Специфика групповой формы психокоррекции.

В групповой психокоррекции основным инструментом кор-рекционного воздействия выступает группа, помогающая вы­явить и скорректировать проблемы клиента за счет межлич­ностного взаимодействия и групповой динамики, сфокусиро­ванных на процессе «здесь и теперь». На этом основании иног­да формируется точка зрения, согласно которой групповая пси­хокоррекция направлена на проработку конфликтов в сфере межличностного взаимодействия, в то время как. индивиду­альная — на раскрытие, проработку глубинного внутрилично-стного конфликта10.

Цели и задачи групповой психокоррекции как метода, ори­ентированного на личностное изменение, в определенной степе­ни различаются в зависимости от теоретических представле­ний о личности и природе ее нарушений. Однако опора на груп­повую динамику существенно сближает данные различия11.

Цели групповой психокоррекции определяются как раскрытие, анализ, осознание и проработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования меж­личностного взаимодействия.

И.В. Вачков отмечает, что можно выделить общие цели,. объединяющие различные по направленности и содержанию психокоррекционные группы13:

—исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

—улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

—изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

—развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

—содействие процессу личностного развития, реализации
творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

В связи с наличием обозначенных целей становится очевид­ным, что процесс психокоррекции является сложным и много­аспектным. В связи с этим принято выделять три структурных компонента, характерных для самосознания (Я-концепции) личности, на которых фокусируются задачи психокоррекции.

Таким образом, задачи психокоррекции затрагивают (по Осиповой А.А.):

1.Самопонимание (когнитивный аспект).

2.Отношение к себе (эмоциональный аспект).

3.Саморегуляцию (поведенческий аспект).

В зависимости от теоретической ориентации представители различных направлений придают большее или меньшее зна­чение каждому из них, подчеркивая при этом и определенную роль двух других. В качестве основных механизмов коррекци-онного воздействия могут рассматриваться корригирующие эмо­циональные переживания, конфронтация и научение.

Более конкретно задачи психокоррекции (при этом учиты­вается групповой процесс) можно сформулировать следующим образом (Осипова А.А.):

В познавательной сфере (когнитивный аспект, интеллек­туальное осознание) групповая психокоррекция должна способ­ствовать тому, чтобы клиент осознал:

—связь между психогенными факторами и возникновени­
ем, развитием и сохранением своих проблем;

—какие ситуации в группе и в реальной жизни вызывают
напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, про­
воцирующие появление, фиксацию и усиление органических
или психических симптомов;

—связь между негативными эмоциями и появлением и
усилением различного рода нарушений и расстройств;

—особенности своего поведения и эмоционального реагиро­
вания; '

—как он выглядит со стороны, как воспринимается его по­
ведение другими, как оценивают окружающие те или иные
особенности поведения, эмоционального реагирования, как от­
кликаются на них, какие последствия это поведение имеет;

—существующее рассогласование между собственным об­
разом «Я» и восприятием себя другими;

—собственные мотивы, потребности, стремления, отноше­
ния, установки, особенности поведения, эмоционального реаги­
рования, а также степень их адекватности, реалистичности и
конструктивности;

—характерные защитные механизмы;

—внутренние психологические проблемы и конфликты;

—особенности межличностного взаимодействия, межлич­
ностные конфликты и их причины;

—более глубокие причины переживания и способы реаги­
рования, начиная с детства, а также условия, особенности фор­
мирования системы отношений;

—собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций,а также то, каким путем можно было бы избежать их повторения в будущем.

В эмоциональной сфере групповая психокоррекция долж­на помочь клиенту:

— получить эмоциональную поддержку со стороны группы и психолога, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, актив­ности и спонтанности;

—пережить в группе те чувства, которые он часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у него в действительности и с которымиранее он не мог справиться;

—пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций;

—научиться искренности в отношении к себе и к другим людям;

—стать более свободным в выражении собственных негативных и позитивных чувств;

—научиться более точно понимать и вербализовать свои чувства и эмоциональные состояния;

— раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными;

—т модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими;

— произвести эмоциональную коррекцию своих отношений. В поведенческой сфере групповая коррекция должна помочь клиенту:

—увидеть собственные неадекватные повеДенческие стереотипы;

—приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения;

— преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций;

—развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;

—закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни;

—вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижения в познавательной и эмоциональной сферах.

Специфика групповой психокоррекции заключается в це­ленаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возника­ющих между участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях. Групповая психокоррекция не является самостоятельным направлением психокоррекции, а представ­ляет лишь специфическую форму, при использовании которой основным инструментом воздействия выступает группа клиен­тов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является только сам психолог.

Наши рекомендации