Основные принципы социальной работы на селе.

Говоря об основных принципах социальной работы на селе, необходимо видеть pазницу между двумя сторонами этой работы, а именно социальным движением и оказанш социальных услуг.

Социальное движение.

Социальное движение заключается в том, что группа людей с общими взглядами предпринимает совместные действия, чтобы добиться каких-то результатов в области государственной политики. Социальное движение часто является предвестником важных социальных перемен, так как оно приводит к изменению сознания членов движения и к созданию организаций, которые рассматривают и претворяют в жизнь их требования. Борьба за гражданские права и требования повышения благосостояния являются прекрасными примерами социального движения в США (Ф. Пивен и Р. Клоуорд, 1979). Социальная работа на селехотя и не имеет размаха социального движения, но тоже является его разновидностью.

В 70-х годах жители сельских районов организовали движение общенационального масштаба за улучшение жизни на селе. Общее воодушевление вовлекло в свой поток даже некоторые организации: Сельская Америка — добровольная защитительная организация, основанная в 1975 г.; Национальный сельский центр — независимая исследовательская организация, основаная в 1976 г.; Сельские женщины Америки основанная в 1977 г., и др. Эти организации повышали сознательность граждан и помогали профессионалам осознать проблемы сельских регионов, а также старались добиться уступок от правительства (законодательных, административных или каких-либо других).

Сельские социальные работники, захваченные движением, выступали на стороне сельских жителей. Хотя концепция прези­дента Р. Никсона о разделе годовых доходов нарушила покой многих служащих сферы гуманитарных услуг, она привела к повышению сознательности и организованности местных избирателей. Закон о развитии сельско-хозяйственых территорий (1972), несмотря на некоторые недостатки, обеспечил возможности развития социальных программ на селе и соответствовал чувству собственного достостоинства, которое всегда отличало сельских жителей. Социальные работники осознали, что строгая приверженность общинной (местной) модели развития будет полезна только привнимательном учете существующих традиций жизни села, без чего любая социальная программма на селе не сможет существовать (М.Якобсен, 1980). Выборы президента Дж. Картера рассматривались многими как символ окончательной победы сельского населения, в связи с чем ожидалось появление новых направлений и перспектив социальной работы (под ред. Д. Дильмана и Д. Гоббса, 1982).

Общая практика.

В социальной работе оказание непосредственной помощи тесно связано с принципами общей практической деятельности. Социальный работник общего профиля, в отличие от специалиста в какой-то одной области, должен знать и использовать в своей практике огромное количество методов и навыков, применять комплексный подход. Такой работник может оценить различныe аспекты социального явления и, основываясь на этой оценке, наиболее эффективно осуществить необходимые действия (Дж. Мермелстейн и П. Сандет, 1978). В са­мом начале развития работы на селе в сообщениях Южного регионального Совета по образованию отмечалось, что социальный работник на селе выступает как работник общего профиля. Позднее это утверждение было поддержано в книге "Социальная работа в сельских общинах" (1976) под ред. Л. Гинсберга.

Сейчас уже почти никто не спорит о необходимости существования социальных работников общего профиля, которые должны претворять в жизнь и развивать различные методы социальной работы. Социальный работник, занятый на селе, естественно, не должен иметь особой специализации. В то же время в литературе по образованию в области социальной работы стали появляться идеи о необходимости подготовки специалистов во всех областях социальной работы. Поэтому, хотя большинство учебных программ для социальных работников рассчитано на обучение специалистов общего профиля и получение ими степени бакалавра, некоторые университеты, например Калифорнийский и университет Восточного Вашингтона, создали более продвинутые программы. Социаль­ный работник общего профиля после оконча­ния такого университета получает степень магистра (Т. Бригэм, 1968; Дж. О'Нейл, 1984а,в).

Существует также проблема, связанная со специализацией по роду службы (государ­ственное социальное обеспечение, забота о детях, забота о психически больных и т. д.) и по категориям населения (старики, дети, ин­валиды и т. д.), так как социальные услуги в США осуществляются именно по этим двум направлениям. Социальные работники в сельских районах уже давно отмечают, что ни одна из этих двух специализаций сама по себе неприемлема для села. Специфика сельской инфраструктуры (из-за определенной изоля­ции и труднодоступности), а также природа взаимоотношений на селе таковы, что ис­пользование специализированных агентств просто невозможно. Когда социальный ра­ботник приходит в дом клиента, не важно, какое агентство он представляет, а важно то внимание, с которым он отнесется к стоящим перед клиентом проблемам.

Из-за существующей изоляции и потреб­ности в развитии средств помощи сельские социальные работники общего профиля, не­зависимо от того, в какой области они работа­ют, осознали, что им надо устанавливать тесные контакты с жителями их региона (Л. Гинсберг, 1983). Из-за недостатка социальных работников в сельских районах и вы­сокой потребности в их услугах естественные помощники и добровольцы нередко заменяют их и осуществляют различную помощь в сво­ем сообществе. Социальный работник общего профиля, работающий в сельской местности, должен уметь определить контингент прожи­вающих в области жителей и работать с ними как со своими клиентами. Кроме того, так как характер бизнеса на селе отличается от город­ского, социальный работник должен уметь работать с местными лидерами, чтобы под­держать группы, которые способны оказать помощь социальной работе на селе и для улучшения благосостояния сельской общины. Социальный работник должен также быть знаком с правительственными службами, ко­торые играют ключевую роль в повышении благосостояния села.

Сельские церкви различных вероиспове­даний, такие, как методистская, лютеран­ская и католическая, традиционно являлись центрами оказания социальной помощи в от­даленных от крупных городов районах (П. Данкомбе, 1982). Сельские священники часто выступают в роли советчиков, защитников, врачей. Сельские социальные работ­ники должны ознакомиться со структурой сельской церкви, ее потребностями, сильны­ми и слабыми сторонами, с тем чтобы рабо­тать в союзе с церковью и вместе оказывать необходимую помощь сельским жителям.

Социальные работники государственного сектора заслуживают специального упоми­нания не только потому, что работают на пе­редовой линии в социальном обслуживании сел, но и потому, что они должны иметь неко­торые навыки, которые не требуются их кол­легам в городских районах. Эти служащие уделяют работе значительно больше времени и выполняют многие общинные обязанности: они должны участвовать в жизни общины и ее институтов. В отличие от городских работ­ников, они не имеют конфликтов с политиче­скими и другими общинными (местными) властями. Кроме того, так как их контакты с коллегами могут носить ограниченный ха­рактер, государственные социальные работ­ники в сельских районах должны сами руко­водить своими действиями и уметь использовать все возможные пути професси­онального роста.

Социальная политика.

Государственная политика на селе явля­ется результатом общей политической стра­тегии и чаще всего контролируется власть имущими. Так как социальная политика на селе нацелена на помощь наименее организо­ванным и наименее властным избирателям, то на нее нелегко оказать какое-либо влия­ние. Когда фермеры составляли основную массу сельского населения, то в залах конг­ресса сельские избиратели были представле­ны достаточно хорошо. Сейчас, когда состав сельского населения изменился, фермерские организации уже не представляют интересов всех жителей сельских районов. Многие мо­менты социальной политики, разработанной для сельской местности, были основаны на неверной или неправильно истолкованной информации.Для маленьких сельских райо­нов данные о количестве населения, безра­ботных или о доходе на душу населения, которые использовались для определения необходимости выделения различных ассиг­нований и т. п., часто являлись слишком огрубленными (под ред. Д. Гиффорда, Г. Нельсона и Л. Ингрэма, 1981). Но даже несмотря на это, социальная политика с по­мощью различных денежных ассигнований улучшила качество жизни американцев на селе (Р. Хоуппе и Г. Мартин, 1981; Дж. Уоткинс и Д. Уоткинс, 1984). Программы медицинского обслуживания и продовольственних талонов — это две основные программы которые, несмотря на серьезные препятствия помогли облегчить проблемы бедности, плохого питания и слабого здоровья жителей сельских районов.

Наши рекомендации