Раздел 2. РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ

ВВОДНЫЕ ДЕМОНСТРАЦИИ

1. Больной В.Х., 40 лет, периодически лечится стационарно от эпизодической шизофрении. Фиксирован на «поворотах в влево» и пишет на эту тему. «Побелка произведена левой рукой, поворотом через левое плечо неразрывным кругом справа налево; а в правой руке было ведро с известью. Правила уличного движения (при этом) не нарушались. В данном случае я имею право включать в доме лампочку Ильича и вешать на доме красный флаг [т.к. «левый» – значит революционный].

2. 18-летняя девушка, страдающая эпилепсией (с дисфориями и слабоумием) периодически, из-за ссор с матерью во время дисфорий, поступает в психиатрическую больницу, где ей вскоре становится тягостно, а мать с выпиской не спешит. Ниже приводится ее письмо к матери:

«Здравствуй мамачка и Таничка мая сестренка. Мамачка вы радитили радные васпитавательные. Мамачка радители радные васпитавательные. Ты мамачка мая прийжятельная зденьгами скапейками свещами с домашними с маими прийжятельная. Домой миня мамачка ваз вазмеш в вещах в домашних одетую миня домой мамачка воспитавательная. Родная родименькая я радная дочинька. Мамачка ты мая, я дочинька, мамачка, твая саскучилась об вас я саскучилась абамне мамачка с Таничка и мамачка радименькая моя, я дочинька. Так на пассажирскам автобуси уже уеду с табой. Жить домой абизательна воспитаватца я уежяю. Я дома свами дома. Жить мамачка радиминькая замнои миня ты вазмеш. Жить домои мамачка ты мая радная. Письмо я домой пишу».

3 . Больной Т., 28 лет, 15 лет страдает неблагоприятно текущей эпилепсией, на неоднократно повторенный вопрос о том, с чего началась его болезнь, отвечает: «У меня, знаете, получилось так: я вообще-то…да – а …. у меня… как раз 6 класс, в 6 классе я учился… у меня…там. Что же, вы думаете, у меня случилось? Прихожу я, значит, пришел я, значит, из школы; сдавал экзамены: экзамены я сдал. Сдавал я экзамены я по русскому языку. По своему, по русскому языку сдавал… у меня так получилось, что дело… этот предмет сдал… да… так… у нас это изложение, изложение мы писали… я со своим…, которым, как говорится, написали… преподаватель говорит «можно выйти». Мы вышли из этого, как говорит... из класса, в коридор в коридор вышли… Так… и… все сидим в коридоре, дожидаемся… как нам… какие отметки нам поставят… вот. Сидим, дожидаемся. Потом преподаватель… вызывает преподаватель. «Можно войти» говорит. Вали, как говорится, за парту. Вошли и сели за парты и что же? Сидим… смотрю, 4… 4 поставлена по этому… по изложению… хорошо тут всем тетради раздали… смотрят… все. У меня смотрю, 4 стоит. Ну вот, кончился у нас предмет, нам поставили отметки… все поставили…тут и припадок развился» (из стенограммы).

4. Больной Х 40лет, с хроническим бредом, приглашенный на занятия из поликлиники ПНД, благодушно и охотно беседовал со студентами, потом написал и передал старосте «документ» следующего содержания:

«Я, Х.В.П. (ФИО полные) дарю один миллион рублей, так как имею свою Землю и при том не в одном количестве. Прошу выдать миллион рублей без задержки. А 11 человекам (студентам) по 10.000 тысяч дополнительно рублей.

Вождь всего народа на Земном шаре. И не только Вождь Земли, но и всей Вселенной и даже воздуха. (Подпись)»

СОДЕРЖАНИЕ

Расстройства течения ассоциаций

Количественные и качественные (подробно – в схеме). Качественные расстройства разрушают структурную целостность «продуктивных» психопатологических синдромов, например бредовых (параноидных), но «участвуют» в формировании синдромов слабоумия: обстоятельность – эпилептического, резонерство (разорванность) – шизофренического.

Расстройства суждений (син. «продуктивные») не принято делить на количественные и качественные, хотя эту дихотомию они отчасти содержат в полярностях: правдоподобный ↔ неправдоподобный, систематизированный ↔ несистематизированный, первичный ↔ вторичный.

Навязчивые идеи. Разнообразие предметного содержания (как и при бреде), зависимость содержания от депрессивных радикалов настроения. Уровень неболезненный и болезненный, отношение личности к ним – только критическое (! - однако степень критичности разная и не совершенно стабильна во времени.) Принцип (признак) навязчивости (обсессии) в других психических процессах и «сферах»: навязчивые влечения, желания, переживания, страхи, представления, воспоминания, фантазирования, сомнения, движения, действия.

Сверхценные идеи. Свойства: основаны на реальных событиях и фактах, но не являются их полным отражением, систематизированность, эмоциональная заряженность, слабая корригируемость разубеждениями, разнообразие предметного содержания. Диагностическое значение (нозологические особенности).

Бредовые идеи (бред). Отличие от ошибок суждений психически здоровых: игнорирование категории случайного, тенденция относить их к своему «я».

Раздел 2. РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ - student2.ru

Этапы формирования бреда и его исходы. Типичная динамика синдромов: паранойяльные → параноидные (галлюцинатрно-параноидные, депрессивно-параноидные, психического автоматизма) → парафренные.

Раздел 2. РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ - student2.ru

Раздел 2. РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ - student2.ru

Классификационные параметры бреда (бредовых идей):

а) По предметному (смысловому) содержанию.

б) По полярным (феноменологическим) характеристикам:

- образный (чувственный) ↔ абстрактный (бред толкования);

- первичный ↔ вторичный. Вторичный бред «вырастает» из галлюцинаций, сенестопатий, эмоциональных и др. расстройств.

- систематизированный ↔ несистематизированный.

Полюсы образности (чувственности), вторичности и несистематизированности по своему феноменологическому содержанию «родственны» друг другу; с другой стороны «родственны» полюсы первичности, систематизированности и абстрактности.

Диагностическое значение бреда, т.е. его нозологические особенности.

Наши рекомендации