Взгляды на аборт католической церкви

Общеизвестна непримиримая позиция по отношению к абортам католической церкви, которая во многих случаях стоит во главе движения противников абортов. Данная позиция является неизменной на всем протяжении существования церкви и, несмотря на некоторую либерализацию подходов к другим проблемам современного мира, в этом вопросе остается последовательной.

От недавно умершего Папы ­­- Иоанна Павла II, чрезвычайно популярного и авторитетного не только в католическом мире, многие годы ждали послаблений в вопросах аборта. Сейчас аналогичные ожидания связывают с его приемником. Кроме того, под влиянием католической Церкви возникли (или во всяком случае на нее ссылаются) такие движения как «Про-лайф» («pro-life»), одним из основных направлений деятельности которого является достижение повсеместного запрета на аборты и контрацепцию. Методы выбираются самые разные, в том числе и вполне вопиющие – вплоть до дискредитирующих клиники, в которых производят аборты, действий (рытье рвов, установление деревянных крестов), и нападений на врачей, отстаивающих право пациенток на аборт.

Взгляды на аборт в православном богословии

В православномбогословии, когда речь идет о нравствен­ных вопросах, на первое место чаще всего выдвигается самая жизнь Основателя христианства, как воплотившая в себе идеал совершеннейшего пути к спасению. Церковь не считает правильным утверждение, что плод есть всего лишь часть материнской ткани: «Это не ее тело; это тело и жизнь другого человеческого существа, вверенного ее материнским заботам для кормления». Священник Максим Обухов, руководитель Православного медико-просветительского центра «Жизнь» (аналога упомянутого выше «Про-лайф»), был благословлен на свое «святое» дело патриархом РПЦ Алексием II. Он, высказывая свою позицию, не только категорически исключает вероятность абортов «по просьбе», но столь же последовательно возражает против «абортов по медицинским показаниям». Он вводит и обосновывает понятие служения, буквально проводя параллель со службой мужчины в армии. «Эти два подвига – деторождение и защита Отечества», – пишет он, – «связаны с необходимостью жертвовать собой и благословляются Церковью». Ссылаясь на «Основы социальной концепции РПЦ», принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе, он поясняет, что при угрозе неминуемой смерти женщина не принуждается к мученичеству, которое может быть только добровольным, но благословение на аборт все равно исключается.

В последнее десятилетие в нашей стране делаются серьезные шаги по созданию современной системы планирования семьи. Од­новременно возникли общественные движения против абортов – ассоциации «Жизнь», «Право на жизнь», «Pro life», «Vita» и др. Данное изменение ситуации весьма нетрадиционно для России последних лет в связи с особой «абортной культурой», о которой речь пойдет ниже.

Взгляды на аборт в протестантской церкви

Церковь Адвентистов Седьмого Дня (одно из направлений протестантизма) опубликовала в 1990 г. «Заявление-Консен­сус» по аборту Комитета «Христианский взгляд на Человечес­кую Жизнь». Здесь изложен компромиссный подход к пробле­ме аборта, отражающий, с одной стороны, ответственность христиан за защиту человеческой жизни на дородовой стадии, а с другой – необходимость обеспечения личной свободы жен­щин. Да, человеческая жизнь на предродовой стадии – величай­ший дар Божий. Однако решения, касающиеся жизни, должны приниматься в контексте падшего мира: «Аборт – это одна из трагических дилемм нашей греховности... Мы не можем ми­риться с абортами, совершаемыми ради удобства или контроля за рождаемостью. Однако мы признаем, что существуют чрез­вычайные обстоятельства, при которых аборт может рассматри­ваться в качестве альтернативы. Среди таких обстоятельств мо­гут быть: серьезная угроза жизни беременной женщины или ее физическому или умственному здоровью, серьезные врожден­ные дефекты, диагностированные у плода в утробе матери, а также беременность в результате изнасилования или инцеста». Окончательное решение об аборте принимает сама женщина. Причем, как говорится в «Заявлении-Консенсусе»: «Отноше­ние осуждения неприемлемо для тех, кто принял Евангелие».

Взгляды на аборт в исламе

В «Исламском кодексе медицинской этики», в частности, говорится: «Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь неродившегося ребенка должна быть спасена, кроме случаев абсолютной медицинской необходимости, признаваемых Законом ислама. Современные тенденции разрешения аборта исламом не признаются. Ислам предоставляет плоду некоторые права, например, право наследования: если беременная женщина приговоре­на к смерти, приговор приводится в исполнение лишь после того, как она родит и выходит своего ребенка».

Взгляды на аборт буддизма

Согласно буддизму,убить – значит совершить самый страшный отрицательный поступок. Этика буддизма начинает­ся с заповеди: «Не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное». Решение проблемы природы и статуса эмбриона в буддизме таково: «зародыш священен и несет весь потенциал человеческого существа», а потому аборт «соответствует унич­тожению жизни независимо от стадии».

Взгляды на аборт иудаизма

Как считают авторитеты иудаизма,аборт (и вообще – нежелание иметь детей) противоречит истории и мессианскому предназначению еврейского народа. В то же время, если бере­менность угрожает физическому здоровью матери, это обстоя­тельство должно быть принято во внимание.

Если обратиться теперь к запретам юридическим, то законодательство об аборте сильно различается в разных странах. Обобщенно можно вы­делить четыре типа законов:

1. Самое либеральное законодательство разрешает «аборт по просьбе» (в малом числе группе стран, среди которых Россия).

2. Довольно свободные законы разрешают аборт по многочисленным медицинским и социальным показа­ниям (в шести странах Европы: Англия, Венгрия, Исландия, Кипр, Люксембург, Финляндия).

3.Довольно строгие законы разрешают аборт лишь при некоторых обстоятельствах: угроза физическому или психическому здоровью женщины, инкурабельные де­фекты плода, изнасилование и инцест (в Испании, Польше, Португалии и Швейцарии).

4. Очень строгие законы, которые или вообще запреща­ют аборты или разрешают их в исключительных случа­ях, когда беременность представляет непосредственную опасность для жизни женщины (в Северной Ирландии, до недавнего времени – в Республике Ирландии и на Мальте).

Если же говорить о мире в целом, то в 98% стран аборт разрешен в целях спасения жизни женщины, в 62% – в целях сохранения ее физического или психического здоровья, в 42% – в случаях беременности после изнасилования или инцеста, в 40% – по причине дефективности плода, в 29% – по экономиче­ским и социальным причинам, и только в 21% – по просьбе.

В России, как уже отмечалось, одно из самых либеральных законодательств об аборте. Статья 36 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» разрешает «аборт по просьбе» до 12 недель беременности; по социальным показаниям – до 22 недель; по медицинским показаниям – независимо от срока бе­ременности, причем перечень социальных показаний достаточно широк. Если беременная женщина не имеет социальных показаний, разрешение на производство позднего аборта ей может быть выдано врачебной комиссией «в индивидуальном порядке». Данное положение подзаконно­го акта Минздрава РФ (1994 г.) не только сделало поздние аборты почти столь же доступными женщинам в нашей стране, как и аборты в первом триместре, но и способствовало интенсивной коммерциализации этой медицинской практики. В то же время, в приведенном перечне показаний, дающих право на бесплатный аборт, не нашлось места такому оправданию абор­та, как инцест. Необходимо отметить, что в условиях настоящей тяжелой демографической ситуации, некоторые руководители регионов или региональные законодательные собрания приняли местные постановления, препятствующие свободной практике абортирования. Иногда им навстречу идут руководители местных учреждений здравоохранения, также создающие препятствия для легкого проведения абортов. Оценивая положительно беспокойство государственных мужей о благе нации, нельзя не отметить, что законность такой практики вызывает сомнения.

Еще одной проблемой законодательного обеспечения практики абортов является невозможность препятствовать так называемому «абортному туризму» из стран с жестким в страны с более мягким законодательством. Как практика запрещенных, криминальных, так и «заграничных» абортов разлагающе действует на систему здравоохранения, что еще раз свидетельствует о сложности рассматриваемой проблемы. В странах Европы законодательства предусматривают разные подходы к ответственности несовершеннолетних при осуществлении ими абортов. В Швеции беременная женщина сама решает вопрос об аборте независимо от своего возраста, и конфиденциаль­ность при проведении данного медицинского вмешательства считается приоритетной. Во Франции такое право женщи­на получает с 18 лет. Согласно современному российскому законодательству, беременная женщина, если ей уже есть 15 лет, сама правомочна давать согласие на аборт, то есть заявить о таком своем желании, причем ее просьба не сообщать об этом роди­телям законна (на практике же эта норма Закона, как правило, нарушается).

В традиционном медицинском подходе к проблеме аборта едва ли не главным всегда считался вопрос о жизне­способности плода, то есть о той границе в его внутриутроб­ном развитии, когда он уже в состоянии выжить вне организ­ма матери с учетом возможностей, предоставляемых техно­логиями выхаживания недоношенных. В нашей стране до начала 90-х годов считалось, что такой границей является срок беременности 28 недель при массе тела плода от 1000 гр. Очевидно, что по мере прогресса медицинской науки и прак­тики названные показатели будут снижаться. Когда в 1993 г. акушерская служба Российской Федерации перешла на рекомендованные ВОЗ критерии живорождения и мертворождения, граница жизнеспособности была снижена до 22 недель беременности, показателя массы тела плода – до 500 гр.

Противовесом на арене споров вокруг аборта является аргументация, которая наиболее полно представлена в документах и публикациях МФПС – Междуна­родной федерации планирования семьи (образована в 1952 г., в 1991 г. создана российская ассоциация «Планирование се­мьи»). Вопрос об аборте – это часть вопроса о репродуктивном здоровье, репродуктивном выборе и репродуктивных правах человека. Репродуктивное здоровье отражает очень важный ас­пект здоровья вообще (как полноты физического, психическо­го и социального благополучия) и предполагает: а) способность производить потомство, б) свободное принятие решений в этой сфере, в) доставляющую удовлетворение и безопасную поло­вую жизнь. Репродуктивный выбор – проявление моральной автономии личности в вопросах сексуальности и деторожде­ния. Современные концепции планирования семьи требует развития других – неабортных – моделей планирования семьи. Столь привычный для каждого врача, для медицинских работ­ников в целом тезис о необходимости борьбы с абортами предполагает: 1) всемерное снижение доли небезопасных абор­тов; 2) совершенствование служб планирования семьи, компетентное применение альтернативных аборту методов контроля над рождаемостью, что приведет к общему снижению числа абортов. Отрадно, что эти подходы все более уверенно внедряются именно в российскую действительность.

ТЕМА 4

Наши рекомендации