За шесть газовых атак в течение лета 1916 года
Пострадали | Умерло | % смертности | |
Офицеров | |||
Нижних чинов | |||
Всего | 18,8 |
Позднее с целью снижения потерь от ОВ были изданы «Инструкция медицинскому персоналу о противогазах и подании помощи отравленным» и «Памятка для унтер-офицеров и солдат. Как пользоваться противогазами».
Всего за войну Германия произвела 58 100 т хлора, 18 100 т фосгена и 7 600 т иприта. Франция ответила - 12 500 т хлора, 5700 т фосгена и 2000 т иприта, а Великобритания - 20 800 т хлора, 1400 т фосгена и 500 т иприта.
Россия стала на путь применения химического оружия с 1916 года, изготовляя 76-мм и 152-мм химические снаряды двух типов: удушающие (использовались хлорпикрин с хлористым сульфурилом, хлорацетон, хлористый метилмеркаптан и хлористая сера) и ядовитые (медленно отравляющие - фосген с хлорным оловом, скоро отравляющие - венсинит, состоящий из синильной кислоты, хлороформа, хлорного мышьяка и олова). Действие их вызывало поражение организма и в тяжелых случаях смерть. Была принята норма для непрерывного обстрела - один 76-мм химический снаряд на 40 м2 площади и один 152-мм снаряд на 80 м2, затем для поддержания нужной концентрации количество выпускаемых снарядов уменьшалось вдвое.
Одной из первых попыток применения химического оружия русской армией стала также газобаллонная атака, проведенная 9-й химической командой в начале Брусиловского наступления - утром 22 мая 1916 г. на фронте 9-й русской армии в районе Чарны Поток на участке 41-го и 42-го пехотных полков.
Однако подувший с юга ветер направил часть газов на русские окопы. Хотя солдаты обоих русских полков были в противогазах, 54 солдата оказались отравлены, из них 3 впоследствии умерли, большинство же вскоре возвратились в строй. У австрийцев первоначально возникла паника, но потери от газов оказались невелики - отравлено было только 14 человек, умерли 2.
Применение ОВ русской артиллерией так и осталось экзотической редкостью; практически не использовался горчичный газ (иприт) и так и не было осуществлено массовое изготовление артиллерийских снарядов со стойкими ОВ. Слабо были развиты и средства защиты от современных ОВ. Всего в русской армии от отравления газами умерло около 11 тыс. человек [33].
В течение Первой мировой войны химические вещества применялись в огромных количествах. Всего было произведено до 180 тыс. тонн химических боеприпасов различных типов, из которых на поле боя было применено 125 тыс. тонн, в том числе 47 тыс. тонн - Германией. Боевую проверку прошло свыше 40 типов ОВ. Общие потери от химического оружия оцениваются в 1,3 млн. человек. Из них до 100 тыс. со смертельным исходом, а более 500 тысяч стали инвалидами [34].
В британской армии пострадали от ОВ 188 706 человек, из них умерли 8 109.
Во Франции из 190 000 отравленных умерли 9000.
В России из 475 340 отравленных умерли 11 000.
В США - 72 807, умерли 1462.
В Италии жертв ОВ насчитывалось около 60 000, из них умерли 4627.
В Германии из 200 000 отравленных умерли 9000.
Австро-Венгрия потеряла от ОВ 100 000 человек, из которых умерли - 3000.
Наиболее «удачными» по тактическим свойствам оказались всего несколько веществ [35].
Хлор- ОВ удушающего действия. В 2,5 раза тяжелее воздуха, способен «затекать» в окопы, блиндажи, убежища, что удобно для боевого применения против хорошо приготовившегося к позиционной войне противника. Один килограмм жидкого хлора образует 300 литров газа. Германский газовый баллон емкостью 10 литров давал до 900 кубометров газообразного хлора при боевой концентрации 0,5% (по объему). Человек, попав в такое облако, погибал в течение нескольких минут. С использованием хлора германским военным химикам впервые удалось осуществить два основных условия, необходимых для успеха химического нападения, - принцип массового применения ОВ и принцип максимальной концентрации газового облака.
Фосген - ОВ удушающего действия. Впервые был применен французами 21 февраля 1916 г. в боях под Верденом с помощью 75-миллиметровых снарядов. В газообразном состоянии в 3,5 раза тяжелее воздуха. Вследствие низкой температуры кипения фосген быстро испаряется и после разрыва снаряда за несколько секунд создает облако со смертельной концентрацией газа, задерживающееся у поверхности земли. По ядовитому действию превосходит синильную кислоту. При больших концентрациях газа смерть фосгеноотравленных (был тогда такой термин) наступает через несколько часов. С применением французами фосгена химическая война претерпела качественное изменение: теперь она велась не для временного выведения из строя солдат противника, а для их уничтожения непосредственно на поле боя. Фосген в смеси с хлором применялся и для газобаллонных нападений.
Дифосген. Впечатленные действием французских фосгеновых снарядов, немцы пошли дальше. Они стали снаряжать свои химические снаряды дифосгеном. Его отравляющее действие аналогично тому, что оказывает фосген. Однако температура кипения у дифосгена выше (1280С), чем у фосгена (8,20С); его пары в 7 раз тяжелее воздуха, поэтому для газобаллонных пусков он не подходил. Но после доставки к цели химическими снарядами он дольше фосгена сохранял свое поражающее действие на местности. Уже через три месяца (19 мая 1916 г.) в боях у Шитанкура немцы более чем успешно ответили на фосгеновые снаряды французов, снарядами с дифосгеном в смеси с хлорпикрином.
Хлорпикрин - ОВ удушающего и слезоточивого действия. При массовом применении способен заражать местность до 6 часов. Обычно использовался в смесях с другими ОВ. Плохо задерживался влажными масками. До появления противогазов на активированном угле (конец 1916 г.) применялся для того, что бы заставить солдат противника сбрасывать с себя респираторы, защищающие от поражения смертельными ОВ.
Арсины(дифенилхлорарсин, дифенилцианарсин, адамсит) - неорганические мышьяковистые соединения. Обладают отвратительным запахом, немедленно вызывающим рвоту. Заняли место хлорпикрина после появления у воюющих сторон противогазов на активированном угле. Это твердые вещества. При взрыве они переходят в состояние пара, а затем быстро кристаллизуются с образованием твердых частиц. Твердые частицы такого размера (дымы) не задерживались противогазной шихтой и теми противодымными фильтрами, которые в конце войны устанавливались в противогазные коробки. Впервые снаряды с дифенилхлоарсином, обладавшие к тому же значительным осколочным действием, были с успехом использованы германцами против англичан вблизи Ньюпорта в ночь с 10 на 11 июля 1917 г.
Иприт - ОВ кожно-нарывного действия, наиболее эффективное из всех применявшихся во время Первой мировой войны. За счет кожно-резорбтивного эффекта способен действовать в «обход противогаза». Его капельки вызывают мучительные кожные поражения, его пары воздействуют на глаза, легкие и обладают общетоксическим действием, превышающим действие фосгена. Иприт надолго заражает местность, сковывая действия войск. Впервые он был применен германцами с помощью 77- и 105-миллиметровых снарядов во время «третьего Ипра» (13 июля 1917 г.). Отсюда у него такое название.
В боевых действиях под Ипром в составе 6-й баварской резервной дивизии принял участие не подлежащий призыву в армию по болезни художник-любитель из Вены Адольф Гитлер. Чтобы попасть на фронт, он написал письмо королю Баварии и, по его разрешению, был зачислен в состав дивизии. 14 октября 1918 года во время атаки французов с применением иприта он на время потерял зрение.
В книге «Моя борьба» он так описывает эту ситуацию: «Около полуночи часть товарищей выбыла из строя, некоторые из них навсегда. Под утро я тоже стал чувствовать сильную боль, увеличивающуюся с каждой минутой. Около семи часов, спотыкаясь и падая, я кое-как брел на пункт. Глаза мои горели от боли». Через несколько часов «глаза мои превратились в горящие угли. Затем я перестал видеть». Гитлер лечился в баварском полевом лазарете в Уденарде, затем в прусском тыловом лазарете в Пазевальке. Но он поправился ...
А что же доктор Габер? История его жизни полна противоречий. Еще во время пребывания в университете Карлсруэ с 1894 по 1911 годы он и Карл Бош разработали процесс, при котором аммиак образуется из водорода и атмосферного азота (в условиях высоких температур и высокого давления, а также в присутствии катализатора).
Процесс Габера - Боша стал важной вехой в промышленной химии, поскольку он сделал производство азотных удобрений независимым от природных месторождений. Внезапная доступность дешевых азотных удобрений, как полагают, предотвратила мальтузианскую опасность в индустриальных обществах Европы и Америки в XX веке.
Учитывая важность открытия, в 1919 году Фрицу Габеру вручили Нобелевскую премию по химии «за синтез аммиака из составляющих его элементов». «Открытия Габера,- сказал в своей речи при презентации А.Г. Экстранд, член Шведской королевской академии наук, - представляются чрезвычайно важными для сельского хозяйства и процветания человечества».
Вручение награды вызвало резкую критику со стороны ученых стран Антанты, которые рассматривали Габера как военного преступника, участвовавшего в создании химического оружия. Габер защищал химическое оружие от обвинений в том, что его применение негуманно, говоря, что смерть есть смерть, независимо от того, что является её причиной.
В своих работах над эффектами, производимыми отравляющими газами, Габер отметил, что длительное воздействие низких концентраций на человека всегда имеет тот же эффект (смерть), что и воздействие высоких концентраций, но в течение короткого времени. Он сформулировал простое математическое соотношение между концентрацией газа и необходимым временем воздействия. Это соотношение известно как «правило Габера».
В 1920-х годах немецкие учёные, работавшие в его институте, создали отравляющее вещество Циклон Б на основе синильной кислоты, нанесенной на пористый инертный носитель. Впоследствии немецкие нацисты применили Циклон Б для отравления узников в газовых камерах Аушвица, Биркенау и других лагерей смерти.
Учитывая особую опасность, которую представляют для человечества ОВ, в июне 1925 года представители 34 государств мира подписали Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств. Подписание данного документа явилось следствием борьбы государств и народов за гуманизацию средств и методов ведения войны. Советский Союз присоединился к Женевскому протоколу в 1927 году. Позднее к нему присоединились еще 11 стран.
Следует отметить, что некоторые государства, подписавшие этот протокол, позднее грубо нарушали его требования. Логика военных инноваций диктовала стратегию дальнейшего развития химической промышленности. Но химическая война перевела проблему развития национальной химической науки в иную плоскость. На первый план выходила способность государства генерировать реальную военную мощь из потенциальных интеллектуальных ресурсов.
Поэтому когда в 1922 году немцы первыми подписали соглашения в Раполло о признании Советской России и получили возможность в обход Версальского договора развивать химическую промышленность на территории России, Фриц Габер, к тому времени покинувший фашистскую Германию, в 1932 году избирается почетным членом АН СССР.
Но и сегодня в мире еще имеются десятки тонн накопленного в предшествующий период химического оружия. В соответствии со специальной программой в нашей стране оно должно быть уничтожено до 2015 года [31].
ГЛАВА 4.