ТЕМА № 3. РАССТРОЙСТВА СОЗНАНИЯ
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ.Многозначность слова «сознание»: уровень психики, нравственная категория и др. Два значения его в медицине:
1. Физиологическое (активация), т.е. бодрствующее состояние психики (ясность, готовность к психическому отражению) без учета отражаемого содержания. Имеется и при глубокой умственной отсталости.
2. Психологическое: как содержательно наполненное психическое отражение высокого уровня, многостороннее (в том числе нравственное с «познанием добра и зла», отражением прошлого – настоящего – будущего), с произвольным делением своего психического содержания на объект и субъект (с рефлексией) – из курса медицинской психологии.
В ситуации, когда больной пришел в себя («пришел в сознание») после травматического шока, врач-хирург озабочен лишь наличием или отсутствием бодрствующего уровня сознания; он интересуется для этого ориентировкой в месте, времени и в собственной личности, а также в ситуации. Психиатр и медицинский психолог будут интересоваться состоянием сознания во втором (содержательном) значении, и каждый содержательно по-своему; медицинского психолога, в частности, будут интересовать разные стороны внутренней картины болезни.
ЦЕЛЬ. Уметь выявлять и клинически оценивать расстройства сознания.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПО ТЕМЕ
Основная литература:
1. Иванец Н.Н. Психиатрия и наркология: учебник / Н.Н. Иванец [и др.]. – 2006. – 832 с.
2. Обухов С.Г. Психиатрия: учебное пособие / С.Г. Обухов– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 352 с.
3. Психиатрия : учебник / М.В. Коркина 2-е изд., доп. и пер. - М. : Медпресс-информ, 2002. – 576 с.
Дополнительная литература:
4. Жмуров В.А. Психопатология. Часть I. Симптоматология : учебное пособие / В.А. Жмуров. – Иркутск : Изд-во Иркутского университета, 1994. – 240 с.
5. Методология обследования больных в клинической психиатрии: Методические рекомендации / Н.В. Говорин, Т.П. Злова, Л.Т. Морозов. – Чита : ИИЦ ЧГМА, 2004. – 56 с.
6. Общая психопатология : пособие для врачей / А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003. – 416 с.
7. Портнов А.А. Общая психопатология : учебное пособие / А.А. Портнов. – М., Медицина, 2004. – 272 с.
8. Пропедевтика психиатрии : учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов и врачей-интернов / В.Л. Гавенко [и др.]. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003. – 192 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Критерии нарушенного (расстроенного) сознания
1. Дезориентировка в месте, времени и собственной личности.
2. Слабость (фрагментарность, непоследовательность) суждений.
3. Отрешенность от окружающего.
4. Полная или частичная амнезия периода нарушенного сознания. Забывания переживаний при этом аналогичного забыванию сновидений.
5.Относительная непродолжительность.
Понятие о глубине (тяжести) и вариантах помрачнения сознания. Симптом пробуждения – симптом «движения к норме» при стимуляции в состоянии нарушенного сознания (с использованием приемов, свидетельствующих о повышенной внушаемости пациента).
«Измененные» состояния сознания: околосмертельный опыт, роды, опьянение, голотропное дыхание, состояние захваченности делом, вдохновение и др. Просоночные состояния.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Вопросы для закрепления знаний
1. Являются ли измененные состояния сознания болезненными? (Да – нет)
2. У злодея и святого может ли быть одинаковым интеллект? Может ли быть одинаковым сознание?
3. Могут ли нарушения сознания быть выраженными в форме следующего континуума: очень слабо → слабо → средне → сильно → очень сильно? Да - нет. Все ли? (Да - нет)
4. Могут ли быть переходные формы: а) между степенями выключения сознания? (Да – нет) б) между типами помрачения? (Да - нет)
5. Какие формы расстройств сознания свидетельствуют о наиболее тяжелом «общем состоянии» больного?
Тестовый контроль
Установить соответствие
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (1-4) ОТЛИЧАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПРИЗНКАМИ – ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (А-Г)
1) Сознание от интеллекта
2) Помрачение сознания от выключения сознания
3) Онейроид от делирия
4) Сумеречное расстройство от других нарушений сознания
Ответы:
А) Сноподобностью, сновидностью образов, неучастием в мнимых событиях
Б) Появлением продуктивных психических расстройств, вследствие не замедления (затруднения), а искажения сочетания представлений («знаний»)
В) Признаками эфемерности (флюктуации), обязательностью предметного и смыслового содержания, наличием категории добра и зла; большей структурной сложностью
Г) Пароксизмальностью, большей неконтактностью и последующей амнезией, дезориентировкой в собственной личности