Иппотерапия при дизонтогенезе речи

Иргалина И.Г., инструктор ЛВЕ, учитель-дефектолог.

ЦРИД «Наш Солнечный Мир», ГОУ ЦЛП и ДО «На Королева», г.Москва.

В последние годы резко выросло количество детей с перенатальными мозговыми дисфункциями, сопровождающимися различной формой дизонтогенеза речи (задержкой речевого развития, фонематико-фонематическими и общими недоразвитиями речи).

Термин «дизонтогенез» (dys- греч. приставка, означающая «отклонение от нормы» + греч. ontos -сущее, существо + греч. genesis - развитие) впервые был употреблен Й. Швальбе в 1927 г. для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода развития. В отечественной дефектологии данные состояния объединяются в группу нарушений (отклонений) развития. Дизонтогенез - нарушение онтогенеза - индивидуального развития. Отсюда - дизонтогении - болезненные состояния, обусловленные нарушением развития организма и личности. Первоначально к дизонтогенезу относились лишь нарушения внутриутробного развития, врожденные аномалии развития - уродства, прежде всего, телесные.

В настоящее время под дизонтогенезом понимается нарушение развития с момента зачатия до самой смерти, поскольку развитие организма, особенно человеческой личности, продолжается на протяжении всей его жизни. Дизонтогенез может касаться любых органов и систем, организма и личности в целом. Нарушение развития нервной системы, как правило, приводит и к нарушениям речи.

И так, в данной работе, мы кратко сосредоточимся на патологических механизмах речевого дизонтогенеза и способе коррекции речевых нарушений на занятиях по иппотерапии.

Особенностью данного контингента детей является то, что все они в той или иной степени демонстрируют обеднение, искажение или нарушение онтогенеза сенсомоторного репертуара как отдельных систем (ноги, руки, глаза, оральный аппарат и т.д.), так и их взаимодействий. Эта закономерность не случайна, поскольку сенсомоторный уровень любого психического процесса (восприятия, движения, речь и т.д.) обеспечиваются близкими, а подчас – идентичными мозговыми системами и процессами.

В основе коррекционных занятий лежит метод «замещающий онтогенез», разработанный А.В. Семенович.

Цель занятий – формирование корково-подкорковых и межполушарных воздействий, стимуляция работы левого полушария. Для реализации поставленной цели разработан комплекс упражнений, проводимых во время занятий лечебной верховой ездой. Упражнения построены на базе нейропсихологических, дефектологических и логопедических методов.

На занятиях по иппотерапии применяется следующий комплекс упражнений:

1. Основные:

- дыхательные упражнения;

- сенсорный компонент;

- вокализация;

- глазодвигательная гимнастика;

- напряжение и расслабления тела;

- формирование предпосылок развития высших психических функций.

2. Вспомогательные:

- артикуляционный праксис;

- самомассаж;

- элементы сюжетно-ролевой игры.

Занятия по иппотерапии делятся на 5 этапов:

I этап. Адаптационный - работа со схемой тела (на уровне бессознательного), на основе ощущений: тактильных, вестибулярных, проприоцептивных;

II этап. Создание общей схемы тела и развитие сенсомоторной координаций (зрительно - аудиомоторных во фронтальной плоскости, без использования дополнительных объектов)

III этап. Создание общей схемы тела и развитие сенсорной координаций (введение в работу дополнительных объектов (различных предметов, игрушек и т.д.), увеличение времени фиксации на объекте;

IV этап. Накопление навыков и автоматизмов.

V этап. ЛВЕ или вольтижировка (развитие коммуникативных навыков, умение ориентироваться в пространстве, дисциплина и контроль, управление своим телом и лошадью).

С самого начала стоит выработать ритуал прихода на занятие и собственно самого занятия на лошади:

1) пришел на конюшню;

2) одел шлем;

3) дождался момента начала занятия;

4) посадка верхом;

5) приветствие команды;

6) упражнения на лошади;

7) спешивание и угощение лошади;

8) прощание с командой;

9) снял шлем;

10) ушел с конюшни.

Это помогает всем участникам занятий по иппотерапии структурировать работу, правильно организовывать процесс занятий.

Когда ребенок, привыкнет к новым необычным четвероногим друзьям, можно приступать к развивающим занятиям.

Начинаем с работы над схемой тела при занятиях на лошади, это могут быть различные упражнения, включающие в себя:

1) разминка, предназначенная для развития всех групп крупной мускулатуры, отработки ригидных зажимов на уровне тела. Сначала упражнения проводятся на стоящей лошади, затем переходим к работе на шагу. Так, например, упражнения для шеи, рук, ног и спины (упражнения: «Качели», «Наклоны», «Часы» и т.п.);

2) растяжки дополняют репертуар упражнений, направленных на отработку ощущений на своем теле и ригидности зажимов. Выполнение упражнений на растяжки начинаем выполнять так же на стоящей лошади (упражнения: «Наклоны», «Достать до хвостика», «Дотянутся до ушек лошадки», «Достать рукой до противоположной ноги», «Езда лежа на локте» и т.п.);

3) пальчиковая гимнастика - упражнения для кистей рук, статические и динамические упражнения для пальцев, способствующие развитию мелкой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения. Данное упражнение можно разнообразить и усложнить от этапа к этапу любыми играми с пальчиками, учить детей рассказывать стихотворения и сказки руками, ногами, глазами, телом, можно поиграть и в пантомиму;

4) глазодвигательная гимнастика – упражнения вводятся в коррекционный курс на втором-третьем этапе занятий иппотерапией. Каждое занятие выполняется сначала на стоящей лошади, медленно и тщательно, иногда целесообразным бывает начать отработку навыков лежа, затем сидя. Дети учатся следить только глазами, не поворачивая голову, за движением какого-либо яркого предмета, например игрушки. Вначале ребенок пассивно следит за рукой взрослого, затем за своей рукой, направляемой взрослым, наконец, перемещает предмет сам. Упражнения выполняются сначала одной рукой, потом - другой, потом - обеими вместе. Необходимо следить за плавностью движений взгляда ребенка и его стабильности удержания предмета;

5) артикуляционный праксис - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Работа с артикуляцией трудна по той причине, что она требует постоянного повторения. Во время занятий на лошади используют связанные с верховой ездой слова и упражнения с речевым аппаратом. Это усиливает мотивацию ребенка и дает быстрый эффект. Можно использовать классические логопедические упражнения или придумать множества игр.

Лошадка».

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал

языком, а не чмокал

Лошадка едет тихо».

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при

произношении звука "л".

Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет

только язык.

2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.

3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

3) «Поехали».
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

1. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
2. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «п», а иногда и «па».

В качестве поощрения и закрепления– лошадь везет всадника.

Лошадка фыркает»

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

В заключение хочется сказать, что путем многолетней практики, мы убедились – лечебная верховая езда, направленная на всестороннее развитие ребенка, в том числе и речи, помогает преодолеть различные нарушения. И при грамотном подходе к процессу реабилитации, мы можем достигнуть прекрасных результатов. Дальнейшее наращивание и автоматизация сформированного потенциала при занятиях иппотерапией дает возможность эффективной работы с вышележащими уровнями речевого процесса: фонетическим, лексическим, грамматическим и синтаксическим.

Список использованной литературы:

1) Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. «Клиника интеллектуальных нарушений», М.: Педагогическое общество России, 2009.

2) Адаптивная (реабилитационная) верховая езда. Учебное пособие университета. Paris-Nord. Пер с франц. – М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов. – 2003.

3) Волкова Л.С. «Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. - 5-е изд., перераб.и доп.». 2009.

4) Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей.2009

КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ИППОТЕРАПИИ НА ПРИМЕРЕ ГРУПП ИНВАЛИДОВ С РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ

Егина М.Е. – директор ГУ СО «Социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Иппотерапия», г. Самара

Рассеянный склероз (РС) представляет собой тяжелое демиелинизирующее заболевание ЦНС неясной этиологии, в патогенезе которого по современным представлениям важную роль играют генетические и аутоиммунные факторы. По оценкам экспертов, в настоящее время в мире страдают РС около 3-ех млн. человек. Важно отметить и то, что заболеваемость РС в России достаточно высока: ежегодно регистрируется около 5 тыс. случаев, а средний возраст дебюта составляет 25-40 лет. Медико-социальная значимость РС определяется тем, что это заболевание является одной из главных причин инвалидизации неврологических больных молодого и среднего возраста, обусловленной в основном двигательными нарушениями и прежде всего спастическим парезом с ремитирующим течением. РС является заболеванием, развитие и прогрессирование которого сопровождается резким снижением качества жизни больного человека. К основным проявлениям РС, оказывающим влияние на качество жизни больных можно отнести следующее:

- двигательные и сенсорные нарушения;

- нарушения зрения;

- депрессия/эйфория;

- слабость, тремор, болевой синдром;

- дисфункция тазовых органов.

Реабилитация лиц с РС – это комплекс мероприятий (медицинских, педагогических, психологических, социальных, правовых), направленных на восстановление нарушенных функций, социального статуса и качества жизни пациента.

С 2001 года в Самарской области работает государственное учреждение Самарской области «Социально-реабилитационный центр «Иппотерапия». Основным направлением деятельности учреждения является предоставление комплексного курса реабилитации, включающего в себя разделы социально-психологической, социально-бытовой и медицинской реабилитации. Мы полагаем, что именно комплексность курса реабилитации в сочетании с занятиями иппотерапией позволяют нам добиваться значительных результатов.

Реабилитация пациентов с рассеянным склерозом в ГУ СО «Социально-реабилитационный центр «Иппотерапия» проводится более 6 лет и с каждым годом количество пациентов увеличивается (таблица 1).

Таблица 1.

год
Число пациентов

Многие из пациентов посещают центр по несколько лет. За эти годы данная категория клиентов составила группу из 29 человек. Все они являются инвалидами: 75% - второй группы, 17% - первой группы и 10% - третьей группы. Возраст пациентов от 24 до 56 лет. У подавляющего числа пациентов диагностирована цереброспинальная форма заболевания, сопровождающаяся центральными парезами конечностей различной степени тяжести и атактическим синдромом, нарушением зрения, тазовыми расстройствами. Все больные наблюдаются в областном Центре рассеянного склероза. Четверо из них получают препараты иммуностимулирующего и превинтивного ряда. Кроме этого, все получают симптоматическую терапию. Реабилитационные курсы в центре «Иппотерапия» проходят только в стадии ремиссии основного заболевания.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ РАССЕЯННОМ СКЛЕРОЗЕ

Помощь больным с РС в Самарской области организована следующим образом: стационарный этап в центре РС на базе областной Клинической больницы, амбулаторное наблюдение в поликлинике по месту жительства, реабилитация в ГУСО «Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста «Береза» и ГУСО «Социально-реабилитационный центр «Иппотерапия».

Основные принципы реабилитационного процесса при рассеянном склерозе в ГУСО «Социально-реабилитационный центр «Иппотерапия»

- раннее начало реабилитации; индивидуальный подход; комплексность и преемственность в реабилитации; длительная последовательная непрерывная работа с пациентом; повышение активной осознанной позиции лиц с ограниченными возможностями.

Комплекс реабилитационных мероприятий направлен на:

- восстановление объема активных движений, мышечной силы и тонуса в паретичных конечностях;

- восстановление разнообразных бытовых навыков;

- социальная и психологическая адаптация клиентов.

Курс реабилитации рассчитан на 21 день. Для каждого клиента разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, соответствующая общему состоянию, физическим возможностям, неврологическому статусу, а так же психоэмоциональному фону. Как уже отмечалось, реабилитационные курсы проводятся только в стадии ремиссии основного заболевания.

Социально-психологическая реабилитация

Инвалиды с рассеянным склерозом, помимо нарушения способностей к передвижению, имеют расстройства со стороны психо-эмоциональной сферы, имеют место различные виды расстройств внимания, памяти, с патологиями мышления и снижения интеллекта, характерны неврозоподобные и депрессивные состояния. Это приводит к конфликтам в семье, с родственниками, с последующим распадом семьи, потери трудоспособности. В связи с этим, в центре основными направлениями социально-психологической реабилитации больных с рассеянным склерозом является:

- снятие эмоционального напряжения, депрессии.

- снижение уровня тревожности, агрессии.

- коррекция мотивационной, личностной и эмоционально-волевой сфер.

- коррекция системы социально-психологических отношений.

- коррекция познавательных процессов.

Для решения этих проблем в ходе психологического консультирования специалист учреждения определяет объём психологической помощи данному пациенту.

В основе психологических проблем инвалидов, страдающих хроническими заболеваниями нервной системы, сопровождающихся тяжелыми двигательными нарушениями и значительным ухудшением качества жизни, лежит стресс. Поэтому большое внимание в работе психолога уделяется беседам и встречам не только с клиентом, но и с членами семьи инвалида для решения важных проблем по адаптации инвалида в кругу семьи.

Кроме квалифицированной психологической помощи, оказываемой психологом, элементы психотерапии в той или иной мере присутствуют на занятиях у всех специалистов центра: при проведении ЛФК, иппотерапии, массажа и т.д.

СОЦИАЛЬНО - БЫТОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Один из эффективных путей социальной адаптации инвалида - социально-бытовая реабилитация. Это направление в нашем центре предполагает в основном оказание комплекса бытовых услуг, необходимых людям с ограниченными возможностями.

В кабинете социально-бытовой адаптации специалисты (социальный работник, юрист, специалист по социальной работе):

1. Определяют потребность инвалида в различных видах социальной помощи.

2. Обеспечивают юридическую и правовую помощь инвалидам.

3. Консультируют по подбору инвалиду технических средств реабилитации.

4. Обучают инвалида навыкам семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-бытовых условиях и приспособление к ним инвалидов.

5. Обучают навыкам самостоятельного проживания – подготовка к независимому образу жизни (обучение пользованию бытовыми приборами).

6. Обучают навыкам независимого образа жизни с помощью упражнений и технических приспособлений.

Большое внимание уделяется творчеству и социо-культурной реабилитации инвалидов с РС.

Социокультурная программа в центре направлена на развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков, повышение уровня самооценки личности, развития навыков общения, формирование активной жизненной позиции.

В центре «Иппотерапия» используют традиционные формы рекриации: посещение театров, музеев, участие в массовых мероприятиях. Проводятся социо-культурные мероприятия, посвященные знаменательным датам. Наши пациенты с удовольствием принимают участия в праздничных выступлениях на лошадях, в конноспортивных эстафетах, хоровом пении, выставках, конкурсах.

Все наши пациенты являются членами общества больных РС СОРС.

медицинская реабилитация

В рамках медицинской реабилитации используются: классические занятия лечебной физкультурой, массаж, баланс-система, занятия иппотерапией.

Прогрессирование заболевания (РС) ведет к формированию патологического стереотипа движений. Одним из методов коррекции этого нарушения является лечебная физкультура (кинезотерапия) в сочетании с лечебным массажом. В центре «Иппотерапия» имеется зал для проведения занятий ЛФК, оснащенный следующим оборудованием: многофункциональным тренажером; беговой дорожкой; велотренажером, шведской стенкой, стабилометрической платформой, батутом, медболами и т.д.

Следует отметить, что ЛФК у пациентов с рассеянным склерозом нужно применять с осторожностью, поскольку большинство их жалуются на повышенную утомляемость, которая может проявляться утомляемостью отдельных мышечных групп, особенно при повторяющихся движениях. Поэтому необходимо использовать только умеренные нагрузки, во-вторых, чередовать периоды активных движений с периодами полного покоя (отдыха). В-третьих, стараться проводить занятия в те часы, когда больные отмечают наименьшую утомляемость (выясняется при опросе).

По мнению многих авторов, без полного восстановления объема пассивных движений, изменения в мышцах могут привести к их дисбалансу, что и наблюдается при любых центральных двигательных нарушениях. Редко ЛФК в учреждении проводится групповым методом, в основном наши пациенты с РС занимаются с врачом ЛФК по индивидуальной программе, которая состоит из пассивных упражнений на разработку двигательных функций суставов, упражнений способствующих снижению тонуса, тренировка функций равновесия и восстановления навыков ходьбы.

Массаж при рассеянном склерозе имеет ряд особенностей:

1. Применение классического ручного массажа в данном случае не имеет место;

2. Используется точечный, а в отдельных случаях сегментарный массаж с соблюдением следующих правил:

- массаж на руке следует начинать с плеча, а на ноге с ягодиц и бедра (положение – лежа на здоровом боку или на спине). Затем переходят к массажу других участков конечностей.

- при массаже мышц с повышенным тонусом, следует применять лишь легкое поглаживание. При этом темп массажных движений должен быть медленным.

- при массаже мышечных групп с нормальным тонусом, можно использовать и другие массажные приемы: растирание и неглубокое разминание.

Учитывая наличие практически у всех наших пациентов с РС двигательных и координаторных нарушений, в программу комплексной реабилитации включаются занятия, направленные на восстановление координации и двигательных стереотипов. С этой целью в центре используется баланс-система СD. На первом этапе проводится тестирование клиентов (4 протокола), дающее возможность оценить их способность к нейромышечному контролю, возможность сохранять устойчивое положение на стабильной и подвижной платформе, выявлять предрасположенность к падениям, пределы стабильности и постуральную стабильность. На втором этапе, баланс-система используется в качестве тренировочного средства для повышения кинетических способностей, восстановления проприоцептивных механизмов. Система имеет 4 тренировочных режима. Для каждого пациента режим тренировки выбирается индивидуально. Тренировки проводятся от менее сложного уровня к более сложному. Форматы режимов тренировки включают: постуральную устойчивость, пределы устойчивости, перемещение собственного веса и тренировка с помощью лабиринта.

Иппотерапия – основная составляющая комплексного курса реабилитации применяемого в учреждении при работе с пациентами РС. Занятия позволяют таким больным:

1. Повысить уровень физического и душевного здоровья;

2.Повысить уровень социального здоровья;

3.Снять депрессивный фон настроения;

4.Обеспечить мобилизацию внимания и эмоциональную мотивацию активного образа жизни.

Иппотерапия способствует улучшению движений в ногах, выработке типичного для ходьбы стереотипа движений, перераспределению мышечного тонуса для уменьшения спастичности ног и мышц тазового пояса, укреплению мышц тазового пояса и спины, улучшению координации движений, равновесия, работы вестибулярного аппарата.

Для лиц с легкими формами РС в фазе ремиссии используется ритм шага лошади, занятия проводятся на открытом манеже с коневодом и инструктором на каждую лошадь.

Для сохранных и успевающих пациентов после нескольких месяцев занятий возможно разрешение лечебной верховой езды (используя аллюр – «рысь»), самостоятельное управление с использованием поводьев, изучение элементов верховой езды с одним инструктором на группу.

Схема занятий иппотерапией, используемая в ГУСО «Социально-реабилитационный центр «Иппотерапия» следующая:

1. Занятия проводят в группе из 3-6 человек.

2. Занятия 3 раза в неделю в первой половине дня.

3. Продолжительность занятий от 10 до 40 минут, в зависимости от физической возможности пациента, очередности и интенсивности занятий.

4. В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится массаж до или после ЛВЕ.

5. Классическая ЛФК чередуется с иппотерапией.

6. Обязательный осмотр врача до и после иппотерапии.

При РС рекомендуются следующие упражнения:

1. Езда без седла с использованием страховочной подпруги с ручками и без (гурт) для большей координации, распределения тонуса в мышцах туловища и прогревания (релаксации) мышц малого таза.

2. Езда в универсальном седле с использованием стремян и без них.

3. Выполнение упражнений, сидя верхом на лошади, идущей шагом: доставание ушей или хвоста лошади, наклоны вперед-назад, вправо - влево, повороты с вытянутым в стороны руками, круговые движения головой, плечами, руками, туловищем, стопами ног, наклоны рукой к ногам, подъем коленей над холкой лошади, махи прямой и согнутой в колене ноги; езда с закрытыми глазами; с одной рукой в сторону, другой придерживаться и совсем без рук (не держась); использование спортивного инвентаря (мячи, кольца малые резиновые, мячи малые, хлыст, гимнастические палки) и др.;

4. Выполняя упражнения необходимо, чтобы коновод вел лошадь в разных направлениях, (по кругу, по прямой, по восьмерке, «серпантином», «змейкой» и т.п.) ускоряя или замедляя шаг попеременно.

Выводы

По результатам пятилетнего наблюдения за группой пациентов с РС, которые регулярно проходили реабилитацию в центре «Иппотерапия» можно сделать следующие выводы:

1. Для наблюдаемой группы характерна длительная ремиссия с непродолжительными обострениями (2 из 29 клиентов лечились в специализированном отделении с обострениями, после чего продолжают активно посещать центр).

2. Несмотря на прогрессирующий характер заболевания, усиление групп инвалидности у наблюдаемого контингента не произошло.

3. Наряду с медикаментозным лечением пациенты с РС видят необходимость и эффективность комплексной реабилитации в условиях «Иппотерапии», о чем говорит их групповое посещение центра строго по графику 2-3 курса в году.

4. Занятия ЛВЕ с использованием специальных упражнений во время езды на лошади способствует активному развитию сложных точностных движений разных частей тела, улучшение равновесия, тренировке вестибулярного аппарата. Что и наблюдается у наших пациентов: один пациент прекратил пользоваться коляской и ходит только с тростью, 6 пациентов оставили трости, что связано с укреплением мышц ног, улучшением координации движения. Пациентка А. после наших занятий стала самостоятельно ездить стоя в общественном транспорте, не теряя равновесия. Пациентка Б. стала пользоваться велосипедом, безпрепятственнно преодолевает значительное расстояние. Пациент Л., инвалид II группы, начал реабилитацию с 2005 года, с трудом передвигаясь, пользуясь тростью. Через год регулярных групповых занятий иппотерапией стал заниматься по программе ЛВЕ. С удовольствием самостоятельно чистил, седлал, водил лошадь. Освоил шаг, рысь, элементы верховой езды на шагу, рыси (вольт, полувольт, серпантин, преодоление жердей, кавалетти). В 2007 году стал победителем в областных соревнованиях по конному спорту среди инвалидов по программе «манежная езда».

За время занятий пациенты центра отмечают улучшение двигательных возможностей (способны самостоятельно сходить в магазин за продуктами, приготовить пищу, постирать белье и т.д.), улучшается настроение, с удовольствием посещают занятия ЛФК и иппотерапии.

К сожалению, не у всех пациентов улучшается физическое здоровье, однако можно с уверенностью констатировать, что, несмотря на тяжелый недуг и прогрессирующий характер заболевания РС, с помощью комплексной реабилитации можно повысить качество жизни наших пациентов, выражающиеся в первую очередь в стабилизации процесса, снятии депрессивного фона настроения, формировании активной жизненной позиции.

Программа летнего реабилитационного конного туристического лагеря «Солнечный остров» для воспитанников интернатных учреждений, имеющих тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата

Самарский В.В., Покровская И.А.

АНБО «Оздоровительный конный центр «Солнечный остров», Санкт-Петербург

В течение последних пятнадцати лет в России начал активно развиваться метод, сочетающий в себе возможности как физической, так и социально-психологической реабилитации людей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это метод иппотерапии (адаптивной верховой езды). В Санкт-Петербурге в качестве метода социальной реабилитации иппотерапия впервые стала применяться в «Оздоровительном конном центре «Солнечный остров» в 1996 году.

Фундамент теоретических знаний о влиянии лошади на людей с ограниченными возможностями постепенно формировался, благодаря зарубежным семинарам и конференциях, проводим специалистами стран Европы, где лечение с помощью лошади практикуется уже более 50 лет. Полноценная реабилитационная работа с инвалидами была бы невозможна при отсутствии понимания процессов физической адаптации инвалида. С этой целью основатели Центра прошли обучение по специальности «адаптивная физическая культура» в академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.

За 15 лет работы «Солнечного острова» специалистами Центра был накоплен существенный опыт, следствием которого стало все возрастающее число реабилитационных программ с применением лошади.

Помимо классических занятий иппотерапией, строящихся по принципу лечебной физкультуры, но только на лошади, получили развитие программы инвалидного конного спорта: Специальная Олимпиада и спорт высших достижений – Паралимпийская выездка; а также программа летнего туристического конного лагеря.

Проект летнего туристического конного лагеря уникален по своей структуре и впервые был реализован в 2002 году. В настоящее время в лагере проводятся смены как для людей с ментальными нарушениями, так и оздоровительные смены для детей, смены для асоциальных подростков лечебно-педагогической направленности, а также смена для людей с тяжелыми нарушениями развития, проживающих в интернатных учреждениях, в рамках совместного проекта трех организаций: Оздоровительного конного центра «Солнечный остров», СПбГСУСО Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4 г. Павловска, БОО «Перспективы». В рамках настоящей конференции этот проект представляет особенный интерес.

Первый выезд для воспитанников детского дома-интерната состоялся в 2003 году.

Целью программы было предоставления возможности инвалидам ежедневных занятий на лошадях и развития у них двигательных навыков. Но после проведения первого лагеря стало понятно, что наибольший эффект достигается за счет пребывания участников в качественно новых бытовых условиях. И хотя лагерь максимально адаптирован под потребности людей с тяжелыми нарушениями развития, в нем сохраняется идея похода.

Состав смены в лагере

Смены в рамках данного проекта, как правило, проводятся в следующем составе:

- пять детей младшего возраста (от 5 до 11 лет), имеющих тяжелые двигательные нарушения (ДЦП, артрогриппоз), генетические абберации, проблемы коммуникации. Каждого ребенка сопровождает сотрудник детского дома или сотрудник или волонтер БОО «Перспективы»;

- четыре воспитанника детского дома-интерната, занимающиеся конным спортом по программе «Специальная Олимпиада». Это участники более старшего возраста (от 15 до 20 лет), имеющие интеллектуальные нарушения, но сохранные физически. Группу из трех-пяти таких участников сопровождает один педагог.

На протяжении нескольких лет участие в проекте принимали также подопечные психоневрологического интерната №3 г. Петродворца. В группе, состоящей из четырех подопечных в возрасте старше 18 лет, три участника имели тяжелые интеллектуальные и двигательные нарушения, один участник - сохранный физически, но имеющий ментальные нарушения средней степени. В качестве сопровождающих данной группы в лагерь выезжали три человека, один из которых педагог и двое - волонтеры.

Необходимо отметить, что в отличие от других реабилитационных лагерей, где сопровождающие посещают лагерь исключительно с целью работы с инвалидами, в лагере «Солнечный остров» педагоги и волонтеры являются его полноценными участниками. Для них также организованы занятия верховой ездой, спортивные мероприятия и тренинг командообразования «Веревочный курс». Принцип совместного отдыха и взаимодействия всех участников (как здоровых, так и инвалидов) важен с точки зрения профилактики развития у инвалидов потребительского отношения к сопровождающим, а также с точки зрения сплочения коллектива.

Наши рекомендации