу защиты семьи. Не имеет значения, какого рода знания и умения используются, важно лишь, что они являются неотъемлемой основой деятельности работника. Цель применения этих знаний — добиться позитивных изменений в жизни личности, семьи или социальных систем.
Совет по аккредитации.
В последние годы эффективность социальных служб семьи и других социальных служб все чаще вызывает сомнения. Со времени своего основания ССА считает себя национальным лидером движения за разработку стандартов для семейных служб. Однако 1 июля 1978 г. эта функция была возложена на Совет по аккредитации служб семьи и детей, образованный ССА и Лигой социального обеспечения детей Америки для того, чтобы добиться полной независимости в официальном признании полномочий любой организации—члена ССА и Лиги. Предполагалось, что тем самым они разграничат сферы деятельности и устранят конфликт интересов. Цели совета — аккредитация служб и разработка стандартов для широкого спектра социальных агентств.
Заключение.
80-е годы заставили агентства Службы семьи вернуться к своим истокам. Растущая озабоченность ежедневными проблемами семей и значительным увеличением количества семей, борющихся за выживание, заставила включить в программы мероприятия по удовлетворению насущных потребностей и разработку стратегии долговременного характера. Финансирование деятельности агентств превратилось в чрезвычайную проблему, и нет оснований надеяться на то, что частные добровольческие агентства смогут достойно заменить правительство в сфере оказания постоянной финансовой помощи нуждающимся гражданам. Интерес же к активным действиям, направленным на защиту семьи, а также расширение доступности информации об услугах — все это уже было в истории движения обществ благотворительности.
Первый отчет ССА "Состояние семей", опубликованный в 1984 г., показал, что агентства по обслуживанию семьи — это надежный барометр семейных проблем. В отчете отмечено, что обследование ССА в 1983 г. 280 "семейных" агентств в США и Канаде еще раз подтвердило, что наибольшую тревогу в семьях вызывают безработица, положение родителя-одиночки, растущее насилие в семье, инцест (кровосмешение), порочные сексуальные наклонности, депрессии, одиночество, алкоголизм и наркомания. В отчете сделан вывод, что перспективы для современных семей достаточно мрачны и связаны они в значительной степени с состоянием экономики. Семьи, имеющие целый комплекс проблем, обычно чувствуют себя беспомощными. Семейные структуры ослабевают и разрушаются в результате воздействия безработицы, плохих школ, потери внутрисемейной поддержки, насилия в семье, приверженности к алкоголю и наркотикам, депрессий, а также в результате появления все новых и новых групп бедных.
Агентства, специализирующиеся на обслуживании семьи, осуществляют различные программы и оказывают множество услуг, включающих консультации семьям, отдельным лицам и группам, а также ведут образовательные программы; программы оказания финансовой помощи; программы по обеспечению занятости; программы, имеющие целью социальные или институциональные изменения. Социальные работники, получившие специальные знания и обладающие особыми умениями, призваны претворять эти программы в жизнь. Благодаря таким ценным кадрам агентства Службы семьи успешно помогают семьям бороться с трудностями, возникающими перед ними в современном обществе.
Э. Джеральд Эриксон.
См. также: Бихевиористский подход; Обучение семейной жизни; Персональное комплексное обслуживание; Практика социальной работы: обзор основных направлений; Семья и социальная работа; Социальная работа с группой; Федеральное социальное законодательство после 1961г.
• Richmond M. Е. (1899). Friendly Visiting Among the Poor: Handbookfor Charity Workers. N. Y.: Macmillan Co. • Pewlman M. H., Edwards M. (1982). Enabling in the Eighties: The Client Advocacy Group.— Social Casework, 63(9), 532—539.
СЕРТИФИКАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ. См. Качество услуг: гарантии социальных служб; Лицензирование социальных услуг; Национальная ассоциация социальных работников; Профессия социального работника: современные требования.