Их вовлечение в патологический процесс приведет к нарушению фиксации и движений глазного яблока (косоглазие).
Задача № 35
У детей значительно чаще, чем у взрослых наблюдается средний отит (воспаление среднего уха).
1. Почему подобное заболевание характерно, прежде всего, для детей?
2. В чем заключается анатомическое обоснование данной особенности?
При воспалении глотки у детей процесс намного чаще и легче распространяется на барабанную полость (через слуховую трубу).
У детей первых лет жизни слуховая (евстахиевая) труба, сообщающая полость глотки с полостью среднего уха, относительно короче и шире, чем у взрослых, к тому же легко растяжима. Кроме того, у детей до 7 лет отсутствует барьер в виде лимфоэпителиальнго глоточного кольца.
Задача № 36
У больного диагностирована опухоль (невринома) внутричерепной части VIII-го, преддверно-улиткового, черепного нерва.
1. Какие еще нервы могут при этом пострадать?
2. В чем заключается анатомическое обоснование такой возможности?
Невринома VIII-го нерва может привести к поражению лицевого и промежуточного нервов.
В полости черепа преддверно-улитковый, лицевой и промежуточный нервы на коротком расстоянии следуют в непосредственной близости друг от друга. В таком тесном анатомическом контакте нервы проходят от мосто-мозжечкового угла мозга и до их расхождения в глубине внутреннего слухового прохода.
Задача № 37
У больного, вследствие черепно-мозговой травмы, диагностирован перерыв одной латеральной петли. При этом у больного нет полной односторонней глухоты, а лишь небольшое снижение слуха и некоторое нарушение узнавания направления звука.
1. Почему перерыв одной латеральной петли не вызывает полной односторонней глухоты?
2. На какой стороне у больного наблюдаются описанные клинические явления, на своей или на противоположной?
Аксоны, берущие начало от дорсального улиткового ядра, присоединяются в латеральной петле к волокнам, происходящим из вентрального улиткового ядра, и сопровождают их до нижних холмиков крыши среднего мозга. Часть волокон нерва идет на своей стороне, часть – на противоположной, поэтому перерыв одной латеральной петли не вызывает полной односторонней глухоты.
Снижение слуха и нарушение узнавания направления звука происходят на стороне, противоположной повреждению.
Задача № 38
Больной жалуется на правостороннюю тугоухость. При его обследовании было выявлено отсутствие восприятия колебаний камертона, основание которого приставлялось к теменной кости.
1. Какой путь проходит звуковая волна?
2. О поражении какой части слухового анализатора можно судить по этой картине?
1. Звуковые колебания проводятся после барабанной перепонки системой слуховых косточек с их суставами, далее – по перилимфатическим пространствам внутреннего лабиринта и воспринимаются рецепторными клетками спирального (кортиева) органа. В дальнейшем потоки импульсов следуют по слуховым проводящим путям. Перерыв в любой из этих цепочек приведет к тугоухости (глухоте).
2. В данном случае тест с камертоном на костную звукопроводимость показал, что рецепторный аппарат органа слуха и проводящие пути не поражены. Таким образом, речь не идет о нейросенсорной тугоухости. Значит, перерыв существует на пути проведения колебаний до кортиева органа. Скорее всего, у больного есть повреждения наружного слухового прохода (облитерация) или среднего уха (системы слуховых косточек, слизистой). Это состояние описывается как кондуктивная тугоухость (глухота).
Задача № 39
У ребенка острое респираторное заболевание. Через некоторое время он стал жаловаться на боль в ушке, а еще немного позднее – на боль в головке позади ушной раковины (он, вероятнее всего, пользовался бы именно такими уменьшительными словами). Врачу, к которому обратилась мама, картина была совершенно ясна: необходимо срочное и серьезное лечение.
1. Какие анатомические структуры оказались вовлечены в патологический процесс у больного ребенка?
2. Какие возможные последствия можно предположить с анатомической точки зрения?
1. Как это нередко случается у детей раннего возраста, здесь имело место распространение воспалительного процесса по воздухоносным каналам. Воспаление слизистой верхних дыхательных путей перешло по широкой и короткой у детей слуховой (евстахиевой) трубе на барабанную полость среднего уха, а в дальнейшем и на сосцевидные ячейки одноименного отростка. Наибольшая из них (пещера) развивается первой и имеет сообщение с барабанной полостью.
2. Вовлечение в процесс сосцевидных ячеек (мастоидит) грозит дальнейшими тяжелыми осложнениями, поскольку на внутренней поверхности кости расположен сигмовидный венозный синус твердой оболочки головного мозга. Его патология вызовет нарушения в системе кровоснабжения мозга и скорее всего целый ряд других опасных последствий.
Задача № 40
У больного при раздражении вестибулярного анализатора возникает нистагм (спонтанные сочетанные движения обоих глазных яблок).
1. С ядрами каких черепных нервов связаны ядра вестибулярного анализатора?
2. Как явление нистагма можно объяснить с анатомической точки зрения?
1. Вестибулярные ядра связаны с двигательными ядрами нервов, иннервирующих наружные мышцы глаза (III, IV, VI пары черепных нервов), посредством правого и левого медиальных продольных пучков.
2. В обычных условиях эти связи обеспечивают ориентацию глазных яблок при различных положениях/движениях головы. При выраженных вестибулярных раздражениях они же могут проявляться в виде нистагма.
Задача № 41
В космосе из-за невесомости изменяются условия действия вестибулярного анализатора.
1. Сохраняется ли в какой-то мере способность космонавта осознавать положение своего тела в пространстве?
2. Если да, то какие анализаторы этому способствуют?
1. Да, сохраняется.
2. В обычных условиях положение тела в пространстве точно оценивается на основе информации от различных анализаторов ЦНС (зрительных, проприоцептивных и вестибулярных сигналов, а также кожной чувствительности). В условиях невесомости исчезает информация только со стороны вестибулярного анализатора.
Задача № 42
При обследовании больного с переломом основания черепа выявлены: утрата вкусовой и общей чувствительности слизистой задней трети языка, нарушение чувствительности в области зева, глотки, некоторые расстройства глотания.
1. О повреждении какого нерва должен подумать врач?
2. В чем заключается анатомическое обоснование данной клинической картины?