Их вовлечение в патологический процесс приведет к нарушению фиксации и движений глазного яблока (косоглазие).

Задача № 35

У детей значительно чаще, чем у взрослых наблюдается средний отит (воспаление среднего уха).

1. Почему подобное заболевание характерно, прежде всего, для детей?

2. В чем заключается анатомическое обоснование данной особенности?

При воспалении глотки у детей процесс намного чаще и легче распространяется на барабанную полость (через слуховую трубу).

У детей первых лет жизни слуховая (евстахиевая) труба, сообщающая полость глотки с полостью среднего уха, относительно короче и шире, чем у взрослых, к тому же легко растяжима. Кроме того, у детей до 7 лет отсутствует барьер в виде лимфоэпителиальнго глоточного кольца.

Задача № 36

У больного диагностирована опухоль (невринома) внутричерепной части VIII-го, преддверно-улиткового, черепного нерва.

1. Какие еще нервы могут при этом пострадать?

2. В чем заключается анатомическое обоснование такой возможности?

Невринома VIII-го нерва может привести к поражению лицевого и промежуточного нервов.

В полости черепа преддверно-улитковый, лицевой и промежуточный нервы на коротком расстоянии следуют в непосредственной близости друг от друга. В таком тесном анатомическом контакте нервы проходят от мосто-мозжечкового угла мозга и до их расхождения в глубине внутреннего слухового прохода.

Задача № 37

У больного, вследствие черепно-мозговой травмы, диагностирован перерыв одной латеральной петли. При этом у больного нет полной односторонней глухоты, а лишь небольшое снижение слуха и некоторое нарушение узнавания направления звука.

1. Почему перерыв одной латеральной петли не вызывает полной односторонней глухоты?

2. На какой стороне у больного наблюдаются описанные клинические явления, на своей или на противоположной?

Аксоны, берущие начало от дорсального улиткового ядра, присоединяются в латеральной петле к волокнам, происходящим из вентрального улиткового ядра, и сопровождают их до нижних холмиков крыши среднего мозга. Часть волокон нерва идет на своей стороне, часть – на противоположной, поэтому перерыв одной латеральной петли не вызывает полной односторонней глухоты.

Снижение слуха и нарушение узнавания направления звука происходят на стороне, противоположной повреждению.

Задача № 38

Больной жалуется на правостороннюю тугоухость. При его обследовании было выявлено отсутствие восприятия колебаний камертона, основание которого приставлялось к теменной кости.

1. Какой путь проходит звуковая волна?

2. О поражении какой части слухового анализатора можно судить по этой картине?

1. Звуковые колебания проводятся после барабанной перепонки системой слуховых косточек с их суставами, далее – по перилимфатическим пространствам внутреннего лабиринта и воспринимаются рецепторными клетками спирального (кортиева) органа. В дальнейшем потоки импульсов следуют по слуховым проводящим путям. Перерыв в любой из этих цепочек приведет к тугоухости (глухоте).

2. В данном случае тест с камертоном на костную звукопроводимость показал, что рецепторный аппарат органа слуха и проводящие пути не поражены. Таким образом, речь не идет о нейросенсорной тугоухости. Значит, перерыв существует на пути проведения колебаний до кортиева органа. Скорее всего, у больного есть повреждения наружного слухового прохода (облитерация) или среднего уха (системы слуховых косточек, слизистой). Это состояние описывается как кондуктивная тугоухость (глухота).

Задача № 39

У ребенка острое респираторное заболевание. Через некоторое время он стал жаловаться на боль в ушке, а еще немного позднее – на боль в головке позади ушной раковины (он, вероятнее всего, пользовался бы именно такими уменьшительными словами). Врачу, к которому обратилась мама, картина была совершенно ясна: необходимо срочное и серьезное лечение.

1. Какие анатомические структуры оказались вовлечены в патологический процесс у больного ребенка?

2. Какие возможные последствия можно предположить с анатомической точки зрения?

1. Как это нередко случается у детей раннего возраста, здесь имело место распространение воспалительного процесса по воздухоносным каналам. Воспаление слизистой верхних дыхательных путей перешло по широкой и короткой у детей слуховой (евстахиевой) трубе на барабанную полость среднего уха, а в дальнейшем и на сосцевидные ячейки одноименного отростка. Наибольшая из них (пещера) развивается первой и имеет сообщение с барабанной полостью.

2. Вовлечение в процесс сосцевидных ячеек (мастоидит) грозит дальнейшими тяжелыми осложнениями, поскольку на внутренней поверхности кости расположен сигмовидный венозный синус твердой оболочки головного мозга. Его патология вызовет нарушения в системе кровоснабжения мозга и скорее всего целый ряд других опасных последствий.

Задача № 40

У больного при раздражении вестибулярного анализатора возникает нистагм (спонтанные сочетанные движения обоих глазных яблок).

1. С ядрами каких черепных нервов связаны ядра вестибулярного анализатора?

2. Как явление нистагма можно объяснить с анатомической точки зрения?

1. Вестибулярные ядра связаны с двигательными ядрами нервов, иннервирующих наружные мышцы глаза (III, IV, VI пары черепных нервов), посредством правого и левого медиальных продольных пучков.

2. В обычных условиях эти связи обеспечивают ориентацию глазных яблок при различных положениях/движениях головы. При выраженных вестибулярных раздражениях они же могут проявляться в виде нистагма.

Задача № 41

В космосе из-за невесомости изменяются условия действия вестибулярного анализатора.

1. Сохраняется ли в какой-то мере способность космонавта осознавать положение своего тела в пространстве?

2. Если да, то какие анализаторы этому способствуют?

1. Да, сохраняется.

2. В обычных условиях положение тела в пространстве точно оценивается на основе информации от различных анализаторов ЦНС (зрительных, проприоцептивных и вестибулярных сигналов, а также кожной чувствительности). В условиях невесомости исчезает информация только со стороны вестибулярного анализатора.

Задача № 42

При обследовании больного с переломом основания черепа выявлены: утрата вкусовой и общей чувствительности слизистой задней трети языка, нарушение чувствительности в области зева, глотки, некоторые расстройства глотания.

1. О повреждении какого нерва должен подумать врач?

2. В чем заключается анатомическое обоснование данной клинической картины?

Наши рекомендации