Оценка физического развития комплексным методом

Метод позволяет определить уровень биологического развития и морфофункциональное состояние организма, а также учесть ге­те­ро­морф­ность и ге­те­ро­хрон­ность раз­ви­тия, свое­вре­мен­ность фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия, про­из­во­дить взаи­мо­свя­зан­ную оцен­ку дли­ны и мас­сы те­ла

Оценка комплексным методом состоит из3 этапов:

1этап – оценка по шкалам регрессии.

При оценке данным методом необходимо ответить на два вопроса:

1. Какое физическое развитие? Оценивается по таблице и по показателю роста.

2. Гармонично ли оно? Ели показатели ВСО лежит в пределах еденицы - гармоничные, если 1, 1- 2 –дисгорманичные, 2,1- >3- резко дисгармоничные

2 этап - оценка физиологических показателей

- индивидуальные данные (частота, пульс, АД)

- табличные данные

- резюме

3 этап – оценка биологического возраста

· индивидуальные данные (рост, годовая прибавка, вторичные половые признаки, число постоянных зубов)

· табличные данные

· резюме

Вывод: - резюме 1,2,3 этап

. Оценка физического развития комплексным методом

Однако методы оценки физического развития детей, учитывающие лишь морфологические показатели без оценки уровня достигнутого разви­тия, являются неполными для характеристики растущего организма. В связи с этим появилась необходимость выделить морфофункциональные показатели, имеющие отчетливые, генетически детермннированые изме­нения в процессе роста и развития, при сравнительно небольшой вариа­бельности у отдельных индивидуумов, мало зависящие от уровня трени­рованности и определяемые быстрыми, малотрудоемкими методами, что позволило бы характеризовать уровень достигнутого ребенком развития при массовых медицинских обследованиях.

С этой целью был разработан метод оценки физического развития по комплексной схеме, позволяющий определить уровень биологического развития (биологический возраст) и морфофункциональное состояние организма.

Оценку физического развития осуществляют в 2 этапа.

I этап. Определяют возраст обследуемого в годах, месяцах и днях на день обследования. Затем устанавливают уровень биологического разви­тия по показателям длины тела (стоя), прибавки длины тела за последний гол. количеству постоянных зубов, изменению пропорций тела, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой мен­струации у девочек. В таблицах приложения 3.2.4. представлены средние показатели биологического развития детей 4-15 лет .

Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание от него. При этом следует учитывать изменение информативности показателей в зависимос­ти от возраста обследуемого. В дошкольном возрасте ведущими показате­лями будут длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, изменение пропорций телосложения (филиппинский тест, отношение окружности головы к длине тела); в среднем школьном возрасте - длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, степень развития вторичных половых признаков; в старшем школьном возрасте - прибавка длины тела, степень выраженности вторичных половых признаков.

II этап. Определяют морфофункциональное состояние организма по показателям массы тела, окружности грудной клетки (в паузе), мышечной силе правой и левой рук, жизненной емкости легких. В качестве дополни­тельного критерия для дифференциации превышения массы тела и окруж­ности грудной клетки возрастно-половых норм за счет жироотложения или развития мускулатуры, используется измерение толщины кожно-жировых складок. Для определения морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии - для оценки массы тела и окруж­ности грудной клетки (приложение.) и центильные шкалы - для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук (приложение ) и таблицы толщи­ны кожно-жировых складок (приложение )

Вначале учитывается соответствие массы тела и окружности груди длине тела. Для этого по шкале регрессии находят показатель длины тела обследуемого и соответствующие ему показатели массы тела и окруж­ности грудной клетки. Затем вычисляют разность между фактическими и должными показателями массы тела и окружности грудной клетки. Сте­пень повышения или снижения фактического показателя выражают в ве­личине сигмального отклонения, для чего полученную разницу делят на соответствующую сигму регрессии.

Функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила рук) оценивают­ся сопоставлением их с центильной шкалой для данной возрастно-половой группы (Приложение.). Средними считаются показатели,

находящиеся в диапазоне от Р25 до Р75, ниже средних - показатели, чье значение ниже Р23, выше среднего - выше Р75.

Морфофункциональное состояние может определяться как гармо­ничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное.

106.Понятие об акселерации, децелерации, стагнации. Социально - гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития.

Акселерация – ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предыдущим поколением.

Причины:

1. Физико- химические

· Гелеогенная (влияние солнечного света)

· Радиоволновая (магнитная)

· Влияние космической радиации

· Увеличение содержания углекислого газа

2. Влияние отдельных факторов и событий жизни.

· Алиментарного потребление большого количества белков, жиров животного происхождения

· Внутритипная

· Высокая информация

3. Венетическая теория

· Циклических, биологических изменений

· Гетерозиса

4. Теория комплекса факторов условий жизни

· Урбаническая - факторы урбанизации воздействуют на ЦНС; активируют её соматотропную функцию

· Комплекс социально - биологических факторов

Децелерация - прекращение акселерации роста и развития подрастающего поколения - замедление генетического развития и физиологического созревания детей и подростков

Стагнация - отставание в развитии (делаю неподвижным)

Социально - гигиеническое значение изменения темпов.

Социально-гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития:

Подчиняясь закономерностям, физическое развитие зависит от ряда факторов социально-экономического, медико-биологического и экологического характера. Это позволяет рассматривать физическое развитие как объективный показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Состояние здоровья детей хуже при ускоренном и замедленном темпах развития и лучше при среднем. При ускоренном темпе развития наблюдается сниженная физическая работоспособность, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин. Во многом это обусловлено понижением глюкокортикоидной функции надпочечников, обеспечивающих адаптацию организма к факторам окружающей среды.

Установлено, что нарушение сроков возрастного развития и дисгармоничность морфологического статуса, как правило, сочетаются с отклонениями в состоянии здоровья. Чем более значительны эти нарушения, тем более серьезные заболевания диагностируются у детей.

1. Детям необходимо в школу с 7 лет!

2. Изменение детской заболеваемости

3. Пересмотр норм питания, мебели

4. Усиление половой активности

Наши рекомендации