Исследование копинг-поведения

Имеющиеся в настоящее время методы изучения копинг-поведения основаны на применении опросников, проективных методов и интервью. Ниже дается описание основных методов определения характера копинг-процессов, поскольку подобные сведения в отечественной литературе отсутствуют.

Ранние работы исследователей копинг-поведения содержали описательные характеристики копинг-стратегий, отражавшие взгляды того или иного автора, что мешало сопоставлению полученных результатов и дальнейшему прогрессу в этой области. Интерес исследователей к проблеме совладения со стрессом привел к тому, что значительно увеличилось число работ, авторы которых пытались не только определить, но и измерить копинг-поведение. Создатели шкал и опросников чаще всего исходили из потребности исследовать: 1) отдельные, конкретные ситуационно-специфические копинг-стратегии; 2) преобладание в копинге когнитивных, эмоциональных, поведенческих копинг-стратегий; 3) охарактеризовать оба аспекта копинг-механизмов.

В 1980 году R.S.Lazarus и S.Folkman создали опросник “Способы копинга”, состоящий из 118 пунктов, который в последующем в различных модификациях стал одним из наиболее популярных инструментов характеристики копинг-поведения. Методика определяет 8 видов ситуационно-специфических копинг-стратегий: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, уход/избегание, плановое разрешение проблем, позитивная переоценка, принятие ответственности. Эти же авторы в 1988 году создали новый вариант методики “Способы копинга”, используя для этого выделенные при помощи факторного анализа 8 субшкал: шкала планового разрешения проблем, шкала поиска социальной поддержки и шесть копинг-шкал, нацеленных на оценку эмоций.

В 1984 году R.R.McCrae создана методика для исследования копинг- стратегий взрослых. Она включает 118 пунктов, 28 субшкал, каждая из которых содержит от 1 до 7 пунктов. Первые 68 пунктов были заимствованы из указанного выше опросника “Способы копинга”, а остальные 50 были предложены дополнительно.

Американскими исследователями F.J.Keefe и др. в 1983 году был разработан опросник из 44 пунктов для оценки способов преодоления хронических болевых ощущений, включающий 6 шкал когнитивных и 2 шкалы поведенческих копинг-стратегий.

A.G.Billing и R.H.Moos (1984) создали для изучения копинг-поведения опросник из 31 пункта и выделили три вида копинга, нацеленного: 1) на оценку; 2) на проблему; 3) на эмоции. Первый аспект включал в себя попытки определить значение ситуации и использовать такие стратегии как логический анализ, когнитивная переоценка и т.д. Нацеленное на проблему совладание со стрессом имело целью модифицировать, выделить или устранить источник стресса. В третьем случае в ответах отражалась функция управления эмоциями, вызываемыми стрессорами, и посредством этого поддержание аффективного равновесия.

В 1989 году C.S.Сarver создал шкалу копинг-поведения, существующую в двух формах: характерологической и ситуационной. Шкала состоит из 13 субшкал, сфокусированых на эмоциях, оценивающих вид и выражение эмоций, естественность поведения и психических проявлений.

Разработанный J.H.Аmirkhan (1990) “Индикатор копинг-стратегий”, представляет собой краткий, состоящий из 33 пунктов-утверждений самооценочный опросник, определяющий базисные копинг-стратегии (разрешения проблем, поиск социальной поддержки и избегание/уклонение).

Для изучения копинг-стратегий, свойственных детскому возрасту, N.M.Ryan-Wenger N.M., 1990) был создан опросник ”Копинг-стратегии школьного возраста”, состоящий из 26 пунктов-утверждений, соответствующих единицам психометрического измерения, и предназначенных для выявления стратегий, избираемых детьми в стрессовых ситуациях. При использовании опросника анализируются три аспекта: 1) что делают обследуемые, переживая стрессовую ситуацию; 2) как часто они применяют то или иное действие в период стресса; 3) насколько это им помогает.

Для изучения ситуационно-специфической копинг-стратегии дистанцирования (приближение/отдаление) Н.А.Сирота (1994) в своей работе использовала невербальную проективную методику “Шкала удобной персональной дистанции” M.Duke (1972). Копинг-механизм приближения является частным вариантом копинг-стратегии поиска социальной поддержки.

В наших исследованиях была использована адаптированная на отечественной популяции 815 здоровых испытуемых различных профессиональных групп и 350 больных неврозами методика E.Heim (1988) для определения характера копинг-поведения.

Описание метода

Методика E.Heim позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы.

К когнитивным копинг-стратегиям относятся 10 их вариантов. Это: игнорирование и переключение мыслей на другие, “более важные” темы, чем болезнь; принятие болезни как чего-то неизбежного, проявление своего рода определенной философии стоицизма; диссимуляция болезни, игнорирование и снижение ее серьезности, даже подшучивание над болезнью; сохранение самообладания - равновесия, самоконтроля, стремление не показывать своего болезненного состояния другим; проблемный анализ болезни и ее последствий, поиск соответствующей информации, расспрос врачей, обдумывание, взвешенный подход к решениям; относительность в оценке болезни, сравнение с другими , находящимися в худшем положении; религиозность, стойкость в вере (“со мною Бог”); состояние растерянности и переживание безысходности создавшегося положения; придание болезни значения и смысла, например отношение к болезни как вызову судьбы или проверке стойкости духа и др.; самоуважение - более глубокое осознание собственной ценности как личности.

Далее представлены 8 вариантов эмоциональных копинг-стратегий. Это: переживание протеста, возмущения, противостояния болезни и ее последствиям; эмоциональная разрядка - отреагирование чувств, вызванных болезнью, например, плачем; изоляция - подавление, недопущение чувств, адекватных ситуации; оптимизм с уверенностью в благоприятный исход трудной ситуации; пассивное сотрудничество - доверие с передачей ответственности врачу; покорность, фатализм, капитуляция; самообвинение, возложение вины на себя; переживание злости, раздражение, связанные с ограничением жизни болезнью.

К поведенческим копинг-стратегиям относятся 8 вариантов. Это: отвлечение - обращение к какой-либо деятельности, уход в работу; альтруизм - забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план; активное избегание - стремление избегать “погружения” в процесс лечения; компенсация - отвлекающее исполнение каких-либо собственных желаний, например покупки чего-то для себя; конструктивная активность - удовлетворение какой-то давней потребности, например, совершить путешествие; уединение - пребывание в покое, размышление о себе; активное сотрудничество - ответственное участие в диагностическом и лечебном процессе; поиск эмоциональной поддержки - стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.

Виды копинг-поведения были распределены E.Heim на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные.

Адаптивные варианты копинг-поведения. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: “проблемный анализ”, “установка собственной ценности”, “сохранение самообладания” - формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций. Среди эмоциональных копинг-стратегий: “протест”, “оптимизм” - эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации. Среди поведенческих копинг-стратегий: “сотрудничество”, “обращение”, “альтруизм” - под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.

Неадаптивные варианты копинг-поведения. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: “смирение”, “растерянность”, “диссимуляция”, “игнорирование” - пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей. Среди эмоциональных копинг-стратегий: “подавление эмоций”, “покорность”, “самообвинение”, “агрессивность” - варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. Среди поведенческих копинг-стратегий: “активное избегание”, “отступление” - поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем.

Относительно адаптивные варианты копинг-поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: “относительность”, ”придача смысла”, “религиозность” - формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами. Среди эмоциональных копинг-стратегий: “эмоциональная разрядка”, “пассивная кооперация” - поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам. Среди поведенческих копинг-стратегий: “компенсация”, “отвлечение”, “конструктивная активность” - поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

В инструкции (Приложение 1) к опроснику Э.Хайма исследуемым предлагается отметить в регистрационном бланке (Приложение 2) по одному из вариантов копинг-поведения, с помощью которых ими разрешаются трудности и стрессовые ситуации. Выбранные утверждения соответствуют определенным табличным названиям типов копинг-поведения (Приложение 3). При обработке результатов в группах исследуемых определяется частота выбора конкретного варианта копинг-поведения в данной группе.

Наши рекомендации