Механизмы информационного воздействия

Ведущим механизмом информационного воздействия является суггестия – передача неполной, даже фрагментарной, интеллектуальной информации, сопряженной с директивно-волевым и эмоциональным зарядом. Если воздействие убеждением оставляет перед человеком возможность выбора, то внушение лишает его такой возможности. Внушение предполагает безоговорочное подчинение. О фундаментальной роли внушения в общественной жизни одним из первых писал В. М. Бехтерев (1908), значительное внимание уделяя такому понятию, как «массовый гипноз». Характеризуя нейрофизиологические механизмы такого воздействия, он подчеркивал, что в основе любой суггестии лежит индукционное торможение определенных участков коры головного мозга, что предопределяет понижение сознательной активности и, соответственно, критичности мышления. В итоге возникает неадекватность эмоционального восприятия и резко повышается внушаемость.

В психологическом отношении в основе повышенной внушаемости лежит отсутствие готовых программ поведения человека, сформировавшихся в процессе его жизнедеятельности, вследствие чего он не имеет возможности адекватно реагировать на стрессогенную ситуацию и рационально строить свое поведение (в какой-то степени эти реакции близки к состояниям легкой и умеренной паники).

В процессе информационного манипулирования задействуются механизмы как индивидуальной, так и общественной памяти. Информационные потоки, пронизывающие массовое сознание, оставляют свой «отпечаток» в механизмах памяти, следовательно, происходит изменение смыслов в сознании человека, коллективном, массовом сознании или в общественном сознании в целом. Возникают благоприятные условия для манипулирования всеми формами и уровнями общественного сознания и многопланового воздействия на механизмы индивидуальной и общественной памяти. Так, исследователи выделили характерную особенность человеческого восприятия, заключающуюся в том, что человек лучше усваивает ту информацию, которая похожа на уже существующие у него представления. Основные средства информационной войны ориентированы на этот феномен. Любые манипуляции и пропагандистские кампании основаны на «эффекте резонанса», когда «имплантируемая» информация, направленная на изменение поведения общности, маскируется под знания и стереотипы, уже существующие в конкретной социальной общности, на которую направлена пропагандистская кампания.

Целью манипуляции является асинхронизация представлений «целевой группы» (адресата) с помощью «эффекта резонанса» и перевод ее на другие модели поведения, ориентированные на совершенно иную, выгодную для манипуляторов систему ценностей. «Эффект резонанса» достигается, когда тому или иному факту, проблеме или психологической установке придается искусственно преувеличенное, искаженное либо даже ложное значение, которое по мере продвижения в «культурное ядро» диссонирует и разрушает существующую в обществе систему ценностей.

По К. Г. Юнгу, процесс «вытеснения» из сознания «в ближние и более глубокие слои бессознательного» осуществляется благодаря «моральному влиянию окружающего». Процессу вытеснения непременно сопутствует процесс ассоциирования в сознании новых впечатлений. Оба процесса проходят непрерывно и у разных личностей по-разному в зависимости от их волевых установок, однако в любом случае «высвобождающаяся психическая энергия» оказывает влияние на психическое и даже физическое состояние личности. При этом «чувство моральной неполноценности возникает… отнюдь не из столкновения с всеобщим, в известном смысле произвольным моральным законом, а из конфликта с собственной самостью, которая, исходя из чувства душевного равновесия, требует восполнения дефицита». Восполнение этого дефицита у взрослого населения (далеко не у всех) может происходить путем ассимиляции сознанием «архетипических ресурсов бессознательного». У молодежи таких возможностей меньше – молодой человек ассимилирует, скорее, новые внешние впечатления (у молодых людей соответствующие архетипические формы почти не заполнены).

Наши рекомендации