Практическое применение результатов исследований.

Многие социальные работники в психи­атрических центрах, семейных агентствах, занимающиеся частной или групповой прак­тикой, часто используют приемы и понятия концепции семьи как системы при работе с семьями, супругами или отдельными клиен­тами. Именно здесь легче всего проследить влияние семейной терапии на другие области социальной работы. Социальные работники во всех или в большинстве областей практи­ческой и научной деятельности придержива­ются взгляда, согласно которому во главу угла ставится семья. Они применяют различные приемы оценки и помощи, заимствованные из семейной практики, для своих собствен­ных целей. Некоторые из них перечислены ниже.

Например, в области социальной работы, связанной с проблемами благосостояния де­тей, все больше и больше делается упор на семью, так как для всех стало очевидным, что судьба ребенка в основном зависит от той семьи, в которой он воспитывается. Службы охраны и профилактики, службы, занимаю­щиеся воссоединением семей, усыновлени­ем, сиротские приюты, различные дома для престарелых и больных людей стараются уде­лять проблемам семьи максимальное внима­ние. Экологические и структурные теории и практические приемы являются наиболее употребимыми. Приемы оценки состояния семьи используются при построении модели приемной семьи, а также после усыновлении. Осознание силы родственных связей привело к повышению интереса к исследованию семейных связей между поколениями, которые можно проследить, используя широко рас­пространенные генограммыи «книги жизни».

В области семейных связей и геронтологии внимание к семье объясняется тем, что пожилой или пациент проживают в семье. Семья обеспечивает для них основной уход, становится совершенно очевидным то, что проблемы и благосостояние семьи должны стать одной из главных забот при оказании помощи больным и пожилым людям. Экологические, структурные и коммуникативные методики могут быть очень полезными, а знание истории семьи (связи между поколениями), использование генограммы является основным моментом при работе с пожилыми людьми.

Главное внимание в работе социальных служащих, занимающихся проблемами школ, должно уделяться отношениям между школой и семьей. Подобным же образом со­циальные работники, занимающиеся проблемами производства или распределения трудовых мест, обязательно должны интересоваться вопросами семьи. Действительно, очень трудно найти хотя бы одну отрасль деятельности социальных служб, где не было бы уместным знание теоретических и практиче­ских основ работы с семьей. Социальные ра­ботники имеют богатейший исторический опыт, особенно в области взаимоотношений между семьей и окружающим миром, и этот опыт может обогатить и расширить преобла­дающие в области семейной терапии более узкие направления, которые ставят во главу угла сам процесс оказания помощи.

Существующие на сегодняшний день ре­комендации по специализации в области со­циальной работы связаны с выделением служб оказания помощи семьям и детям в отдельные направления. Можно надеяться, что такая специализация не закроет возможности для социального работника остаться верным предшествующей тактике работы (где основой являлась работа с конкретным клиентом и его конкретными трудностями) и I при этом обращение к семье будет являться общим правилом во всех ситуациях, так как семья является основой жизни большинства людей.

Современное положение.

Семейная терапия является очень важным социальным и интеллектуальным движением, которое оказывает огромное влия­ние на практическую социальную работу. Она развивалась довольно быстро и прошла несколько различных путей, причем некоторые из них привели со временем к путанице. Некоторые области были разрабоботаны и изучены довольно полно, тогда как другие остались практически неисследован­ными.

Сегодняшние специалисты имеют воз­можность воспользоваться наследством первопроходцев в области семейной практики. Впрочем, иногда его приходится и преодолевать. Некоторые из этих первопроходцев хотя и ориентировались на вопросы семьи, разрабатывали односторонние подходы, т. е. уделяли внимание какому-либо одному направлению. Многие специалисты считают, что основной задачей, которая сегодня стоит перед этой развивающейся и изменяющейся сферой деятельности, является объединение. Очевидно, что все из перечисленных выше направлений являются неотъемлемой частью жизни любой семьи. Исключительное внима­ние к одному из направлений при работе с любой семьей является ненужным ограниче­нием. Отработанной схемы, с помощью которой можно было бы выбирать соответствую­щие данному случаю подходы и направления, еще не создано. Кроме того, методы и указания, связанные с переносом внимания с одного направления на другое в процессе работы с семьей, должны зависеть от специалиста, его мастерства и творческого подхода к работе. Хотя существуют специа­листы, приверженные какому-то одному на­правлению, большинство социальных служа­щих предпочитают использовать в своей работе различные направления.

Рассмотрим теперь будущие аспекты исследований в области семейной терапии. Процесс семейной терапии и результаты на­учных исследований, а также краткие очерки и образы этих исследований быстро распространяются. Однако, говоря об относительном успехе разработанных подходов работы с семьей, необходимо отметить, что в сравне­нии с другими областями социальной работы семейная практика находится на таком уровне, когда необходимо знакомиться с различ­ными обзорами и, что важнее, знать эпистегомологические основы современных исследовательских программ. Большинство исследовательских моделей явились развитием уже существующих и применяемых в других областях моделей, основанных на несистемной эпистемологии. В целом исследования в области семейной терапии были менее творческими, чем в создании теории семьи и практических моделей. Существует разрыв между традиционными исследовательскими методами и информационными. Важнейшая задача на будущее состоит в поиске новых моделей для исследования при непосредст­венной работе с семьей.

Одной из практически неизученных об­ластей в семейной теории и практике являет­ся тема женщины, феминизма и взаимоотно­шений между женщиной и семьей. Корни движения семейной терапии восходят к 50-м годам — времени, когда распределение ролей в семье зависело от пола и место женщины было дома. Нормальной и здоровой считалась та семья, в которой женщина играла духов­ную роль, а мужчина занимался трудом. В политической структуре самого движения в первые годы после его создания также прини­мался во внимание пол специалиста. Поэтому главенствующие позиции занимали специа­листы-мужчины, а огромное количество женщин, имеющих более низкий статус, заполняли оставшиеся места. Радикальный фе­министский взгляд на семью как на основной инструмент дискриминации женских прав привел к неизбежному конфликту между фе­министами и семейной терапией. Современ­ный научный взгляд на женскую мораль и психологическое развитие включает вопро­сы, касающиеся того, принимают ли соци­альные работники, занимающиеся вопроса­ми семьи, принцип, согласно которому взгляды на эмоциональное и психическое здоровье зависят от пола. Например, концеп­ция М. Боуэна о "дифференциации" и кон­цепция С. Минухина ввели определения нор­мального поведения и психического здоровья только с точки зрения мужчины. Недавно не­сколько мужчин и женщин, работающих в этой области, попытались внести некоторые изменения в семейную терапию и создать та­кие подходы к работе с семьей, которые учи­тывали бы проблемы и различия людей раз­ного пола.

Можно сказать, что движение семейной терапии было очень близоруким по отноше­нию к вопросам этнических и культурных различий в семье. Необходимо существую­щие подходы к работе с семьей изменить та­ким образом, чтобы они соответствовали жиз­ненным установкам, системе ценностей и потребностям различных этнических групп. Социологи и специалисты в области семьи начинают работать в этой важной области, и уже сегодня имеются некоторые ценные ма­териалы, которыми может воспользоваться любой практик.

Исследователи, работающие в этой обла­сти, считают, что необходимо обратить вни­мание еще на одну проблему, связанную с изучением и объединением различных пси­хологических теорий и практических подхо­дов к работе с семьей. Психологические тео­рии, нацеленные на работу с индивидом, не могут пролить свет на подходы к работе с семьей, и, наоборот, теория семьи (хотя и затрагивает действия отдельных людей) не может раскрывать внутренних психологиче­ских процессов. Например, роль — это поня­тие, которое широко используется в теории семьи и характеризует поведение отдельного человека или описывает процессы взаимо­действия нескольких людей. Хотя известное высказывание Томаса Бекета: "Сделай меня архиепископом, и я буду архиепископом" — звучит правдиво, однако теория реальной жизни в семье и теория выполнения какой-либо роли описывают совершенно разные психологические процессы, происходящие во внутреннем мире людей.

Взаимоотношения между специалиста­ми, уделяющими основное внимание отдель­ному человеку, и теми, кто ставит во главу угла семью, часто носили характер конкурен­ции, а иногда и оттенок сарказма. Первые критиковали подходы вторых как поверхно­стные и подтасованные и отвергали их как ненужные причуды. Вторые же полностью отрицали многие фундаментальные теории первых и обвиняли их в близорукости, реак­ционности и, что хуже всего, в прямолиней­ности мышления. Такие постоянные нападки друг на друга, хотя и объяснимы в период общих резких изменений, приводят к поляри­зации позиций противоборствующих сторон и к такому состоянию взаимоотношений между противниками, которое прямо проти­воположно необходимости объединения уси­лий и применения их к изучению общих тем и достижению прочных взаимосвязей.

Некоторые психологи обращаются в своей работе к вопросам семьи и семейной терапии, пытаются найти такие моменты, ко­торые связывают семейную теорию и психо­логию. Аналогично некоторые специалисты в области семьи обращаются к психологии. На­пример, они часто используют теорию отно­шений. В методах, основанных на этой теории, изучается происхождение межлич­ностных взаимоотношений с помощью обра­щения к бессознательным внутренним воспо­минаниям о предшествующем опыте семейных взаимоотношений. В будущем не­обходимо создать методы для работы с раз­личными семьями, каждая из которых имеет свое собственное психологическое устройство.

Обнаружение связей между системами различных уровней является, вероятно, наиболее интересной и сложной задачей 80—90-х годов. Анализом таких связей занимался Грегори Бейтсон, причем этого ученого считали интеллектуальным прародителем семейной терапии. Недавняя конференция в его честь собрала вместе многих известных врачей, биологов, деятелей искусства, семейных терапевтов для изучения связей между различными системами мышления. Задача соединения психологической и семейной теории является той частью этой большой задачи, которой отдается наибольшее предпочтение при исследованиях.

Продолжая основываться только на таких науках, как психология и социология, люди работающие в области изучения семьи, не смогут добиться успехов в интеграции, так как каждая научная дисциплина имеет собственный язык, преобладающие только в ней примеры и собственные границы исследования. Экологические методики помогают расширить действия социальных работников занимающихся проблемами индивида и его окружения. Но так как основы этих методик заложены в биологии, то это заставляет специалистов создавать модели, которые исключают воображение, фантазию, память, эстетику и многие другие важные моменты человеческой жизни.

Во многих областях, таких, как семейная терапия, появляются люди с новыми взглядами, которые пытаются найти связь между различными науками и при этом отбрасывают все границы не только между социальными и естественными науками, но также и между этими науками и искусством. Они находят науку в искусстве, искусство — в науке и социальную теорию — во всех человеческих действиях и творчестве.

В области, связанной с изучением семьи, некоторые обращаются к эстетическому жанру, который может использовать накопленный человечеством опыт в самых разнообразных формах. Например, семейные ритуалы, истории, мифы, легенды и многое другое выражают связь между прошлым и настоящим, между различными областями человеческой деятельности, между людьми. Такие методы обеспечивают доступ к информации и связям, которые отнюдь не всегда являются доступными при других способах изучения человка и окружающего его мира.

Энн Хартман,

Джоан Лэарл

сm. также: Обучение семейной жизни; Прак­тика социальной работы: обзор основ­ных направлений; Семья: социальные службы; Социальная работа с группой.

• AckermanN. (1958). The Psychodynamics «I I'umily Life. N. Y.: Basic Books. • Ackerman f (1971). The Growing Edge of Family 1Ъггару.—Family Process, 10(2), 143—156. • Аш-rswald E. (1968). Interdisciplinary vs. Ecological Approach.— Family Process, 7, 102-215. • Auerswald E. (1971). Families, Change and the Ecological Perspective.— ftmiilyProcess, 10(3),263—280. • BatesonG., al. (1956). Toward a Theory of |<hi/.ophrenia.— Behavioral Science, 1(4), ul —264. • Beels C, FerberA. (1969). Family Therapy: A View.— Family Process, 8(3), U() 318. • Boszormenyi-Nagy I., Spark G. (1473). Invisible Loyalties: Reciprocity in tuicrgenerational Family Therapy. N. Y.: M«rpcr & Row. • Bowen M. (1978). Family Therapy in Clinical Practice. N. Y.: Jason ifonson. • Carter E., McGoldrick M. (Eds.) (1480). The Family Life Cycle: A Framework for Pamlly Therapy. N. Y.: Gardner Press. • Foley V D. (1974). An Introduction to Family ТЫтару. N. Y.: Grune & Stratton. • Germain С (1473). An Ecological Perspective in Casework Be.- Social Casework, 54(6), 323—330. I Germain C. (1979). Social Work Practice: People and Environments. N. Y.: Columbia University Press. • Guerin P. (1976). Family Therapy: The First Twenty-Five Years. In: I, Guerin (Ed.). Family Therapy: Theory and fructice (p. 2—22). N. Y.: Gardner Press. • Haley Jay. (1976). Problem-Solving Therapy, jjlii Francisco: Jossey-Bass. • Haley J. (1980). leaving Home. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • HartmanA. (1978). Diagrammatic Assessment I Family Relationships.— Social Casework, |v<8), 465—476. • Hartman A., Laird J. (1483). Family-Centered Social Work Practice. N Y.: Free Press. • Jarrett M. (1920). The Ijlychiatric Thread Running Through All Social Cisc Work. In: Proceedings (p. 587—593). Chicago: National Conference on Social Welfare. • Keeney В., Ross J. (1985). Mind in Therapy. N Y.: Basic Books. • Kuhn T. (1962). The llructure of Scientific Revolutions. Chicago: University of Chicago Press. • Laird J. (1984). lorccrers, Shamans and SocialWorkers: The Use Of Ritual in Family-Centered Practice.— Social Work, 29(2), 123—129. -Laird /., Allen J. (1483). Family Theory and Practice. In: A Rosenblatt, D. Waldfogel (Eds.). Handbook Of Clinical Social Work (p. 176—201). San I rancisco: Jossey-Bass. • Madanes C, Haley J.(1977). Dimensions of Family Therapy.— Journal of Nervous and Mental Disease, 165, 88—98. 'Meyer С (1970). Social Work Practice: AResponse to the Urban Crisis. N. Y.: Free Press. • Minuchin S. (1974). Families and Family Therapy. Boston, Mass.: Harvard University Press. • Minuchin S., Fishman H. (1981). Family Therapy Techniques. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. • MinuchinS., etal. (1967). Families of the Slums. N. Y.:BasicBooks. • NicholsM. (1984).Family Therapy: Concepts and Methods. N. Y.: Gardner Press. • PappP. (1980). The Greek Chorus and Other Techniques of Family Therapy.— Family Process, 19(1), 45—58. • Pinderhughes E. (1985). Power, Powerlessness and Practice. In: S. Grey, A. Hartman, E. Saalberg (Eds.). Empowering the Black Family (p. 29—39). Ann Arbor: National Child Welfare Training Center, University of Michigan School of Social Work. • Richmond M. (1917). Social Diagnosis. N. Y.: Russell Sage Foundation. • Richmond M. (1930). The Long View. N. Y.: Russell Sage Foundation. • Ritterman M. K. (1977). Paradigmatic Classification of Family Therapy Theories.— Family Process, 16(1), 29—46. • Rueveni U. (1979). Networking Families in Crisis. N. Y.: Human Sciences Press. • ScherzF. (1954). What Is Family Centered Casework?— Social Casework, 34(8), 343—348. • Selvini-Palazzoli M., et al. (1978). Paradox and Counterparadox (English translation). N. Y.: Jason Aronson. • Silverman M., Silverman M. (1962). Psychiatry Inside the Family Circle.— Saturday Evening Post, Nov. issue, 46—51. Quoted in С. В. Broderick, S. S. Schrader (1981). The History of Professional Marriage and Family Therapy. In: A. Gurman, D. Kniskern (Eds.). Handbook of Family Therapy (p. 5—38). N. Y.: Brunner/Mazel. • SolomonB. (1976). Black Empowerment: Social Work in Oppressed Communities. N. Y.: Columbia University Press. • Southard E. E. (1919). The Kingdom of Evil: Advantages of an Orderly Approach in Social Case Analysis. In: Proceedings (p. 334—340). Chicago: National Conference on Social Welfare. • Speck R., Attneave С (1973). Family Networks. N. Y.: Vintage Books. • Speer D. (1970). Family Systems: Morphostasis and Morphogenesis, or "Is Homeostasis Enough?"— Family Process, 9(3), 259—278. • WatzlawickP., WeaklandJ., Fisch R. (1974). Change: Principles of Problem Formation and Problem Resolution. N. Y.:W. W. Norton & Co. • Watzlawick P., Beavin J., Jackson D. (1967). Pragmatics of Human Communication. N. Y.: W. W. Norton & Co. Wertheim E. S. (1973). Family Unit Therapy. The Science and Typology of Family Systems.— Family Process, 12(4), 361—376.

СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ.

В 70-х годах интерес к семье вновь про­явился в связи с ее значительной ролью в ока­зании поддержки своим наиболее социально уязвимым членам, особенно детям и стари­кам. Существенно возросла численность сто­ронников того мнения, что роль государства в обеспечении граждан услугами социальных служб уменьшилась и что эту сферу деятель­ности должна взять на себя сама семья.

С 30-х годов социальная политика в США основывается на концепции нуклеарной семьи, которая состоит из супругов, нахо­дящихся в законном браке, и рожденных в нем детей. По данным Бюро переписей насе­ления, в 1970 г. семьи этого типа составляли 87,1 % всех семей в США. Однако к 1984 г. доля подобных семей снизилась до 74,3%. Неполные семьи рассматривались как соци­альная проблема, способная нанести вред психическому развитию детей, как угроза экономической стабильности, фактор роста нищеты среди женщин и, наконец, как угроза стабильности нации. Заявление помощника министра здравоохранения и социального обеспечения Доркас Харди может служить примером распространенного отношения к семье: "Полная семья все еще является неотъ­емлемой ячейкой нашего общества, и ради наших детей мы обязаны попытаться остано­вить процесс ее разрушения".

Изучение семьи можно сравнить с оцен­кой драгоценного камня: ее следует рассмат­ривать со всех сторон, так как в зависимости от угла зрения открываются различные гра­ни. Очевидно, что классическая нуклеарная семья не отвечает современным требованиям. В то же время не хватает научной литературы о природе и структуре семьи, состоящей из нескольких поколений (многопоколенной семьи). Эта характеристика — многопоколенность — была использована в различных исследованиях, и американские ученые на­чали говорить о семейной жизни, уделяя внимание уже не одному поколению, а детям, родителям, бабушкам и дедушкам.

Определение.

Семья из многих поколений — естественная форма семейных отношений, включающая два и более поколения своих членов, в определенный момент времени живущих совместно. Корнями она уходит в супружеские и родственные связи, являющиеся основой для семейной организации, и состоит из супругов и их потомства, окруженных родственниками. Кровнородственные связи создают биологические узы между членами первичной ячейки воспроизведения — отцом м матерью — и последующими ячейками, образуемыми их потомством. В странах Ближнего Востока, Азии, Африки и до некоторой степени на Западе более уважительное отношение в большинстве случаев проявляется к мальчикам, продолжающим семейную линию, поскольку, в отличие от девочек, мальчики сохраняют в браке семейное имя.

Обычно супруги вступают в брак, чтобы произвести на свет детей, и большинство на них достигает этой цели. Семья из многих поколений является основной организационной ячейкой и служит отправной точкой для всех других разновидностей и альтернатив семьи. В научной литературе для обозначения личной ответственности по отношению к членам семьи используется термин "филиация" (родство), который выражает чувство взаимной семейной ответственности -родителя за ребенка, ребенка за родителя на протяжении всех поколений.

Примером многопоколенной семьи является семья, три поколения которой живут вместе, начиная с детей и кончая бабушкой и дедушкой по материнской или отцовской линии.

Однако кровное родство не может быть убедительным показателем родственных уз между членами семьи. В очень подвижном индустриальном обществе взрослые дети со своими супругами обычно живут отдельно от родителей и могут мигрировать из домашней общины по причинам экономического или личного характера. Тем не менее есть множество примеров высокой степени взаимодействия между членами семьи, несмотря на географическую или пространственную разобщенность. В настоящее время образцом семейной жизни становятся отдельные семьи для всех (за исключением престарелых и больных) при сохранении сложной структуры устойчивых, постоянно поддерживаемых родственных отношений. Эти семьи в высшей степени интегрированы в сеть социальных отношений и взаимной поддержки. Они функционируют по горизонтали — через двусторонние кровнородственные связи — и по вертикали — сквозь несколько поколений. Ядром этого типа семьи являются родители, которые основали семью и должны вызывать у ее членов постоянные чувства семейного единства, ответственности и солидарности поколений.

Достоверной общенациональной статистической информации о численности семей из многих поколений нет, поэтому сведения о преобладании этого типа семьи нужно по крупинцам собирать из данных о формах семейной организации и общей демографической статистики, особенно касающейся лиц пожилого возраста и детей. Э. Броди, например, сообщила о том, что для отдельных людей и семей в целом стало обычным иметь родителя, нуждающегося в помощи. Она заметила, что между 1900 и 1976 гг. число людей, переживших смерть родителя в возрасте 15 лет, снизилось с 25 до 5%, в то время как число супружеских пар среднего возраста, имеющих двух и более живущих родственников, увеличилось с 10 до 47%. К1963г.около 25 % людей имели живущего родителя, а уже к началу 70-х годов среди живущих родителей было 25% людей в возрасте до 60 лет, 20% - 61 —69 лет, 10% — 70лет и 3% —в возрасте старше 70 лет. В каждом отдельном поколении кровнородственная семья становится сравнительно меньше, но впервые она охватывает четыре и даже пять поколений (Р. Батлер и М. Льюис, 1982).

Другой моделью является возвращение взрослых детей домой после личных неудач. Можно предположить также, что во многих семьях взрослые дети откладывают свой отъезд в связи со стремительным ростом стоимости жизни и образования. По данным Бюро переписей населения, в 1984 г. около 16% мужчин и 8% женщин в возрасте 25—29 лет жили по крайней мере с одним из своих родителей, а в 1970 г. соответственно — 10,9 и 5,2%.

Таким образом, семья из многих поколений—это широко распространенная социальная ячейка, состоящая из кровных родственников разных поколений, которые разделяют общую преданность семье. Характеристика подобной семьи включает биологическое родство, чувство единства, солидарности и родство, вытекающее из преданности ядру семейной ячейки (при этом члены семьи могут жить вместе или отдельно друг от друга). Цель подобной семейной организации —выживание всех поколений и процветание ее членов, достигаемое через родственные отно­шения, которые питают и поддерживают важнейшую систему кровного родства.

Наши рекомендации