В результате обучения бакалавр социальной работы будет

иметь представление:

· об общенаучных и философских методологических принципах лежащих в основе социальной работы как науки;

· о современных достижениях естественных и гуманитарных наук;

· о законах и принципах развития социального мира;

· о перспективах развития и современном опыте социальной работы в России и за рубежом;

· о государственной и негосударственной системе социальной работы;

· о тенденциях в современной социальной политике и изменениях в социальном законодательстве;

· о практике организации и управления социальными учреждениями и службами.

знать:

· законы и принципы развития социальной сферы, закономерности и тенденции формирования социальной политики;

· основные этапы и тенденции становления социальной работы как общественного института в России и за рубежом

· понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы

· особенности формирования личности, адаптации ее в обществе, закономерности социального взаимодействия индивидов и групп;

· сущность, и особенности трудных жизненных ситуаций формирующихся в различных сферах жизнедеятельности, с различными индивидами и категориями клиентских групп и содержание технологий социальной работы с ними,

· технологии социальной, психосоциальной, социально-педагогической социально-медицинской социально-правовой, социально-экономической помощи человеку находящемуся в трудной жизненной ситуации;

· методы исследований в социальной сфере;

· основы социального проектирования.

уметь:

· осуществлять диагностическую, экспертно-аналитическую и прогнозную деятельность по оказанию помощи группам, организациям, отдельным людям;

· выбирать и использовать эффективные стратегии и методы социальной, психосоциальной, социально-педагогической, медико-социальной работы с клиентами и клиентскими группами социальной работы;

· работать в команде, сотрудничать с представителями смежных профессий, и выступать организатором социальной деятельности;

· планировать и участвовать в организации оказания социальных услуг населению;

· владеть методами профилактики эмоционального выгорания;

· осуществлять социальную диагностику трудной жизненной ситуации клиента или клиентской группы;

· вести переговоры, выстраивать коммуникативный процесс с клиентом, осуществлять посредническую и консультационную деятельность, содействовать урегулированию конфликтных ситуаций;

· анализировать и решать конкретные случаи из практики социальной работы.

иметь опыт:

· установления контактов и поддержания взаимодействия с клиентами;

· практической работы в государственных и негосударственных организациях и службах с различными группами населения;

· работы с документацией и делопроизводством в социальной работе;

· проведения социологических и психологических исследований по социальным проблемам.

Таблица 2

2. Особенности (принципы) построения дисциплины

Особенности (принципы) построения дисциплины.

Особенность (принцип) Пояснение
Основание для введения курса ГОС ВПО №521100-doc 84 гум / бак от 10.03.2000 г. по направлению 040100 (521100) -«социальная работа» Концептуальная записка к общеобразовательной программе специальности «Социальная работа».  
Адресат курса Студенты 5 курса очной формы обучения направлению 040100 (521100) – «социальная работа»
Главная цель курса Изучение понятия, системы, принципов социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Знакомство и изучение основных методов и средств социальной работы в различных сферах жизнедеятельности.
Ядро курса Курс включает в себя 4 тематических блока: 1. Социальная работа в системе здравоохранения. Теоретико-методологические основы социальной работы с сфере здравоохранения. Осмысливаются различные теоретические подходы к социальной работе в системе здравоохранения как объекта теоретического знания и как вида профессиональной деятельности. Подходы и принципы, принципы формирования системы социальной работы в системе здравоохранения. Рассматривается нормативно-правовая база, а так же методы и формы социальной работы в здравоохранении. 2. Социальная работа в учреждениях образовательного типа. Нормативно-правовое обеспечение системы. Рассматриваются проблемы нормативно-правового обеспечения деятельности субъектов социальной работы в данной сфере. Технологии, формы, методы, методики работы социального работника в общеобразовательных учреждениях, направленность и характер их деятельности. 3. Социальная работа на производстве. Рассматривается направленность деятельности субъектов социальной работы на производстве, характер и направления деятельности. Анализируются документоведческие аспекты социальной работы на производстве. Осмысливаются проблемы трудовой мотивации и функции субъектов социальной работы на предприятии, а также формы и методы социальной работы на предприятии. 4. Социальная работа в спорте. Рассматривается система целеполагания субъектов социальной работы в сфере спорта. Анализируются особенности данной клиентской группы и коррелятивные связи с методами, формами работы, направленностью и характером деятельности в данной сфере.
Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного усвоения курса Знание таких курсов образовательной программы как «Полито­логия», «Философия», «История социальной работы», «Антропология», «Психология», «Профессионально-этические основы социальной работы», «Теория социальной работы», «Технологии социальной работы», «Cоциология».
Уровень требований по сравнению со Стандартом Дисциплина «Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности», выступает в качестве дисциплины специализации в подготовке специалистов по социальной работе 040101 – «Социальная работа» и соответствует обеспечению (в соответствии с Концептуальной запиской кафедры социальной работы в НГТУ к общеобразовательной программе специальности «Социальная работа»), подготовки бакалавров социальной работы в НГТУ
Объем курса в часах Всего – 210 ч., Лекции – 68 ч., Практические (семинарские) – 68ч., Самостоятельная работа – 54 ч.  
Основные понятия курса Социальная реабилитация, теоретические модели инвалидности, комплексная реабилитация, социально-медицинская, психолого-педагогическая, профессиональная, социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация, социальное ориентирование, дети группы риска, девиация, делинквенция, дети инвалиды, дети-сироты, индивидуальная программа реабилитации, бюро медико-социальной экспертизы, арттерапия, система сопровождения, профессиональная ориентация и трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья, жилая среда жизнедеятельности, градостроительная среда жизнедеятельности, ограниченные возможности здоровья, адаптация, дезадаптация, сохранный интеллект, депривация, стигма, независимая жизнь.
Cвязи с другими дисциплинами основной образовательной программы
Предшествующие по учебному плану дисциплины Курсу «Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности» предшествуют такие курсы как «Теория социальной работы», «Технологии социальной работы», «Социальная реабилитация», «Опыт социальной работы с различными группами населения» и т.д. В результате студенты должны будут иметь представление о: - этапах, формах и моделях становления социальной работы, а также других отраслей гуманитарного знания в России и за рубежом в разные периоды развития человечества; - о теоретико-методологических предпосылках организации социальной работы с различными группами населения; Знать: - основные современные концепции и модели практической деятельности изученных дисциплин; - международно-правовые нормы и принципы социальной работы; - основные тенденции и проблемы развития изученных дисциплин; - международный опыт в сфере социальной работы; Уметь: - анализировать основные тенденции и проблемы развития изученных дисциплин за рубежом и в России; - осуществлять диагностическую деятельность в области теории и практики социальной работы с различными клиентскими группами.  
Обеспечение последующих дисциплин образовательной программы Содержание курса «Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности» направлено на то, чтобы полученные знания и умения могли быть успешно интегрированы при изучении других дисциплин направления, таких как «Социальная работы с инвалидам в регионе» и «Опыт работы с различными группами населения», «Социальная политика», «Девиантология». Освоение данного курса может служить базой для выполнения анализа выбранной для изучения проблемы и в последующем выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с тематикой курса.
Практическая часть курса Курс предусматривает следующие виды организации учебной деятельности студентов: - Участие в практических (семинарских) занятия, где студенты обсуждают материал лекций, самостоятельно прочитанный материал и материал представленный докладчиками. - Представление докладов по избранным из предложенного списка темам. - Выполнение самостоятельных письменных работ (в форме ответов на вопросы по разделу и/или в форме терминологического диктанта) - выполнение контрольных работ по курсу. Освоение курса предполагает выполнение как индивидуальных заданий по одной из выбранных тем и представление результатов в виде доклада на семинаре, так и выполнение работы в группах. Изучение курса в 7 семестре завершается зачетом.
Учет индивидуаль­ных особенностей обучающихся, реализация права выбора способа учения Обязательным условием допуска студента к зачету, является выполнение самостоятельных письменных работ, Для получения зачета, студенту необходимо набрать минимум 70 баллов. Если студент в течение семестра не посещал и не работал на семинарских занятиях, и не набрал необходимого для зачета количества баллов он должен добрать недостающее количество баллов посещая индивидуальные консультации ведущего преподавателя.
Направлен­ность курса на развитие общепредмет­ных, общеин­теллек­туальных, умений, обла­дающих свой­ством перено­са, направлен­ность на само­развитие Обобщение, анализ, синтез, классификация, оценивание, абстра­гирование, моделирование, выдвижение гипотез, выделение главного, формулирование проблем, осознание, рефлексия, прогнозирование.
Особая технология организации учебного процесса по курсу Дискуссия, рейтинг, доклад, графическая организация материала, работа в малых группах.
Области применения полученных знаний и умений Полученные знания могут быть применены в области организации и координации социальной работы; при проведении исследова­тельско-аналитической деятельности по проблемам социальной работы, с целью разработки проектов и программ социальной работы; участии в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений; содействии интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению. Также, полученные знания и умения, могут быть применены в административно-управленческой; исследовательской; проектно-аналитической; экспертно-консультационной и социально-организационной деятельности специалиста по социальной работе.
Описание основных «точек» контроля Контроль остаточных знаний предполагает выполнение студентами в начале курса задания по собственной оценке полученных ранее знаний в области социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Промежуточный контроль предполагает выполнение письменных домашних заданий и самостоятельных работ по каждому из разделов курса. Итоговый контроль предполагает сдачу зачета по вопросам курса.


Таблица 3

3. Цели учебной дисциплины

Иметь преставление 1. о содержании, основных принципах и механизмах социальной работы в различных сферах жизнедеятельности; 2. о содержании практической работы в сферах производства, производственной и социальной инфраструктуры; 3. о содержании социальной работы различных предприятий и социальных учреждениях.
Знать 4. сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности; 5. специфику методики социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: здравоохранении, на производстве, в учреждениях образования, в досуговой сфере и др. 6. особенности социальной работы в различных сферах жизнедеятельности; 7. Основные формы, методы и технологии социально–педагогической и психосоциальной работы в социальных учреждениях и службах; 8. основы правового обеспечения социальной работы в различных сферах жизнедеятельности.  
Уметь   Уметь: 9. квалифицированно анализироватьнормативно –правовую базу, обеспечивающую социальную работу в различных сферах жизнедеятельности; 10. владеть технологиями и методиками социальной работы в различных сферах; 11. анализировать опыт деятельности социальной работы на производстве и в социальных учреждениях.  
Иметь опыт Анализа нормативно-правовой базы, деятельности учреждений, занимающихся реализацией программ поддержки и защиты клиентской группы, проблемных ситуаций, возникающих в практике социальной работы.

Таблица 4

4. Содержание и структура учебной дисциплины.

Блок, модуль, раздел, тема часы Ссылки на цели
Раздел 1. Социальная работа в системе здравоохранения    
1. Проблемы социальной работы в сфере здравоохранения
2.Медицинская этика.
3. Нормативно – правовое обеспечение деятельности социального работника в системе здравоохранения.
4. Теоретико-методологические подходы к социальной работе в системе здравоохранения. 1,3
5. Комплексный подход к решению проблем социальной работы в системе здравоохранения.
6. Социальная работа в хосписе 2,4,5,6,7,10
4.Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы 5,6
Раздел 2. Социальная работы в учреждениях образовательного типа.    
1.Социальная работа в общеобразовательных учреждениях.
2. Направления социальной работы в общеобразовательных учреждениях. 1,2,3,5
3. Теоретико-методологические подходы к организации социальной работы в учреждениях образовательного типа. 1,3
4. Комплексный подход к решению проблем в учреждениях образовательного типа.
5. Социальная работа в вузе как главнейшее условие адаптации студентов к дальнейшей жизнедеятельности. 5,6,7
6. Социальная работа в специальных образовательных учреждениях.
Раздел 3. Социальная работы на производстве.    
1. Мировой опыт реализации социальной политики на промышленных предприятиях. 1,2,3
2. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность социального работника на предприятии. 8,10
3. КЗоТ: анализ содержания и практическая реализация. 8,10
4. Характер деятельности социальных отделов на предприятии.
5. Сущность социальной работы на предприятии. 5,6
6. Экономика социальной работы.
7. Социальные программы на предприятии.
8. Социальное партнерство и социальная работа. 9,10
6. Раздел 4. Социальная работа в спорте.    
1.Спортивная деятельность как целевой компонент социальной работы
2.Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты и поддержки спортсменов. 8,10
3.Сравнительный анализ систем социального страхования спортсменов в России и за рубежом. 2,8
4. Психологические характеристики спортсменов.
5.Менеджмент в сфере спорта. 6,7,8
6. Содержание и механизмы социальной работы со спортсменами. 1,2,4,7,8
7. Принципы и функции социальной работы со спортсменами.

Описание практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы.

Блок, модуль, раздел, тема Учебная деятельность часы Ссылки на цели
Семестр 6      
Раздел 1. Социальная работа в системе здравоохранения.
1. Медицинская этика. Понятие о медицинской этике. Врачебный долг. Присяга российского врача. Кодекс врачебной этики. Клятва Флоренс Найтингел.   -формулируют понятие медицинской этики; - определяют содержание медицинской этики в современности; - Знакомятся с кодексом врачебной этики РФ. - определяют объективное и субъективное содержание понятия врачебный долг.
2.Психология обращения с больными Понятие о гомеолектике. Психология обращения с больными. Область применения психологии обращения с больными. Источники знаний по психологии обращения с больными. - знакомятся с основами психологического общения с больными; - знакомятся с содержанием понятия гомеолектика; - определяют область применения психологии обращения с больными. 5,6
3.Работа с больными, подверженными страхам и беспокойству. Понятие о страхе. Фобии. Ятрогения. Содержание работ с больными, испытывающими страх. -знакомятся с особенностями социальной работы с больными, подверженным страхам и беспокойству. - знакомятся с понятиями фобия, ятрогения и способами преодоления этого состояния. 5,6
4.Работа с различными категориями больных. Психологические аспекты работы с больными. Эффект плацебо. Психологические аспекты питания больных. Виды отклонений в поведении больных. -знакомятся с понятием плацебо, необходимостью применения; - определяют особенности питания больных; - определяют виды отклонений в поведении больных. 5,6
5. Технология медицинской реабилитации: сущность и содержание. - знакомятся с содержанием технологии медицинской реабилитации; - определяют принципы и подходы к организации медицинской реабилитации; - рассматривают структуру медицинской реабилитации; - изучают программы индивидуальной реабилитации; - определяют место социальной работы в системе медицинской реабилитации. 2,3,4,5,6
6. Система сопровождения больных в условиях госпитализации и после пребывания в условиях больницы. -знакомятся с понятием методики сопровождения и патроната больных в условиях больницы и дома; - рассматривают принципы организации системы сопровождения; - определяют специфику сопровождения в зависимости от клиентской группы (дети, инвалиды, пожилые и пр.); - определяют направления социальной работы с семьей и близким окружением больного при патронате. 2,3,4,5,6
Раздел 2.Социальная работы в учреждениях образовательного типа.
1.Социальная работа в общеобразовательных учреждениях. Взаимосвязь институтов социальной помощи и школы. Школа как субъект социальной работы. Социальный работник и социальный педагог: сходства и различия. Функции и направления работы. Связь деятельности социального работника с другими учреждениями. -анализируют сущность и содержание социальной работы в общеобразовательных учреждениях; - определяют особенности взаимосвязи институтов социальной помощи и школы; - определяют функциональные сходства и различия социально-педагогической деятельности и деятельности социального работника в общеобразовательных учреждениях;
2.Нормативно-правовое обеспечение деятельности социального работника в школе.Анализ содержания российского законодательства, обеспечивающего работу социального работника и социального педагога в учреждениях образовательного типа. Составить «Папку документов социального работника в школе, среднем учебном заведении, вузе». На примере конкретной проблемы, сделать подборку законодательных актов для ее возможной реализации. - анализируют содержание российского законодательства, регулирующее должностные обязанности и саму деятельность социального работника и педагога в учреждениях общеобразовательного типа. - определяют основные сферы нарушения прав детей, гарантированные конституцией РФ. - применяют нормативно-правовые акты в решении конкретной социальной проблемы в отношении субъектов (ученик, воспитанник, студент )образования. 5,7,11
3. Социальная работа в вузе.Определить основные категории студентов. Классификация проблем студентов. Описать основные направления социальной работы со студентами в рамках Вуза. -определяют основные категории,обучающие в Вузе; - классифицируют основные проблемы студентов в процессе их обучения; - определяют основные направления работы со студентами в Вузе и особенности их реализации. 5,6,7
4. Технологии социальной работы в системе общеобразовательных учреждений.Социально-педагогические технологии и технологии деятельности социального работника. Опыт и взаимосвязь. Социальная работа с личностью и в группе на примере школы, вуза. Диагностика личности: сущность, особенности, формы. Профилактика школьных проблем в деятельности социального работника (дезадаптации, социальных отклонений, межличностных конфликтов и др.). Реабилитация и коррекция в деятельности социального работника. - знакомятся с технологиями социально-педагогической деятельности; - классифицируют социально-педагогические технологии; - применяют социально-педагогические технологии для решения конкретных социальных проблем студентов и школьников (дезадаптация, социальные отклонения, межличностные конфликты) 8,9
Раздел 3. Социальная работа на производстве. Творческие задания студентам по учебной дисциплине. (выполняются как практические задания в группах)
1. Познакомьтесь с договором трудового коллектива какого-нибудь предприятия. Проанализируйте его с точки зрения направленности на оказание социальной помощи и поддержки работникам предприятия и их семьям. -знакомятся с формами договора трудового коллектива на предприятии; - анализируют содержание трудового договора с точки зрении наличия направленности на оказание социальной помощи и поддержки работникам производства и их семьям. -составляют сравнительную таблицу соблюдения прав рабочих работодателем на конретном предприятии в сравнении с гарантиями российского КЗоТа.
2. Считаете ли вы необходимым наличия на предприятии социальной службы? В случае положительного ответа обоснуйте необходимость создания такой социальной службы на предприятии. Что она из себя должна представлять, какие функции выполнять? Определите основные направления работы социальной службы. Назовите категории людей, которые должны стать объектом внимания социальной службы предприятия. Какие специалисты должны входить в состав социальной службы? -формулируют мнение о необходимости социальных служб на предприятии и определяют их функциональные обязанности - определяют основные направления работы социальны отделов на предприятиях. - определяют категории работников предприятия, попадающие в поле зрения социальных служб на предприятии. - определяют профессиональный состав социальных служб на предприятии.
3.Распределите роли и проведите деловые игры, где специалисты социальной службы предприятия: - консультируют семью молодых рабочих предприятия по вопросу приобретения жилья; - Участвуют в решении конфликтной ситуации: руководитель – подчиненный; - «выходит» в первичное подразделение предприятия, в котором сложилась неблагоприятная нравственно-психологическая атмосфера для оказания помощи руководителю в вопросах улучшения микроклимата между работниками подразделения; - проводит беседу с ветераном предприятия на предмет получения им материальной помощи; - оказывает консультативную помощь работнице предприятия, которая воспитывает сына – подростка; - консультирует по юридическим вопросам работника переживающего развод и имеющего детей. -участвуют в деловых играх для решения проблем рабочих на предприятии. - приобретают навыки решения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе, а также по консультированию рабочих в контексте их конкретных проблем. 1,2,3,4
4. Предложите возможные варианты стимулирования труда работников предприятия (в зависимости от специфики их деятельности, результативности труда, стажа работы и т. д.). - предлагают варианты стимулирования труда работников на предприятии; - разрабатывают социальные проекты в формировании мотивации к повышении трудовой деятельности на предприятии. 1,2,3,4
5. Экономические основы социальной работы на производстве. Экономическая целесообразность введения социальных отделов на производстве. -определяют функции и задачи социальных отделов на производстве; - осуществляют анализ необходимости и рентабельности введения социальных отделов на производстве; - рассматривают на примере действующих социальных отделов на производстве их функции и задачи; - социальный отдел в структуре менеджмента производства. 1,2,3,4
Раздел 4. Социальная работа в спорте.
1. Психологические особенности спортсменов. - анализируют психологически особенности спортсменов; - определяют темперамент, особенности психики, уровень саморегуляции спортсменов.
2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности социального работника в сфере спорта. - анализируют нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность субъектов социальной работы в сфере спорта; - рассматривают современные проблемы спортсменов: социально-экономические, психологические; - определяют характер адвокатирующей функции социальной работы в сфере спорта. 5,7,11
3. Особенности социальной работы в работе со спортсменами. -определяют особенностисоциальной работы со спортсменами; -рассматривают стиль жизни спортсмена; - определяют характер взаимодействия спортсмена с социальными институтами; - определяют принципы реализации программ социальной поддержки и защиты спортсменов. 4,5,7,10
4. Формирование психологического климата спортивной команды и тренерской деятельности. Понятие психологического климата. Особенности тренерской деятельности и роль тренера в формировании психологического климата в спортивной команде. Методики диагностики и коррекции психологического климата в коллективе. -анализируют понятие психологического климата, ситуации успеха у спортсменов на тренировках; - определяют особенности формирования психологического климата в команде и его диагностику; - знакомятся с характером методик налаживания комфортного психологического климата в команде, функционально-ролевых и межличностных отношений в команде отношений; - определяют особенности тренерской работы со спортсменами; 4,5,6
5. Направления деятельности социального работника в спортивных учреждениях с определением обязанностей. -формулируют направления деятельности социального работника в спортивных учреждениях и их особенности. 4,5
6. Методика и технологии социальной работы со спортсменами.Социально–педагогические технологии работы со спортсменами: цели, задачи, содержание. Психосоциальное консультирование как метод работы социального работника со спортсменами. Психорегуляция в спорте как метод решении дефицитарных проблем спортсменов. Обучение методам саморегуляции в процессе подготовки спортсменов к соревнованиям. - знакомятся с технологиями социальной работы со спортсменами; - определяют взаимосвязь социально-педагогической, психологической работы в решении дефицитарных проблем спортсменов. - знакомятся с методами саморегуляции в процессе подготовки спортсменов к соревнованиям. 4,5,7,10

Структура курса

 
  В результате обучения бакалавр социальной работы будет - student2.ru

Учебная деятельность

В течение семестра студенты выполняют ряд как письменных, так и устных работ, как в рамках практических аудиторных семинарских занятий, так и в часы, отведенные для самостоятельной работы. Предполагаются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Работа в группах предполагает совместное решение поставленных проблем в микрогруппах на основании самостоятельной подготовки.

На каждом семинарском занятии с целью закрепления пройденного материала студенты отвечают на контрольные вопросы к каждой теме семинарского занятия. Ответы на вопросы могут быть получены как в форме докладов, выполняемых индивидуально, на основе самостоятельной подготовки, так и в форме групповой дискуссии, работы и использованием методов целеполагания.

В рамках дисциплины предполагается наличие контрольных работ по курсу в 6 и 7 семестре. В качестве контрольной работы будут выступать варианты заданий для выбора студентов. Содержание контрольных работ соответствует целям курса, а именно главной его задаче: знать сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. В соответствии с этим примерные задания на контрольную работу по курсу могут быть представлены следующим образом:

1. Социальная работа в здравоохранении: теория вопроса.

2. Медицинская деонтология в социальной работе.

3. Особенности психологической работы при различных заболеваниях.

4. Роль социального работника в адаптации пациентов к больничным условиям.

5. Система социальной работы в Вузе.

6. Технологии социальной работы в системе общеобразовательных учреждений.

7. Критерии эффективности социальной работы в общеобразовательных учреждениях.

8. Муниципальная модель социальной работы на предприятии.

9. Антиалкогольная работа на предприятии.

10. Социальная помощь семьям работников.

11. Психосоциальное консультирование спортсменов в контексте социальной работы.

12. Спортивная психология: сущность и содержание.

13. Социальная работа в спорте как практическая деятельность: сущность и содержание.

14. Спортсмен как клиент социальной работы.

15. Социальный портрет спортсмена.

Контрольная работа (КР) должна отражать степень освоения студентом первичных навыков научно-исследовательской работы, знание отечественной и зарубежной литературы по избранной тематике, а также умение чётко и грамотно изложить в тексте результаты своей работы. КР имеет в основном аналитическую, реферативную направленность. Главная задача, решаемая в рамках КР, это обзор всей доступной литературы по актуальной научной проблеме, грамотное библиографическое описание и на основе теоретического анализа источников, формирование собственного отношения к научным текстам.

Качественные требования к КР:

Охват максимального числа доступных отечественных и зарубежных источников.

Анализ и оценка различных точек зрения на избранную научную проблему.

Описание всего многообразия различных путей и методов анализа проблемы.

Грамотное библиографическое оформление полученных результатов.

Требования, предъявляемые к оформлению КР:

Выбор темы осуществляется на добровольной основе из предлагаемого преподавателем списка тем. Выбранные темы закрепляются за студентами распоряжением по кафедре. После официального утверждения возможно лишь уточнение темы. Темы в одной студенческой группе не должны повторяться. Написание студентом КР по теме, не указанной в предложенном списке, возможно при условии согласования предлагаемой студентом темы с преподавателем, ведущим семинарские занятия.

Структура КР: контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы. Во введении фиксируется: актуальность темы, определяется объект и предмет исследования, формулируется учебная исследовательская цель и задачи исследования.

Основная частьпосвящена решению поставленных задач.

Заключение отражается степень решённости поставленных во введении исследовательской цели и учебных задач; намечаются возможные направления дальнейшего исследования.

Список литературы для контрольной работы должен включать в себя не менее 7 источников. Желательно чтобы при написании КР были использованы различные источники: как справочная, учебная, периодическая литература, так и монографии. Даже если тот или иной источник не был отражён в работе, то в списке литературы его целесообразно отразить. Допускается использование Интернет – источников, но не более 50% от всего списка литературы. Недопустимо использование (в том числе и цитирование) готовых работ из сети Интернет.

В контрольной работе строго необходимы ссылки на авторов и их выводы. Во всех случаях (при прямом цитировании, изложении авторских взглядов и мнений, использовании статистических данных, результатов социологических исследований и т. д.) в тексте, необходимо указывать номер источника в итоговом списке литературы, и конкретные номера цитируемых страниц.

Итоговый список литературы должен быть составлен в алфавитном порядке и в нем должен быть указан автора, название работы, год и место её издания, издательство, общее количество страниц для непериодических изданий и страницы на которых располагается статья, для периодических.

Наши рекомендации