Участие клинического психолога при проведении судебно-психиатрической экспертизы.
Задачами экспериментально-психологического исследования при проведении судебно-психиатрической экспертизы являются дифференциальная диагностика, установление степени (глубины) снижения психики с учетом возможного установочного поведения испытуемого.
Особое значение имеет деятельность психолога при проведении судебно-психологической экспертизы, в которой он выступает в самостоятельной роли эксперта (комплексная психолого-психиатрическая экспертиза). Сама возможность такой роли психолога в экспертизе предполагается содержанием так называемой формулы невменяемости, одного из важнейших положений, лежащих в основе судебной психиатрии. Формула невменяемости включает два критерия — медицинский (биологический) и юридический (психологический). Содержание психологического критерия формулируется как способность испытуемого «понимать значение своих действий и ими руководить». Для дифференциального диагноза следует найти границу между нормой, управляемой психологическими законами, и патологией, движимой психопатологическими закономерностями. Это требует знания всей истории формирования личности испытуемого, системы его жизненных отношений, ценностей, а также преимущественного способа реагирования в ситуациях нервно-психического напряжения. Особенностью комплексной психолого-психиатрической экспертизы является и то, что психолог-эксперт нередко должен отнести результаты проводимого исследования к прошлому периоду, достаточно отдаленному от времени исследования. В таких случаях психолог предоставляет данные о том, как психологические особенности испытуемого могли влиять на мотивы, понимание своих действий при совершении правонарушения, на поведение в той конкретной ситуации.
В комплексной психолого-психиатрической экспертизе психолог тесно сотрудничает с психиатром и каждый из них решает в соответствии со своей компетенцией вопросы, ставящиеся судом и следствием. Подобная комплексная экспертиза проводится при освидетельствовании несовершеннолетних, установлении возрастного ценза подростков в случае отставания психического развития от физического (значение этих вопросов возросло в связи с акселерацией); отграничении психологических реакций от психогенных психотических, физиологического аффекта от патологического; в геронтологической практике, например, при составлении завещания, когда возникает вопрос о психическом состоянии инвалида и его дееспособности. В случаях комплексной экспертизы психолог, разумеется, имеет равные права и несет те же обязанности, что и другие эксперты.
Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых. Психологическая экспертиза имеет для подростков особое значение, так как только 4,4 % несовершеннолетних, прошедших судебно-психиатрическую экспертизу, обнаруживают психотические расстройства, 44 % имеют непсихотические расстройства психики, 51,6 % страдают олигофренией разной глубины, а девиантное поведение остальных протекает в рамках психического здоровья (Мохонько и др.).
Основные проблемы, решаемые в судебно-психологической экспертизе несовершеннолетних (Васильева, Горьковая): 1) уровень интеллектуального развития;
2) уровень развития эмоционально-волевой сферы; 3) индивидуально-типологические особенности личности, где имеются в виду юридически значимые характерологические свойства (повышенная внушаемость, агрессивность) и чисто социальные качества личности (знание социальных норм, границ допустимого и недопустимого);
4) судебно-психологическая экспертиза лиц с сенсорными дефектами — с нарушениями речи, слабовидящих, слабослышащих.
По содержанию этих проблем понятно, что при анализе психической деятельности несовершеннолетних желательно проводить комплексную судебно-психологическую экспертизу, в которой представлены специалисты разного профиля: судебно-медицинский эксперт, психолог и педагог. Для судебно-медицинского эксперта-психолога необходимы знания в следующих областях наук: общая психология, клиническая психология, все виды возрастной психологии ( особенно детская и подростковая), социальная психология с акцентом на психологии малых групп, психиатрия, основы юриспруденции. Т.о., эксперт-психолог должен обладать навыком работы в психиатрическом отделении общего профиля, в подростковом отделении, желательно наличие детской психиатрической практики
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО АФФЕКТА (ФА)
В целом, под ФА в практике понимают неконтролируемую сознанием разрядку возникающего в аффектогенной ситуации эмоционального напряжения. ФА - это не выходящее за пределы нормы (т.е. не болезненное) эмоциональное состояние, представляющее собой кратковременную, стремительно и бурно протекающую эмоциональную реакцию взрывного характера, сопровождающуюся резким, но не психотическим, изменением психической деятельности. Причины, вызывающие состояние ФАу человека, могут быть двоякого рода: во-первых, обстоятельства угрожающие физическому существованию человека, т.е. прямая или косвенная угроза его жизни, во-вторых - аффект может быть вызван поступками окружающих, затрагивающих самооценку человека, травмирующих его личность, причем, как подсудимого, так и близких ему людей. Ситуация является аффектогенной, если для личности она остроконфликтная и проблемная, т.е. задевающая до глубины души и субъективно неразрешимая. Точнее, аффектогенной может быть названа ситуация, характеризующаяся тем, что находящийся в ней человек должен обязательно действовать и испытывает в этом почти непреодолимую потребность, но подходящих способов действия не находит. Это противоречие и вызывает аффект. Если человек ясно видит возможности адекватного поведения, аффект не наступает.
Аффект чаще всего возникает у неуравновешенных, слабохарактерных людей. Внешне он может проявляться в чрезмерной активности, даже агрессии или, наоборот, в задержке движений, оцепенении. Сильное возбуждение распространяется и на механизм физиологической регуляции, эмоций. Человек краснеет или бледнеет, его движения скованы или хаотичны, речь прерывиста. В психологии и психиатрии выделяют аффекты трех видов: физиологический, физиологический на патологической почве, патологический. В уголовном праве ФА связывается с внезапно возникшим сильным, но кратковременным эмоциональным состоянием (душевным волнением), при котором происходит дезорганизация психической деятельности. Человек не теряет полностью понимания ситуации и совершаемых им действий, но практически не контролирует их. ФА занимаются психологи. Важнейшими признаками ФА являются:
— внезапность возникновения (аффект возникает внезапно против воли человека и как бы овладевает им);
— взрывоопасная динамика (за малый промежуток времени состояние достигает высшего предела);
— кратковременность (аффект исчисляется секундами и минутами; утверждение, что аффект длится 15–20 и более минут, является преувеличением: столь долгое время лицо может находиться в ином психическом состоянии, но не в аффективном);
— интенсивность и напряженность протекания (в состоянии аффекта у человека появляются дополнительные физическая сила и возможности);
— дезорганизующее влияние на психическую деятельность (в состоянии аффекта наблюдается сужение сознания до пределов психотравмирующей ситуации, теряется гибкость мышления, снижается качество мыслительных процессов, резко утрачивается самоконтроль, нарушаются целенаправленность и понимание целесообразности действий);
— усиление двигательной активности (вследствие чего появляется предположение о преступлении, совершенном с особой жестокостью), резкое усиление поведенческих актов (человек совершает беспорядочные движения, наносит множество ранений жертве) и др.;
— вегетативные сдвиги (характеризуются изменением цвета кожных покровов (покраснение, побледнение) и модуляции голоса, аритмией дыхания, пересыханием слизистой полости рта, интенсификацией сердечной деятельности и др.);
— последствиями аффекта могут быть частичная амнезия и астенический синдром (подозреваемый (обвиняемый) иногда не в состоянии вспомнить отдельные детали происшествия, например не может сказать, где брал орудие преступления, куда и как наносил удары потерпевшему и т. д.). Таковы типичные случаи частичной амнезии. Астенический синдром характеризуется спадом: физической и нервно-психической слабостью, повышенной утомляемостью и истощением, снижением порога чувствительности, крайней неустойчивостью настроения, нарушением сна.
Может наблюдаться и снижение адекватности поведения человека. Последнее особенно остро проявляется в попытках скрыть преступление (например, путем имитации самоубийства).