Упражнение 3. «Махи ногами».

Задачи:

  • развитие крупной моторики,
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Описание упражнения

Ребенок по команде инструктора перекладывает правую ногу через гриву лошади на левую сторону, а затем левую ногу на правую сторону.

Несмотря на кажущуюся сложность осуществления движения по заданию (из-за явной произвольности действия) это упражнение может легко выполнить даже ребенок с ярко выраженным полевым поведением. Если он не воспринимает словесную команду, тогда следует подключить мимику и жесты, например, коснуться сначала ноги, а потом постучать ладонью по тому месту, куда он должен ее переложить. Также помочь ребенку перекинуть ногу можно посредством отклонения его туловища назад. После многократного повторения с помощью инструктора данное движение начинает осуществляться с большей степенью самостоятельности и по словесной команде (если необходимо, этот принцип реализуется при обучении любому другому движению).

Упражнение 4. «Палки и кольца».

Задачи:

  • развитие мелкой моторики,
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Описание упражнения

Иппотерапевт и его ассистент идут справа и слева от лошади, держа в руках пластиковые гимнастические палки, на одну из которых нанизаны пластиковые или резиновые кольца разного диаметра. Задача ребенка снять кольца с одной палки и надеть на другую, используя сначала правую, затем левую руку.

Упражнение 5. «Крест-накрест»

Задачи:

  • развитие мелкой моторики,
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Описание упражнения

Ребенок касается сначала большим, затем указательным, безымянным и т.д. пальцами правой руки носка левой ноги и наоборот.

Упражнение 6. «Мячи и вёдра»

Задачи:

  • развитие мелкой моторики,
  • развитие межполушарного взаимодействия,
  • развитие двуручной деятельности,
  • развитие мышления.

Описание упражнения

Иппотерапевт идет с одной стороны от лошади, его ассистент - с другой. Оба держат в руках пластиковые ведра разного цвета. Ребенок сидит верхом на лошади, держа в одной руке ведро с теннисными мячами. По команде начинает перекладывать мячи одной рукой из своего ведра (продолжая удерживать его другой рукой) в ведра иппотерапевта и его помощника.

Другая цель этого упражнения - развитие мышления (на обобщение, дифференциацию). Можно наполнить ведро, которое держит ребенок, предметами (мячами, кубиками и т.д.) разной формы или цвета и дать задание, чтобы он перекладывал их, разделяя, например, мячики в одно ведро, а кубики в другое.

Упражнение 7. «Причеши лошадку».

Задачи:

  • развитие мелкой моторики,
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Описание упражнения

Ребенок сидит лицом к голове лошади. По команде начинает причесывать гриву лошади, перебрасывая ее щеткой с правой стороны на левую, а затем наоборот.

Упражнение 8. «Игра в мяч».

Задачи:

  • развитие мелкой моторики,
  • развитие крупной моторики,
  • развитие двуручной деятельности,
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Описание упражнения

Ребенок сидит лицом к голове или хвосту лошади. По команде бросает мяч идущему слева от него иппотерапевту, затем снова ловит его и бросает, идущему справа помощнику.

Упражнение 9. «Ножницы».

Задачи:

  • развитие крупной моторики,
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Описание упражнения

Ребенок сидит лицом к хвосту лошади. По команде (и под счет) иппотерапевта делает махи ногами над крупом лошади.

Перечисленные выше упражнения выполняются на занятиях по иппотерапии. В качестве домашнего задания мы рекомендуем родителям выполнять с детьми упражнения из комплекса «Гимнастика мозга», разработанного П. Деннисоном.

Выводы:

· иппотерапия совмещает телесно-ориентированные и когнитивные методы воздействия на психику ребенка,

· в процессе иппотерапии происходит воздействие на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей развития ребёнка, что активизирует развитие высших психических функций,

· сенсомоторные координации происходят за счет интеграции зрительного, слухового, осязательного, обонятельного, проприоцептивного и вестибулярного анализаторов,

· формирование межполушарного взаимодействия осуществляется за счет пересечения средней линии тела; лошадь предоставляет такую возможность априори,

· при развитии межполушарного взаимодействия работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот,

· сформирован комплекс упражнений, целенаправленно воздействующих на формирование межполушарного взаимодействия.

Литература

  1. Айрес Д. А. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. - М.: Теревинф, 2009.
  2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.
  3. Ермолаев Д.В., Захарова И.Ю. Средовой подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 5: науч.-практ. сб. - М.: Теревинф, 2006. С. 9-33.
  4. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. М.: Теревинф, 2010.
  5. Потапчук А.А. Воздействие иппотерапии на организм ребенка с церебральным параличом // Сборник докладов и выступлений на 5-й международной всероссийской иппотерапевтической конференции "Кони и люди - дети земли". М., 2008. С. 13-14.
  6. Семенович А.В, Воробьева Е.А., Архипов Б.А., Сафронова Е.В., Иванова Н.А., Шегай В.М., Ланина Т.Н. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития. М.: МГПУ, 2001.
  7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Academia, 2002.
  8. Ханнафорд К. Мудрое движение. М.: Восхождение, 1998.
  9. Хаузер Г. Развитие сенсорной интеграции у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью под воздействием коррекционной вольтижировки и верховой езды // Сборник докладов и выступлений на 5-й международной всероссийской иппотерапевтической конференции "Кони и люди - дети земли". М., 2008.
  10. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. М.: МОДЭК, МПСИ, 2007.

11. Шпицберг И.Л. Лечебная верховая езда - новые возможности телесно-ориентированной психотерапии / Сборник докладов и выступлений на 3-й международной всероссийской иппотерапевтической конференции "Всадник и лошадь - целый мир". М., 2002.

12. Шульц М. Терапевтические и психомоторные аспекты движения человека и его развитие / Учебные материалы и исследования Немецкого кураториума по терапевтической верховой езде. Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике, М.: МККИ, 2003. С. 40-49.

12.ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВЕРХОВОЙ ЕЗДОЙ НА ЗДОРОВЬЕ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Климова В.К., Стрелкова Я.А., Климова М.В.

Белгородский национальный исследовательский

университет «БелГУ», г. Белгород.

Статья подготовлена для Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме: «Разработка новых физкультурно-оздоровительных технологий, способствующих повышению функциональных возможностей организма и обеспечению высокой эффективности образовательной деятельности студентов».

В рамках национальной доктрины общего и специального образования происходит реформирование системы физического воспитания студентов высших учебных заведений. Однако проблема повышения эффективности физического воспитания студентов остается нерешенной.

На сегодняшний день объективно установлено увеличение числа студентов с врожденными и приобретенными патологиями. Имеются сведения, что в Вузы России поступают здоровыми только 16% абитуриентов. Факторами риска для студентов во время обучения в высших учебных заведениях являются трудности адаптации к учебному процессу и недостаточный объем двигательной активности. Наличие низкого адаптивно-приспособительного характера функционирования организма студентов требует обеспечения наиболее полной коррекции состояния их здоровья при существующих различных заболеваниях, а так же комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий.

В этом плане вполне понятен возросший интерес населения к занятиям конным спортом и верховой ездой. Известно, что верховая езда оказывает многокомпонентное воздействие на все системы организма, оптимизируя их функционирования и обеспечивая тренировку регуляторных систем [2]. Для студенческой молодежи верховая езда - один из способов снять стресс и накопившуюся усталость, полностью отключиться от повседневных проблем и забот, улучшить свою физическую форму, побыть на природе и найти новых друзей.

Организация исследования. В исследовании принимали участие 28 студентов 18-20 лет (10 юношей, 18 девушек), занимающихся в оздоровительной группе конно-спортивной школы БелГУ. Все студенты имели медицинские справки об отсутствии противопоказаний к занятиям верховой ездой. Занятия проходили 2 раза в неделю. Общая продолжительность каждого занятия в среднем составляла более двух часов. Из них около 90 минут длилось само занятие, на котором отрабатывались различные аллюры, а остальное время отводилось уходу за лошадью перед занятием и после него (чистка, седловка и расседловка лошади и т.д.). Тестирование проводилось до и после 8-10 занятий верховой ездой.

Методы исследования:анализ медицинских карт,оценка состояния вегетативной нервной системы по индексу Кердо, экспресс-оценка уровня здоровья по методике Г.А. Апанасенко (1988), в основу которой положены показатели физического развития (рост, масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), кистевая динамометрия) и оценка состояния сердечно-сосудистой системы в покое и в течение восcтановительного периода. Экспресс-скрининг основан на установлении зависимости между общей выносливостью, объемом физиологических резервов и проявлением общей экономизации функций кардиореспираторной системы. После оценки каждого показателя определялась сумма баллов и диапазон уровня здоровья.

Для интегральной оценки степени напряжения механизмов регуляции вычислялся адаптационный потенциал (АП):

АП=0,011*(ЧСС)+0,014*(СД)+0,008+(АДд)+0,014*(В)+0,009*(М)-0,009*(Р)-0,27, где АП – адаптационный потенциал, баллы; ЧСС – уд/мин; АДс – систолическое давление, мм рт ст; АДд– диастолическое давление, мм рт ст; В – возраст, лет; М – масса тела, кг; Р – длина тела, см; 0,27 – независимый коэффициент. Пороговые значения АП составляют: при нормальной (удовлетворительной адаптации) – до 1,90 балла; при напряжении механизмов адаптации – 1,91-2,09 балла; при неудовлетворительной адаптации – 2,10-2,28 балла; при срыве адаптации – 2,10-2,28 балла [1].

Результаты и их обсуждение.

При анализе медицинских карт установлено, что студенты, желающие заниматься верховой ездой, не имеют серьезных заболеваний и врачебных противопоказаний к такому виду физической активности. Для оценки тонуса симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы в эксперименте использовался индекс Кердо. Средние значения его в начале эксперимента свидетельствует о преобладании активности симпатического отдела. К окончанию исследования значения индекса приблизились к показателю, характеризующему равновесие симпатического и парасимпатического отделов, что свидетельствует об оптимизации процессов регуляции функций организма. У девушек значения индекса изменились с + 6 до +1, у юношей – с +10 до +3.

Установлено, что перед занятиями верховой ездой уровень здоровья всадников-студентов находился в диапазоне 5-9 баллов (ниже среднего). Среднее значение - 6,.2+1,3 баллов. В конце исследования диапазон уровня здоровья остался тот же - ниже среднего, но средняя бальная оценка возросла до 8,3+1,3, приближаясь к пограничному значению перехода к «среднему» уровню здоровья. В основном увеличение показателей произошло из-за повышения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и снижения уровня ЧСС в покое.

Протекание процессов адаптации определялось по величине адаптационного потенциала (АП) – показателя, интегрально отражающего степень адаптации и состояние функциональных резервов организма. АП позволяет прогнозировать здоровье и степень напряжения механизмов регуляции. В ходе исследования установлено, что в начале курса у двух студентов значение АП рассматривалось как срыв адаптации, а у остальных испытуемых отмечалось напряжение механизма адаптации. После окончания занятий срыв адаптации не определился ни у одного всадника, снизилось число человек с показателем неудовлетворительной адаптации. Значения АП у двух студентов перешли в зону нормальных значений адаптации (табл.1).

Таблица 1

Изменение значений адаптационного потенциала (АП) при занятиях верховой ездой

Показатели Значения адаптационного коэффициента
Адаптация Курс Нормальная   Напряжение   Неудовл.   Срыв адаптации
До начала - 64 % 18 человек 29 % 8 человек 7% 2 человека
После окончания 7% 2 человека 72 % 20 человек 21 % 6 человек -

Большинство студентов отмечали, что занятия верховой ездой привлекают их возможностью общаться с лошадью, с единомышленниками. Практически все всадники отметили положительный эмоциональный настрой при подготовке и проведении занятий. Кроме того, студенты отмечали значительную степень усталости, что сопровождает занятия со значительными физическими нагрузками

Выводы.В ходе экспериментального исследования отмечено благоприятное влияние занятий верховой ездой на состояние вегетативной нервной системы всадников- студентов, увеличение уровня их здоровья и повышение способности организма адаптироваться к различным влияниям окружающей среды, в том числе и стрессогенным факторам студенческой жизни.

1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – Ростов-на -Дону: Феникс, 2000.-248 с.

2. Климова В.К., Посохов А.В., Лукьянов Н.А. Теоретические основы использования иппотерапии в процессе физической реабилитации.- Белгород: Политера, 2008.-75 с.


Наши рекомендации