Глава Современные представления о кинезитерапии и общем недоразвитии речи

Содержание

Введение
Теоретическая часть  
1. ГлаваСовременные представления о кинезитерапии и общем недоразвитии речи  
1.1. Понятие «кинезитерапия» и «общее недоразвитие речи»
1.2. Психофизиологический механизм взаимодействия движения и речи
2. ГлаваИспользование кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе  
2.1. Задачи воздействия
2.2. Структура занятий
2.3. Характеристика направлений кинезитерапии, используемых на занятиях
3. ГлаваОсобенности кинезитерапии с детьми, имеющими общее недоразвитие речи с различными клиническими проявлениями  
3.1. Кинезитерапия при алалии
3.2. Кинезитерапия при ринолалии
3.3. Кинезитерапия при дизартрии
Практическая часть  
Методика применения кинезитерапии на коррекционно-педагогических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи при дизартрии
Заключение
Библиография
Приложения  
1. Примеры разделов занятий с использованием кинезитерапии
2. Фрагмент занятия с использованием кинезитерапии при алалии
3. Фрагмент занятия с использованием кинезитерапии при ринолалии
4. Фрагмент занятия с использованием кинезитерапии при дизартрии
5. Обследование двигательных навыков с использованием кинезитерапии при дизартрии

Введение

«Движение – это жизнь» – говорил Н.М.Амосов. В настоящее время движению уделяют очень много внимания разные науки, в частности коррекционная педагогика.

Коррекционно-педагогическая работа – это система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с дефектами в развитии. Исходя из слов Н.М.Амосова, для преодоления или ослабления недостатков развития, создания здоровой полноценной жизни необходимо движение. Это можно назвать лечение движением. Дословно с греческого языка так переводится «кинезитерапия». Ее используют в коррекционно-педагогической работе и рекомендуют ученые-методисты: Г.Р.Шашкина, Г.А.Волкова, Е.С.Анищенкова, Р.Л.Бабушкина, О.М.Киселева и другие.

В связи с тенденцией роста числа детей со сложными речевыми расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, вопрос использования кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи актуален и важен для рассмотрения.

Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается во всестороннем изучении, обобщении и систематизации на основе учебно-методической литературы данного вопроса.

Целью работы является выявление задач и характера использования кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи и подробное рассмотрение такого использования при дизартрии.

Объектом курсовой работы стало применение кинезитерапии в логопедии, предметом – особенности использования кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи при алалии, ринолалии, дизартрии.

Гипотеза – важно и обосновано использование кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие детей, особенно при дизартрии.

Для достижения цели и доказательства гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Выявление современных представлений о кинезитерапии и общем недоразвитии речи

2. Изучение использования кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе.

3. Изучение особенностей кинезитерапии с детьми, имеющими общее недоразвитие речи с различными клиническими проявлениями.

В практической части на основе изученной литературы составить методику применения кинезитерапии на коррекционно-педагогических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи при дизартрии.

Глава Современные представления о кинезитерапии и общем недоразвитии речи

Глава Использование кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе

Задачи воздействия

Логопедические направления кинезитерапии, по мнению многих ученых и методистов, значительно важны в коррекционно-педагогической работе.

Развитие движений представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требует от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной (если процесс обучения вызывает заинтересованность и соответственно с этим эмоциональный отклик); образной — при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической — при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения заданий; двигательно-моторной — в связи с практическим выполнением заданий;произвольной — без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнения.

В специальной научной литературе задачи использования кинезитерапии определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

В результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Под влиянием регулярных занятий с использованием кинезитерапии в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной.

Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлении и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.

Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей с речевой патологией. Оно направлено на развитие у занимающихся чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности. Зарождение и развитие чувства коллективизма положительно влияет на ребенка с речевым нарушением, косвенно помогает ему нормализовать свое поведение, правильно строить взаимоотношения с окружающими.

Коррекционная направленность занятий с использованием кинезитерапии обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Без знаний психологии ребенка определенного возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие речевого расстройства или до него, нельзя правильно воздействовать на ребенка. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. Коррекционные задачи должны развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы. [3.С. 28-29]

Исходя из многообразия направлений использования кинезитерапии в логопедии и клинических проявлений общего недоразвития речи, Г.А.Волкова описала важнейшие направления работы:

1. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания благодаря дыхательным упражнениям (особенно у заикающихся, людей с тахилалией, брадилалией, спотыканием, с ринолалией, с дизартрией).

2. Развитие орального праксиса (особенно у лиц с дислалией, ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, с заиканием, если у последних существуют нарушения звукопроизношения разного генеза). На этой основе совершенствуются движения артикуляторных органов.

3. Развитие просодии речи у заикающихся, детей с дизартрией, ринолалией, а также у лиц с нарушениями голоса осуществляется средствами логоритмики на основе воспитанных темпа и ритма дыхания, голоса, артикуляторного аппарата, речевого слуха.

4. Логопедическая ритмика способствует развитию фонематического восприятия.

6. Коррекция речевых нарушений осуществляется как с учетом двигательных и акустических возможностей людей с речевой патологией, так и при целенаправленном подборе речевого материала для занятий.

На основе изученного материала можно сделать вывод, что логопедические направления кинезитерапии, познавая закономерности формирования и нарушения сенсорных и двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями других психических функций и процессов, содействуют совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и лого-восстановительной работы с детьми, страдающими расстройствами речи.

В процессе практической педагогической деятельности учеными были разработаны приоритетные задачи работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи по степени выраженности и годам обучения:

Первый год обучения:

1. Формирование чувства темпа — восприятия равномерной последовательности одинаковой длительности.

2. Развитие мышечного ощущения направления движения.

3. Формирование предпосылок исполнительской деятельности на основе элементарного подражания.

4. Формирование простейших элементов творчества, слитых с подражанием. Исполнительство и творчество еще не выделились в самостоятельные виды деятельности.

5. Расширение пассивного словарного запаса, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.

Второй год обучения:

1. Развитие ощущения ритмического стиля — чувства акцента, чередующихся ударений.

2. Формирование навыка осознанного восприятия пространства.

3. Постепенное отделение исполнительства от подражания.

4. Стимуляция творческой активности.

5. Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.

Третий год обучения:

1. Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение движений.

2. Развитие пластических способностей.

3. Воспитание у детей точности и выразительности исполнения.

4. Выделение творческой функции в самостоятельный вид деятельности.

5. Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.

Четвертый год обучения:

1. Формирование двигательно-ритмических способностей, развитие мышления.

2. Овладение свободой движений.

3. Преобразование исполнения в многоуровневый акт деятельности.

4. Обучение творческому использованию накопленного арсенала средств взаимодействия с окружающим миром.

5. Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.

Таким образом, на логопедических занятиях с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, используя кинезитерапию, осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, коррекция речевой функциональной системы. [2.С.29-30]

Структура занятий

При составлении логопедических занятий с использованием кинезитерапии ученые рекомендуют учитывать следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, Г.А.Волковапишет о необходимости опираться на специальный принцип связи направлений кинезитерапии с физическими возможностями детей, ее оздоровительной направленности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности ребенка [Волкова, 2003].

Занятия с использованием кинезитерапии находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционно-педагогичесого воздействия. Рекомендуется сочетать увлекательный сюжетный ход, игровую форму с широким использованием наглядного материала, тогда будет стимулироваться потребность в общении, развиваться речевое подражание, моторика, рождаться эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по физическому воспитанию. [2.С.34-36]

В самом начале занятия очень важен положительный эмоциональный настрой и подобранные упражнения должны отвечать этому и быть знакомы детям. Затем проводятся основные упражнения и задания с учетом вышеперечисленных требований. В центральную часть занятия целесообразно включать более сложные игры, способствующие развитию воображения, творческих способностей, формированию навыков анализа и синтеза. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения во время основной части используются релаксационные упражнения. Задачей заключительного этапа является сохранение полученных навыков и положительного эмоционального заряда, состояния внутреннего комфорта. Для этого в конце занятия педагог подводит итоги и позитивно оценивает деятельность каждого из детей.

Исходя из изученной литературы, очевидно, что структура занятий с использованием кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе имеет ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать. Наиболее важно помнить о комплексности подхода для решения проблем с общим недоразвитием речи.

Кинезитерапия при алалии

Различают три формы алалии: две из них — моторная и сенсорная — связаны с нарушением речевых анализаторов; третья — оптическая алалия — возникает при патологии центрального конца зрительного анализатора.

Патология премоторных зон коры вызывает эфферентную моторную алалию, у таких детей наблюдаются нарушения координации, переключаемости, общих движений, тонкой произвольной моторики рук, пальцев, орального праксиса вследствие кинетической апраксии.

Патология постцентральных зон коры головного мозга обусловливает моторную афферентную алалию, при этом нарушена глубокая проприоцептивная чувствительность, в силу чего дефектно формируется артикуляционныйпраксис (кинестетическая апраксия). Она сочетается у многих детей с недоразвитием всего праксиса: общего, ручного, пальчикового, мимического.

При патологии центрального конца оптико-пространственной системы наступает оптическая алалия. Наблюдается нарушение анализа и синтеза по оптико-пространственным признакам, несформированность оптико-пространственного гнозиса. Наиболее подробно ее описала В.К. Орфинская.

В логопедической практике работа с детьми, страдающими разными формами алалии, проводится в течение четырех этапов. Они соответствуют работе по уровням общего недоразвития речи. На первом этапе создаются условия для установления контакта с детьми. Вначале педагог устанавливает внеречевой контакт с ребенком. Ученые считают, что в обратном случае между ребенком и педагогом возникнет непонимание. На первых занятиях привлекаются мимические, ритмические, действенные формы взаимодействия, ласковая, ободряющая улыбка, поощрительный кивок головой. Логопед выявляет двигательные возможности ребенка. Затем формируются и корригируются движения детей, а именно: основные движения, общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх. Это создает у ребенка уравновешенное нервно-психическое состояние. На первом этапе коррекционной работы педагогу необходимо изучить внутрисемейные отношения ребенка, так как эффективность воспитательного воздействия во многом зависит от включения родителей в коррекционный процесс. Необходимо привлекать к участию в играх детей, способствовать выполнению заданий дома.

Как только появляются элементы спонтанной деятельности (одни сразу создают сюжетную игру, повторяют движения, танцуют; другие, молча перебирают игрушки, ленты, мячи, катают обручи; третьи заинтересовываются песней), возможен переход к речевым контактам. Эффективным способом продуцирования речевых контактов является называние действий ребенка, игрушек, с которыми он играет, игровой атрибутики. У ребенка повышается ориентировочная деятельность, возникает, либо усиливается спонтанная речевая и действенная активность. Так, в действенной и речевой формах, принимая и поощряя спонтанную деятельность, необходимо достигнуть устойчивых контактов с детьми. Этому способствует прием совместной деятельности (игры) с одним ребенком или со всеми детьми. Поэтому необходимо, чтобы на занятиях присутствовали логопед и воспитатель, которые включались бы в подвижные игры детей, в выполняемые ими упражнения с предметами, звуковыми игрушками. Это будет обеспечивать и принцип преемственности и комплексности подхода к коррекционно-педагогической работе.

По мере нормализации двигательной и речевой сфер у детей на втором этапе в занятия с использованием кинезитерапии включаются задания, тренирующие основные движения: бег, ходьбу, лазание, прыжки, метание мячей. Необходимо внедрение заданий с творческим наклоном. Это все будет воспитывать ориентировку в пространстве, чувство равновесия, динамическую координацию движений. Также они будут способствовать накоплению активного словаря и формированию фразовой речи.

Дальнейшее развитие самостоятельной двигательной активности и развитие речевых навыков продолжается на третьем этапе. Совершенствуется мелкая моторика. Создается мотивация к развитию связной речи.

На четвертом этапе совершенствуется художественно-речевая деятельность. Цель ее — развить способность детей быстро ориентироваться в новом речевом (или неречевом) задании, самостоятельно находить ответ, переключаться с одного вида художественно-речевой деятельности на другой. Приобретая на занятиях способы самостоятельного действия, дети переносят их в деятельность вне занятий. [3.С. 83-97]

При выборе методических приемов нужно учитывать, что дети с алалией еще не имеют системы навыков речевой деятельности, их умения в разных областях речевого развития стоят на неодинаковых уровнях. Одни в большей степени владеют фонетической стороной речи, в то же время грамматическая правильность их находится в стадии становления, другие, при достаточно развитой лексико-грамматической стороне речи, имеют существенное отставание в фонетико-фонематических процессах. Отсюда необходимость сочетания приемов активизации речи в целом, разных ее сторон (словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствование звуковой стороны речи).

Кинезитерапия при ринолалии

Ринолалия – нарушение тембра голоса, звукопроизношения, обусловленное аномалиями в строении артикуляционного аппарата в виде расщелин. При этом в неречевых психических функциях имеются нарушения слухового и зрительного восприятия, общей, ручной, пальчиковой и мимической моторики, физиологического дыхания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления. В речевой функциональной системе грубо страдают все отделы периферического речевого механизма: дыхание (асинхрония ротового и носового дыхания), фонация, артикуляция; нарушены все просодические компоненты речи, недоразвит лексико-грамматический строй речи, выражены стойкие расстройства фонетико-фонематической системы. Помимо этого, дети с ринолалией физически плохо развиты, отмечается астенизация организма, вялость, сниженный мышечный тонус, нарушения темпа и ритма движений.

Занятия с детьми, у которых ринолалия строятся так, чтобы все виды работы положительно влияли не только на речевую функцию, но и оказывали общеукрепляющее воздействие.

Большую значимость имеет система, разработанная А.Г. Ипполитовой. Она одна из первых рекомендовала занятия в доперационном периоде. Характерным для ее методики является сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, последовательность отработки звуков, обусловленна артикуляционной взаимозависимостью. Артикуляционная гимнастика сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.

Содержание логопедических занятий по методике А.Г. Ипполитовой включает следующие разделы: формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха; формирование длительноо ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков и фрикативных глухих и согласных; дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков и аффрикат.

И.И. Ермакова (1980) разработала поэтапную методику коррекции звукопроизношения и голоса. Ею установлены возрастные особенности функциональных расстройств голосообразования у детей с врожденными расщелинами и применительно к ним модифицированы ортофонические упражнения. Специальное внимание уделено послеоперационному периоду и рекомендованы приемы развития подвижности мягкого неба, предотвращающие его укорочение после хирургической пластики.

Устранение нарушений звуковой стороны речи базируется на тщательном логопедическом обследовании детей. Устанавливаются наличие и степень небно-глоточной недостаточности, рубцовые изменения твердого и мягкого неба, его длина; характер контакта с задней стенкой глотки; особенности моторики артикуляционного аппарата; наличие компенсаторных мимических движений. Кинезитерапию необходимо использовать во время всей работы в дооперационный и послеоперационный период.

Кинезитерапия при дизартрии

Дизартрия(диз+ греч. arthroo членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

При всех видах дизартрии наблюдаются мимические и артикуляционные нарушения, нечленораздельная речь, ускоренный или замедленный темп речи, слабый, тихий голос с носовым оттенком, учащенное, поверхностное дыхание, слюнотечение, усиливающееся во время речи. При работе с детьми, имеющими дизартрию, важно решать следующие задачи:

1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловно-рефлекторную деятельность.

2. Улучшить координацию движений (элементы основной двигательной деятельности).

3. Улучшить общую двигательную активность ребенка.

4. Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности и др.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Оказывать воспитательное влияние на ребенка и выравнивать его поведенческие реакции.

Полнота и быстрота восстановления движений зависит от давности поражения, характера процесса локализации и распространенности поражения, состояния мозгового кровообращения, активности ребенка и эффективности комплекса восстановительного лечения. Из методов лечебной физкультуры наибольшее значение приобретает лечебная гимнастика с ее общеоздоровительным и общеукрепляющим влиянием. Она облегчает перевоспитание нервно-мышечного аппарата, избирательно воздействует на отдельные мышечные группы, разнообразит мышечную деятельность (расслабление, степень напряжения и др.), позволяет постепенно усложнять движения, развивать их точность и таким образом устранять лишние движения и восстанавливать более полноценные. В лечебной гимнастике обязательно сочетают упражнения для паретичных конечностей с общеукрепляющими упражнениями. Это необходимо для лучшей координации движений и выравнивания мышечного тонуса. Кроме того, по мнению Г.А.Волковой физические упражнения оказывают реперкуссивное (отраженное) влияние: регулярно включая здоровые конечности и корпус в процесс упражнения, можно быстрее перевоспитать весь нервно-мышечный аппарат. Каждое занятие лечебной гимнастикой следует начинать с упражнений для здоровых мышечных групп. Специальные упражнения для паретичных конечностей применяются во время процедуры много раз, их чередуют с общеразвивающими и дыхательными упражнениями. Активные упражнения преобладают в лечебной гимнастике, но они обязательно дополняются пассивными движениями. При выполнении активных и пассивных упражнений необходимо добиваться большей амплитуды движений. Как пассивные, так и активные упражнения следует выполнять ритмично, в спокойном темпе. Темп и объем движений, по мнению специалистов, должны находиться в обратной зависимости от степени мышечной ригидности. Для ее снижения рекомендуется применять облегченные исходные положения, ограничивать темп и амплитуду движений, использовать пассивные движения, потряхивание и поглаживание мышц, упражнения на расслабление. При проведении лечебной гимнастики целесообразно использовать элементы психотерапии.

В кинезитерапии под играми понимают комплекс специально организованных синтетических движений и физических упражнений прикладного характера со значительным общим воздействием на организм, при которых ставится состязательная цель и которые в каждом отдельном случае обусловлены определенными правилами. К таким играм относятся игры с мячом, эстафетные игры, лепка из пластилина, раскрашивание картинок, вырезание ножницами разных фигур. Посредством игр вносится разнообразие в режим детей и увеличивается их интерес к двигательным занятиям, и в частности к кинезитерапии. Игры выводят из состояния психической подавленности, отвлекают внимание от патологического процесса и порождаемых им отрицательных эмоций, содействуют мобилизации сил к выздоровлению.

Игры следует включать в занятие осторожно, поскольку может наступить передозирование нагрузки из-за того, что играющие эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости. С детьми с дизартрией полезно проводить подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой общефизиологического воздействия на организм. Поскольку при дизартриях наблюдаются парезы лицевой мускулатуры различной выраженности, то в кинезитерапии выделяются специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений.

Все упражнения для мимической мускулатуры следует проводить на занятии между общеукрепляющими и дыхательными упражнениями на фоне предварительного расслабления, тепловой процедуры, поглаживания мышц на пораженной стороне. Коррекционно-педагогическая работа с дизартриками строится в зависимости от логопедического коррекционного курса, ее можно разделить на четыре периода. [3.С.69-83]

Первый: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища — с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного и памяти; коррекция просодической стороны речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.

Развитие мимических мышц полезно проводить во время создания определенных ситуаций. Эти ситуации готовятся с детьми постепенно. Вначале тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем мышцы объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование. Полезно использовать наглядный материал. Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение на занятиях проводятся инсценировки песен, игры-драматизации, разыгрываются этюды.

Развитие внимания на занятиях осуществляется и нескольких направлениях:

а) специальная стимуляция;

б) быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

в) укрепление зрительной, слуховой и моторной памяти;

г) развитие волевой сферы через способность к сосредоточению.

Для нормализации голосовой функции у детей с дизартрией необходимо проводить артикуляторные, дыхательные упражнения и движения для мышц шеи, головы. В первом периоде важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка.

Второй период логопедической ритмики используется для развития моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких слухо-произносительных дифференцировок.

Для развития общих движений рекомендуются игры с движениями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам; ходьба на носочках, пятках, на полной ступне.

Для развития слухо-произносительных дифференцировок важно связать контрастные звуки. В зависимости от музыкального образа, воспринимаемого детьми, в движениях изображается персонаж. Движение сопровождается звукоподражанием.

В третьем периоде логопедическая работа с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется средствами логопедической ритмики, дальнейшем развитии речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений, умением коллективного общения. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр), игры-драматизации.

Дальнейшее закрепление полученных навыков происходит в четвертом периоде. Логопед способствует социализации ребенка. Проводят больше командные задания и игры.

При рассмотрении вопроса использования кинезитерапии при дизартрии важно заметить, что такой метод коррекционно-педагогической работы наиболее важен при данном клиническом проявлении общего недоразвития речи. Поэтому более подробное изучение данного вопроса с рассмотрением методики работы будет описано в практической части.

Практическая часть

Заключение

В конце курсовой работы можно согласится со словами Н.М. Амосова, что «движение – это жизнь». Но движение – это не только жизнь, а также обоснованный способ коррекционно-педагогической работы.

Чтобы выявить задачи и характер использования кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи и подробно рассмотреть такое использование при дизартрии, в курсовой работе использовался анализ и обобщение специальной литературы по проблеме. В качестве примеров приведены планы-конспекты логопедических занятий и упражнения различных направлений кинезитерапии.

Рассматривая в литературе вопрос современных представлений о кинезитерапии и общем недоразвитии речи, можно сделать вывод, что на психофизиологическом уровне существует явная взаимозависимость развития речи и движений. Развивая и улучшая движения можно корректировать речевые нарушения и бороться с недоразвитием речи. Так же на психофизиологическом уровне учеными доказывается актуальность использования различных направлений кинезитерапии. Логопедические направления кинезитерапии, познавая закономерности формирования и нарушения сенсорных и двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями других психических функций и процессов, содействуют совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и лого-восстановительной работы с детьми, страдающими расстройствами речи.

Исходя из изученной литературы, очевидно, что структура занятий с использованием кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе имеет ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать. Наиболее важно помнить о комплексности подхода для решения проблем с общим недоразвитием речи, тогда будут решаться поставленные и определенные Г.А. Волковой задачи работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, и занятия будут отвечать необходимым принципам и структуре проведения.

Рассмотрев особенности двигательных навыков и нарушений, а также особенностей дизартрии, можно сделать вывод, что важно и обосновано использовать кинезитерапию на коррекционно-педагогических занятиях. Это доказывает и методика, разработанная с учетом всех направлений кинезитерапии и особенностей клинического проявления общего недоразвития речи.

Решая поставленные задачи, была достигнута цель курсовой работы и доказана гипотеза.

Библиография

1. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дишкольников: пособие для родителей и педагогов. М.: АСТ: Астрель, 2007.- 62 с.

2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под. ред. Г.А. Волковой. СПб.: КАРО, 2005. - 109 с.

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. Для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

4. Дедюхина Г.В., Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими ДЦП. Учебно-практическое пособие для логопедов и медичинских работников. М.: «Изд. ГНОМиД», 2000. - 32 с.

5. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979. – С.165.

6. Логопедический сайт Болтунишка : http://www.boltun-spb.ru

7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.

8. Топалова Е. Рвзвиващие игры от3 до 7 лет. –М., 2008 – 115 с.

9. Шашкина Г.Р.. Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2003 – 240 с.

10. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. Пособие для студ. высш. Пед. учеб. Заведений. – М.: Изд. центр. «Академия», 2005. – 192 с.

Приложения

Примеры разделов занятий с использованием кинезитерапии.

Артикуляционная гимнастика

Глава Современные представления о кинезитерапии и общем недоразвитии речи - student2.ru

Цели:обучение правильному распорядку действий утром, создание позитивного настроя, развитие точных действий языка.

Оборудование: оснащение для слайд- презентации.

Глава Современные представления о кинезитерапии и общем недоразвитии речи - student2.ru Глава Современные представления о кинезитерапии и общем недоразвитии речи - student2.ru Глава Современные представления о кинезитерапии и общем недоразвитии речи - student2.ru

Мимическая гимнастика

«Мимическая зарядка»

Цели: выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное выражение эмоций, развитие просодики по подражанию, развитие взаимодействия детей с логопедом.

Оборудование: наглядный картинный материал с изображением лиц, соответствующих рассказу.

Логопед рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети за ним повторяют.

Здесь живет Хмурилка, Глава Современные представления о кинезитерапии и общем недоразвитии речи - student2.ru ребенок нахмурится, указательные пальцы возле сведенных бровей.
Здесь живет Дразнилка, Глава Современные представления о кинезитерапии и общем недоразвитии речи - student2.ru ребенок показывает язык.
Здесь живет Смешилка, Глава Современные представления о кинезитерапии и общем недоразвитии речи - student2.ru указательные пальчики на щеках, ребенок улыбается.
Здесь живет Страшилка. Глава Современные представления о кинезитерапии и общем недоразвитии речи - student2.ru глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт.
Это носик Бибка! Глава Современные представления о кинезитерапии и общем недоразвитии речи - student2.ru указательные пальцы сведены на кончике носа.
А где твоя улыбка? Глава Современные представления о кинезитерапии и общем недоразвитии речи - student2.ru дети отвечают улыбкой на вопрос логопеда.

Дыхательны

Наши рекомендации