Секс». Таким образом, здесь игра словами: помимо прямого значе-
4 название игры читается еще и как «Международная групповуха». - Примеч. пер.
наиболее непредсказуемым образом. Вот, например, цепочка от Пегги Гугенхайм до короля Фарука. Пегги Гугенхайм - Лоренс Вейл - Жанна Коннолли - Сирил Конноли - Дороти Уол- ворт - король Фарук. Понятно, как это работает?»
Важное свойство социальных сетей состоит в том, что они пересекаются. Мы можем дружить со своей женой, крутить ро-ман с коллегой и быть в приятельских отношениях с соседом. И когда мы ищем сексуального партнера, мы используем все наши сети. Мы не заводим связи случайно с первым попавшимся человеком. Мы не выбираем объект ухаживания, бросая монетку на телефонный справочник. Мы знакомимся с соседями, коллегами, одноклассниками и другими людьми, которым нас представляют, или, реже, встречаемся с кем-то благодаря счастливому случаю и под влиянием других социальных факторов.
Поэтому мы, вероятно, сможем узнать очень много о социальных сетях в целом, если внимательно изучим сети сексуальные. А эти сети особенно важны, поскольку очевидно, что сексуальные отношения люди завязывают вполне сознательно и подобные связи легко проследить. В изучении социальных сетей секс играет ту же роль, что смерть в медицине: безусловно определяемая точка. Если мы, чтобы выявить связи в сети, зададим вопросы вроде «Кто твой друг?» или «Кому ты доверяешь?», на них куда труднее ответить однозначно - тут все зависит от интерпретации, - чем на вопрос «С кем ты спал?». Так что, используя ответы на этот вопрос, мы сможем построить четкую схему социальной сети. А выясняя, как люди находят своих сексуальных партнеров, и изучая мириады других способов, которыми социальные сети воздействуют на нашу сексуальную жизнь, мы сможем лучше понять человеческую природу и другие социальные взаимодействия помимо сексуальных. В следующей главе мы обсудим, как ученые использовали сексуальные сети для изучения путей распространения болезней и как эта многолетняя работа полностью поменяла наши представления о здоровье.
ГЛАВА 4
Мне так же больно, как тебе
Округ Рокдейл, штат Джорджия - тихий пригород примерно в 20 милях от Атланты, в котором проживают достаточно зажиточные люди. Школы здесь - одни из лучших в штате, а ежегодная ярмарка привлекает толпы туристов, которые приезжают послушать выступления церковных хоров и посмотреть конкурс красоты. Из Рокдейла родом несколько знаменитостей, например, актрисы Дакота Фэннинг и Холли Хантер. Как гласит сайт округа, это «идеальное место для родителей с детьми, если они хотят растить своих детей в безопасной, здоровой и прогрессивной обстановке»1. Короче говоря, вы бы никогда не подумали, что в таком месте среди подростков может разразиться эпидемия сифилиса.
Но в 1996 году в лечебные учреждения округа Рокдейл начали поступать совсем юные тинейджеры с сифилисом и Другими заболеваниями, передающимися половым путем (ЗППП). Когда чиновники услышали отвратительные истории о том, как ученики средних и старших классов школы занимались групповым сексом, стало ясно, что происходит что-то необычное. Как сказала директор департамента здра- воохранения Кэтлин Туми в интервью газете Atlanta Journal Constitution, «проблема, которую эта эпидемия высветила, состояла в том, что заболевание сифилисом случилось в со-обществе, где он никогда не встречался... и нам стало понятно, что подросткам в Рокдейле свойственно очень рискованное поведение»2. Сифилис очень редко диагностируется у детей из семей верхушки среднего класса, хотя семнадцать случаев все же было зарегистрировано, а также множество случаев других ЗППП.
Некоторые школьники в округе успели вступить в сексуальные отношения с несколькими дюжинами партнеров. Когда об эпидемии стало известно, открытие потрясло взрослых: «К концу расследования привычные ко всему эксперты департамента здравоохранения, которых специально обучают не торопиться с выводами, были потрясены тем, что перед ними открылось. Четырнадцатилетние дети, у которых было до пятидесяти сексуальных партнеров; шестиклассницы, старающиеся завоевать внимание старшеклассников; девочки, занимающиеся любовью с тремя мальчиками сразу. В одном случае... девочка на вечеринке, на которой присутствовало от тридцати до сорока подростков, заявила, что переспит со всеми присутствующими мальчиками, - и переспала. ―У меня сердце упало, - говорит [Пегги] Купер [социальный педагог одной из школ, затронутых эпидемией]. -Меня затошнило, и захотелось плакать‖».
Когда эта история всплыла, люди начали задаваться вопросом: что заставило детей в зажиточном пригороде так поступать? Казалось, что многим молодым людям просто недоставало привитых с детства моральных принципов и родительского надзора, а также было нечем заняться в свободное время. Однако на самом деле эпидемия ЗППП стала отражением другого, свойственного сетям процесса: распространения среди подростков особых представлений о норме - то есть что секс, и секс особого типа, с многочисленными партнерами, приемлем. Настоящей же эпидемией - той, что послужила толчком к эпидемии ЗППП, - была эпидемия «представлений о норме». Проблемой был не сифилис, он был всего лишь симптомом настоящей болезни.
Насколько далеки были представители взрослого поколения от реальной жизни своих детей и их половой активности, стало понятно по реакции родителей и окружающих на вспышку заболевания. Как прокомментировала ситуацию Туми газета Washington Post, родители «яростно отрицали», что местная молодежь вообще занимается сексом4. Одна медсестра рассказала корреспонденту газеты Atlanta Journal-Constitution, что они «обнаружили почти полное отсутствие контакта между детьми и родителями... Большинство даже не знало, что их дети живут половой жизнью. А некоторые отказывались в это верить даже перед лицом доказательств. Одна женщина обругала меня и повторяла, что ее дочь - девственница, пока я не сказала ―Нет, ваша дочь беременна‖»5.
Формальное расследование, включавшее опрос 99 подростков, в том числе десяти с диагнозом «сифилис», помогло выстроить схему людей, связанных друг с другом через сексуальные отношения6. Оказалось, что заразившиеся сифилисом находились в центре сети и имели многочисленные связи с другими ее членами. Постепенно сеть расширялась и включала в себя все больше людей, привлеченных сексуальными практиками этой группы, что увеличивало вероятность передачи сифилиса другим детям. Ядро сети состояло из нескольких белых девочек, большинству из которых не было еще шестнадцати. Они участвовали в групповом сексе с разными компаниями мальчиков, связывая таким образом разобщенные группы, которые в противном случае так и не пересеклись бы. Однако год спустя сеть раскололась на множество более мелких сетей - отчасти благодаря попыткам сообщества решить проблему. Так что, хотя большинство подростков продолжили вести половую жизнь, вероятность распространения ЗППП значительно уменьшилась, поскольку группы больше не были связаны между собой. Эпидемия прекратилась, потому что из-менилась сеть.