Тема и ее актуальность. Организация медицинской помощи женскому населению. Анализ деятельности женской консультации и родильного дома.

Система охраны здоровья женщин является одним из приоритетных направлений в системе здравоохранения, составляет главнейшую функцию государства.

Охрана здоровья женщин - система мер государственного, общественного характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья женщин, создание оптимальных условий для выполнения женщиной ее важнейшей социальной функции – рождения и воспитания ребенка.

В сложившихся социально-демографических условиях репродуктивное здоровье женщин является критерием эффективности социальной и экономической политики государства.

2. Учебная цель: овладение навыками анализа деятельности медицинских организаций системы охраны здоровья женщин.

Для формирования профессиональной компетенции студент должен

знать:

- основные этапы организации медицинской помощи женщинам;

- нормативные документы регламентирующие деятельность медицинских организаций

системы охраны здоровья женщин;

- задачи, структуру, показатели деятельности женской консультации, роддома;

- значение службы планирования семьи

- задачи и функции перинатального центра;

Для формирования профессиональной компетенции студент должен уметь:

- пользоваться нормативными документами регламентирующие деятельность медицинских

организаций системы охраны здоровья женщин;

- анализировать показатели деятельности врача и медицинских организаций системы охраны

здоровья женщин;

- применять полученные знания для обучения на профильных кафедрах и в период производ

ственной практики;

Для формирования профессиональной компетенции студент должен владеть:

- методами анализа и оценки показателей деятельности медицинских организаций по отчет

ным формам, навыками работы с нормативными и законодательными актами в области

охраны здоровья населения РФ,методикой поиска научно-медицинской информации (ПК-

17).

3. Материалы для самоподготовки

1. Назовите основные этапы организации лечебно-профилактической помощи женщинам и

детям.

2. Перечислите основные лечебно-профилактические учреждения, оказывающие акушер

ско-гинекологическую помощь.

3. Каковы задачи женской консультации, ее структура?

4. Перечислите основную документацию женской консультации?

5. Каким образом проводится диспансерное наблюдение за беременными в женской

консультации?

6. Перечислите показатели деятельности женской консультации.

7. Какова методика расчета показателей деятельности женской консультации?

8. В чем значение «Родового сертификата» для охраны здоровья матери и ребенка?

9. Перечислите основные задачи, функции родильного дома, какова его структура?

10. Перечислить показатели деятельности родильного дома.

11. Методы расчета показателей деятельности родильного дома.

12. В чем значение службы планирования семьи, каковы ее задачи?

13. Каковы структура, задачи и функции перинатального центра?

14. В чем заключаются особенности оказания акушерско-гинекологической помощи

женщинам на селе?

4. Вид занятия:практическое занятие.

5.Продолжительность занятия: 4 академических часа

6.Оснащение:

6.1. Ситуационные задачи, методические пособия, тестовые задания, годовые отчеты женской консультации и роддома.

6.2. ТСО (калькуляторы, компьютеры)

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

7.2. Совместно с преподавателем в группе разбираются узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия.

7.3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя по расчету и анализу показателей деятельности женской консультации и роддома (задание прилагается).

7.4. Контроль конечного уровня усвоения темы.

Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.

Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются)

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами (комната №112), модуль практических навыков, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с нормативными документами, с основной и дополнительной литературой, анализ показателей деятельности женской консультации и роддома по отчетной форме № 32.

Литература

Основная

1.Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс] : учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. - 3-е изд., испр. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Гэотар Медиа, 2015. - 544 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970432914.html

2.Медик, В. А. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс] : учебник, рек. МО и науки РФ, ГОУ ВПО "Первый Московский гос. мед. ун-т им. И. М. Сеченова" для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования по группе специальностей "Здравоохранение и медицинские науки" по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение" / В. А. Медик, В. И. Лисицин. - 4-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Гэотар Медиа, 2016. - on-line. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970437018.html

Дополнительная

1.Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Электронный ресурс]: учебное пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 256 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419151.html

2.Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Электрон. текстовые дан. под ред. В. З. Кучеренко М. : Медицина, 2010. – Режим доступа http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034640.html

3.Приказ Минздрава России от 01.11.2012 N 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).

4. Организация медицинской помощи женщинам и детям [Текст] : учебное пособие для студентов / сост. Н. Х. Шарафутдинова [и др.]. - Уфа : БГМУ, 2014. - 113 с.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний

Выберите один правильный ответ

1. АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД – ЭТО ПЕРИОД:

1) с 20 недель беременности и до родов

2) с 32 недель беременности и до родов

3) с 22 недель беременности и до родов

4) с 34 недель беременности и до родов

5) с 18 недель беременности и до родов

2. МЕРТВОРОЖДАЕМОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ:

1) число мертворожденных х 1000

число родившихся живыми

2) число родившихся живыми и мертвыми х 1000

число родов в год

3) число умерших во время родов х 1000

число родившихся живыми

4) число мертворожденных х 1000

число родившихся живыми и мертвыми

5) число детей, умерших в неонатальном периоде х 1000

число родившихся живыми

3. МЕРТВОРОЖДЕННЫЕ – ЭТО РОДИВШИЕСЯ МЕРТВЫМИ:

1) с 30 недель беременности

2) с 32 недель беременности

3) с 28 недель беременности, массой тела менее 1000 гр.

4) с 22 недель беременности, массой тела более 500 гр., длинной тела 25 см и более

5) с 38 недель беременности

4. РАННЯЯ НЕОНАТАЛЬНАЯ СМЕРТНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ:

1) число мертворожденных х 100

число родившихся живыми

2) число умерших детей в первые 6 суток жизни х 1000

число родившихся живыми в данном году

3) число умерших детей на первом году жизни х 1000

число родившихся живыми в данном календарном году

4) число родившихся х 1000

общее число родившихся живыми и мертвыми

5) число умерших детей в первые 6 суток жизни х 1000

число родившихся живыми и мертвыми в данном календарном году

5. ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД – ЭТО:

1) антенатальный + неонатальный периоды

2) неонатальный + постнеонатальный периоды

3) антенатальный + интранатальный периоды

4) интранатальный + неонатальный периоды

5) антенатальный + интранатальный + ранний неонатальный периоды

6. ПЕРИНАТАЛЬНАЯ СМЕРТНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ:

1) число родившихся живыми и мертвыми в данном календарном году х 1000

число умерших в перинатальном периоде

2) число умерших в перинатальном периоде х 1000

число родившихся живыми

3) число родившихся живыми и мертвыми х 1000

число умерших в перинатальном периоде

4) число мертворожденных х 1000

число умерших в перинатальном периоде

5) число мертворожденных + число умерших в первые 6 суток х 1000

общее число родившихся живыми и мертвыми в данном календарном году

7. КОЭФФИЦИЕНТ ПЛОДОВИТОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ:

1) число родившихся в данном календарном году х 100

число женщин фертильного возраста (14-49 лет)

2) число родившихся в данном календарном году х 1000

среднегодовая численность населения

3) число родившихся в данном календарном году х 1000

среднегодовая численность женщин детородного возраста

4) число женщин фертильного возраста (15-49 лет) х 1000

число родившихся в данном календарном году

5) число женщин всех возрастов х 1000

число женщин детородного возраста (15-49 лет)

8. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ:

1) число родившихся в данном календарном году х 100

число умерших в данном календарном году

2) число умерших в данном календарном году х 1000

число родившихся в данном календарном году

3) число родившихся - число умерших в данном календарном году х 1000

число родившихся + число умерших в данном календарном году

4) число родившихся - число умерших в данном календарном году х 100

среднегодовая численность населения

5) число родившихся - число умерших в данном календарном году х 1000

среднегодовая численность населения

9. НАИБОЛЬШИЙ РОСТ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ БЕРЕМЕННЫХ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРОИЗОШЕЛ ПО СЛЕДУЮЩЕЙ ГРУППЕ БОЛЕЗНЕЙ:

1) преэклампсия, эклампсия

2) анемии беременных

3) сердечно-сосудистая патология

4) болезни почек

10. ДОЛЯ ПОВТОРНЫХ РОДОВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В НАШЕЙ СТРАНЕ:

1) увеличилась

2) уменьшилась

3) не изменилась

11. ДИНАМИКА ИСКУССТВЕННЫХ АБОРТОВ В РОССИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ:

1) снижение показателя

2) рост показателя

3) показатель не меняется уже несколько лет

12. ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ В РОССИИ ПРОИЗВОДИТСЯ:

1) по желанию женщины до 12 недель

2) по социальным показаниям до 22 недели

3) по медицинским показаниям в любой срок

4) верно 1,2

5) верно 3

6) верно все перечисленное

13. СТЕРИЛИЗАЦИЯ В РОССИИ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОИЗВЕДЕНА:

1) по письменному заявлению гражданки не моложе 35 лет
и имеющей не менее двоих детей

2) по желанию гражданки в возрасте не моложе 30 лет
и имеющей двоих детей

3) по желанию женщины старше 40 лет

14.МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (МГК)
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – ЭТО:

1) раздел медицинской генетики, изучающий актуальные общие
и частные проблемы генетического консультирования семей

с врожденными и/или наследственными заболеваниями (ВНЗ)

2) система оказания специализированной медико-генетической
помощи населению региона, включающая 3 основных компонента -
собственно медико-генетическое консультирование, перинатальную диагностику ВНЗ у плода) и неонатальный скрининг

3) коммуникативный процесс (передача генетической информации
в объеме и на уровне, доступном пониманию семей, с целью
выработки адекватного решения в отношении
дальнейшего деторождения)

15.КАКИЕ ПРИВИВКИ МОЖНО ПРОВОДИТЬ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ?

1) против гепатита В

2) против кори

3) против краснухи

4) АКДС

5) не проводятся

Задание для самостоятельной аудиторной работы студентов

I. По отчету ф-№32 «Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам» вычислить основные показатели медицинской помощи беременным и новорожденным:

1. Долю беременных, поступивших под наблюдение женской консультации со сроком

беременности до 12 недель.

2. Удельный вес беременных, осмотренных терапевтом.

3. Долю беременных, которым проведено скрининговое ультразвуковое исследование

плода (по триместрам).

4. Структуру заболеваний беременных по нозологиям.

5. Исходы беременности – долю женщин, закончивших беременность срочными и

преждевременными родами, абортами.

6. Структуру заболеваний, осложнивших роды; изобразить графически.

7. Показатель мертворождаемости.

8. Показатели ранней неонатальной и перинатальной смертности.

II. Провести анализ и сделать выводы.

Тестовые задания для контроля конечного уровня знаний

Выберите один правильный ответ

1. АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ ЖЕНЩИНАМ ОКАЗЫВАЮТ:

1) родильные дома

2) диспансеры

3) женские консультации

4) перинатальные центры

5) гинекологические отделения стационаров

6) верно 1,3,4,5

7) верно 1,3,5

8) верно все перечисленное

2. ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН ЯВЛЯЮТСЯ:

1) профилактика абортов

2) снижение материнской смертности

3) снижение инфекционной заболеваемости

4) снижение младенческой смертности

5) снижение сердечно-сосудистых заболеваний

6) верно 1,2

7) верно 2,4

8) верно 1,2,3,5

3. СВОЕВРЕМЕННЫМ ПОСТУПЛЕНИЕМ БЕРЕМЕННЫХ ПОД НАБЛЮДЕНИЕ СЧИТАЕТСЯ ВЗЯТИЕ ИХ НА УЧЁТ ДО:

1) 12 недель

2) 13 недель

3) 15 недель

4) 22 недель

5) 30 недель

4. ПОКАЗАТЕЛЬ МАТЕРИНСКОЙ СМЕРТНОСТИ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1) поликлиники

2) родильного дома;

3) женской консультации

4) стационара

5) диагностического центра

6) верно 1,4,5

7) верно 2,3

8) верно все перечисленное

5. МАТЕРИНСКАЯ СМЕРТНОСТЬ - ЭТО:

1) смертность среди женщин фертильного возраста

2) смертность среди женщин, родивших в данном календарном году

3) смертность среди женщин от причин, связанных с беременностью независимо от её сроков и с момента прерывания беременности в течение 42 дней после родов

4) смертность среди женщин детородного возраста от причин, связанных с беременностью и в течение 42 дней после родов

5) все случаи смерти женщин фертильного возраста, связанные с родами и в течение 42 дней после родов

6. ВЕДУЩЕЙ ПРИЧИНОЙ В СТРУКТУРЕ МАТЕРИНСКОЙ СМЕРТНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) акушерские кровотечения

2) экстрагенитальная патология

3) сепсис

4) гестозы

5) внебольничные аборты

7. ПОКАЗАТЕЛИ МАТЕРИНСКОЙ СМЕРТНОСТИ ВЫШЕ СРЕДИ:

1) первородящих

2) повторнородящих

3) многорожавших

8. ПЕРВОЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЗАНИМАЮТ БОЛЕЗНИ:

1) врожденные аномалии развития половых органов

2) воспалительные процессы

3) осложнения беременности

4) онкологические заболевания

5) нарушения менструальной функции

9. ЖЕНЩИНАМ В СЛУЧАЕ НОРМАЛЬНО ПРОТЕКАЮЩЕЙ ОДНОПЛОДНОЙ БЕРЕМЕННОСТИ, РОДОВ, ПОСЛЕРОДОВОГО ПЕРИОДА ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ВЫДАЕТСЯ НА СРОК:

1) 86 дней

2) 140 дней

3) 156 дней

4) 180 дней

5) 194 дня

10. ЖЕНЩИНАМ ПРИ МНОГОПЛОДНОЙ БЕРЕМЕННОСТИ ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ВЫДАЕТСЯ:

1) с 28 недель беременности

2) с 30 недель беременности

3) с 32 недель беременности

4) с 36 недель беременности

5) с 22 недель беременности

11. ОБЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДОРОДОВОГО И ПОСЛЕРОДОВОГО ОТПУСКОВ ЖЕНЩИНАМ ПРИ ОСЛОЖНЕННЫХ ОДНОПЛОДНЫХ РОДАХ СОСТАВЛЯЕТ:

1) 140 календарных дней

2) 86 календарных дней

3) 156 календарных дней

4) 180 календарных дней

5) 194 календарных дня

12. В ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ ЗАПОЛНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

1) история развития новорожденного

2) обменная карта беременной

3) история родов

4) индивидуальная карта беременной

5) медицинская карта амбулаторного больного

6) верно 2,4

7) верно 1,3

8) верно все перечисленное

13. ПРИ ПРЕРЫВАНИИ БЕРЕМЕННОСТИ ПРИ СРОКЕ ДО 21 ПОЛНОЙ НЕДЕЛИ ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ВЫДАЕТСЯ НА СРОК:

1) 140 дней

2) не менее 3 дней

3) 156 дней

14. ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ЭКО И ПЭ ВЫДАЕТСЯ НА СРОК:

1) 30 дней

2) 15 дней

3) на весь период лечения

15. УКАЖИТЕ ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РЕГИОНЕ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ МАТЕРИНСКОЙ И ДЕТСКОЙ СМЕРТНОСТИ

1) профилактика абортов

2) увеличение интервала между родами (2-3 года)

3) формирование здорового образа жизни

4) диспансеризация женского населения и профилактика гинекологических заболеваний

Информационный блок

Лечебно-профилактическая помощь женщинам и детям оказывается поэтапно:

I этап – медицинская помощь вне беременности включает такие аспекты, как подготовка женщины к материнству, проведение профилактики и лечения хронических экстрагенитальных заболеваний, профилактика и уменьшение числа абортов, уделяется большое внимание половому воспитанию девочек и формированию адекватного репродуктивного поведения. В целях охраны репродуктивного здоровья, выявления и лечения гинекологических заболеваний в Республике Башкортостан осуществляется профилактическое акушерско-гинекологическое обследование женщин и детей женского пола.

Профилактическому акушерско-гинекологическому обследованию подлежат девочки и девушки-подростки в возрасте 3, 7, 12, 14, 15, 16 и 17 лет включительно в целях предупреждения и ранней диагностики гинекологических заболеваний и патологии молочных желез. Новорожденные девочки подлежат профилактическому акушерско-гинекологическому обследованию при выписке из акушерского стационара с обязательным информированием матери (иного заинтересованного представителя) ребенка о результатах обследования.

При проведении профилактического акушерско-гинекологического обследования медицинские работники обеспечивают соблюдение врачебной тайны.

Профилактическое акушерско-гинекологическое обследование женщин и детей женского пола осуществляется в женских консультациях, детских поликлиниках, специализированных отделениях больниц, родильных домах, перинатальных центрах и в других лечебно-профилактических учреждениях.

II этап – комплекс мероприятий по антенатальной охране плода включает оказание женщине качественной лечебно-профилактической помощи в течение всей беременности в условиях женской консультации и в детской поликлинике (дородовые патронажи участковыми педиатрами), что гарантирует оптимальные условия для внутриутробного развития ребенка.

III этап – интранатальная охрана плода путем высококвалифицированного ведения родов и послеродовый уход за родильницей и новорожденным в родильном доме.

IV этап – охрана здоровья новорожденных включает в себя профилактику заболеваний в родильном доме в раннем неонатальном периоде и в условиях детской поликлиники в позднем неонатальном периоде. Должна соблюдаться преемственность между женской консультацией, родильным домом и детской поликлиникой.

V этап – охрана здоровья детей в период дошкольного возраста путем динамического наблюдения в условиях детской поликлиники и организованных детских коллективах, контроль за физическим развитием, рациональным питанием, иммунологическим статусом ребенка.

VI этап – охрана здоровья детей школьного возраста. В этот период осуществляют контроль за физическим развитием, оценивают функции основных систем растущего организма, выявляют и корригируют отклонения в состоянии здоровья детей. После окончания школы детей передают под наблюдение территориальной поликлиники.

Последовательное осуществление мероприятий на этих этапах определяет организационное единство системы охраны материнства и детства, которая включает II основных раздела – акушерско-гинекологическую помощь женщинам и лечебно-профилактическую помощь детям.

Наши рекомендации