Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО

Законодательство в сфере охраны здоровья граждан

Нормативные и правовые акты

Красноярск
2009

УДК 616-036.86.008.4 (07)

ББК 51

Э 41

Законодательство в сфере охраны здоровья граждан. Нормативные и правовые акты / Е.А. Аверченко, А.В. Шульмин — Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. — Издание 2-е — 276 с.

Авторы:

Аверченко Евгения Александровна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО».

Шульмин Андрей Владимирович — кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой «Общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО».

В книге содержатся полные оригинальные тексты федеральных законов об охране здоровья граждан, принятых в Российской Федерации в 1990-2009 годах. По каждому закону указываются ссылки на наиболее значимые постановления Правительства Российской Федерации, принятые в соответствии с конкретным законом.

Издание предназначено для руководителей медицинских организаций, органов управления здравоохранением, для специалистов в области общественного здоровья, системы обязательного медицинского страхования, преподавателей, аспирантов, студентов медицинских и фармацевтических вузов.

© Аверченко Е. А.

Шульмин А. В.

© КрасГМУ, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

РАЗДЕЛ I. КОНСТИТУЦИЯ РФ. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ 23

Конституция Российской Федерации (Извлечения) 23

Глава 1. Основы Конституционного строя 23

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина 24

Глава 4. Президент Российской Федерации 27

Глава 5. Федеральное Собрание 30

Глава 6. Правительство Российской Федерации 36

Глава 7. Судебная власть 39

Глава 8. Местное самоуправление 43

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции 44

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год 46

РАЗДЕЛ II. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ 62

Основы законодательства об охране здоровья граждан (Извлечения) 62

Раздел I. Общие положения 62

Раздел II. Полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны здоровья 64

Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в РФ 71

Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья 73

Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья 78

Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи 83

Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека 87

Раздел VIII. Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам 89

Раздел IX. Медицинская экспертиза 99

Раздел X. Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников 102

Раздел XI. Международное сотрудничество 113

Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан 113

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» (Извлечения) 115

Раздел 1. Общие положения 115

Статья 1. Медицинское страхование 115

Раздел 2. Система медицинского страхования 116

Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций 126

Раздел 4. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования 130

Раздел 5. Регулирование отношений сторон в системе медицинского страхования 132

Закон РФ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции») 134

Глава I. Общие положения 134

Глава II. Медицинская помощь ВИЧ-инфицированным 137

Глава III. Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных и членов их семей 142

Глава IV. Социальная поддержка лиц, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей 143

Глава V. Заключительные положения 145

Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов» 146

Раздел I. Общие положения 146

Раздел II. Права, обязанности донора и меры социальной поддержки, предоставляемые ему 148

Раздел III. Организация донорства крови ее компонентов 153

Раздел IV. Заключительные положения 155

Закон РФ «О трансплантации органов и(или ) тканей человека 156

Раздел I. Общие положения 156

Раздел II. Изъятие органов и(или) тканей у трупа для трансплантации 159

Раздел III. Изъятие органов и(или) тканей у живого донора для трансплантации 160

Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала 161

Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» 162

Раздел I. Общие положения 162

Раздел II. Обеспечение психиатрической помощью и социальная поддержка лиц, страдающих психическими расстройствами 169

Раздел III. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов 171

Раздел IV. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания 174

Раздел V. Контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической помощи 190

Раздел VI. Обжалование действий по оказанию психиатрической помощи 191

РАЗДЕЛ III. КОДЕКСЫ РФ (ИЗВЛЕЧЕНИЯ) 192

Уголовный кодекс РФ (извлечения) 192

Раздел I. Уголовный закон (Общая часть) 192

Раздел II. Преступление 193

Раздел III. Наказание 194

Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера 195

Раздел VII. Преступления против личности (Особенная часть) 197

Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка 201

Трудовой кодекс РФ 207

Раздел III. Трудовой договор 207

Раздел IV. Рабочее время 223

Раздел V. Время отдыха 224

Раздел VI. Оплата и нормирование труда 226

Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда 231

Гражданский кодекс РФ 233

Раздел I. Общие положения (граждане (физические лица)) 233

Глава 28. Заключение договора 238

Глава 29. Изменение и расторжение договора 242

Семейный кодекс Российской Федерации 245

Раздел I. Общие положения 245

РАЗДЕЛ VI. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ 255

Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями 255

Положение о предоставлении населению медицинских услуг сверх Программы государственных гарантий на территории Красноярского края 259

РАЗДЕЛ VII. ПОЛОЖЕНИЕ О КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ 267

Приказ Министерства здравоохранения РФ об утверждении «Положения о клинической ординатуре» 267

Для заметок 276

ВВЕДЕНИЕ

В числе важнейших социальных благ, охраняемых государ­ством, названо здоровье как вечная, непреходящая ценность лич­ности и общества. Здоровье имеет большое значение в жизни че­ловека, именно поэтому необходимо всемерно охранять его, в том числе и посредством права. С правовых позиций важно исследовать и общественные отношения в сфере здравоохранения.

Здоровье населения - не только мечта граждан любой страны, но и соответствующая государственная политика, а также мера от­ветственности всех институтов власти перед своим народом. Власть в обществе осуществляется через государственное управление - це­ленаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом или на те или иные сферы (экономическую социальную, духовную) для выполнения стоящих перед обществом задач. Под воздействием государственной власти и государственного управ­ления общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер регулируемых и контролируемых.

Государственное управление в социальной сфере обществен­ной жизнедеятельности - это регулирование социально значимых процессов, влияющих на жизнедеятельность и здоровье людей.

Государство принимает ряд мер по сохранению, созданию либо изменению обстоятельств, влияющих на охрану жизни и здоровья. Основные функции государственного управления социальной сферой состоят:

- в создании благоприятных условий для воспроизводства населения страны, сохранения здоровья и работоспособности населения;

- организации профессиональной подготовки кадров;

- укреплении семьи и заботе о подрастающем поколении;

- сохранении и приумножении культурного достояния;

- организации отдыха и досуга населения;

- создании благоприятных условий для занятий наукой, туризмом и спортом и т. д.

Для осуществления государственного управления социальной сферой, в том числе сферой охраны здоровья, используются пра­вовые, административные, экономические, социально-психоло­гические методы.

Правовые методы государственного управления - это важней­шая функция государства. Она выполняется правовыми нормами по регулированию отношений в сфере охраны здоровья и созданию юридических гарантий нормального функционирования каждого субъекта социальных отношений. Государственные органы в пре­делах своей компетенции издают правовые акты по регулированию сферы охраны здоровья. В условиях кризиса в здравоохранении почти любое направление законодательного регулирования в этой сфере становится актуальным и требует принятия чрезвычайных мер. Ключевым аспектом этого процесса является принятие зако­нодательства, позволяющего законодательно обеспечить реформу здравоохранения и создать необходимые управленческие структу­ры с определением области и уровня их правовой ответственности за реализацию принятых законов.

Административные методы государственного управле­ния - являются конкретизацией правовых методов посредством принятия подзаконных нормативно-правовых актов. В настоящее время административные методы государственного управления сферой охраны здоровья направлены на обеспечение реформы здравоохранения на основе конституционных норм и правовых норм, заложенных в основополагающих законах в сфере охраны здоровья. Создаются и реализуются нормативные администра­тивные и другие подзаконные акты, контролируется их испол­нение.

Экономические методы государственного управления состо­ят в создании государством таких хозяйственных условий, чтобы управляемому объекту было выгодно действовать так, как этого желает государство. При этом государство путем формирования соответствующей нормативно-правовой базы воздействует на эко­номические интересы объекта управления (например, государ­ственной системы здравоохранения).

Социально-психологические методы управления - это методы, ориентированные на создание и эффективное использование со­циально-психологического потенциала общества и его отдельных индивидов. К таким методам относятся: установление и развитие социальных норм поведения, создание общественных идеалов, мотивация труда, поддержание благоприятного социально-пси­хологического климата в обществе, социальное планирование. Эти методы управления также неразрывно связаны с законами государства.

Таким образом, основными определяющими методами государ­ственного регулирования социальной сферы, в том числе и сферы охраны здоровья, являются правовые методы. Другие методы ос­новываются на них и от них неотделимы.

В последнее десятилетие XX века интенсивное развитие полу­чил процесс возвращения в Россию идей правовой государствен­ности. Обеспечение принципов правового государства неразрыв­но связано с высокой эффективностью правового регулирования общественных отношений, основой которых являются единство и непротиворечивость правовой системы, строгая соподчиненность и согласованность нормативных правовых актов, высокий уровень их подготовки, а также наличие механизмов реализации правовых норм.

Глава 5. Федеральное Собрание

Статья 94

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Статья 98

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 99

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Статья 100

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Статья 101

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Статья 108

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Статья 109

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Глава 7. Судебная власть

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья 122

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Охрана здоровья граждан

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.

Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки.

Раздел 1. Общие положения

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия:

ВИЧ-инфекция - заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека;

ВИЧ-инфицированные - лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции

1. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, правила, то применяются правила международных договоров.

Статья 3. Применение настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, на находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в Российской Федерации, а также применяется в отношении предприятий, учреждений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы.

Статья 4. Гарантии государства

1. Государством гарантируются:

регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;

эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации;

производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях;

доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее - медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование;

предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции;

включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию;

социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство;

подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;

развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;

обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федер

Наши рекомендации