Роль вирусов и бактерий в канцерогенезе

Ряд инфекционных агентов являются канцерогенными для человека. ДНК-вирусы: папилломавирус человека (HPV), вирус Эпштейн-Барр (EBV), вирус гепатита В (HBV), РНК-вирус: Т-клеточный лимфотропный вирус человека (HTLV-1), бактерия: Helicobacter pylori.

Папилломавирус человека тропен к многослойному плоскому эпителию и вызывает доброкачественные опухоли из него: бородавки на коже, папилломы гортани, кондиломы шейки матки, пениса и перианальной области. Иногда эти образования малигнизируются. HPV 16 и 18 типов обнаруживается более, чем в 90% случаев плоскоклеточного рака шейки матки.

Вирус Эпштейн-Барр относится к герпесвирусам и ассоциирован с развитием у человека лимфомы Беркитта, назофарингеального рака и В-лимфом у лиц с иммунодефицитными состояниями.

Вирус гепатита В ассоциирован с развитием гепатоцеллюлярного рака на фоне хронического вирусного гепатита и цирроза. Механизм канцерогенного действия HBV неизвестен.

Т-клеточный лимфотропный вирус человека (HTLV-1) является единственным доказанным онкогенным для человека ретровирусом. Он индуцирует развитие Т-лимфом/лейкозов.

Helicobacter pylori вызывает хронический гастрит, язвенную болезнь, лимфому и рак желудка. Роль Н. pylori в развитии лимфомы желудка (MALTомы) заключается в хронической стимуляции В-лимфоцитов, которая со временем приводит к возникновению моноклональной популяции В-клеток, а следовательно – к лимфоме. На сегодняшний день доказана роль Н. pylori в развитии рака желудка, однако в данном случае этот эффект опосредован через развитие атрофического гастрита с метаплазией и дисплазией (рис. 6).

Многостадийный канцерогенез и предопухолевые процессы

Для многих опухолей установлена последовательность морфологических изменений в органе, ведущая к развитию злокачественной опухоли. Процесс возникновения злокачественной эпителиальной опухоли занимает десятки лет и часто проходит стадию интраэпителиальной неоплазии (ИЭН). ИЭН, или предрак – это неинвазивная трансформация эпителия, сопровождающаяся бесконтрольным ростом, генетическими, молекулярными нарушениями и морфологическими изменениями клеток, характерными для инвазивного рака. Вероятность развития рака на фоне ИЭН очень высока. Считается, что ИЭН – обратимый процесс. ИЭН возникает в большинстве эпителиальных тканей как дисплазия от умеренной до выраженной степеней (таб. 3). Дисплазия характеризуется полиморфизмом, гиперхромией клеток и нарушением их нормальной ориентации. Накопление генетических нарушений и бесконтрольный рост идут параллельно с морфологическими изменениями от слабой дисплазии до тяжелой ИЭН. Последовательность генетических нарушений, сопровождающих морфологические изменения, хорошо изучена на примере колоректального рака (рис. 7). Крайним проявление ИЭН, граничащим с инвазивным раком, является неинвазивный рак (внутриэпителиальный рак, рак на месте, cancer in situ (CIS)). Пока нет инвазии базальной мембраны – нет и вероятности развития метастазов. С клинической точки зрения обнаружение ИЭН и CIS позволяет проводить высокоэффективное лечение с минимальной вероятностью прогрессии и рецидивирования заболевания.

Дисплазия может возникнуть в нормальном эпителии, но вероятность ее возникновения гораздо выше в участках гиперплазии и метаплазии.

Заболевания, при которых вероятность развития злокачественной опухоли наиболее высока, называют облигатными предраками: полипоз толстой кишки, пигментная ксеродерма и др. Остальные предраковые процессы относят к факультативным предракам, поскольку возможно обратное развитие дисплазии и ИЭН.

Опухолевая прогрессия

Прогрессия опухоли – явление усиления злокачественных свойств опухоли с появлением новых, например, устойчивости к химиотерапии и способности к метастазированию. В основе этого феномена лежит гетерогенность опухоли и способность опухолевых клеток в процессе развития терять дифференцировку и приобретать новые свойства. Под гетерогенностью опухоли понимают разнородность клеток опухоли по инвазивному и метастатическому потенциалу, способности уклоняться от иммунного надзора, устойчивости и терапевтическим агентам и другим характеристикам. Считается, что возникновение гетерогенности в моноклональной опухоли является результатом генетической нестабильности опухолевых клеток.