Структура патопсихологического синдрома при задержке развития и при умственной отсталости

В основу диагностики умственной отсталостиположен клинико-

психопатологический подход. Выделяют следующие диагностические

критерии:

• нарушение функций, проявляющихся в период созревания и

обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей;

• своеобразная структура слабоумия с преобладанием слабости

абстрактного мышления и меньшей выраженностью поражения

предпосылок интеллекта и эмоциональной сферы;

• непрогредиентность интеллектуальной недостаточности и замедленный темп психического развития.

Вспомогательное значение имеет критерий нарушения социальной адаптации в детском возрасте, в частности критерий невозможности усвоения программы общеобразовательной школы. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой

степенью умственной отсталости может совсем не иметь явного характера.

Патопсихологический синром при задержке развития:
Память:

Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также особые психологические исследования указывают на недочеты в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают просто, как бы само собой, вызывает значимые усилия у их отстающих сверстников и просит специально организованной работы с ними.Одной из главных обстоятельств недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является понижение их познавательной активности.

Внимание:
Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, стремительная отвлекаемость, колебания внимания, стремительная утомляемость,маленький уровень стойкости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.
Особенности восприятия:
Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания.
Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку.
Маленький уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую принимает («вижу, но не думаю».),
понижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пробует всмотреться, материал воспринимается поверхностно.Более грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие роли нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительное восприятие, визуально-моторная координация.
Особенности мыслительной деятельности:
На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания; уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок).
У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той либо другой степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании.
Общие недочеты мыслительной деятельности детей с ЗПР:
Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к хоть каким интеллектуальным задачкам). Дети стремятся избежать всех интеллектуальных усилий. Таковой ребенок выполняет задачку не полностью, а её более простую часть. Дети не заинтересованы в итоге выполнения задания.

Структура патопсихологического синдрома при раннем детском аутизме (РДА)

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

- отгороженность от внешнего мира;

- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);

- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы.
Нередко таких детей считают агрессивными: когда они хватают другого ребенка за волосы или толкают его, как куклу. Такие действия указывают на то, что ребенок плохо различает живой или неживой объект;

- недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальматологу или сурдологу. Однако на первый взгляд кажущиеся нам слабая реакция ребенка на зрительные или слуховые сигналы является ошибкой. Дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тикание часов, шум бытовых приборов, капание воды из водопроводного крана;

- приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества по L. Kanner). Этот феномен проявляется у детей с аутизмом очень рано, даже на первом году жизни. Родители ребенка с аутизмом рассказывали, что маленький Митя сосал импортную соску «бебимикс». Когда соска стала непригодна, отец вытащил ее изо рта спящего ребенка, выкинул в форточку и заменил обычной отечественной соской. Ребенок проснулся ночью, кричал, выплевывал новую соску. Родителям пришлось выйти на улицу и ночью искать старую соску под окнами;

- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детейаутистов очень рано. Дети не переносят перемены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;

- однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движения (вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, сгибание и разгибание плеч и предплечий, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);

- речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм, который проявляется в избирательном отношении к определенным словам и выражениям. Ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова. Весьма характерным при РДА является зрительное поведение, что проявляется в непереносимости взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо. Для них характерно преобладание зрительного восприятия на периферии поля зрения. Например, от ребенкааутиста очень трудно спрятать необходимый ему предмет, и поэтому многие родители и педагоги отмечают, что «ребенок видит предметы затылком» или «сквозь стенку».

Разновидности РДА

Аутизм -это нарушение развития человека, характеризующееся отклонениями в поведении, общении и социальном взаимодействии. Аутизм находит свое выражение в различных формах. Кроме этого, проявления аутизма могут присутствовать при других умственных расстройствах.

Классификация аутизма в детстве (НЦПЗ РАМН, 1997)

I. Детский аутизм эндогенного генеза:

1.1 Синдром Каннера (эволютивно-процессуальный, классический вариант детского аутизма).

1.2 Инфантильный аутизм (конституционально-процессуальный), в возрасте от 0 до 18 мес.

1.3 Детский аутизм (процессуальный):

а) в возрасте до 3 лет (при ранней детской шизофрении, инфантильном психозе);

б) в возрасте 3 до 6 лет (при ранней детской шизофрении, атипичном психозе).

1.4 Синдром Аспергера (конституциональный).

II. Аутистическиподобные синдромы при органическом поражении центральной нервной системы.

III. Аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях (при Дауна синдроме, при Х-ФРА, фенилкетонурии, туберозном склерозе и других УМО).

IV. Синдром Ретта (неуточненного генеза)

V. Аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза: V.1 Психогенный параутизм.

VI. Аутизм неясного генеза.

Классификация по МКБ-10

F84.0 Детский аутизм

Общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/ или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет, и аномальным функционированием во всех трех сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения.

Включаются: аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера.

F84.1 Атипичный аутизм

Тип общего расстройства развития, который отличается от аутизма либо возрастом начала, либо отсутствием хотя бы одного из трех диагностических критериев. Атипичный аутизм наиболее часто возникает у детей с глубокой умственной отсталостью, у которых очень низкий уровень функционированя обеспечивает небольшой простор для проявления специфического отклоняющегося поведения, требуемого для диагноза аутизм; он также встречается у лиц с тяжелым специфическим расстройством развития рецептивной речи.

Включаются: умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами, атипичный детский психоз.

F84.2 Синдром Ретта

Состояние, пока описанное только у девочек, причина которого неизвестна, но которое выделяется на основании особенностей начала течения и симптоматологии. В типичных случаях за внешне нормальным или почти нормальным ранним развитием следует парциальная или полная потяря приобретенных мануальных навыков и речи наряду с замедлением роста головы, обычно с началом в возрасте между 7 и 24 месяцами. Особенно характерны потеря намеренных движений руки, стереотипии почерка и одышка. Социальное и игровое развитие задержаны в первые два или три года, но есть тенденция к сохранению социального интереса. Во время среднего детского возраста имеется тенденция к развитию атаксии туловища и апраксии, сопровождающихся сколиозом или кифосколиозом, а иногда и хореоатетоидными движениями. В исходе состояния постоянно развивается тяжелая психическая инвалидизация. Часто возникают эпилептические приступы в период раннего или среднего возраста.

Наиболее характерная черта – потеря намеренных движений руки и приобретенных тонких моторных манипуляционных навыков.

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

Общее расстройство развития (иное, чем синдром Ретта), которое определяется периодом нормального развития до его начала, отчетливой потерей на протяжении нескольких месяцев раннее приобретенных навыков, по крайней мере, в нескольких сферах развития с одновременным появлением характерных аномалий социального, коммуникативного и поведенческого функционирования. Часто отмечается продромальный период неясной болезни; ребенок становиться своенравным, раздражительным, тревожным и гиперактивным. За этим следует обеднение, а затем потеря речи, сопровождающееся дезинтеграцией поведения. В некоторых случаях потеря навыков носит постоянно прогрессирующий характер (обычно, когда расстройство сочетается с прогредиентным диагностируемым неврологическим состоянием), но более часто за ухудшением в течение нескольких месяцев следует состояние плато, а затем наступает ограниченное улучшение.

Включаются: дезинтегративный психоз, синдром Геллера, детская деменция, симбиотический психоз.

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

Такие дети имеют тенденцию не получать пользу от стимулирующих препаратов и могут давать тяжелые дисфорические реакции (иногда с психомоторной заторможенностью) на назначение стимуляторов; и у подростков гиперактивность обнаруживает тенденцию сменяться пониженной активностью (это не характерно для гипердинамичных детей с нормальным IQ). Этот синдром часто сочетается с разновидностями задержек развития, специфических или общих. F84.5 Синдром Аспергера

Данное расстройство, нозологическая самостоятельность которого не определена, характеризуется тем же самым типом качественного нарушения социального взаимодействия, что и типичный аутизм, наряду с ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Здесь нет общей задержки или отсталости в речи, или в когнитивном развитии. Большинство детей имеют нормальный общий интеллект, но заметно неуклюжи; состояние чаще встречается у мальчиков (8:1).

Наши рекомендации