Этические и деонтологические критерии

Помимо вышеприведенных критериев, было высказано предложение о необходимости следования определенным этическим и деонтологическим Принципам. Инициатором их создания выступила швейцарская организация Health on Net http://www.hon.ch). Эти принципы переведены на 14 языков, включая русский.

Этический кодекс HON выглядит следующим образом.

1. Любой медицинский совет, предоставленный данным Web-узлом, может быть составлен только лицами, имеющими соответствующую подготовку и квалификацию, кроме тех случаев, когда имеется прямая ссылка о том, что данная информация составлена лицом либо организацией, не являющимися специалистами в области медицины.

2. Информация, предоставляемая данным узлом, предназначена для поддержки, а не замены существующих отношений между пациентом и лечащим врачом.

3. Конфиденциальность информации, касающейся отдельных пациентов и посетителей узла, включая их личность строго соблюдаются владельцем Web-узла. Владельцы узла обязуются выполнять требования закона о врачебной тайне, действующего в стране, на территории которой расположен Web-узел или его "зеркала".

4. Там, где это необходимо, информация на данном узле должна сопровождаться четкими ссылками на первоисточник и по возможности предоставлять пользователю гиперсвязь с этим первоисточником. Дата обновления или изменения медицинской информации должна быть четко обозначена (например, в нижней части страницы).

5. Любые утверждения, касающиеся преимуществ/эффективности методов лечения, коммерческих продуктов или услуг, должны сопровождаться соответствующими подтверждениями, с учетом соответствующего стиля (см. п. 4 Кодекса).

6. Авторы (дизайнеры) Web-узлов должны предоставлять информацию в максимально ясной манере и обеспечивать поддержку пользователей, желающих в будущем получить дополнительную информацию. Авторы (дизайнеры) обязаны указать свои адреса электронной почты на страницах узла.

7. Финансовая политика данного Web-узла должна быть четко оговорена, включая координаты коммерческих и некоммерческих организаций оказывающих финансовую поддержку, предоставляющих услуги и материалы для данного Web-узла.

8. Если основным источником дохода узла является реклама, то это должно быть четко оговорено в представленном владельцем кратком описании применяемой рекламной политики. Рекламные или иные подобные материалы должны быть представлены посетителям в манере и контексте, дающими возможность их простого отличия от оригинальных разработок владельца узла.

Разумеется, никто не принуждает медицинские сайты следовать этим принципам - они носят рекомендательный характер. Однако соблюдение подобных правил и критериев заставляет пользователей Интернета внимательнее относиться к содержанию медицинских ресурсов Сети и помнить о принципе "Не навреди!".

5.3. Самостоятельная работа по теме:

- выполнение поисковых запросов в поисковых машинах (яндекс, google)

- знакомство с медицинскими ресурсами сети интернет

- оценивание медицинских ресурсов в соответствии с критериями качества

5.4. Итоговый контроль знаний:

- тесты по теме;

- отработка практических навыков.

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия

Тестовые задания

1. ТОЧНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ В ЗАПРОСЕ ПРИ ПОИСКЕ МОЖНО УКАЗАТЬ С ПОМОЩЬЮ:

1. ()

2. «»

3. ||

4. []

5. {}

2. ДЛЯ ОТКЛЮЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В ПОИСКОВЫХ МАШИНАХ (К ПРИМЕРУ, ЯНДЕКСЕ) НЕОБХОДИМО…

1) указать нормальную форму слова с помощью группы операторов ()

2) использовать оператор «!» перед словом (без пробела)

3) использовать оператор ~

4) использовать оператор «!!»

5) использовать оператор $

3. ДЛЯ ПОИСКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ НЕОБХОДИМО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩЕЙ БАЗОЙ ДАННЫХ:

1) consilium Medicum (http://www.consilium-medicum.com)

2) сайт Кокрановского сообщества (http://www.cochrane.ru)

3) HighWire Press (http://highwire.stanford.edu)

4) русский медицинский журнал (http://www.rmj.ru)

5) академия Google (http://scholar.google.ru)

4. ДЛЯ ПОИСКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ НЕОБХОДИМО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩЕЙ БАЗОЙ ДАННЫХ:

1) Consilium Medicum (http://www.consilium-medicum.com)

2) British Medical Journal (http://www.bmj.com)

3) Elibrary (http://elibrary.ru)

4) академия Google (http://scholar.google.com)

5) New England Journal of Medicine (http://www.nejm.org)

5. КРИТЕРИЕМ КАЧЕСТВА ИНТЕРАКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ЯВЛЯЕТСЯ…

1) соответствие нормам этики

2) наличие формы поиска

3) индикация даты последнего обновления содержания сайта

4) регулярная проверка внешних и внутренних ссылок

5) наличие средств высказывания комментариев, предложений, критики

Ситуационные задачи

Задача №1:

Интернет, на сегодняшний день, представляет собой огромное скопление разнообразной информации, значительная часть которой является не достоверной.

1. Расскажите, какие сайты в Интернете содержат достоверную медицинскую информацию?

2. Почему этим сайтам можно доверять?

3. Найдите в Интернете не менее 6-ти профессиональных медицинских новостей за последний месяц.

Задача №2:

Вы – практикующий врач. Вам необходимо закупить новое медицинское оборудование в поликлинику. Вы решили познакомиться с опытом коллег по работе с данным оборудованием. Необходимую информацию Вы нашли в научной статье, но доступ к ней оказался платным.

1. Каковы Ваши действия в данной ситуации?

2. По каким критериям Вы можете оценить качество сайта, на котором была найдена научная статья?

Наши рекомендации