Мета-навык Ф-2. Управление персональными границами.
Навыки второго уровня на всех базовых линиях развития связаны с необходимостью преодоления второго кризиса развития – кризиса социализации и соответственно актуализацией второй линии развития – линии развития навыков коммуникации и взаимодействия. На линии физического развития это проявляется в способности человека контролировать свои границы, защищать свое «внутреннее» пространство от насильственного проникновения с одной стороны, и открывать личное пространство для формирования близости с другими другой. Ребенок рождается без сформированного понимания собственных границ, он находится в единстве с матерью, и на первом этапе полностью зависит от окружающих, находится в слиянии с матерью. В таком же единстве он находится со всем окружающим миром, в его сознании не существует отличия себя и окружающего мира. Первая задача ребенка осознание (созидание) окружающего мира, отдельного от него самого - выделение себя (субъекта) из этого мира и опознавание других субъектов как самостоятельных личностей. При этом важнейшим шагом этого разделения является формирование и осознание личных границ, и умение их контролировать и если нужно и защищать (мужская составляющая мета - навыка). А с другой стороны у ребенка должны резвится навыки понимания персональных границ других людей, уважение к этим границам способность не проникать в личное пространство окружающих без наличия их согласия, а также способности открыться навстречу другому человеку, дать возможность войти другому в свое личное пространство в ситуациях, которые требуют тесного взаимодействия и близости (женская составляющая мета-навыка). Можно выделить два типа отклонений от гармоничного сочетания мужской и женской составляющих навыка. В первом случае человек не чувствует и не осознает собственных границ, не способен защищать свою целостность, отстаивать собственные интересы, позволяет другим манипулировать собой, в пределе допускает насилие над собой, становится зависим от других. Человек перестает принадлежать сам себе и утрачивает внутреннюю свободу. Во-втором случае человек не осознающий и не уважающий границ других людей, подчиняющий их своей воле и желаниям утрачивает способность конструктивного взаимодействия и взаимоуважения. Человек склонный к игнорированию границ других людей становится излишне агрессивным не способным к формированию теплых близких отношений. Человек находящий в состоянии гипертрофированной защиты, воспринимающий окружающий мир как агрессивную среду утрачивает способность снимать защиту и открываться. Но это такая же естественная потребность, как и ощущение собственных границ, для создания по-настоящему близких доверительных отношений, данная способность совершенно необходима в интимных отношениях, для создания устойчивых доверительных семейных отношений. Необходимо научится тонко балансировать способность к контролю границ - не допущению нежелательного проникновения в личное пространство нежелательных людей и способности открывать это пространство в ситуациях близости и демонстрации доверия. Психологическая характеристика описывающая умение поддерживать это состояние баланса получило в психологии название ассертивность или ассертивное поведение.
Википедия дает вот такое определение Ассертивности — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Ассертивный человек не склонен с одной стороны выступать в роли жертвы и быть зависимым от кого-то, а с другой стороны он не склонен к агрессивному поведению. Его отношения с окружающими реализуется в режиме взаимоуважения и партнерства.
Развитие навыков группы Ф2 хорошо иллюстрируется принципами ассертивного поведения:
· Принятие на себя полной ответственности за собственное поведение. Ассертивная личность полностью ответственна за своё собственное поведение и никогда не обвиняет других людей за их реакцию на свое поведение.
· Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то никто не будет уважать вас, с другой стороны, человек не проявляющий уважение к другим не заслуживает уважения.
· Эффективная коммуникация. Под этим подразумевается — честность, открытость, прямота в разговоре и уважение эмоционального состояния партнера. Вы можете сообщить что вы думаете или чувствуете, не расстраивая при этом своего партнёра по общению.
· Демонстрация уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе подразумевает самоуважение, знание и демонстрацию того что вы профессиональны и уверенны в решении тех или иных вопросов.
· Умение внимательно слушать и понимать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Мы оперируем фактами, а не предположениями, не торопимся формулировать свою точку зрения а обстоятельно изучаем все мнения и аргументы.
· Склонность и способность к компромиссу. Мы готовы менять свою позицию если у нас возникают разумные контраргументы для принятия адекватного решения.
В течении жизни и развития этот навык так же должен непрерывно усовершенствоваться. По мере повышении уровня коммитмента человек может попадать во все более сложные жизненные ситуации, в которых отстаивать свою независимую ассертивную позицию становится все сложнее и сложнее. Если для преодоления кризиса социализации ребенку достаточно научиться разрешать простейшие коммуникационные конфликты и отставить свою позицию в среде своих сверстников. То по мере развития потребуется отстаивать свою позицию и учиться взаимодействовать в более сложных ситуациях и возможно с более агрессивной средой - участвовать в конфликтах преследующих существенные интересы в профессиональной среде, отстаивать свою позицию во взаимодействии с группами людей, участвовать в сложных переговорах, потребуется участвовать в социальных конфликтах, возможно возникнет необходимость осваивать навыки самообороны для взаимодействия с откровенно агрессивной средой. То же касается и большей потребности в уважении к границам других и в формировании состояния открытости. По мере повышения уровня коммитмента человеку требуется все более тонкое понимание своих границ и границ своих партнеров и соперников и все более тонкая балансировка во взаимодействии. Экспертный уровень владения навыками этой группы демонстрируют специалисты по самообороне, профессиональные переговорщики, консультанты психологи и специалисты в области телесно-ориентированной психотерапии. Чем выше уровень руководителя, тем в большей степени ему необходимо владеть навыками данной группы во все более совершенной степени.
Таблица для оценки уровня владения навыками группы Ф2. Оценка уровня производится аналогично предыдущей таблицы. Достаточно найти максимально соответствующее вашим самоощущениям высказывание в правой и средней колонках и просуммировать баллы соответствующие этим высказываниям. Оценка ниже 5 балов в сумме заставляет подумать о необходимости того, чтобы уделить внимание этой группе навыков, возможно их слабое развитие будет тормозить ваше развитие.
Осознание и уважение границ другого, способность открываться (Ж) | Контроль и защита границ (М) | |
Более-менее нормально чувствую себя только дома и в одиночестве, любое соприкосновение со всеми кроме самых близких людей вызывает во мне сопротивление, раздражение и агрессию, не выношу прикосновений. | Я виктимная личность, я постоянно подвергаюсь агрессии, люди игнорируют мои интересы, легко могут перешагнуть через меня. Я нигде и никогда не чусвствую себя защищенным. | |
Неуютно чувствую себя в окружении незнакомых людей, ненавижу находиться в толпе. Близкие доверительные отношения я могу допустить только с человеком, которого очень хорошо знаю, и имею с ним богатый опыт взаимодействия. Не понимаю, как мне вести себя с другими, не понимаю их желаний в общении со мной. В основном мои отношения с другими сводятся к конфликтам, скандалам, часто проявляю физическую агрессию. | Меня часто не замечают и игнорируют, я периодически попадаю в ситуации пренебрежения и открытой агрессии, в которых оказываюсь проигравшей стороной, часто вынужден избегать контактов с людьми, особенно с незнакомыми. | |
Часто меня раздражает навязчивость людей, бесцеремонность в контактах со мной. Очень часто позволяю себе агрессию в обычных жизненных ситуациях, меня не очень волнуют ощущения других людей когда речь идет о моих интересах. Иногда я способен даже на физическую агрессию. | Я часто встречаю агрессию, с которой мне трудно справится, любой конфликт выбивает меня из себя, я часто сильно переживаю свою неспособность вести себя достойно в конфликтной ситуации. Страшно боюсь выступлений перед аудиторией. Часто вынужден избегать конфликтов путем ухода из ситуации. | |
Нормально чувствую себя в плотной группе людей, например, в транспорте. Всегда могу мысленно отстраниться от того, что люди прикасаются ко мне. Однако, такие ситуации скорее мне неприятны, и я предпочитаю более комфортные условия. В принципе я склонен заботиться о том, чтобы мои собеседники чувствовали себя нормально, но иногда мне не удается избежать агрессии и конфликта. Могу быть открытым с близкими, но стараюсь не особо открываться в общении с недостаточно близкими мне людьми. | Время от времени испытываю страх при взаимодействии с окружающими, но это касается нештатных ситуаций, когда приходится общаться с агрессивными людьми, очень высоким начальством, ответственных выступления и пр.. В целом не испытываю страха при контактах, но предпочитаю контролировать ситуацию и избегать ненужных конфликтов. В мире есть люди, которых я считаю потенциально опасными и избегаю с ними общаться. | |
Могу находится в близком контакте с окружающими меня людьми и даже незнакомыми. Могу обнять мало знакомого человека и даже испытываю от этого удовольствие. Открытость для меня нормальное и знакомое мне состояние, которое я могу легко включить или отключить в зависимости от потребности в контексте коммуникации. Всегда думаю о том, чтобы не доставить неприятных ощущений моим визави, думаю о том, чтобы общение со мной было комфортным. | Почти никогда не испытываю чувство страха при контакте с другими людьми, не боюсь смотреть людям в глаза. Приветлив даже в ситуации когда собеседники стараются проявить агрессию. Не боюсь выступлений перед большой аудиторией, переговоры любой сложности не способны вывести меня из себя. Всегда способен постоять за себя люди ощущают это и предпочитают не вступать со мной в конфликты. | |
Никогда не испытываю дискомфорта от близкого контакта с кем-бы то ни было, не брезглив, могу в случае необходимости войти в близкий контакт с любым человеком. Очень хорошо чувствую его границы, могу если надо снять сопротивление при общении, но при этом всегда действую в интересах своего собеседника, всегда могу позаботиться о нем и обеспечить для него комфортный режим взаимодействия со мной. | Нормально уверенно чувствую себя в любой, даже агрессивной среде, не допускаю неадекватного взаимодействия с собой. Имею опыт преодоления агрессии без раздувания конфликта. Спокойно чувствую себя в толпе и не боюсь в ней оказаться. Для меня не бывает ситуаций общения с любыми людьми, которые могли бы вызвать во мне смущение, я всегда способен отстоять собственные интересы вне зависимости от того, во взаимодействии с кем мне приходится их отстаивать. |