Стволовая дисфункция у пациентов с геморрагическим инсультом
(Шнякин П.Г.)
Смертность от цереброваскулярных заболеваний занимает одну из лидирующих позиций среди причин смертности населения в экономически развитых странах.
Гипертензионные внутримозговые кровоизлияния в структуре инсультов занимают от 10 до 20%, одновременно с этим, это наиболее тяжёлая группа больных, летальность в которой при консервативной терапии достигает 50%, а по тактике ведения которых до сих пор не прекращаются дискуссии.
Опыт лечения геморрагического инсульта, как при консервативном, так и при оперативном лечении имеет весьма неутешительные результаты. Несмотря на отсутствие доказанного преимущества хирургического лечения над консервативным, в течение последних десятилетий хирургическая активность колеблется от полного отказа от операций до 20% активности.
В хирургии гипертензивных внутримозговых кровоизлияний от начала своего становления и до наших дней развитие шло параллельно по двум направлениям: 1. снижение инвазивности вмешательства, при сохранении его радикальности 2. дифференцированный подход к отбору больных на операцию.
При этом стоит отметить, что в последнее десятилетие отмечался некоторый крен в сторону снижения инвазивности вмешательства (пункционные и эндоскопические методики удаления гематом), в то время как отбор на операцию в большинстве случаев определялся объёмом гематомы и степенью дислокации.
В этой связи тактика лечения больных с геморрагическим инсультом до сих пор остаётся очень дискуктабельной, особенно среди пациентов с кровоизлияниями подкорковой (прежде всего – путаменальной) локализации. Следует заметить, что в отличие от гематом поверхностной локализации (субкортикальных), где отмечается чёткая зависимость между успешно выполненной операцией и удовлетворительным клиническим результатом, при гематомах подкорковой локализации такого не наблюдается. Нередко случается, что после удаления путаменальной гематомы (не только при открытом, но даже малоинвазивном пункционном удалении) состояние пациента не улучшается, а в ряде случаев даже заканчивается летальным исходом. На это обращал внимание видный исследователь геморрагического инсульта А.С. Сарибекян: «нередко при хорошо выполненной операции (удалённая гематома, отсутствие интраоперационных осложнений) конечный клинический результат бывает неблагоприятным: летальный исход или тяжёлая инвалидизация, что может быть обусловлено изначально необратимыми тяжёлыми повреждениями мозга…»
Гематомы путаменальной локализации, располагаясь близко к стволу головного мозга (рис.39), даже при некритических объёмах вызывают его компрессиию, нарушают кровоснабжение, что во многом и определяет неблагоприятный исход.
Рис.39. Массивное кровоизлияние в подкорковых структурах справа с компрессией ствола головного мозга.
В этой связи становится понятно, что простое механистическое отношение к отбору пациентов на операцию (учитывая только объём гематомы и степень поперечной дислокации) недостаточно и необходимо оценивать функциональное состояние ствола головного мозга для дифференцированно отбирать пациентов на хирургическое вмешательство.
В настоящее время в клинической практике для оценки функционального состояния ствола головного мозга наиболее часто исследуются стволовые вызванные потенциалы, в том числе у пациентов с острой цереброваскулярной патологией. По данным одного из самых авторитетных российских исследователей функционального состояния головного мозга Гнездицкого В.В., изучение акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) у больных с геморрагическим инсультом является достаточно чувствительным индикатором поражения ствола головного мозга на понто-мезенцефальном уровне.
Следует отметить, что стволовые вызванные потенциалы на акустическую стимуляцию применяют в медицине с начала 1970-х годов. АСВП представляют собой коротколатентные вызванные потенциалы в ответ на слуховые стимулы и проявляются биоэлектрической активностью структур слуховых путей ствола головного мозга. Нервный импульс генерируется в улитке и проводится по кохлеарному нерву, далее нервные импульсы попадают в кохлеарное ядро, трапециевидное тело, верхнеоливарный комплекс, ядра латеральной петли, нижние бугры четверохолмия, расположенные в области ствола головного мозга.
Принято считать, что источником генерации I пика является дистальная часть слухового нерва, II пика — проксимальная (интракраниальная, но экстрамедуллярная) часть слухового нерва и часть кохлеарных ядер; III пика — билатеральный верхний оливарный комплекс; IV пика — восходящие слуховые волокна в ростральной части моста, боковая петля; V пика — нижние бугры четверохолмия; VI пика — медиальное коленчатое ядро и VII пика — дистальная часть слуховой радиации.
Таким образом, метод позволяет оценить функциональное состояние структур понтомедуллярного и понтомезэнцефального уровней, недоступных обследованию методом электроэнцефалографии.
Для каждого из изучаемых параметров в ряде руководств по стволовым вызванным потенциалам содержатся нормальные значения и их колебания. При этом, ряд исследователей отмечает, что для оценки данных АСВП в клинической практике при определённой нозологии стоит опираться не только на существующие нормальные показатели различных компонентов АСВП, но и иметь собственную базу данных по средним значениям исследуемых показателей и степень их отклонения при конкретном заболевании.
Стоит отметить, что некоторые исследователи отмечали полезность изучения стволовой дисфункции методов АСВП у больных с острой цереброваскулярной патологией. Так, в работах Брутяна А.Г., исследовались нарушения проведения звукового сигнала по стволу головного мозга у больных с ишемическим инсультом. Было выявлено, что вторичный стволовый синдром характеризуется асимметричным поражением ствола с более выраженными изменениями гомолатерально очагу в больших полушариях мозга. Кроме того, дислокация ствола при субтенториальных и супратенториальных очагах часто сопровождается нарушениями в периферическом звене акустического анализатора.
Дашьян В.Г. у больных с геморрагическим инсультом исследовал проведение звукового сигнала по данным АСВП для оценки функционального состояния ствола головного мозга. Выявлено, что из 6 пациентов, имевших нарушение проведения звукового сигнала на уровне ствола головного мозга, 4 умерли после операции, у 2 развился грубый неврологический дефицит. Из 10 пациентов с нормальным ответом по данным АСВП летальных исходов не отмечалось.
Все это говорит о чувствительности данного метода в оценке стволовой дисфункции и в этой связи должен быть внедрен в рутинную клиническую практику при цереброваскулярных заболеваниях, в том числе при отборе больных на оперативное лечение.
Ниже представлены наши собственные результаты использования АСВП у пациентов с геморрагическим инсультом.
В своей повседневной клинической работе для исследования акустических стволовых вызванных потенциалов мы использовали нейромиоанализатор «Нейромиан» НМА-4-01. Обследование выполнялось по стандартной методике:
Стимуляция подаётся отдельно на правое и левое ухо, число усреднений – 2000, длительность стимула – 0,1мс, интенсивность 100 дБ.
Изучаются следующие параметры:
- латентности I, III, V компонентов
- межпиковые интервалы I-III, III-V, I-V
- амплитуды I и V компонентов
- отношения амплитуд I/V.
Расчет параметров проводится по ипсилатеральной к стимуляции стороне регистрации. Однако учитываются и данные контралатеральной регистрации, так как установлено, что при этом может быть получена дополнительная информация.
Следует отметить, что из названных изучаемых параметров амплитуда I и V компонента в норме подвержены большим колебаниям и в этой связи не могут иметь важного клинического значения при острой церебральной патологии.
По ряду рекомендаций перед изучением абсолютных латентностей (I, III, V компонентов) необходимо изучить порог слуха (и на основании полученных данных проводить стимуляцию), иначе результаты могут быть обусловлены имеющимся у больного преморбидным снижением слуха. В связи с тем, что определить порог слуха у больных с угнетением сознания было практически невозможно, ценность данного изучаемого параметра также снижалась.
По мнению крупных специалистов в исследовании АСВП для объективной оценки состояния стволовых структур на понто-мезенцефальном уровне, в первую очередь следует обращать внимание на значение относительных латентностей – межпиковых интервалов. При этом чтобы исключить периферический (невральный) компонент (межпиковый интервал I-III) и оценить истинно стволовые нарушения, необходимо прицельно исследовать стволовые межпиковые интервалы III-V и I-V.
На базе краевой клинической больницы г.Красноярска нами было проведено исследование АСВП у больных с геморрагическим инсультом путаменальной локализации (67 пациентов) объёмом более 30мл3 (средний объём гематомы - 51,5±16,8мл3). Дислокация срединных структур колебалась от отсутствия смещения срединных структур до 18мм, в среднем, – 5,9±3,9мм.
Перед тем, как оценивать параметры нарушения проведения звукового сигнала по стволу головного мозга опишем клинико-неврологическую характеристику пациентов при разных объёмах гематомы и разной степени поперечной дислокации мозговых структур.
В таблице 1 приведено распределение больных с геморрагическим инсультом путаменальной локализации с разным уровнем бодрствования при разных объёмах гематомы.
Таблица 1
Уровень бодрствования больных с геморрагическим инсультом (по ШКГ) путаменальной локализации в зависимости от объёма гематомы(мл3)
Уровень бодрствования | ||||||
Ясное (15) | Оглуш.I (13-14) | Оглуш.II (11-12) | Сопор (9-10) | Кома I (7-8) | Кома II (5-6) | |
Объём гематомы (мл) | 35,33±2,8 | 37,17±5,8 | 47,33±9,1 | 48,09±13,2 | 67,47±21,6 | 87,3±16,8 |
Из данных, представленных в таблице 1, видно, что существует зависимость между объёмом гематомы и угнетением уровня бодрствования: с увеличением объёма гематомы увеличивается количество тяжёлых больных. При этом стоит отметить (с учётом разброса стандартного отклонения от средней величины), что больные в коме I могли иметь объём гематомы от 45 до 90 мл3. Этот факт указывает на то, что при угнетении уровня бодрствования объём гематомы является не единственным фактором, определяющим тяжесть состояния больных.
Проведён корреляционный анализ между объёмом гематомы и угнетением уровня бодрствования по шкале ком Глазго. Получена корреляционная связь средней силы r = - 0,45 (рис.40).
Рис.40. График корреляционной зависимости между объёмом гематомы и степенью нарушения уровня бодрствования (по ШКГ) у больных с геморрагическим инсультом путаменальной локализации.
Из данных, представленных на рисунке 40, видно, что с увеличением объёма гематомы снижается уровень бодрствования. При объёме гематомы более 80 мл3 все больные находились в коме (ниже 9 баллов по ШКГ). При этом в диапазоне объёма гематомы от 50 до 70мл3 находились больные как в оглушении, так и в коме. Это ещё раз подчёркивает не определяющую роль объёма гематомы в тяжести состояния больных с геморрагическим инсультом путаменальной локализации.
Для подтверждения сказанного ниже приведены два клинических примера, при которых больные с приблизительно одинаковым объёмом гематомы в путаменальной области имели разную тяжесть клинического состояния.
Клинический случай №1
Больной О., 58 лет, поступил в ККБ 12.12.2012. Известно, что заболел остро 12.12.2012, когда на фоне повышения артериального давления до 220/100 мм.рт.ст. появилась сильная головная боль и ослабли левые конечности. Бригадой «скорой помощи» доставлен в ККБ. Объективно при поступлении: уровень бодрствования – глубокое оглушение (11 баллов ШКГ), зрачки D=S, фотореакции сохранены, левосторонняя гемиплегия, сухожильные рефлексы D>S, менингиальных знаков нет. Выполнена компьютерная томография головного мозга (рис. 41).
Рис.41. МСКТ-снимок головного мозга больного О.