Развитие зрительного внимания.

Л.:«Посмотрите на плане острова, где могут находиться синие звукопузики.»

(Каждому ребенку выдается игровизор и либиринт В, Воскобовича)

( Дети проходят по лабиринту и понимают, где находятся синие звукопузики)

Л.:«А на каком виде транспорта можно до них добраться нам поможет карта»

Обучение пользования графическим знакам, схемам.

( Закрепление умения ориентировки на листе бумаги).

Л.:«Давайте попробуем расшифровать символы!

Посмотрите в левый верхний угол и подумайте что могут означать эти символы.»

(Дети рассуждают и приходят к мнению, что это водный, воздушный и наземныйвиды транспорта)

Л.: «Молодцы! Посмотрите в правый верхний угол. Что обозначает эта схема?» ( первый звук в слове)

«Внимательно послушайте первые звуки в словах: «Воздушный, Водный, Наземный» и определите лишнее слово»

(Дети выделяют первый звук в слове и находят лишнее слово)

Л.:«Правильно, значит остается выбор между воздушным и водным транспортом.

Посмотрите в левый нижний угол. Название какого вида транспорта подойдет к этой схеме? »

(Воздушный, потому что в этом слове три слога.)

Л.:«Давайте вспомним, какой воздушный транспорт мы знаем!»

( Дети называют вертолет, самолет…)

Л.:« Я думаю, что звукопузики еще не научились управлять таким сложным транспортом. Может вы знаете воздушный транспорт , на котором люди уже давно научились летать?»

(воздушный шар )

Л.:«Молодцы! Посмотрите в

правый нижний угол нашей карты. Если к этой схеме подойдет слово « шар», значит ,мы правильно определили транспорт, на котором можно добраться до синих звукопузиков.

( Дети проводят звуковой анализ слова)

Развитие связной речи.

Л.:« Ура! Мы расшифровали карту! Посмотрите, какой красивый воздушный шар. Расскажите, что вы знате о воздушном шаре?

(Дети рассматривают воздушный шар и рассказывают что они знают о передвижении по небу на воздушном шаре.)

Развитие музыкального слуха

Л.: «Теперь мы готовы к полету ! В путь!

( Дети усаживаются в воздушный шар и « взлетают»)

( Под музыку дети имитируют полет )

Развитие мелкой моторики рук.

Л.:« Молодцы! Мы нашли их! Теперь маленькие больше не будут плакать.

« Ребята, а как же мы узнаем родных братьев ? Зеленые звукопузики еще маленькие и не умеют пользоваться своими экранчиками.

Давайте возьмем волшебные карандаши и для начала узнаем имена синих «звукопузиков».

( Дети закрашивают синими карандашами экранчики «старших» звукопузиков. На пузиках выступают буквы).

Соотнесение твердого согласного с мягким.

Л.:«Давайте подумаем у кого старший брат звукопузика -- [ п` ]

(логопед показывает зеленых звукопузиков. Называя «старшего» брата, ребенок получает «младшего» .

[ м`],[ т`] ,[ н`], [х`]

Л.: «Ребята, оказывается ,согласные звуки бывают не только

твердыми ….

Почти у каждого твердого звука есть пара мягкого!

Давайте поиграем! Я буду называть твердый звук, а вы его младшего брата -мягкий ».

[с ], [ л]….

Звуковой анализ слова.

Л.:«Теперь вы знаете, что согласные звуки бывают и твердыми и мягкими .Давайте запомним, что согласный твердый звук обозначается синим цветом, а согласный мягкий- зеленым.

Л.:«Ребята, вы проделали такой долгий путь . Сначала мы ехали на поезде, затем летели на шаре, чтобы найти племя синих. Кстати, вот стоит домик слова «путь».

Давайте, узнаем какие звуки живут в этом слове».

(Дети проводят полный звуковой и слоговой анализ слова).

Развитие звукового анализа.

« Какие вы молодцы! Не оставили в беде маленьких, разгадали зашифрованную карту ,помогли найти старших братьев зеленых звукопузиков!

( голос из микрофона)

« Внимание, внимание ! Продолжается посадка на поезд, следущий до станции « Детский сад». Занимайте места согласно купленным билетам!»

Л.:« Ребята , по- моему , нам пора возвращаться в детский сад! Берите билеты и садитесь в вагоны. Будьте внимательны, билеты обратного следования уже синие и зеленые!.

(На стульчиках, выстроенные в виде поезда прикреплены картинки: вертолет, катер, трамвай, метро, троллейбус)

(Дети с синими билетами садятся на стульчики с картинками, названия которых начинаются на согласный твердый звук; дети с зелеными билетами- на согласный мягкий звук).

Итог.

Л.:«Ну, вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!

Вам понравилось путешествие?

На каком транспорте мы передвигались? С какими жителями острова мы встретились? Что мы разгадывали?

Что нового мы узнали?»

«Жители острова в благодарность вам дарят воздушные шарики!»

Разработайте фрагмент занятия по развитию дыха­тельной функции в период после хирургического вмеша­тельства.

Тема: «Приключения мышонка».

Цель занятия: способствовать активизации стенки глотки и мягкого нёба, усилению чёткости кинестезий и устранению назализации, формировать длительный ротовой выдох при реализации артикулем передних гласных.

Задачи: учить длительному речевому выдоху на звуке «У», «Ы», упражнять в утрированном произнесении этих звуков; продолжать обучать выполнению артикуляторных упражнений, активизирующих работу губ, языка.

Оборудование: панно с прорезями для работы с демонстрационным материалом из серии «Сказка за сказкой» к сказке «Маша и медведь»; плоскостные изображения мышонка, филина, медведя, медвежат.

Ход занятия:

Мы с тобой уже знаем о том, как мышонок нашёл свою песенку и отправился домой. А по дороге он решил навестить своего друга, который жил под пенёчком на лесной поляне. А чтобы было не скучно бежать по лесной тропинке, мышонок тихонько напевал свою песенку (логопед даёт в руку ребёнку мышонка и просит помочь спеть его песенку - 4-5 раз сопряжённо с опорой на зрительный и речевой образец логопеда. По окончании упражнения, ребёнок вставляет « мышонка» в панно). Вдруг, сквозь звуки своей песенки, мышонок услышал: «ЫЫЫ, ЫЫЫ,ЫЫЫ» - это медведь нашёл кусты сладкой лесной малины и громко призывал своих медвежат. Но медвежата, наверное, далеко и не слышат, давай поможем медведю: «медведь» помещается в панно и логопед, показывая правильное положение языка в ротовой полости, вместе с ребёнком артикулирует длительный «Ы». Обязательно контролируется вдох -выдох. Если качественного выполнения не получается, подключить тактильный контроль (ладошка или зеркальце). Не беда, если поначалу «Ы» будет приближен к «И», главное, чтобы язык удерживался в нижнем положении и губы принимали активное участие в артикулировании.Медвежата услышали и поспешили на зов медведя. Ах, как нравилась им сладкая малина, они с удовольствием ели её и причмокивали - вот так: логопед показывает утрированно, просит ребёнка показать как медвежата ели малину. По ходу выполнения внимание обращается на сильную смычку губ. Мышонок был тоже очень голоден, ведь он с самого утра ничего не ел, поэтому он тоже поел вкусной малинки и побежал дальше. Чуть-чуть пробежал - слышит, где-то недалеко филин «ухает»: «УХ, УХ, УХ». Мышонок испугался и побежал быстрее, но филин опустился ещё ниже, летел почти над самой травой и всё время ухал: логопед вкладывает в руку ребёнка «филина» и вместе выполняют звукоподражание. Ставится задача удлинения выдоха на звуке «У», но тем не менее нужно ориентироваться на возможности ребёнка. Иначе неумение делать довдох при окончании воздуха, может вызвать экспираторное поджимание диафрагмы.

Мышонок бежал всё быстрее и быстрее и очень обрадовался, когда увидел перед собой знакомый пенёк - ведь это был домик его друга. Очень ловко юркнул мышонок в норку между корнями старого пня и замер, боясь пошевелиться. Филин, покружив над пеньком, улетел, а мышонок стал звать своего друга, вот так: пиии....пиии....пииии (длительно, протяжно), помогай мышонку! Из глубины норки прибежал мышонок Пип и сказал, что он уже укладывался спать и не ждал своего друга в гости. Но, все равно я очень рад тебе, проходи. Мышонок Пип разбудил светлячка, чтобы в норке стало светло. А, когда светлячок зажёг свой маленький фонарик, мышонок Пип посмотрел на гостя и рассмеялся: «Ты где это так испачкался, у тебя вся мордочка красная!». Это я лесную малину ел, а умыться не успел, - ответил мышонок. Тогда Пип сказал, что нужно попросить (имя ребёнка) научить нас чисто облизываться. Логопед, обращаясь к ребёнку с просьбой научить мышат, даёт образец выполнения артикуляционного упражнения «Вкусное варенье», сначала с верхней губы, потом вкруговую. Необходимо добиваться качественного выполнения упражнения с открытым ртом, так как традиционно дети «надсаживают» язык кверху нижней губой, закрывая при этом рот.

Мышата сказали: «Большое спасибо» и стали укладываться спать, потому что было уже очень поздно, и у мышонка закрывались глазки. Давай пожелаем им: «Спокойной ночи» и попрощаемся до новой сказки.

Подберите упражнения, соответствующий дидак­тический материал, картинки, игры на развитие голоса для работы над голосовой функцией ребенка с ринола­лией после операции

После операции работа над голосом состоит из дыхательной гимнастики, удлиняющей выдох и активизирующей внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление нёбно-глоточного смыкания, выработки навыка правильного голосоведения, расширения диапазона голоса, увеличения его силы, а также компенсации расстройства двигательной функции гортани, если таковое уже имеется. Все фонопедические мероприятия тесно переплетаются и проводятся в комплексе с другими, направленными на исправление фонетической стороны речи.

Непосредственно голосовые упражнения начинаются на I этапе с постановки гласных фонем. На II этапе они продолжаются в виде вокальных упражнений, которые дают наилучший эффект в решении основной задачи -- развитии подвижности нёбной занавески. Применение вокальных упражнений в обучении лиц с нёбно-глоточной недостаточностью и расщелинами нёба основано на тесной филогенетической и функциональной связи мягкого нёба и гортани. В норме при пении мышечный тонус нёбной занавески резко повышается с возрастанием мышечного тонуса в гортани и глотке. Мягкое нёбо рефлекторно поднимается и примыкает к задней стенке глотки.

Вокальные упражнения растягивают нёбную занавеску, растормаживают и одновременно активизируют всю мускулатуру гортаноглотки, заставляют ребенка шире открывать рот, увеличивать силу звука. Методика проведения фонепедических упражнений и их последовательность при ринолалии имеют ряд особенностей.

На II этапе эти упражнения сводятся к пению гласных: вначале звуков аи э, через 2--3 урока прибавляется о, еще через неделю ии последниму. При ежедневных занятиях сроки сокращаются.

Начинаются вокальные упражнения с пения терций, что детям довольно трудно, особенно при сниженном слухе. Но интервалы меньше двух тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией, поскольку они не привыкли петь, не слышат разницы в высоте тонов, а новизна материала и ощущений и восприятие музыкальных тонов еще больше затрудняет слуховые дифференцировки.

К вокальным упражнениям приступают на 3--4-м занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого нёба. Его тренируют пением гласных в диапазоне терции первой октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми.

При практически неподвижной нёбной занавеске или лишь при подергивании ее края начинают с пения «а» или «э» на одной ноте. Затем переходят к пению терций, потом трезвучия. Чтобы определить допустимую нагрузку, первые попытки осуществляют только под контролем логопеда. При расслаблении нёба занятия немедленно прекращают. Обычно поют гласные по 2--3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано.

Начинают пение с низкого тона. Последующий переход к более высокому тону резко активизирует мышцы гортани и глотки, что помогает значительно дольше удерживать сегменты неба в высокой позиции. Поэтому при снижении слуха подросткам и взрослым целесообразно петь интервалы, охватывающие 3,5--4 тона.

Поют трезвучия и терции не менее трех недель. Чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, повторяют верхнюю ноту трезвучия дважды, не прерывая фонации. Для развития голоса и усиления смыкания поют достаточно громко, но не форсируют голос, поскольку активность нёба быстро истощается и оно провисает, вследствие чего звук назализуется. Все вокальные упражнения выполняют стоя.

Чтобы расширить диапазон, увеличить силу голоса, развить интонацию, упражнения модифицируют: меняют тональность, поют тихо, громко.

Подбор вокальных упражнений должен быть строго дифференцированным для каждого обучающегося, поскольку в пении участвуют все отделы голосового аппарата, и очень важно, чтобы они работали без всякого напряжения и насилия, вредно отражающихся на голосе. Детский голос требует максимально щадящего отношения, которое должно проявляться в соблюдении следующих требований: петь только в соответствующем возрасту диапазоне, при пении не использовать крайние ноты присущего данному возрасту диапазона, петь на коротких певческих фразах, петь негромко, без напряжения. Эти требования основаны на анатомических и физиологических особенностях детского организма. Пренебрежение ими ведет к нарушению голосовой функции.

Можно рекомендовать детям пение начальных двух фраз из песен «Машенька-Маша» (сд. и муз. С. Невельштейна), «Грибок» (муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской), «Неваляшки» (муз. З. Левиной, сл. О. Петровой), «Веселый музыкант» (муз. К. Филиппенко, сл. Т. Волгиной), «Как на тоненький ледок» (нар. в обработке М. Иорданского). Взрослым -- «Как ходил-гулял Ванюша» (муз. и сл. народные), «Ты, соловушко, умолкни» (муз. М. Глинки), «Как прекрасен этот мир» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова), «Мелодия» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравов ).

Для заключительных вокальных упражнений подбирают песни, фразах которых тоны располагаются по звукоряду, то есть интервалы между ними не превышают одного тона. На заключительном этапе вокальных упражнений дети могут петь фразы из песен «Зима» (муз. В. Карасевой, сл. Л. Френкеля), «Лягушка» (муз. и сл. А. Карасева), «Веселые гуси» (муз. и сл. народные), а подростки и взрослые -- из песен <Дубинушка» (муз. и сл. народные), «Не повторяется такое никогда» (муз. С. Туликова, сл. М. Пляцковского), «Надежда» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), «Лес горит, пылают горы» (муз. М. Полнареффа, сл. В. Крылова).

Наши рекомендации