Слова для запоминания: (для самоконтроля)

1. аёr - воздух

2. aorta - аорта

3. arteria - артерия

4. auris - ухо

5. billis - желчь

6. corpus - тело

7. dens - зуб

8. duodenum - двенадцатиперстная кишка

9. femina - женщина

10. gingiva - десна

11. intestinum - кишка

12. jejunum - тощая кишка

13. mamma - грудная молочная железа

14. membrana - мембрана

15. nervus - нерв

16. oesophagus - пищевод

17. orbita - глазница

18. perinaeum - промежность

19. peritonaeum - брюшина

20. pleura - плевра

21. pnoё - дыхание

22. prostata - предстательная железа

23. rectum - прямая кишка

24. tumor - опухоль

25. urina - моча

25. vagina - влагалище

27. vena - вена

28. vertebra - позвонок


1. а- (an- ) 2. dys- 3. hyper- 4. hypo-

ПРИСТАВКИ

- отрицание, отсутствие качества

- расстройство, затруднение

- повышение

- понижение

ЗАНЯТИЕ 2

ТЕМА: Особенности произношения некоторых согласных. Греческие диграфы, их произношение. Ударение. Долгота и краткость слога. Правила постановки ударения.

Цель: Изучить правила чтения согласных, имеющих особенности произношения. Изучить правила чтения диграфов. Дать понятие долготы и краткости слога и изучить правила постановки ударения.

Студент должен представлять:Основные правила фонетики, долготу и краткость звуков.

Студент должен знать:Правила постановки ударения.

Студент должен уметь:Читать и писать по - латыни.

Методическое оснащение занятия и литература:учебник Ю.И. Городкова «Латинский язык» стр. 20 - 32. Схема соответствий звуков и вари­антов буквенных обозначений.

Вопросы, выносимые на зачет:Произношение согласных, имеющих особенности произношения, греческих диграфов. Правила постановки ударения.

Контроль исходного уровня знаний.

1. Проверка знаний латинского алфавита.

2. Проверка умения писать латинские буквы. (У доски)

3. Проверка знаний чтения гласных и дифтонгов. (Написать на дос­ке латинские гласные и дифтонги с примерами. Дать определение дифтон­гов и правила чтения гласных).

4. Проверка умения читать по - латински. (параграф 3)

5. Проверка умения писать по - латински и знания слов. (Диктант)

2. Мотивация темы и объяснение нового материала.

Для правильного чтения латинских слов, необходимо знать особенности произношения согласных, буквосочетаний и диграфов.

Согласные, имеющие особенности произношения.

слова для запоминания: (для самоконтроля) - student2.ru [ц] - перед i, у, е и дифтонгами ае, ое.

слова для запоминания: (для самоконтроля) - student2.ru C c cerebrum (головной мозг), fascia (оболочка мышц )

[к] - перед а, о, u, согласными и в конце слова

caput (голова), costa (ребро)

G g - [г] – gingiva

H h - [хг] - homo (sapiens), hepar (печень)

Kk - [к] - не латинская (встречается очень редко) - Kalium, vit. К

Ll - [ль] - lapsus (ошибка),1ас (молоко), pelvis (таз)

слова для запоминания: (для самоконтроля) - student2.ru слова для запоминания: (для самоконтроля) - student2.ru [з]- между гласными или между гласной и m (n)
Ss nasus (нос), tonsilla (миндалина)

[с] - в начале, конце слов и перед согласными

os (кость), ossa (кости), sclera (белочная оболочка глаза)

Хх- [кс] - larynx (гортань)

Zz- [з] - zoster (пояс) , herpes zoster (опоясывающий лишай)

Буквосочетания.

qu - [ кв ] - squama ( чешуя )

слова для запоминания: (для самоконтроля) - student2.ru ngu + гласная – [ нгв ] - sanguis ( кровь )

слова для запоминания: (для самоконтроля) - student2.ru ngu


ti

слова для запоминания: (для самоконтроля) - student2.ru слова для запоминания: (для самоконтроля) - student2.ru ngu + согласная - [ нгу ] - lingula ( язычок )

ti + гласная - [ ци ] - substantia, lactatio

s или х+ ti + гласная - [ ти ] - mixtio( смешиваю ), combustio (ожог)

Греческие диграфы.

Диграф – это сочетание двух согласных, которые читаются как один звук.

ch - [ х 1 - bronchus, trachea

ph - [ ф ] - pharynx (глотка)

rh - [ p ] - rheumatismus

th - [ т ] - urethra (мочеиспускательный канал)

NB ! sch - [сx] - nervus ischiadicus (седалищный нерв)

sch - [ш] - в клинических терминах - неологизмах

ischaemia, ischuria (ischo – задерживать)

Задание:Прочитайте параграф 5 стр. 23 и параграф 7 стр.27

Работа малыми группами:

1 группа: Выписать из параграфа 5 слова, в которых встречается буква Сс, распределив их в две колонки, в зависимости от правила чтения.

2 группа: Выписать из параграфа 5 слова, в которых встречается буква Ss, распределив их в две колонки, в зависимости от правила чтения.

3 группа: Выписать из параграфа 5 и 7 слова с буквосочетаниями qu и ngu, распределив их на три колонки, в зависимости от правил чтения.

4 группа: Выписать из параграфа 7 слова с диграфами, распределив их на 4 колонки.

Наши рекомендации