ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
ГАОУ СПО РБ
Башкирский медицинский колледж
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Специальность 060501 Сестринское дело (базовой подготовки)
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Уфа, 2012
Рассмотрена на заседании Составлена в соответствии с ФГОС
Предметной цикловой комиссии По специальности 060501 Сестринское дело
Терапии _______Цирульникова И.Н.________
Протокол № ___________ Заместитель директора по учебной работе
от «______»___________2011г.
Председатель ЦМК:_____ Аминева Л.А.
Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета СОКРАЩЕННОЕ НАЗВАНИЕ ОУ № 00 от 00.00.0000 г.
Составитель:Дашкина Р.Р., преподаватель терапии БМК, высшей квалификационной категории.
Рецензент: Корнилаева Ю.А., к.х.н., методист БМК.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.
Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а также содержат требования к лингвистическому и техническому оформлению курсовой работы, практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты.
Методические рекомендации адресованы студентам очной и заочной формы обучения.
В электронном виде методические рекомендации размещены на файловом сервере колледжа по адресу: указать адрес на сервере колледжа и/или в Moodle.
Уважаемый студент!
Курсовая работа по ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля Вашей учебной работы.
Курсовая работа – это творческая деятельность студента по ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах реферативного характера.
Выполнение курсовой работы по ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, направлено на приобретение Вами практического опыта по систематизации полученных знаний и практических умений, формированию профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК).
Выполнение курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Результатом данной работы должна стать курсовая работа, выполненная и оформленная в соответствии с установленными требованиями. Курсовая работа подлежит обязательной защите.
Настоящие методические рекомендации (МР) определяют цели и задачи, порядок выполнения, содержат требования к лингвистическому и техническому оформлению курсовой работы и практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты.
Подробное изучение рекомендаций и следование им позволит Вам избежать ошибок, сократит время и поможет качественно выполнить курсовую работу.
Обращаем Ваше внимание, что если Вы получите неудовлетворительную оценку по курсовой работе, то Вы не будете допущены к квалификационному экзамену по профессиональному модулю.
Вместе с тем внимательное изучение рекомендаций, следование им и своевременное консультирование у Вашего руководителя поможет Вам без проблем подготовить, защитить курсовую работу и получить положительную оценку.
Консультации по выполнению курсовой работы проводятся как в рамках учебных часов в ходе изучения профессионального модуля, так и по индивидуальному графику.
Желаем Вам успехов!
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
По содержанию курсовая работа носит реферативный характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 15 - 20 страниц печатного текста.
По структурекурсовая работа реферативного характера включает в себя:
– содержание;
– введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы;
– теоретическую часть, в которой дается описание сути вопроса, определяются проблемы пациента, осуществление подготовки к назначенным клинико-лабораторным и инструментальным методам исследования, применение лекарственных препаратов, умение организовать сестринский уход за пациентом;
– заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно пациентов с конкретными проблемами;
– список литературы;
– приложения.
Выбор темы
Распределение и закрепление тем производит преподаватель. При закреплении темы соблюдается принцип: одна тема – один студент (Приложение 1).
При закреплении темы Вы можете высказать своё желание по выполнению работы по той или иной теме из предложенного списка. Документальное закрепление тем производится посредством внесения Вашей фамилии в утвержденный заместителем директора по учебной работе перечень тем курсовых работ. Данный перечень тем курсовых работ с конкретными фамилиями студентов хранится у преподавателя. Самостоятельно изменить тему Вы не можете.
Внимание! Темы курсовых работ должны быть ориентированы на содержание вида профессиональной деятельности (при написании курсовой работы по ПМ).
Уточнение тем курсовых работ производится преподавателем в течение 1-2 месяцев с момента начала преподавания по данному ПМ. Преподаватель разрабатывает перечень тем курсовых работ и представляет его на заседание ПЦМК не позднее, чем за 2,5 месяца до выполнения курсовой работы студентом. Перечень тем курсовых работ разрабатывается преподавателем на каждую группу отдельно.
Перечень тем курсовых работ рассматривается на заседании ПЦМК. Решение заседания ПЦМК заносится в протокол. В перечне тем указывается номер протокола и дата заседания ПЦМК.
Рассмотренный на заседании ПЦМК перечень тем курсовых работ представляется на утверждение заместителя директора по УР не позднее, чем за 2,5 месяца до ее выполнения студентом.
Внимание! Перечень тем курсовых работ оформляется согласно форме, установленной в локальном акте ОУ.
3.2. Получение индивидуального задания
После выбора темы курсовой работы преподаватель выдает Вам индивидуальное задание установленной формы.
Обращаем внимание, что индивидуальное задание Вы должны получить не позднее, чем за 2 месяца до выполнения курсовой работы.
3.3. Составление плана подготовки курсовой работы
В самом начале работы очень важно с руководителем работы составить план выполнения курсовой работы (Приложение 2). При составлении плана Вы должны вместе с руководителем уточнить круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки её выполнения, определить необходимую литературу. ОБЯЗАТЕЛЬНО составить рабочую версию содержания курсовой работы по разделам и подразделам.
Внимание! Во избежание проблем, при подготовке курсовой работы Вам необходимо всегда перед глазами иметь:
1. Календарный план выполнения курсовой работы.
2. График индивидуальных консультаций руководителя.
Запомните: своевременное выполнение каждого этапа курсовой работы - залог Вашей успешной защиты и гарантия допуска к квалификационному экзамену по ПМ.
Примечание для руководителей курсовой работы: данный этап имеет огромное значение для успешного выполнения студентами курсовой работы. Составление календарного плана выполнения курсовой работы является обязательным условием начального этапа работы со студентами. Очень важно составить первый рабочий вариант содержания курсовой работы, который позже может детализироваться и уточняться.
Помните: структура содержания курсовой работы должна соответствовать структуре курсовой работы реферативного характера.
Разработка введения
Во-первых, во введении следует обосновать актуальность избранной темы курсовой работы, раскрыть ее теоретическую и практическую значимость, сформулировать цели и задачи работы (Приложение 3).
Во-вторых, во введении, а также в той части работы, где рассматривается теоретический аспект данной проблемы, автор должен дать, хотя бы кратко, обзор литературы, изданной по этой теме.
Введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы. Оно состоит из обязательных элементов, которые необходимо правильно сформулировать. В первом предложении называется тема курсовой работы.
Актуальность исследования (почему это следует изучать?) Актуальность исследования рассматривается с позиций социальной и практической значимости. В данном пункте необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы.
Разработка заключения
Обращаем Ваше внимание, что по окончанию курсовой работы подводятся итоги по теме. Его основное назначение - резюмировать содержание и подвести итоги проведенной работы, и связать с практической деятельностью. В заключении излагаются полученные выводы.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ
Оформление текстового материала
Текстовая часть работы должна быть представлена в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее – 2,5; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Объем курсовой работы 15-20 страниц. Все страницы работы должны быть пронумерованы. Номер страницы ставится на середине листа нижнего поля.
Весь текст работы должен быть разбит на составные части. Разбивка текста производится делением его на разделы (главы) и подразделы (параграфы). В содержании работы не должно быть совпадения формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы, а также совпадения названий глав и параграфов. Названия разделов (глав) и подразделов (параграфов) должны отражать их основное содержание и раскрывать тему работы.
При делении работы на разделы (главы) (согласно ГОСТ 2.105-95) их обозначают порядковыми номерами – арабскими цифрами без точки и записывают с абзацного отступа.При необходимости подразделы (параграфы) могут делиться на пункты. Номер пункта должен состоять из номеров раздела (главы), подраздела (параграфа) и пункта, разделённых точками. В конце номера раздела (подраздела), пункта (подпункта) точку не ставят.
Если раздел (глава) или подраздел (параграф) состоит из одного пункта, он также нумеруется. Пункты при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д.
Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы (главы), подразделы (параграфы) должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Наименование разделов (глав) должно быть кратким и записываться в виде заголовков (в красную строку) жирным шрифтом, без подчеркивания и без точки в конце. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов.
Нумерация страниц основного текста и приложений, входящих в состав работы, должна быть сквозная.
В основной части работы должны присутствовать таблицы, схемы, графики с соответствующими ссылками и комментариями.
В работе должны применяться научные и специальные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в специальной и научной литературе. Если принята специфическая терминология, то перед списком литературы должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание работы (Приложение 7).
Оформление иллюстраций
Все иллюстрации, помещаемые в работу, должны быть тщательно подобраны, ясно и четко выполнены. Рисунки и диаграммы должны иметь прямое отношение к тексту, без лишних изображений и данных, которые нигде не поясняются. Количество иллюстраций в работе должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации следует размещать как можно ближе к соответствующим частям текста. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте работы. Наименования, приводимые в тексте и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми.
Ссылки на иллюстрации разрешается помещать в скобках в соответствующем месте текста, без указания см. (смотри). Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации записывают, сокращенным словом смотри, например, см. рисунок 3.
Размещаемые в тексте иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами, например: Рисунок 1, Рисунок 2 и т.д. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (главы). В этом случае номер иллюстрации должен состоять из номера раздела (главы) и порядкового номера иллюстрации, например Рисунок 1.1.
Надписи, загромождающие рисунок, чертеж или схему, необходимо помещать в тексте или под иллюстрацией.
Оформление приложений
В приложениях курсовой работы помещают материал, дополняющий основной текст.
Приложениями могут быть:
– графики, диаграммы;
– таблицы большого формата,
– статистические данные.
Приложения оформляют как продолжение основного на последующих ее листах или в виде самостоятельного документа.
В основном тексте на все приложения должны быть даны ссылки.
Приложения располагают в последовательности ссылок на них в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием наверху страницы слова Приложение и номера.
Приложения обозначают арабскими цифрами, за исключением цифры 0. Допускается обозначение приложений римскими цифрами.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной строкой.
ВНИМАНИЕ! Выполненная курсовая работа сдается её руководителю на проверку.
Проверку, составление письменного отзыва и прием курсовой работы осуществляет преподаватель дисциплины вне расписания учебных занятий.
Перед сдачей работы Вы должны проверить соблюдение всех необходимых требований по ее содержанию и оформлению. Несоблюдение требований может повлиять на оценку или курсовая работа может быть возвращена для доработки, а также повторного выполнения.
Руководитель работы может предусмотреть досрочную защиту курсовой работы.
4.4. Требования к лингвистическому оформлению курсовой работы
Курсовая работа должна быть написана логически последовательно.
При написании курсовой работы не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т. д. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Предпочтительнее выражать ту же мысль в безличной форме, например:
– на основе выполненного анализа можно утверждать …,
– проведенные исследования подтвердили…;
– представляется целесообразным отметить;
– установлено, что;
– делается вывод о…;
– следует подчеркнуть, выделить;
– можно сделать вывод о том, что;
– необходимо рассмотреть, изучить, дополнить;
– в работе рассматриваются, анализируются...
В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.
Перечень тем курсовых работ
1. Сестринский уход при бронхитах.
2. Сестринский уход при пневмониях.
3. Сестринский уход при бронхиальной астме.
4. Сестринский уход при нагноительных заболеваниях легких.
5. Сестринский уход при плевритах.
6. Сестринский уход при атеросклерозе.
7. Сестринский уход при ревматизме.
8. Сестринский уход при гипертонической болезни.
9. Сестринский уход при пороках сердца.
10. Сестринский уход при ишемической болезни сердца, стенокардии.
11. Сестринский уход при инфаркте миокарда.
12. Сестринский уход при нарушениях кровообращения.
13. Сестринский уход при гастритах.
14. Сестринский уход при язвенной болезни.
15. Сестринский уход при хронических заболеваниях кишечника.
16. Сестринский уход при заболеваниях желчевыводящих путей.
17. Сестринский уход при гепатитах.
18. Сестринский уход при циррозе печени.
19. Сестринский уход при гломерулонефритах.
20. Сестринский уход при пиелонефритах.
21. Сестринский уход при мочекаменной болезни.
22. Сестринский уход при анемиях.
23. Сестринский уход при лейкозах.
24. Сестринский уход при заболеваниях щитовидной железы.
25. Сестринский уход при ревматоидном артрите.
26. Сестринский уход при аллергозах.
Примечание для преподавателей: количество тем должно быть больше или равно количеству студентов. Темы должны ежегодно обновляться.
Приложение 2
ГАОУ СПО РБ
Башкирский медицинский колледж
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
выполнения курсовой работы
Студентом___курса_______группы __________________________________________
ФИО
По теме _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
№ Этапа работы | Содержание этапов работы | Плановый срок выполнения этапа | Планируемый объем выполнения Этапа % | Отметка о выполнении |
Студент подпись И.О. Фамилия
00.00.0000 г.
Руководитель подпись И.О. Фамилия
00.00.0000 г.
Приложение 3
Пример разработки Введения курсовой работы
Введение
Актуальность темыопределяется тем, что нередко является причиной язвенной болезни и рака желудка (это в первую очередь относится к хеликобактериозному гастриту, составляющему 85% в структуре хронического гастрита).
Цели и задачи МДК – требования к результатам освоения МДК:
В результате освоения МДК обучающийся должен уметь:
– готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
– осуществлять сестринский уход за пациентом при гастритах;
– консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
– осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
– проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
– вести утвержденную медицинскую документацию;
В результате освоения МДК обучающийся должен знать:
– причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, организацию и оказание сестринской помощи;
– пути введения лекарственных препаратов;
– правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.
Приложение 4
Требования по оформлению списка источников и литературы
Коллективные монографии
Название книги: сведения относящиеся к заглавию / И.О. Фамилия одного автора с добавлением слов [и др.] ; сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Сведения о произведении (например: 4-е изд., доп. и перераб.). - Место издания: Издательство, год издания. – Количество страниц.
Пример:
1. Гигиена малых и средних городов / А.В. Иванов [и др.]. – 4-е изд., доп. - Киев: Здоров'я, 1976. - 144 с.
СТАТЬИ
…из книг (сборников)
Фамилия И.О. одного автора (или первого). Заглавие статьи : сведения, относящиеся к заглавию / И.О. Фамилия одного (или первого), второго и третьего авторов // Заглавие документа : сведения относящиеся к заглавию/ сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Место издания, год издания. – Первая и последняя страницы статьи.
Пример:
1. Кундзык Н.Л. Открытые переломы костей кисти / Н.Л. Кундзык // Медицина завтрашнего дня : конф. – Чита, 2003. – С.16-27.
Если авторов более трех…
Заглавие статьи / И.О. Фамилия первого автора [и др.] // Заглавие документа : сведения относящиеся к заглавию/ сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Место издания, год издания. – Первая и последняя страницы статьи.
Пример:
1. Эпидемиология инсульта / А.В. Лыков [и др.] // Медицина завтрашнего дня : материалы конф. – Чита, 2003. – С.21-24.
…из журналов
При описании статей из журналов приводятся автор статьи, название статьи, затем ставятся две косые черты (//), название журнала, через точку-тире (.–) год, номер журнала честь, том, выпуск, страницы, на которых помещена статья. При указании года издания, номера журнала используют арабские цифры.
Если один автор:
Пример:
1. Трифонова И.В. Вариативность социальной интерпретации феномена старения // Клиническая геронтология. – 2010. – Т.16, № 9-10. – С.84-85.
Если 2-3 автора:
Пример:
1. Шогенов А.Г. Медико-психологический мониторинг / А.Г. Шогенов, А.М. Муртазов, А.А. Эльгаров // Медицина труда и промышленная экология. – 2010. - №9. – С.7-13
Если авторов более трех:
Пример:
1. Особенности эндокринно-метаболического профиля / Я.И. Бичкаев [и др.] // Клиническая медицина. – 2010. - №5ю – С.6-13.
Твердый носитель
Фамилия И.О. автора (если указаны). Заглавие (название) издания [Электронный ресурс]. – Место издания : Издательство, год издания. – Сведения о носителе (CD-Rom,DVD-Rom)
Пример:
1. Медицина: лекции для студентов. 4 курс [Электронный ресурс]. – М., 2005. – Электрон. опт. диск (CD-Rom).
Сетевой электронный ресурс
Фамилия И.О. автора (если указаны). Название ресурса [Электронный ресурс]. – Место издания: Издательство, год издания (если указаны). – адрес локального сетевого ресурса (дата просмотра сайта или последняя модификация документа).
Пример:
1. Шкловский И. Разум, жизнь, вселенная [Электронный ресурс] / И. Шкловский. – М.: Янус, 1996. – Режим доступа: http: // www.elibrary.ru (21 сент. 2009).
По теме «Название темы»
ГАОУ СПО РБ
Башкирский медицинский колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
НАЗВАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
ГЛАВА 1. Хронический гастрит. | |
1.1. Этиология, факторы риска. | |
1.2. Клиника, проблемы пациента. 1.3. Дополнительные методы исследования. 1.4. Осложнения. 1.5. Принципы лечения. 1.6. Сестринский уход за больными. 1.7. Прогноз. 1.8. Профилактика. | |
Заключение. Список источников и литературы. | |
Приложение 1. Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх Приложение 2. Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх | |
Приложение 3. Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх Приложение 4. Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх | |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1. Цели и задачи курсовой работы | |
2. Структура курсовой работы | |
3. Порядок выполнения курсовой работы | |
3.1. Выбор темы | |
3.2. Получение индивидуального задания | |
3.3. Составление плана подготовки курсовой работы | |
3.4. Подбор, изучение, анализ и обобщение материалов по выбранной теме | |
3.5. Разработка содержания курсовой работы | |
3.5.1. Разработка введения | |
3.5.2. Разработка заключения | |
3.5.3. Составление списка источников и литературы | |
4. Общие правила оформления курсовой работы | |
4.1. Оформление текстового материала | |
4.2. Оформление иллюстраций | |
4.3. Оформление приложений | |
4.4. Требования к лингвистическому оформлению курсовой работы | |
5. Процедура защиты курсовой работы | |
Приложения | |
Приложение 1. Пример оформление перечня тем курсовых работ | |
Приложение 2. Форма календарного плана выполнения курсовой работы | |
Приложение 3. Пример разработки Введения курсовой работы | |
Приложение 4. Требования по оформлению списка источников и литературы | |
Приложение 5. Пример оформления списка источников и литературы в соответствии с профилем специальности и характером курсовой работы | |
Приложение 6. Форма титульного листа курсовой работы | |
Приложение 7. Пример оформления содержания курсовой работы |
ГАОУ СПО РБ
Башкирский медицинский колледж
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах